ISSN 2312-9778
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Тординава И.К., Шестерикова М. И.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРИЯ «ВОЛНА» (ЗАО)
В условиях рыночной экономики главным показателем эффективной работы предприятия является результат его деятельности. Основным показателем, отражающим результаты деятельности предприятий, является прибыль.
Получение прибыли является главной целью деятельности любого предприятия. Также важна ее максимизация по мере развития бизнеса. Главным условием максимизации является управление прибылью. Для эффективного управления финансовыми результатами деятельности предприятия необходима оценка финансовых результатов, полученных в предыдущих периодах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Общая оценка деятельности предприятия дается на основании таких финансовых показателей, как прибыль (убыток) - абсолютный показатель и рентабельность - относительный показатель. Данные показатели отражают эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В целом, финансовые результаты отражают превышение (снижение) стоимости произведенной продукции (товаров, работ, услуг) над затратами на их производство, реализацию, превышение чистой прибыли над понесенными убытками, что является финансово-экономической базой для увеличения собственного капитала предприятия. Полученный положительный финансовый результат предприятия говорит о целесообразности и эффективности использования активов, собственного, оборотного капитала.
Прибыль, с одной стороны, является источником финансирования деятельности предприятия, а с другой - источником доходов бюджетов разных уровней.
Полученная прибыль обеспечивает дальнейшее развитие предприятия, а также является главным условием деловой активности, гарантом эффективного осуществления функций обеспечения потребителей (товарами, услугами) в соответствии со спросом на них.
Исследование финансовых результатов с целью более эффективного использования ресурсов, а также поиска факторов, влияющих на их размер, имеет большое значение, так как от правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования хозяйствующего субъекта.
Анализ финансовых результатов является важным аспектом исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью анализа финансовых результатов яв-
12
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
ляется количественная оценка причин, вызывающих изменение финансовых результатов.
Ввиду вышесказанного актуальность исследования определяется необходимостью проведения анализа финансовых результатов, который позволит достоверно оценить финансовое состояние предприятия на текущий момент времени и разработать эффективную стратегию управления прибылью в перспективе.
Долгосрочная рентабельность зависит от большого количества факторов (более 30), которые характеризуют состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке санаторных услуг, рыночной ситуации. Поэтому в процессе разработки стратегического плана управления рентабельностью стоит учесть и ряд других важных факторов: капиталоемкость, качество предоставляемых услуг, относительная доля предприятия на рынке и производительность труда.
Между целями развития предприятия и факторами, которые их определяют, существует тесная взаимосвязь (Таблица 1).
Таблица 1 - Цели развития предприятия и факторы, их определяющие
Цель Факторы
Обеспечение накоплений на развитие производства Структура производства и реализации товаров (работ, услуг), цены реализации, сокращение издержек производства, объем, структура, эффективность использования ресурсов, размер рентабельности
Обеспечение устойчивого финансового положения Формирование резервного фонда, продуктивных отношений с контрагентами, оптимального размера рентабельности, диверсификация вложений
Удовлетворение интересов собственников Увеличение прибыли предприятия путем повышения эффективности и объема собственных и привлеченных финансовых ресурсов, использование финансового рычага, размер рентабельности
Обеспечение социального развития сотрудников Издержки обращения, состав и численность трудовых ресурсов, стимулирование персонала, размер рентабельности
Поэтому важно, чтобы все проводимые организацией мероприятия по росту рентабельности способствовали достижению важнейших целей ее развития.
При стратегическом планировании уровня рентабельности очень важна обоснованность ее целевого размера. Формулировка обоснованности возможна при разработке финансовой и ценовой политики, финансовой стратегии, ассортиментной политики, определении объема реализации, при котором возможно получение целевых показателей рентабельности, соответственно сформированной ресурсной политики, эффективном использовании свободных денежных средств, управлении валовыми доходами, издержками обращения, а так же оценки соответствия возможностей получения рентабельности ее
13
ISSN 2312-9778
целевой величине.
Увеличению рентабельности будет способствовать рост реализации услуг, обусловленный ростом числа новых клиентов, объемов приобретения услуг постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации.
Риск в современной экономической теории рассматривается как один из факторов формирования рентабельности. Чтобы неопределенность при осуществлении деятельности свести к минимуму, необходимо выбрать то направление деятельности или тот вариант инвестирования, который приведет к получению более высоких результатов. Оптимальным будет являться тот вариант, при осуществлении которого предприятие получит более высокую рентабельность, соответствующую прогнозируемым показателям. Положение самого предприятия и его готовность идти на риск оказывают большое влияние на получение рентабельности от осуществления рискового проекта. Основными путями преодоления риска в рамках выбранной стратегии будут являться: диверсификация деятельности; передача риска страховой компании; тщательная юридическая проработка коммерческих сделок.
Эффективность коммерческих сделок определяется следующими требованиями к ним: приемлемыми затратами; сроками поставки и реализации; превосходство желаемых результатов над нежелательными; увязка с прошлым и возможное продолжение сотрудничества в перспективе.
При формировании стратегии по достижению рентабельности, необходимо рассматривать ее как результат целенаправленных действий. Рентабельность, полученная благодаря инициативе, будет являться результатом инноваций, преодоления риска, рациональности использования ресурсов и т.д.
Масштабы предприятия также выступают долгосрочным фактором, влияющим на рентабельность. Оптимальным размером предприятия является тот, который позволит приблизиться к оптимальному уровню рентабельности. По результатам многолетних наблюдений, для всех предприятий характерна следующая тенденция: на первых этапах по мере увеличения масштабов, увеличивается и рентабельность, а затем ее рост замедляется, стабилизируется, а иногда и снижается. Такое крупное предприятие, как «Санаторий Волна» не обеспечивает себе превосходство в росте рентабельности перед меньшими предприятиями, поскольку постоянные затраты растут более высокими темпами.
Большое влияние на рентабельность оказывает и размер задолженностей, что обусловлено различиями между процентной ставкой банка по кредитам и нормой рентабельности на вложенный капитал. Пока процентная ставка будет ниже, чем норма рентабельности на вложенный капитал, рентабельность будет расти (эффект рычага). Как только норма рентабельности и процентная ставка сравняются, предприятие перестанет увеличивать свою задолженность перед кредиторами.
При привлечении займов для роста рентабельности (использования эффекта рычага) следует помнить, что при низком уровне рентабельности кредиты по высоким ставкам становятся опасны, так как возникшая задолженность в этом случае может привести к значительному снижению рентабельности, а иногда и к банкротству.
При стремлении к получению все большей рентабельности следует использовать возможности ее получения при благоприятных условиях. Такие условия могут возник-
14
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
нуть при воздействии различных внешних факторов или возникновения «неравновесий», порожденных внешними обстоятельствами. Данные обстоятельства подразделяются на следующие группы: порожденные характером вида деятельности; возникающие из-за существующей структуры рынка; связанные с общехозяйственной конъюнктурой; возникшие при воздействии инфляции.
Выгодность того или иного вида деятельности определяется фондовооруженностью предприятия, уровнем издержек, динамикой спроса и структурой рынка. При обращении на рынке ограниченного количества услуг, товаров или когда границы рынка четко очерчены, взаимосвязь между структурой рынка и рентабельностью прямолинейна. При реализации большего количества данных услуг (товаров) на рынке рентабельность растет. На рынке с большим количеством услуг (товаров), при высоком уровне конкуренции и размытых границах рынка взаимодействие между уровнем монополизации (концентрации) рынка и рентабельностью предприятия установить сложно.
По заключениям зарубежных специалистов рентабельность снижается при росте концентрации на рынке. Это происходит потому, что концентрация сопровождается не только ростом доли рентабельности в товарообороте, но и быстрым увеличением размера фирмы, что сопровождается скачкообразным ростом фондовооруженности.
Колебания, связанные с общехозяйственной конъюнктурой также оказывают воздействие на рентабельность. В длительном периоде ускоренного развития экономики растет норма рентабельности и ее масса. При замедленном развитии масса рентабельности растет более медленными темпами. При этом средняя норма рентабельности в период процветания в 2,5-3 раза выше, чем в период спада или депрессии. При средне- и краткосрочных колебаниях конъюнктуры рынка рентабельность крупных компаний в основном остается стабильной.
Высокая инфляция оказывает, безусловно, отрицательное влияние на рентабельность и экономику в целом. Обесцениваются активы, возрастают запасы, а расчетное повышение рентабельности не соответствует реальным денежным ресурсам. Так же при росте инфляции падает и покупательная способность, что в свою очередь оказывает влияние на снижение объема покупок или сделок. Инфляция выгодна для предприятий, которые имеют задолженность и получивших неиндексированные кредиты.
Таким образом, повышение рентабельности в большой степени зависит от умелого управления ею, а так же манипулирования переменными, от которых зависит ее уровень, учета факторов, влияющих на нее, и, безусловно, от возможности использования резервов роста рентабельности. В итоге, совокупность данных воздействий определяет рентабельное функционирование предприятия.
По результатам анализа финансовых результатов деятельности «Санатория Волна» можно выделить основные недостатки, отрицательно повлиявшие на формирование финансовых результатов деятельности предприятия за рассматриваемые периоды и предложить мероприятия по их устранению.
Основным недостатком, отрицательно повлиявшим на финансовый результат в 2013 году по сравнению с 2012 годом, является повышение себестоимости услуг на 24280 тыс. руб., что способствовало уменьшению прибыли на 19211 тыс. руб.
Для устранения данного недостатка необходим комплексный подход к планирова-
15
ISSN 2312-9778
нию, который включает повышение производительности труда, введение более строгого режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности санатория. Немалую роль в снижении себестоимости производства услуг играет и совершенствование технологии создания услуг.
Получению убытка в 2014 году по сравнению с 2013 годом в большей степени способствовало уменьшение объема продаж при высокой себестоимости услуг.
По результатам анализа рентабельности операционного капитала можно сделать вывод, что уровень рентабельности увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 годом за счет повышения цен на услуги и ускорения оборачиваемости операционного капитала. И обратная ситуация в 2014 году по сравнению с 2013 годом: снижению рентабельности способствовало снижение удельного веса рентабельных услуг и замедление оборачиваемости операционного капитала при высокой себестоимости услуг.
Так как между оборачиваемостью капитала и финансовыми результатами имеется тесная взаимосвязь, санаторию необходимо ускорить оборачиваемость операционного капитала. Чем выше скорость обращения капитала, тем более высокую прибыль (финансовый результат) получит предприятие.
Существуют следующие пути ускорения оборачиваемости капитала:
- введение более высокого уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения услуг к потребителю;
- сокращение бизнес цикла при стимулировании сбыта (реклама, скидки, распродажи, программы поддержки лояльности и. т. д.);
- соглашения с поставщиками о предоставлении отсрочек платежа;
Достигнутый эффект в результате ускорения оборачиваемости в первую очередь
отразится в увеличении прибыли от реализации услуг без дополнительного привлечения финансовых ресурсов.
В целом, результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
Получению убытка в 2012 году в сумме -2212 тыс. руб. способствовали в совокупности следующие показатели:
- отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов;
- отрицательное сальдо прочих финансовых расходов и доходов;
- отрицательное сальдо отложенных налоговых активов, обязательств;
- уплата штрафа в сумме 368 тыс. руб. за нарушение налогового законодательства;
- низкий коэффициент оборачиваемости операционного капитала.
Повышению финансовых результатов в 2013 году по сравнению с 2012 годом способствовали следующие факторы:
- увеличение объема реализации услуг;
- повышение среднереализационных цен;
- положительное изменение в структуре реализованных услуг;
- ускорение оборачиваемости операционного капитала.
Все эти показатели способствовали получению положительного финансового результата (прибыли) в 2013 году в сумме 1710 тыс. руб.
В 2014 году был получен убыток в сумме 3323 тыс. руб. На получение убытка в
16
Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015
большей степени повлияли следующие факторы:
- снижение объема продаж по сравнению с 2013 годом при высокой себестоимости
услуг;
- замедление оборачиваемости операционного капитала, снижение его рентабельности.
Итак, в 2013 году наблюдалась положительная динамика. При анализе финансовых результатов от реализации услуг выявлено повышение прибыли от реализации по сравнению с 2012 годом на 6710 тыс. руб., в основном, за счет увеличения среднереализационных цен, при анализе рентабельности выявлено общее ее увеличение на 3,2 % так же, в основном, за счет увеличения цен на услуги. По результатам анализа рентабельности операционного капитала наблюдается ускорение оборачиваемости капитала, что в совокупности с вышеперечисленными факторами так же повлияло на повышение финансовых результатов деятельности предприятия в 2013 году. В 2014 году, наоборот, наблюдается отрицательная динамика финансовых результатов по сравнению с 2013 годом.
По результатам анализа финансовых результатов от реализации услуг наблюдается снижение прибыли от реализации услуг (являющейся главной составляющей прибыли за все анализируемые периоды) на 8295 тыс. руб., чему в большей степени способствовала высокая себестоимость услуг при снижении объема реализации. Результаты анализа рентабельности предприятия указывают на ее снижение на 6,1 % по сравнению с 2013 годом в основном за счет снижения удельного веса рентабельных услуг и высокой их себестоимости. По данным анализа рентабельности операционного капитала наблюдается снижение уровня его рентабельности на 63 % за счет снижения скорости оборачиваемости операционного капитала, высокой себестоимости услуг и снижения удельного веса рентабельных услуг. Следовательно, на данный момент предприятие находится в неудовлетворительном финансовом состоянии в связи с получением убытка по итогам 2014 года. Так как основным недостатком, повлиявшим на снижение финансовых результатов санатория в 2014 году, является высокая себестоимость услуг, нами предложены мероприятия по ее снижению. Одновременно для повышения объема реализации услуг рекомендуется проведение более эффективной маркетинговой политики. Предложенные рекомендации, на наш взгляд, смогут стабилизировать деятельность предприятия в будущих периодах его деятельности.
Литература
1. Абдукаримов, И. Т Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. -М.: ИНФРА-М. - 2011. - 214 с.
2. Абдукаримов, И.Т. Основной источник информации для мониторинга и анализа финансовых результатов предприятия / И.Т. Абдукаримов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №1. - С. 12.
3. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
17
ISSN 2312-9778
/ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. - M.: Финансы и статистика, 2009. - 529 с.
4. Дудник, О.В. Концептуальные подходы к исследованию устойчивого развития предпринимательских структур / О.В. Дудник, А.Ю. Яковлева-Чернышева // Вестник ВЭГУ. - 2012. - №5. - С. 24-29.
5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2009. - 425 с.
6. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА- М, 2013. - 647 с.
7. Чараева, М.В. Основные направления повышения рентабельности промышленных предприятий России // Вестник ПГУ. Серия: Экономика . - 2012. - №4.
8. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, ЕВ. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2011. - 692 с.
9. Шеремет, А.Д., Старовойтова, Е.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / Под общ. ред. проф. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 618 с.
10. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Управление предпринимательством в рекреационном кластере: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2012. - 252 с.
11. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Управление развитием предпринимательских структур в рекреационном кластере: монография / А.Ю. Яковлева-Чернышева. - СПб.: Астерион, 2010. - 199 с.
12. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Особенности кластерного взаимодействия в санаторно-курортной сфере: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Управление и экономика в XXI веке. - 2014. - №2. - С. 23-29.
18