РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ
А. А. Кива Г. Г. Путенкова
В настоящий момент для российских образовательных учреждений всех уровней первоочередной задачей является переход от действующих образовательных программ к новому поколению образовательных программ, реализующих требования компетентностного и модульного подходов к отбору и структурированию содержания образования. При этом если разработка основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования основывается на заданном федеральным государственным образовательным стандартом базовом перечне компетенций, то разработка программ профессионального обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих) требованиями стандарта не регламентируется. В этой связи технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях, включает в себя полный цикл их создания, начиная от определения перечня компетенций и заканчивая организационно-содержательным структурированием элементов программы, обеспечивающих формирование выделенных компетенций.
Самым сложным и значимым этапом для последующей разработки программы является задача верного определения вида профессиональной деятельности и компетенций. его составляющих. Логика подобной работы зависит от наличия или отсутствия профессионального стандарта. При наличии профессионального стандарта по наименованию профессии, предполагаемой должности (для профессий рабочих наименование профессии1 совпадает, как правило, с наименованием должности) и квалификационному уровню (согласно установленным характеристикам квалификационных уровней, раскрытых через ряд обобщенных показателей профессиональной деятельности2), устанавливается соответствующая «Карточка вида трудовой деятельности». Наименование вида трудовой деятельности и есть искомый вид профессиональной деятельности. Приведенный в «Карточке вида трудовой деятельности» перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций) соответствует перечню профессиональных компетенций.
В настоящее время разработанных профессиональных стандартов крайне мало. Поэтому на практике при разработке программы приходится идти по второму пути. В этом случае вид профессиональной деятельности определяется на основе анализа установленного перечня документов (отраслевого выпуска Единых тарифно-квалификационных справочников работ и
1 Методика разработки профессиональных стандартов. М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008. С. 24.
2 Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: рекоменд. / О.Ф. Батрова [и др.]. М. : Федер. ин-т развития образования, 2008. 14 с.
215
профессий рабочих - ЕТКС, относящегося к профессии, по которой разрабатывается программа, а также отраслевых приказов, постановлений, должностных инструкций и т. п.) и собственного опыта разработчиков. Перечень профессиональных компетенций получают путем конкретизации в рамках определенного вида профессиональной деятельности целостного набора профессиональных функций и компетенций, необходимых для их выполнения.
Независимо от наличия или отсутствия профессионального стандарта определение вида профессиональной деятельности и компетенций, его составляющих, требует учета мнения социальных партнеров (в форме интервьюирования, анкетирования и пр.). На данном этапе выделенные в результате проведенного анализа вид профессиональной деятельности, профессиональные компетенции проверяются на полноту, терминологическую точность формулировок и в случае необходимости корректируются, дополняются. Кроме того, в диалоге с социальными партнерами с учетом специфики той или иной профессии дополняется, корректируется, уточняется набор общих компетенций, принимаемый изначально как совокупность социальных и личностных компетенций, широко востребованных рынком труда.
От проектирования результатов образования, выраженных в форме общих и профессиональных компетенций, следует идти к проектированию структуры и объема организационно-содержательных единиц программы.
В процессе отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования установленного набора профессиональных компетенций, необходимо учитывать, что существуют знания и умения, непосредственно (апикально) формирующие профессиональную компетенцию и опосредованно (имплицитно). К последним относятся базисные для освоения профессиональной компетенции знания и умения. Апикальный компонент знаний и умений составляет содержание профессионального модуля (каждый модуль непосредственно направлен на формирование определенной профессиональной компетенции), имплицитный - содержание общедисциплинарного курса, который может иметь наряду с инвариантной частью (содержание, базовое для всех профессиональных модулей) вариативную часть (содержание, базовое для одного или нескольких профессиональных модулей).
Формирование общих компетенций осуществляется имплицитно в процессе освоения содержание программ профессиональных модулей и общедисциплинарного курса.
216