Разработка нового поколения государственных стандартов росси юкого образования в сфере культуры в контексте мирово образовательной интеграции
H.H. Ярошенко
Доктор педагогических наук, профессор МГУКИ, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности
Уважаемые дамы и господа!
Разрешите поблагодарить наших вьетнамских товарищей за гостеприимство, за ту огромную работу, которая позволяет нам сегодня обсуждать судьбоносные вопросы интеграции мировой образовательной системы в сфере культуры и искусства.
Уважаемые коллеги! Весь мир от Европы до Азии, от Северо-Американских Соединенных штатов Америки до Африки сегодня стал площадкой для формирования новых культурных запросов граждан и нового уровня профессиональной подготовки специалистов сферы культуры. Это способствовало интенсивному росту учреждений профессионального искусства, музеев, массовой культуры, рекреации, отдыха и туризма.
Несмотря на глобальный финансовый кризис, охвативший в той или иной мере все страны и континенты, постоянно возрастает роль культурной составляющей мирового развития и её судьбоносного значения для формирования многополярного мира, способного к продуктивному и паритетному культурному диалогу
Любой диалог и любое продуктивное взаимодействие начинаются с поиска общих ценностей и идеалов. В этой связи развитие национальных систем высшего профессионального образования в сфере культуры объективно нуждается в выработке единых, выверенных и сбалансированных требований, которые позволят обеспечить сравнимость программ профессионального образования, его уровня и степеней, квалификационных требований и т.д.
Что понимается под введением сравнимых, общепонятных квалификаций (академических степеней) в области высшего образования в сфере культуры и искусства?
В разных странах (иногда даже в пределах одной страны) квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, в странах, где выпускник университета или колледжа получает по завершении соответствующего курса обучения квалификацию «бакалавр», а затем, при условии освоения дополнительного курса объемом в 1 - 2 года, квалификацию «магистр», обычно «не понимают», чему соответствует
квалификация «дипломированный специалист» является она аналогом бакалавра - или же аналогом магистра? (Например, в Швеции российский диплом специалиста приравнивают к магистерскому, в то время как в большинстве других скандинавских стран его признают эквивалентом диплома бакалавра.) Иногда даже возникают сомнения в том, что дипломированный специалист - это лицо с законченным высшим образованием. Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция (как в России) представляет собой нововведение, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистра, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием. А еще больше трудностей имеется в сопоставлении содержания изучаемых в наших вузах образовательных программ
Особенно остро эта проблема ощущается в России, которая с 2003 года активно включилась в процесс европейской образовательной интеграции на основе Болонских соглашений.
В ходе разработки российских государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям культуры нам приходится решать много методологических и организационных зада1-
Вначале скажу несколько слов об организационных особенностях реформирования Российского образования в сфере культуры и искусств.
1. Российская система образования в сфере культуры и искусств обладает разветвленной системой учреждений.
Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.
Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусств остается развитая сеть государственных и муници папьных образовательных учреждений, в которую входят:
• образовательные учреждения дополнительного образования детей - детские школы искусств (по видам искусств);
• образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрирование реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;
• средние специальные учебные заведения - художественные, музыкапьные: хореографические, театральные, культурно-
просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, либо в ведении субъектов Российской Федерации;
университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию. Российской академии художеств и органов местного самоуправления.
Всего в сфере культуры и искусств функционирует около 5,5 тыс. детских школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и 68 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
2. Российская система образования в сфере культуры и искусств осуществляет подготовку по многочисленным направлениям подготовки (специал ьностя м).
Общероссийским классификатором специальностей по образованию предусмотрены 14 направлений подготовки (специальностей) высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы "культура и искусство".
К сфере культуры отнесены следующие направления подготовки (специальности): "библиотечно-информационные ресурсы", "народная художественная культура", "социально-культурная деятельность", "светоре-жиссура", "реставрация", "художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности". Функционирование образовательных программ в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
К сфере искусства в укрупненной группе "культура и искусство" отнесены такие направления подготовки (специальности), как "музыкальное искусство", "театральное искусство", "хореографическое искусство", "изобразительное искусство", "литературное творчество", "киноискусство", "дизайн", "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". Каждое из таких направлений подготовки имеет свою специфику,
обусловленную тем или иным видом искусства и нерегламентированную нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Далее мы будем говорить лишь об уровне высшего профессионального образования, которое реализуется в университетах, академиях и институтах.
3. Российская система образования в сфере культуры и искусств существует в условиях патернализма со стороны государственных органов управления образованием.
Российские государственные вузы, согласно существующему законодательству, наделены автономией в сфере содержания и методики преподавания, в ряде других областей. Однако реально автономия выступает ограниченной. Прежде всего, это относится к необходимости следовать в реализации соответствующих учебных программ государственным стандартам высшего профессионапьного образования (ГОС ВПО), утвержденным Министерством культуры. Только это (плюс государственная же аккредитация) позволяет вузам выдавать выпускникам так называемый диплом государственного образца, единственно признаваемый на всей территории Российской Федерации.
Следует заметить, что ГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями по отраслям знания ГУМ О), т.е. представителями научно-педагогической общественности вузов. Но основные параметры ГОС ВПО предлагаются Министерством, а конечная версия как сказано, также утверждается Министерством; вуз имеет право на внесение изменений в объем преподаваемых дисциплин в пределах 5% (10% по циклам дисциплин). Достаточно жесткая регламентация учебного процесса, обусловленная необходимостью следовать нормам ГОС ВПО, в известной степени затрудняет сотрудничество отечественных вузов с зарубежными, в особенности при реализации совместных образовательных программ.
4. Содержание российского образования в сфере культуры и искусств определяется Учебно-методическими объединениями вузог
При ряде ведущих университетов России созданы учебно-методические объединения, которые охватывают всё многообразие
направлений подготовки специалистов. Это государственно-общественные объединения, которые призваны способствовать существенному обновлению содержания и повышению качества профессионального образования. УМО действуют под руководством Министерства образования России, а также при непосредственном участии профильных министерств.
В мае 1994 года Министерство образо вания и Министерство культуры России определили Московский государственный университет культуры и искусств как базовое учебное заведение, где было создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. В составе УМО действуют четыре учебно-методических совета. Один из них — Учебно-методический совет по специальности «Социально-культурная деятельность» - разрабатывает государственные образовательные стандарты, которые обеспечивают контроль за качеством образования по этой, одной из самой массовых специальностей культуры. Её предназначение связано с организацией культурно-просветительной, культурно-досуговой работы с населением, рекреацией и анимацией, а также менеджментом, постановкой и продюсированием культурно-зрелищных программ.
Понятно, что уложить специальности культуры и искусств в какие-то рамки стандарта практически невозможно. Стандартизировать творчество нельзя, оно неизбежно в этом случае превратится в ремесло.
Но можно стандартизировать минимально достаточные условия, которые необходимы длг формирования творческой личности. Можно разработать единые требования и к тем профессиональным знаниями, навыкам, умениям, з целом, компетенциям, которыми должен овладеть будущий специалист.
Исходя из этой методологической установки, мы и наши коллеги из других УМО разрабатывали государственные стандарты подготовки специалистов культуры и искусства.
История разработки ГОС ВПО.
1994 - введены ГОС ВПО первого поколения (специалист 5 лет);
20С2 - введены ГОС ВПО второго поколения (специалист 5 лет; бакалавр 4 года; магистр 2 • года);
2008 - разработаны и подготовлены к государственной закупке и утверждению ФГС ВПО (бакалавр 4 года; магистр 2 года).
Разработка третьего поколения ГОС ВПО для сферы культуры и искусств, начатая в 2006 году сейчас вошла в завершающую стадию.
Коллективы разработчиков постарались реализовать «мягкий» вариант обязательных требований Болонского процесса по подготовке бакалавров и магистров в кредитно-модульном формате с использованием компетентностногс подхода.
Нарастающая глобализация постепенно приведет к глобальной борьбе за студентов и исследовательские контракты, в связи с чем особую остроту приобретут проблемы качества и сравнимости программ и результатов однородности и разнообразия, а также методь использования преимуществ культурного разнообразия и т.п.
Мир нуждается в лидерах, понимающих как Запад, так и Восток - точки зрения, мудрость, системы ценностей. Переход к производству на основе интеллектуального капитала требуе-синтеза восточного и западного видения, а это возможно только в процессе глубокого и всеобъемлющего диалога культур.
Азию связывают с Европой многовековые отношения, которые сегодня заставляют в области образования искать пути международного признания дипломов и степеней высшей школы. Введение ERASMUS ECTS (Европейской системы взаимного признания зачетных единиц) и ÜCTS (Системы признания зачетных единиц UMAP) позволит создать единую азиатско-европейскую систему признания зачетных единиц.
Думаю, что асе мы, уважаемые коллеги собравшись на этот представительный научный форум □ этой замечательной и гостеприимной стране - в Социалистической Республике Вьетнам, четко осознаем необходимость диалога
иузов культуры и искусств в мировом масштабе. Об этом сегодня ярко и убедительно говорили многие докладчики. Напомню, что на первом симпозиуме эта задача была сформулирована в лозунг; «Вузы культуры и искусств всех стран, объединяйтесь!» Он актуален и сегодня.
Но напомню вам также слова гениального ученого - Альберга Эйнштейна, который парадоксально заметил, что «невозможно решить проблему, находясь на том же уровне сознания, на котором мы её создали».
Поистине, общая проблема нашего симпо зиума выходит далеко за рамки поиска путей сопоставимости образовательных стандартов, квалификационных требований и уровней под-этовки кадров. Эта проблема ориентирует на формирование нового уровня сознания всех участников процессов подготовки будущих поколений художественной интеллигенции, деятелей культуры и искусств.
Речь идет о разработке новой методологии нашего взаимовыгодного и взаимопопезного сотрудничества. Мы остро нуждаемся в такой методологии, которая позволит перейти от частных, единичных, несистемных контактов
к системному, всеобъемлющему культурному диалогу, в который мы сможем вовлечь большое число профессуры и специалистов, студентов и выпускников наших вузов. И, в конечном итоге, включить в культурный диалог наши страны и государства!
Считаю крайне необходимым ка нашем симпозиуме принять решение о формировании постоянно действующих исследовательских групп и коллективов, которые приступят, наконец, к обобщению богатейшего мирового опыта подготовки кадров для сферы культуры и искусств.
Во-первых, необходимо создать сводный реестр (перечень) основных национальных образовательных программ, уже сегодня реализуемых в вузах культуры и искусств во всех странах мира.
Во-вторых, нужно разработать укрупненную типологию этих программ для выявления общих и специфических факторов, определяющих их реапизацию в различных странах.
В-третьих, необходимо максимально выявить субъектов образовательной деятельности в сфере культуры и искусств в мировом масштабе, создав базу адресов наших учебных заведений,
Ханойский государственный институт культуры: главный корпус и здание библиотеки
их социально-образовательных паспортов, расширив, таким образом, возможности международных связей вузов культуры и искусств для обеспечения образовательной, художественно-творческой и научной мобильности.
В-четвертых, важно обеспечить развитие общих методологических инструментов (общих критериев и методов) сравнения образовательных программ, разработать международный глоссарий терминов для оценки вуза с позиций общих, но гибких принципов и контрольных точек (общеевропейских). Это реально поможет повысить взаимное доверие вузов и агентств, развить академическую мобильность.
В-пятых, нужно создать единый информационный портал вузов культуры и искусств, который позволит наладить обмен информационными материалами, программами, результатами научных исследований. То есть сделает наш диалог неподвластным разделяющему воздействию пространства и времени. Это позволит сконцентрироваться вокруг судьбоносных проблем культуры, обсудить пути модернизации нашего специального профессионального образования в контексте расширения современных культурных практик.
По сути, речь идет об организации и прове дении глобального научно-образовательного проекта. Его результатом должна стати выработка консолидированной идеологии международного сотрудничества в области подготовки кадров для сферы культуры и искусств. А также разработка и внедрение новых методических и практических подходов к организации нацио нальных систем подготовки кадров культуры и искусств, начиная от государственных образе вательных стандартов и заканчивая изучением уровня профессиональной успешности и социальной мобильности наших выпускников.
Ученым и научным организациям в сфере культуры и искусств, опираясь на накопленный опыт, следует занимать более активные позиции в мировом сообществе стран и цивилизаций, выступая с новыми инициативами и беря на себя реализацию пилотных проектов при поддержке ООН и ЮНЕСКО.
Только активное взаимодействие позволив нам решить задачу реального сопоставления образовательных программ вузов культуры и искусств и тем самым проложить путь реальному культурному диалогу на планете людек доброй воли.