Научная статья на тему 'Разработка модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях'

Разработка модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кива А. А., Путенкова Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях»

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ

А. А. Кива Г. Г. Путенкова

В настоящий момент для российских образовательных учреждений всех уровней первоочередной задачей является переход от действующих образовательных программ к новому поколению образовательных программ, реализующих требования компетентностного и модульного подходов к отбору и структурированию содержания образования. При этом если разработка основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования основывается на заданном федеральным государственным образовательным стандартом базовом перечне компетенций, то разработка программ профессионального обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих) требованиями стандарта не регламентируется. В этой связи технология разработки модульных программ профессионального обучения, основанных на компетенциях, включает в себя полный цикл их создания, начиная от определения перечня компетенций и заканчивая организационно-содержательным структурированием элементов программы, обеспечивающих формирование выделенных компетенций.

Самым сложным и значимым этапом для последующей разработки программы является задача верного определения вида профессиональной деятельности и компетенций. его составляющих. Логика подобной работы зависит от наличия или отсутствия профессионального стандарта. При наличии профессионального стандарта по наименованию профессии, предполагаемой должности (для профессий рабочих наименование профессии1 совпадает, как правило, с наименованием должности) и квалификационному уровню (согласно установленным характеристикам квалификационных уровней, раскрытых через ряд обобщенных показателей профессиональной деятельности2), устанавливается соответствующая «Карточка вида трудовой деятельности». Наименование вида трудовой деятельности и есть искомый вид профессиональной деятельности. Приведенный в «Карточке вида трудовой деятельности» перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций) соответствует перечню профессиональных компетенций.

В настоящее время разработанных профессиональных стандартов крайне мало. Поэтому на практике при разработке программы приходится идти по второму пути. В этом случае вид профессиональной деятельности определяется на основе анализа установленного перечня документов (отраслевого выпуска Единых тарифно-квалификационных справочников работ и

1 Методика разработки профессиональных стандартов. М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008. С. 24.

2 Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: рекоменд. / О.Ф. Батрова [и др.]. М. : Федер. ин-т развития образования, 2008. 14 с.

215

профессий рабочих - ЕТКС, относящегося к профессии, по которой разрабатывается программа, а также отраслевых приказов, постановлений, должностных инструкций и т. п.) и собственного опыта разработчиков. Перечень профессиональных компетенций получают путем конкретизации в рамках определенного вида профессиональной деятельности целостного набора профессиональных функций и компетенций, необходимых для их выполнения.

Независимо от наличия или отсутствия профессионального стандарта определение вида профессиональной деятельности и компетенций, его составляющих, требует учета мнения социальных партнеров (в форме интервьюирования, анкетирования и пр.). На данном этапе выделенные в результате проведенного анализа вид профессиональной деятельности, профессиональные компетенции проверяются на полноту, терминологическую точность формулировок и в случае необходимости корректируются, дополняются. Кроме того, в диалоге с социальными партнерами с учетом специфики той или иной профессии дополняется, корректируется, уточняется набор общих компетенций, принимаемый изначально как совокупность социальных и личностных компетенций, широко востребованных рынком труда.

От проектирования результатов образования, выраженных в форме общих и профессиональных компетенций, следует идти к проектированию структуры и объема организационно-содержательных единиц программы.

В процессе отбора содержания, необходимого и достаточного для формирования установленного набора профессиональных компетенций, необходимо учитывать, что существуют знания и умения, непосредственно (апикально) формирующие профессиональную компетенцию и опосредованно (имплицитно). К последним относятся базисные для освоения профессиональной компетенции знания и умения. Апикальный компонент знаний и умений составляет содержание профессионального модуля (каждый модуль непосредственно направлен на формирование определенной профессиональной компетенции), имплицитный - содержание общедисциплинарного курса, который может иметь наряду с инвариантной частью (содержание, базовое для всех профессиональных модулей) вариативную часть (содержание, базовое для одного или нескольких профессиональных модулей).

Формирование общих компетенций осуществляется имплицитно в процессе освоения содержание программ профессиональных модулей и общедисциплинарного курса.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.