МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
ВАСИЛЬКОВА Т.А., КАПИТОНОВ А.В., КИВА А.А.
В статье рассматриваются методические походы к разработке структуры и содержания модульных программ профессионального обучения на компетентностной основе. Раскрыт алгоритм определения вида профессиональной деятельности, перечня профессиональных и общих компетенций.
In article methodical campaigns to working out of structure and the maintenance of modular programs of vocational training on the basis of the competence are considered. The algorithm of definition of a kind of professional work, the list professional and the general the competence is opened.
В настоящее время в системе профессионального образования России происходят кардинальные изменения, связанные с внедрением в образовательную практику Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, разработанных на компетентностной основе. В данных стандартах изменен предмет стандартизации - вместо требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ устанавливаются требования к их структуре, условиям реализации и результатам образования, выраженным в компетенциях. Средством достижения результатов образования (компетенций), заданных Федеральными государственными образовательными стандартами, выступает модульная организация обучения. Принцип модульности обучения обеспечивает возможность обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники и технологий.
Наряду с понятием «профессиональное образования» в Законе Российской Федерации «Об образовании» используется понятие «профессиональная подготовка». Основной целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Срок обучения по программам профессиональной подготовки, как правило, не превышает шести месяцев. Обучение осуществляется по профессиям рабочих на начальный квалификационный разряд. Сфера профессиональной подготовки, а также переподготовки и повышения квалификации рабочих объединяется общим понятием «профессиональное обучение».
В отличие от законодательно закрепленных уровней образования разработка программ профессионального обучения рабочих не регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами. В связи, с чем требуется создание комплексного методического обеспечения деятельности специалистов профессионального образования, разрабатывающих программы для образовательных учреждений всех уровней образования, учебно-курсовых и учебно-производственных комбинатов, центров переподготовки незанятого населения, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих.
В основу разработки программ профессионального обучения рабочих закладываются требования соответствия современным социально-экономическим реалиям и принципам эффективной системы профессионального образования: ориентированность на спрос со стороны рынка труда, ориентированность на результат обучения, гибкость (возможность оперативно обновлять содержание образования в ответ на изменения в технологиях и организации труда, индивидуализировать обучение для каждого обучающегося, исходя из его уровня знаний и умений, предыдущего обучения или трудового опыта, выделение инвариантной части содержания образования).
Успешное исполнение перечисленных требований достигается за счет адаптации опыта разработки программ профессионального обучения рабочих к инновационному модульно -
Профессиональное образование. Столица | № 10 2010 1
компетентностному формату. Каждый элемент программы (его место и роль) определяется, исходя из методологии разработки программы (программа ориентирована на результаты, которые должны быть достигнуты в процессе обучения и которые соответствуют требованиям к профессиональной деятельности в рамках определенной профессии).
Разработку модульных программ профессионального обучения рабочих основанных на компетенциях целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
1. Разработка характеристики профессиональной деятельности и определение ее вида.
Характеристика профессиональной деятельности устанавливает общие требования к организации обучения по профессии и определяет вид профессиональной деятельности, востребованный сферой труда. Она является исходным документом для определения результатов образования и построения структуры содержания программы. Характеристика профессиональной деятельности определяет:
- наименование профессии;
- квалификационный уровень (разряд);
- виды профессионального обучения;
- форму оценки образовательных результатов;
- общую трудоемкость освоения программы;
- общий срок освоения программы;
- форму освоения программы;
- исходный образовательный уровень освоения программы;
- возможности продолжения профессиональной подготовки;
- вид профессиональной деятельности.
Самой сложной и значимой для последующей разработки программы задачей является задача верного определения вида профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризует тот обобщенный результат, которого должен достичь обучающийся, освоив программу.
При выделении в профессиональной деятельности основных ее видов следует руководствоваться следующими общими правилами:
- количество видов профессиональной деятельности равно количеству групп должностных обязанностей (должностей), выделенных на основе общности выполняемых работ, направленных на единый предмет труда, с применением схожих орудий и средств труда. Освоение профессии профессиональной подготовки, как правило, позволяет выполнять одну какую-либо группу должностных обязанностей. В качестве наименования должности можно использовать наименование профессии, при необходимости вводя дополнительные определения, характеризующие статус в рабочем коллективе, или указывая квалификационный уровень в соответствии с отраслевой рамкой квалификации: «слесарь 2 разряда»;
- описание вида профессиональной деятельности представляется в неопределенной форме глагола.
В зависимости от наличия или отсутствия профессионального стандарта выделяется два алгоритма определения вида профессиональной деятельности.
Алгоритм определения вида профессиональной деятельности при наличии профессионального стандарта:
- по наименованию должности (профессии) и квалификационному уровню (согласно установленным характеристикам (дескрипторам) квалификационных уровней, раскрытых через ряд обобщенных показателей профессиональной деятельности) устанавливается соответствующая «Карточка вида трудовой деятельности». Наименование вида трудовой деятельности и есть искомый вид профессиональной деятельности.
Не исключено, что при наличии профессионального стандарта его нужно будет использо-
вать как важный, но не единственный источник информации (см. алгоритм определения вида профессиональной деятельности в случае отсутствия профессиональных стандартов).
Алгоритм определения вида профессиональной деятельности в случае отсутствия профессионального стандарта:
- определить вид профессиональной деятельности на основе анализа установленного перечня документов: отраслевого выпуска Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих (ЕТКС), относящегося к профессии, по которой разрабатывается программа, отраслевых приказов, постановлений, должностных инструкций и т.п.
- скорректировать полученный вид профессиональной деятельности в соответствии с запросами социальных партнеров (в форме интервьюирования, анкетирования и пр.).
2. Конкретизация в рамках определенного вида профессиональной деятельности целостного набора профессиональных функций и компетенций, необходимых для их выполнения.
На данном этапе необходимо определить профессиональные компетенции, составляющие вид профессиональной деятельности, путем его декомпозиции (конкретизации, дробления).
Формулирование профессиональной компетенции происходит при ответе на вопрос: «что выполняет работник в рамках данного вида профессиональной деятельности?» Функции, заложенные в основание выделения профессиональных компетенций, должны быть относительно самостоятельными и законченными в рамках выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.
Описание профессиональных компетенций может носить:
- характер описания различных типов процессов (например, обрабатывать деталь на токарном станке, обрабатывать деталь на фрезерном станке, управлять трактором категории «С»);
- характер описания производства различных видов продукции или результатов (например: провести ремонт рессор, провести ремонт типовых соединений и т.д.);
- в редких случаях линейный характер (подготовиться к выполнению действия, выполнить действие, оценить качество результата, например, подготовить зал к обслуживанию, подавать блюда и напитки, произвести расчет с посетителями).
Логика определения набора профессиональных компетенций, также как и в случае с определением вида профессиональной деятельности, зависит от наличия или отсутствия профессионального стандарта, но в обоих вариантах дополняется мнением социальных партнеров. Это позволяет ориентироваться в направлении развития сферы профессиональной деятельности, в рамках определенной профессии и разрабатывать программы, ориентированные на актуальные потребности рынка труда.
При наличии профессионального стандарта перечень профессиональных компетенций соответствует перечню единиц профессионального стандарта (трудовых функций), приведенном в «Карточке вида трудовой деятельности».
При отсутствии профессионального стандарта перечень профессиональных компетенций определяется исходя из следующего:
- информация, содержащаяся в Едином тарифно-квалификационном справочнике, относящаяся к профессии, по которой разрабатывается образовательная программа;
- отраслевые приказы, постановления, должностные инструкций и т.п.;
- самостоятельный анализ на основе знания технологического процесса работ по профессии; профессиональные компетенции;
- проверка полученного перечня профессиональных компетенций на полноту, терминологическую корректность формулировок за счет интервьюирования и анкетирования социальных партнеров.
3. Отбор и структурирование содержания программ.
Исходя из установленного перечня профессиональных компетенций, определяется набор профессиональных модулей. Каждый модуль содержательно обеспечивает формирование соответствующей профессиональной компетенции, а также развитие общих компетенций.
Отбор содержания модульных программ профессионального обучения рабочих, необходимого и достаточного для формирования установленного перечня профессиональных компетенций, представляет собой процесс отбора знаний и умений как системообразующих компонентов формирования компетенций. При определении перечня знаний и умений учитывается, что существуют знания и умения, непосредственно (апикально) формирующие профессиональные компетенции и опосредованно (имплицитно). К последним относятся базовые (общие) знания и умения, для освоения профессиональных компетенций.
Структурирование содержания модульных программ профессионального обучения рабочих осуществляется исходя из того, что апикальный компонент знаний и умений составляет содержание профессионального модуля, имплицитный - содержание общедисциплинарного курса, который может иметь наряду с инвариантной частью (содержание, базовое для всех профессиональных модулей) вариативную часть (содержание, базовое для одного или нескольких профессиональных модулей).
Изучение содержания каждого профессионального модуля предполагает первоначальное освоение соответствующей части (инвариантной, вариативной) общедисциплинарного курса.
4. Разработка программ профессиональных модулей и общедисциплинарного курса.
Профессиональный модуль имеет три взаимосвязанных части: целевой компонент (спецификация модуля), содержание модуля и организационные основы по изучению модуля. В соответствии с этим в организационную структуру профессионального модуля входит: цель профессионального модуля; спецификация профессионального модуля (содержит перечень умений и знаний); тематический план профессионального модуля; средства обучения; контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля; организация изучения профессионального модуля.
Общедисциплинарный курс представляет собой дисциплинарно-ориентированную часть модульной программы профессионального обучения, содержащую систему базисных (общих) знаний и умений по отношению к освоению содержания профессиональных модулей и формированию соответствующих профессиональных компетенций. В организационной структуре отдельно взятой дисциплины общедисциплинарного курса отражены: цель дисциплины; перечень знаний и умений; тематический план дисциплины; средства обучения; контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
5. Разработка связи структурных элементов модульной программы.
Установленные структурные элементы (профессиональные модули, профессиональные компетенции, темы или дисциплины общедисциплинарного курса, являющиеся базовыми (общими) для освоения того или иного профессионального модуля) модульной программы вносятся в специальную таблицу «Связь структурных элементов модульной программы» (с присвоением определенного шифра). Связи элементов модульной программы прослеживаются в соотнесении каждой профессиональной компетенции с соответствующим профессиональным модулем и частью (инвариантной и вариативной (при наличии)) общедисциплинарного курса.
6. Разработка модульного учебного плана.
Ориентируясь на общую трудоемкость образовательной программы (в часах), распределяется бюджет времени, отведенного на изучение профессиональных модулей, общедисциплинарных курсов, производственную практику, руководствуясь следующими параметрами1:
- общетехнический и экономический курсы (общедисциплинарный курс) - 10 % от общего объема часов;
- специальный курс (профессиональные модули) - 40 % от общего объема часов;
- специализация (производственная практика) - 35 % от общего объема часов;
1 Процентное отношение объемов и количества часов установлены в соответствии с Моделью учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям (приказ от 21 октября 1994 г. № 407), а также проверенным практикой, опытом разработки образовательных программ профессиональной подготовки (переподготовки).
- резерв времени - около 10% от общего объема часов, отведенных на освоение программы;
- консультации - 6 ч;
- квалификационный экзамен - 12 ч.
Далее в рамках данного бюджета времени распределяются часы:
- по общедисциплинарным курсам и их темам (инвариантные, вариативные) с учетом их значимости для формирования профессиональных компетенций;
- профессиональным модулям с учетом сложности и характера формируемой профессиональной компетенции.
Требование гибкости и индивидуализации обучения обуславливает особую структуру предлагаемой модели учебного плана. Наименования тем и дисциплин общедисциплинарного курса расположены в горизонтальном порядке, в то время как наименования профессиональных модулей в вертикальном, что дает возможность наглядно проследить какую часть общедисциплинарного курса необходимо освоить прежде чем перейти к изучению того или иного профессионального модуля.
7. Определение набора общих компетенций.
За основу определения набора общих компетенций принимается совокупность социальных и личностных компетенций широко востребованных рынком труда, которая дополняется, корректируется, уточняется в диалоге с социальными партнерами с учетом специфики той или иной профессии.
8. Составление пояснительной записки.
Пояснительная записка должна содержать общую характеристику программы, нормативные требования и организационно-педагогические условия ее реализации.
Таким образом, при разработке модульных программ основанных на компетенциях в профессиональном обучении, главное - отбор содержания программ, достаточного для достижения особых образовательных результатов - общих и профессиональных компетенций, обладание которыми обеспечивает освоение конкретного вида профессиональной деятельности, отвечающего требованиям рынка труда. Формирование конкретной профессиональной компетенции непосредственно осуществляется путем последовательного освоения комплекса умений и знаний в пределах отдельного профессионального модуля. Освоению профессионального модуля предшествует изучение как инвариантной, так и соответствующей вариативной части (при наличии) общедисциплинарного курса.
Библиографический список:
4. Методика разработки профессиональных стандартов - М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008 - С. 24.
5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батро-ва [ и др.] - М. : Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная компетенция, профессиональный модуль, общедисциплинарный курс.
Keywords: vocational training, the professional competence, the professional module, course of the general disciplines.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ