30 (216) - 2014
Вопросы экономики
УДК 338.583
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Э.В. ХЛЫНИН,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] О.В. СОРВИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента E-mail: [email protected] Тульский государственный университет
Для осуществления стратегического управления производственными затратами предприятия обоснована возможность построения модели, использование которой позволяет описать последовательность действий, обеспечивающих формирование и реализацию функциональной стратегии управления издержками производства. Установлено, что основными характеристиками модели стратегического управления производственными затратами предприятия являются: этапность осуществления процесса; встроенность в общий процесс управления предприятием; установление влияния внешнего окружения хозяйствующего субъекта; определение особенностей внутренней среды предприятия; наличие обратной связи. Учет основных характеристик позволил представить процесс стратегического управления производственными затратами предприятия в виде линейной модели с обратной связью, включающей четыре основные этапа: стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия в части оценки основных условий управления производственными затратами; стратегическое планирование процесса управления производственными затратами предприятия; реализация функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия; стратегический контроль и внесение корректирующих
изменений в функциональную стратегию управления издержками производства. Учитывая установленный в конкретный момент времени диапазон вариации издержек производства, формирующих их видовую структуру согласно доминирующему типу конкурентного преимущества предприятия, предложена аналитическая модель, используемая для осуществления стратегического контроля за уровнем производственных затрат. Аналитическая модель стратегического контроля за уровнем издержек производства предусматривает выполнение нескольких условий, несоблюдение которых приводит к необходимости внесения корректирующих изменений в процесс стратегического управления производственными затратами предприятия. Использование модели стратегического управления производственными затратами предприятия обеспечивает достижение конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта в результате управления издержками производства в долгосрочном периоде на основе предвидения возможных изменений внешней среды, и организационного потенциала, зависящего от находящихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Ключевые слова: модель, стратегическое управление, стратегический контроль, производственные затраты, интенсивность развития, товарный
рынок, видовая структура, издержки производства, тип конкурентного преимущества предприятия
Для осуществления стратегического управления производственными затратами предприятия необходимо этот важный элемент менеджмента представить в виде модели, являющейся субъективным отражением объективной действительности или какой-то ее части. Понимая под моделью условный образ объекта исследования или управления, отображающий характеристики объекта, существенные для цели исследования [4], следует обратить внимание на то, что модель используется для описания взаимосвязей между элементами системы и ее внешней средой. Она концентрируется на существенных аспектах при игнорировании деталей, не оказывающих прямого влияния на понимание рассматриваемого явления [5]. Разработка и применение модели обеспечивают осуществление теоретических изысканий и имеют достаточно большое практическое значение в деятельности хозяйствующего субъекта, так как моделирование позволяет получить результаты исследования, не вовлекая в этот процесс реальный объект. Необходимость использования модели возникает в том случае, если непосредственное исследование реального объекта оказывается невозможным либо слишком затруднительным, требует больших затрат или длительного времени [7].
Рассматривая возможность построения модели стратегического управления производственными затратами предприятия, следует указать на то, что это позволит описать сложный процесс в виде упорядоченной последовательности этапов его осуществления, а также установить множественные взаимосвязи между ними. Поэтому стратегическое управление производственными затратами предприятия может быть представлено структурно-функциональной моделью, логически описывающей этот процесс. Разработка структурно-функциональной модели предполагает достижение сходства между структурой процесса управления и структурой модели, а также подобия с точки зрения выполняемых функций при соответствующих воздействиях и взаимосвязях.
Таким образом, модель стратегического управления производственными затратами предприятия, в отличие от большинства других моделей экономических процессов, необходима не для использования
ее в тех или иных экономических исследованиях, а для описания четкой последовательности осуществления и установления взаимосвязей между различными этапами. Разработка такой модели позволяет эффективно организовать на предприятии процесс стратегического управления производственными затратами, так как понимание необходимости реализации того или иного этапа и особенностей его проведения обеспечивает работоспособность экономической системы в целом.
Следует констатировать, что процесс стратегического управления производственными затратами предприятия должен осуществляться в несколько этапов, образующих в совокупности упорядоченную последовательность управленческий действий. Этапность осуществления процесса стратегического управления производственными затратами предприятия, с одной стороны, обеспечивает непрерывность динамического процесса, с другой стороны, позволяет формировать постоянно возобновляемый цикл.
Действительно, в целях соблюдения управленческой логики и эффективности функционального менеджмента разработка и реализация одного из этапов процесса стратегического управления производственными затратами предприятия предусматривает обязательное формирование и осуществление следующего этапа и т.д. Это позволяет выстроить непрерывный процесс стратегического управления производственными затратами, а по достижении последнего этапа в логической цепочке управленческих действий происходит возврат к первому этапу. В результате образуется постоянно возобновляемый цикл стратегического управления производственными затратами предприятия. Следует обратить внимание на то, что каждый последующий цикл стратегического управления производственными затратами предприятия не является точным повторением предыдущего. Он разрабатывается и реализуется на качественно новой основе, так как учитывает произошедшие и прогнозируемые изменения в развитии хозяйствующего субъекта и внешней среды. В такой интерпретации процесс стратегического управления производственными затратами предприятия является не только непрерывным и возобновляемым, но также и динамическим. Поддержание динамического характера процесса стратегического управления производственными затратами предприятия осуществляется на основе корректировки и внесения изменений в
функциональную стратегию управления издержками производства.
Рассматривая непрерывный и динамический процесс стратегического управления производственными затратами предприятия, необходимо указать на то, что он должен осуществляться в рамках общего стратегического управления хозяйствующим субъектом. Встроенность стратегического управления производственными затратами предприятия в общий процесс управления предполагает согласованность подходов и методов, используемых для разработки функциональной и корпоративной стратегий, а также результатов, получаемых от их реализации.
Общее стратегическое управление предприятием формирует определенную стратегическую среду для осуществления процесса стратегического управления производственными затратами. Стратегическая среда включает комплекс критериев, условий и ограничений, которые накладываются на разработку функциональной стратегии предприятия в области управления издержками производства. Так, например, реализация на предприятии корпоративной стратегии, направленной на достижение концентрического роста, предусматривающего усиление конкурентных позиций хозяйствующего субъекта на рынке, развитие рынка или продукта, предъявляет определенные требования к разработке функциональной стратегии управления издержками производства. Эти требования включают возможности снижения интенсивности контроля и увеличения отдельных видов производственных затрат, которые возникают в результате осуществления дополнительных расходов на исследования, разработки, рекламу и другие непроизводственные цели, обеспечивающие получение уникальности предлагаемого товара.
Приведенные требования к разработке функциональной стратегии управления издержками производства не характерны для корпоративной стратегии стабильности предприятия или корпоративной стратегии сокращения деятельности хозяйствующего субъекта. Для реализации этих корпоративных стратегий главными требованиями к разработке функциональной стратегии управления издержками производства являются жесткий контроль за производственными затратами, сокращение расходов на исследования, разработки, рекламу и другие непроизводственные цели.
Стратегическое управление производственными затратами как составная часть общего стратегического управления предприятием основывается на
результатах стратегического анализа, включающего определение особенностей внутренней среды предприятия и установление влияния внешнего окружения хозяйствующего субъекта. Осуществление стратегического анализа обеспечивает формирование необходимой информационной базы, данные которой используются для реализации стратегического управления, разработки стратегии развития предприятия и выработки необходимых стратегических решений.
Стратегический анализ, предусматривающий установление влияния внешнего окружения хозяйствующего субъекта, позволяет оценить изменения, воздействующие на различные аспекты деятельности предприятия. В результате его осуществления определяются изменения, представляющие потенциальную угрозу для предприятия, и изменения, открывающие возможности для его развития.
Необходимость анализа внешней среды предприятия определяется тем, что любой субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность не изолированно от внешнего окружения. Предприятие постоянно поддерживает экономические отношения с контрагентами. Оно заключает договоры с поставщиками сырья и материалов, подрядными организациями и потребителями продукции, вступает в финансовые отношения с банками и другими кредитными и инвестиционными организациями, взаимодействует с акционерами и конкурентами на рынке. Эти контрагенты формируют так называемое ближнее внешнее окружение (микросреду). Анализ внешней среды предприятия, кроме оценки микросреды, предусматривает анализ макросреды (дальнего внешнего окружения), предусматривающего определение влияния на деятельность хозяйствующего субъекта различных факторов макросреды, таких как политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических и др.
Стратегический анализ, предусматривающий определение особенностей внутренней среды предприятия, обеспечивает установление стратегически сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта. В результате проведения стратегического анализа внутренней среды определяется, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявляются слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Оценка внутренней среды предприятия предусматривает всесторонний комплексный анализ экономических
ресурсов и результатов деятельности хозяйствующего субъекта, а также его организационного потенциала. Основная цель анализа внутренней среды заключается в оценке стратегической ситуации на предприятии с учетом имеющихся ограничений и перспектив развития.
Существенной особенностью построения модели стратегического управления производственными затратами предприятия является наличие обратной связи. Обратную связь в любой модели следует рассматривать в качестве органа управления (регулятора), применяемого для обратного воздействия результатов управления системой на процесс этого управления, или, иными словами, использование в управлении информации, поступающей от объекта управления [2].
^ Обратная связь
Рис. 1. Модель стратегического управления производственными затратами предприятия
Стратегическое управление производственными затратами предприятия не в состоянии предусмотреть всех проблем, которые могут возникнуть в процессе его реализации. Основной причиной этого является высокий уровень изменчивости внешней среды осуществления хозяйственной деятельности предприятия, который приводит к постоянному появлению новых и непредвиденных обстоятельств. В процессе стратегического управления ничто не является окончательным, и все запланированные действия претерпевают изменения в зависимости от перемен во внешней среде, которые могут носить для предприятия как характер угроз, так и новых возможностей. Незапланированные изменения во внешней и внутренней средах предприятия приводят к необходимости корректировки стратегии управления производственными затратами. Корректировка процесса стратегического управления производственными затратами предприятия реализуется на основе использования механизма обратной связи.
Таким образом, основными характеристиками модели стратегического управления производственными затратами предприятия являются:
— этапность осуществления процесса;
—встроенность в общий процесс управления предприятием;
— установление влияния внешнего окружения хозяйствующего субъекта;
— определение особенностей внутренней среды предприятия;
— наличие обратной связи. В структуре разрабатываемой модели стратегического управления производственными затратами предприятия необходимо учитывать сущность перечисленных характеристик. Процесс стратегического управления производственными затратами предприятия можно представить на схеме в виде линейной модели с обратной связью (рис. 1).
7х"
5
Структура модели стратегического управления производственными затратами предприятия включает четыре основные этапа.
1. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия в части оценки основных условий управления производственными затратами.
2. Стратегическое планирование процесса управления производственными затратами предприятия.
3. Реализация функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия.
4. Стратегический контроль за внесением корректирующих изменений в функциональную стратегию управления издержками производства.
Каждый последующий этап модели стратегического управления производственными затратами предприятия использует результаты осуществления предыдущих этапов. Взаимосвязь основных этапов модели стратегического управления производственными затратами предприятия представлена на схеме в виде стрелок. Наличие обратной связи обеспечивает формирование непрерывного и динамического процесса стратегического управления производственными затратами предприятия.
Рассматривая содержание основных этапов модели стратегического управления производственными затратами, можно констатировать, что первый этап предусматривает осуществление стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия в части оценки основных условий управления производственными затратами. Анализ внешней и внутренней среды предприятия в части оценки основных условий управления производственными затратами реализуется в рамках стратегического анализа и предусматривает оценку интенсивности развития товарного рынка, а также определение типа конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта.
Оценка интенсивности развития товарного рынка, на котором функционирует предприятие,
является составной частью анализа внешней среды хозяйствующего субъекта. Цель этого анализа заключается в установлении качественного и количественного значений для интенсивности развития товарного рынка, на котором функционирует предприятие.
Качественные значения для интенсивности развития товарного рынка могут быть определены следующим образом: низкая, средняя, выше средней, высокая. Качественные значения для интенсивности развития товарного рынка должны быть трансформированы в количественные. Это может существенно конкретизировать и формализовать проведение стратегического анализа внешней среды предприятия в части оценки основных условий управления производственными затратами. Можно установить следующие интервалы значений интенсивности развития товарного рынка:
— низкой интенсивности развития товарного рынка соответствует количественный интервал меньше 5% ([0; 5[);
— средней интенсивности развития товарного рынка соответствует количественный интервал от 5 до 10% ([5; 10[);
— интенсивности развития товарного рынка выше средней соответствует количественный интервал от 10 до 15% ([10; 15[);
— высокой интенсивности развития товарного рынка соответствует количественный интервал от 15% и выше ([15; + <х>[).
Соответствие качественных и количественных значений интенсивности развития товарного рынка представлено на схеме (рис. 2).
Определение типа конкурентного преимущества предприятия является составной частью анализа внутренней среды хозяйствующего субъекта и базируется на особенностях, присущих производственной, снабженческо-сбытовой, маркетинговой, финансовой, инвестиционной и другим функциональным сферам деятельности предприятия. Следует обратить внимание на то, что совокупность
1 1 Низкая Интенсивность развития товарного рынка \ Средняя \ Выше средней \ Высокая
1
0% 5% 10% 15%
Рис. 2. Соответствие качественных и количественных значений интенсивности развития товарного рынка
конкурентных преимуществ товара формирует его конкурентоспособность. Причины конкурентоспособности товара необходимо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции. Точно так же совокупность конкурентных преимуществ предприятия определяет конкурентоспособность соответствующего хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность фирмы есть результат ее конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления компанией [1].
Для определения типа конкурентного преимущества предприятия предлагается использовать анализ, основанный на расчете взвешенных оценок. Анализ, основанный на расчете взвешенных оценок для каждого типа конкурентного преимущества предприятия, предусматривает реализацию следующего алгоритма:
1) разработку перечня типов конкурентных преимуществ предприятия, имеющих высокую вероятность достижения;
2) установление значимости (вероятность достижения) каждого типа конкурентного преимущества предприятия путем присвоения ему определенного веса от нуля (незначительное) до единицы (важнейшее);
3) нормирование веса каждого типа конкурентного преимущества предприятия. Для этого используется следующее соотношение
/ =/,
*> Щ п '
Ъ/
1=1
где / — нормированный вес 1-го типа конкурентного преимущества предприятия;
— ненормированный вес 1-го типа конкурентного преимущества предприятия; п — количество типов конкурентных преимуществ предприятия, участвующих в рассмотрении.
В результате нормирования веса каждого типа конкурентного преимущества предприятия их сум-
п
ма равна единице, т.е. Ъ /н = 1;
1=1
4) оценку силы воздействия каждого типа конкурентного преимущества предприятия на уровень ее конкурентоспособности на товарном рынке по пятибалльной шкале — от единицы (отсутствие воздействия) до пяти (сильное воздействие);
5) определение взвешенных оценок каждого типа конкурентного преимущества предприятия путем умножения нормированного веса типа конкурентного преимущества на силу его воздействия по формуле
X = /
где X. — взвешенная оценка 1 -го типа конкурентного преимущества предприятия; х — оценка силы воздействия 1-го типа конкурентного преимущества предприятия на уровень его конкурентоспособности;
6) ранжирование каждого типа конкурентного преимущества предприятия путем присвоения соответствующего ранга в зависимости от взвешенной оценки. Более высокий ранг присваивается конкурентному преимуществу, имеющему более высокую взвешенную оценку.
На основе реализации приведенного алгоритма определение типа конкурентного преимущества предприятия представлено в табл. 1.
Оценивая полученные результаты анализа типа конкурентного преимущества предприятия, базирующегося на расчете взвешенных оценок (см. табл. 1), следует констатировать, что основным конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта является использование современной технологии производства продукции. Именно это конкурентное преимущество предприятия является доминирующим, так как оно имеет наивысшую взвешенную оценку, равную единице, и этому типу конкурентного преимущества присвоен наивысший ранг.
Следует обратить внимание на то, что предприятию может быть присуще несколько типов конкурентных преимуществ, имеющих достаточно высокий ранг и соответственно большую взвешенную оценку. В этом случае все эти конкурентные преимущества необходимо рассматривать в качестве доминирующих и осуществлять их поддержание и развитие, в том числе за счет разработки и реализации соответствующей функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия.
Рассматривая результаты примера определения типа конкурентного преимущества предприятия (см. табл. 1), можно указать на то, что у хозяйствующего субъекта существует только одно доминирующее конкурентное преимущество, связанное с использованием современной технологии производства продукции. Все остальные типы конкурентных преимуществ предприятия не являются доминирующими, так как их взвешенные оценки существенно меньше,
Таблица 1
Определение типа конкурентного преимущества предприятия
Тип конкурентного преимущества предприятия Вес Оценка Взвешенная оценка
ненорми- нормиро- силы Ранг
рованный ванный воздействия
Доступность источников материальных ресурсов 0,25 0,05 4 0,20 5-7-й
Высокий уровень производительности труда 0,50 0,10 2 0,20 5-7-й
Доступность новых источников финансирования хозяйс- 0,20 0,04 2 0,08 9-й
твенной деятельности
Применение новых видов материальных ресурсов для 0,55 0,11 1 0,11 8-й
производства продукции
Высокая квалификация персонала предприятия 0,75 0,15 3 0,45 2-й
Использование современной технологии производства 1,00 0,20 5 1,00 1-й
продукции
Использование современной и высокопроизводительной 0,50 0,10 4 0,40 3-й
техники
Наличие прямого доступа к потребителям продукции 0,75 0,15 2 0,30 4-й
Наличие послепродажного и сервисного обслуживания 0,50 0,10 2 0,20 5-7-й
Сумма 5,00 1,00 - - -
чем у конкурентного преимущества, имеющего первый ранг. Например, конкурентному преимуществу предприятия, имеющему второй ранг, соответствует взвешенная оценка, равная 0,45, что более чем в два раза меньше взвешенной оценки конкурентного преимущества предприятия, имеющего первый ранг.
Второй этап модели стратегического управления производственными затратами предприятия предусматривает проведение стратегического планирования процесса управления производственными затратами, которое включает определение диапазона вариации уровня издержек производства и установление их видовой структуры, а также разработку функциональной стратегии управления производственными затратами.
Определение диапазона вариации уровня производственных затрат предприятия осуществляется на основе качественной или количественной оценки интенсивности развития товарного рынка, полученной в результате проведения внешнего анализа. Под вариацией уровня производственных затрат предприятия следует понимать максимально допустимое изменение значения определенных видов издержек производства, которое обеспечивает достижение конкурентных преимуществ, позволяющих успешно функционировать хозяйствующему субъекту при установившейся интенсивности развития товарного рынка.
Придерживаясь гипотезы о том, что диапазон вариации уровня производственных затрат предприятия зависит от интенсивности развития товарного рынка, можно утверждать, что, чем больше темп
роста товарного рынка, тем значительнее вариация уровня издержек производства хозяйствующего субъекта. Например, приняв в качестве гипотезы существование линейной зависимости вариации уровня производственных затрат предприятия от интенсивности развития товарного рынка, следует констатировать, что:
— при низкой интенсивности развития товарного рынка вариация уровня производственных затрат предприятия отсутствует;
— при средней интенсивности развития товарного рынка вариация уровня производственных затрат предприятия является незначительной;
— при интенсивности развития товарного рынка выше средней вариация уровня производственных затрат предприятия существует;
— при высокой интенсивности развития товарного рынка вариация уровня производственных затрат предприятия является значительной.
В целях конкретизации и формализации осуществления стратегического планирования издержек производства качественные значения для вариации уровня производственных затрат предприятия могут быть трансформированы в количественные. Для этого можно установить следующие диапазоны вариации уровня производственных затрат предприятия:
— отсутствующей вариации уровня производственных затрат предприятия соответствует количественный интервал меньше 2% ([0; 2[);
— незначительной вариации уровня производственных затрат предприятия соответствует количественный интервал от 2 до 4% ([2; 4[);
Вариация уровня производственных затрат предприятия
Отсутствует | Незначительная; Существует
Значительная
0%
2%
4%
10%
Рис. 3. Соответствие качественных и количественных значений вариации уровня производственных затрат предприятия
— существующей вариации уровня производственных затрат предприятия соответствует количественный интервал от 4 до 10% ([4; 10[);
— значительной вариации уровня производственных затрат предприятия соответствует количественный интервал от 10% и выше ([10; + х [).
Соответствие качественных и количественных значений вариации уровня производственных затрат предприятия представлено на схеме (рис. 3).
Значения коэффициента вариации издержек производства, определяющие отнесение производс-
твенных затрат предприятия к той или иной группе, а также соответствующие им характеристики, представлены в табл. 2.
Учитывая соответствие качественных и количественных значений интенсивности развития товарного рынка и вариации уровня производственных затрат предприятия, получим следующее:
— при интенсивности развития товарного рынка меньше 5% ([0; 5[) вариация уровня производственных затрат предприятия должна быть меньше 2% ([0; 2[);
Таблица 2
Группировка издержек производства, используемая для стратегического управления производственными затратами предприятия
Группа издержек производства Значение коэффициента вариации, % Характеристика группы издержек производства
Вариация отсутствует От 0 до 2 Включает производственные затраты предприятия, стратегическое управление которыми не предусматривает изменения их уровня. К этой группе издержек производства также относятся производственные затраты, уровень которых в долгосрочном периоде предполагается снижать. Для этой группы производственных затрат характерен жесткий контроль за их уровнем и тем самым обеспечивается минимазация издержек производства предприятия. Эта группа издержек производства пополняется различными видами производственных затрат в случае реализации предприятием стратегии лидерства по затратам или низкой интенсивности развития товарного рынка. Наоборот, усиление дифференциации продукции или увеличение интенсивности развития товарного рынка приводит к сокращению группы издержек производства, для которых вариация отсутствует
Незначительная вариация От 2 до 4 Включает производственные затраты предприятия, стратегическое управление которыми предусматривает незначительное увеличение их уровня. Для этой группы производственных затрат характерен контроль за их уровнем в пределах установленной вариации. Возможность увеличения производственных затрат, относящихся к этой группе, обоснована необходимостью достижения определенных типов конкурентных преимуществ предприятия. Эта группа издержек производства является приоритетной в процессе стратегического управления производственными затратами предприятия в условиях средней интенсивности развития товарного рынка
Вариация существует От 4 до 10 Включает производственные затраты предприятия, стратегическое управление которыми предусматривает увеличение их уровня в рекомендуемом диапазоне. Возможность увеличения производственных затрат, относящихся к этой группе, обоснована необходимостью достижения определенных типов конкурентных преимуществ предприятия, а также усилением дифференциации продукции. Эта группа издержек производства является приоритетной в процессе стратегического управления производственными затратами предприятия в условиях интенсивности развития товарного рынка, которая определяется выше средней
Окончание табл. 2
Группа издержек производства Значение коэффициента вариации, % Характеристика группы издержек производства
Значительная вариация От 10 и выше Включает производственные затраты предприятия, стратегическое управление которыми предусматривает значительное увеличение их уровня. Для этой группы производственных затрат характерен достаточно гибкий контроль за их уровнем, допускающий превышение, обеспечивающее достижение стратегических целей и решение долгосрочных задач. Возможность увеличения производственных затрат, относящихся к этой группе, обоснована необходимостью достижения определенных типов конкурентных преимуществ предприятия, а также высокой степенью дифференциации продукции. Эта группа издержек производства является приоритетной в процессе стратегического управления производственными затратами предприятия в условиях высокой интенсивности развития товарного рынка
— при интенсивности развития товарного рынка от 5 до 10% ([5; 10[) вариация уровня производственных затрат предприятия может достигать от 2 до 4% ([2; 4[);
— при интенсивности развития товарного рынка от 10 до 15% ([10; 15[) вариация уровня производственных затрат предприятия может достигать от 4 до 10% ([4; 10[);
— при интенсивности развития товарного рынка от 15% и выше ([15; + [) вариация уровня производственных затрат предприятия может достигать от 10% и выше ([10; + [).
Видовая структура производственных затрат устанавливается на основе определения типа конкурентного преимущества предприятия, которое осуществлено в результате проведения внутреннего анализа. В рассмотренном примере (см. табл. 1) выявлено, что доминирующим типом конкурентного преимущества предприятия является использование современной технологии производства продукции. Согласно существующей зависимости между видовой структурой производственных затрат и типом конкурентного преимущества предприятия следует определить, какие виды издержек производства могут варьировать свои значения в установленном диапазоне.
Для конкурентного преимущества предприятия, связанного с использованием современной технологии производства продукции, видовая структура производственных затрат включает следующие издержки производства:
— прямые затраты на оплату труда;
— расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
— затраты на оплату труда работников, занятых обслуживанием производства;
— расходы на подготовку и освоение производства;
— административно-управленческие расходы.
При интенсивности развития товарного рынка 10% диапазон вариации уровня перечисленных производственных затрат предприятия может достигать от 4 до 10%.
Таким образом, определение видовой структуры издержек производства и диапазона вариации их уровня обеспечивает разработку функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия. Понимая под функциональной стратегией управления производственными затратами образ действий, необходимый для достижения долгосрочных целей [3], который определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений [6], следует указать на то, что она должна быть разработана в соответствии и в рамках корпоративной стратегии предприятия.
Для разработки функциональной стратегии управления производственными затратами необходимо определить план действий, который подлежит реализации в целях решения долгосрочных задач и достижения стратегических целей развития предприятия. Все действия, предусмотренные стратегическим планом, являющимся результатом разработки функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия, должны приводить к изменению издержек производства. Для одних издержек производства, формирующих видовую структуру производственных затрат предприятия, предусматривается вариация величины в установленном диапазоне значений, а для других устанавливается необходимость снижения уровня производственных затрат. Все управленческие действия, не отвечающие этим требованиям, не могут сформировать стратегического плана функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия.
Третий этап модели стратегического управления производственными затратами предприятия предусматривает реализацию функциональной стратегии управления издержками производства. Реализация функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия должна осуществляться в соответствии с разработанным стратегическим планом действий, обеспечивающим достижение долгосрочных целей и решение задач, связанных со стратегическим управлением издержками производства. Сопоставляя содержание и особенности осуществления процессов разработки и реализации функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия, можно констатировать, что в то время как разработка стратегии связана с предпринимательской деятельностью и в большей степени представляет аналитический процесс, реализация стратегии предполагает главным образом управление бизнес-процессами и экономическими ресурсами [8].
Реализация разработанной функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия предусматривает ее превращение в конкретные действия, а затем и в результаты. Для этого необходимо стратегическое управление производственными затратами предприятия увязать со среднесрочным и тактическим управлением издержками производства. Причем среднесрочное и тактическое управление издержками производства должно быть подчинено целям и задачам функциональной стратегии и обеспечивать детализацию и конкретизацию стратегического управления производственными затратами предприятия и доведение ее до программы управленческих действий. На необходимость взаимосвязи стратегического, среднесрочного и тактического управления издержками производства обращал внимание Г. Стейнер, рассматривая условия успешного осуществления процесса реализации стратегии управления предприятием.
Таким образом, реализацию функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия следует рассматривать как набор последовательно осуществляемых управленческих действий, позволяющих в результате анализа внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта развивать доминирующие конкурентные преимущества предприятия.
Стратегический контроль за уровнем издержек производства осуществляется на четвертом
этапе реализации модели стратегического управления производственными затратами предприятия. При осуществлении стратегического контроля необходимо принимать во внимание непрерывный характер процесса стратегического управления производственными затратами предприятия. Поэтому основные характеристики, используемые при осуществлении стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия, должны оцениваться во времени.
Учитывая установленный в конкретный момент времени диапазон вариации издержек производства, формирующих их видовую структуру согласно доминирующему типу конкурентного преимущества предприятия, аналитическая модель, используемая для осуществления стратегического контроля за уровнем производственных затрат, примет следующий вид:
х*(Г) =
1 +
М) 100
хг (0), 7 = 1, т;
хф (Г) < х (0), у = т +1, п,
где х}'^) — фактический уровень издержек производства, формирующих видовую структуру производственных затрат предприятия;
)— максимальное значение диапазона вариации уровня производственных затрат предприятия, %;
х{ (0) — базовый уровень издержек производства, формирующих видовую структуру производственных затрат предприятия; т — число видов издержек производства, формирующих видовую структуру производственных затрат предприятия; хф ^) — фактический уровень издержек производства, не обеспечивающих достижения установленного типа конкурентного преимущества предприятия;
х] (0) — базовый уровень издержек производства, не обеспечивающих достижения установленного типа конкурентного преимущества предприятия;
п — число видов издержек производства, участвующих в процессе стратегического управления производственными затратами предприятия. Согласно приведенной аналитической модели стратегический контроль за уровнем производственных затрат предприятия должен осуществляться в соответствии со следующими условиями:
7х"
11
— фактические уровни издержек производства, формирующие видовую структуру производственных затрат предприятия, должны соответствовать базисным уровням, скорректированным на соответствующие значения их вариации;
— фактические уровни издержек производства, не обеспечивающие достижения установленного типа конкурентного преимущества предприятия, не должны превышать их базисных уровней.
Рассматривая структуру аналитической модели, используемой для осуществления стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия, следует обратить внимание на то, что выполнение первого условия обеспечивается наличием т равенств в системе, а второго условия — (п — т) неравенств.
Выполнение первого условия стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия позволяет поддерживать такую вариацию соответствующих видов издержек производства, которая обеспечивает достижение требуемого типа конкурентного преимущества предприятия с учетом существующей динамики интенсивности развития товарного рынка. При этом строгое равенство в аналитической модели определяет недопустимость не только превышения фактических уровней соответствующих издержек производства над установленными значениями, но также и их снижение. Действительно, превышение фактических уровней соответствующих издержек производства над установленными значениями свидетельствует о неэффективном осуществлении производственных затрат. Наоборот, если фактические уровни соответствующих производственных затрат ниже установленных значений, следовательно, реализуемая функциональная стратегия управления издержками производства не обеспечивает в полной мере решения необходимых долгосрочных задач и достижения требуемых долгосрочных целей.
Выполнение второго условия стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия позволяет в долгосрочной перспективе добиваться снижения тех видов производственных затрат, которые не обеспечивают достижения установленного типа конкурентного преимущества предприятия. Следовательно, их сокращение необходимо расценивать как положительную динамику процесса стратегического управления производственными затратами предприятия.
Невыполнение рассмотренных условий стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия приводит к появлению отклонений, величина которых может быть определена следующим образом:
А, (0 = х?(0-^1 + ^^ х, (0), / = 1т;
А ^) = хф ^) - (0), ] = т +1, п.
В случае если отклонения в уровнях издержек производства принимают значения
|А () Ф 0, / = 1т;
[А- (t) > хф (t) - х- (0), ] = т +1,п,
это приводит к необходимости внесения корректирующих изменений в процесс стратегического управления производственными затратами предприятия. Корректирующие изменения могут быть как изменениями диапазона вариации уровня издержек производства и их видовой структуры, так и функциональной стратегии управления производственными затратами предприятия. В любом случае корректирующие действия должны быть направлены на устранение или снижение отклонений в уровнях издержек производства и соблюдение требуемых условий стратегического контроля за уровнем производственных затрат предприятия.
Список литературы
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 253 с.
2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь / отв. ред. акад. Н.П. Федоренко. М.: Наука, 1987. 510 с.
3. Ляшко Ф.Е., Приходько В.И., Тютюшки-на Г. С. Стратегический менеджмент в авиастроении: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. 123 с.
4. Математика и кибернетика в экономике: словарь-справочник / отв. ред. акад. Н.П. Федоренко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 1975. 700 с.
5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. 724 с.
6. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / под ред. Ф.Л. Шарова. М.: МИЭП, 2007. 68 с.
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. 590 с.
8. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. СПб: Питер, 2008. 240 с.
Financial analytics: science and experience Issues on economics
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT MODEL OF AN ENTERPRISE PRODUCTION EXPENSES
Eduard V. KHLYNIN, Ol'ga V. SORVINA
Abstract
The article considers that the possibility of model building is substantiated for the implementation of the strategic management of production expenses of an enterprise. The model building application allows describing the sequence of actions that ensure the formation and implementation of functional strategy management of production costs. The paper points out that the main characteristics of a model of strategic management of production expenses of an enterprise are as follows: the stages of the implementation of a process; integration of an enterprise management in the overall process; determination of the impact of the external environment of an entity; definition of the specifics of the internal environment of an enterprise; an availability of feedback. The authors point out that taking into account of the basic characteristics permitted to present the process of the strategic management of an enterprise production expenses in the form of a linear model with feedback, which comprises four main phases: strategic analysis of the external and internal environment for evaluation of basic conditions of production expenses; strategic planning of the process of management production expenses of an enterprise; implementation of functional strategy of management of an enterprise production expenses; strategic control and introduction of corrective changes in the functional strategy of production expenses management. Taking into account the variation of production expanses established in the particular time range, which form their specific structure according to the dominant type of competitive advantage of an enterprise, the paper proposes an analytical model that is used for the implementation of the strategic monitoring of the level of production costs. The analytical model of the strategic control of the production expenses envisages execution of the several conditions, which failure to observe leads to the need for corrective changes in the strategic management of an enterprise production expenses. The application of the model of the strategic management of an enterprise ensures achieving of the competitive advantages of an entity as a result of production costs management in the long-term period based on the fore-
seeing of possible changes in the external environment, as well as organizational capacity, which depends on an enterprise resources.
Keywords: model, strategic management, strategic control, production expenses, development intensity, commodity market, specific structure, working expenses, enterprise competitive advantage
References
1. Azoev G.L., Chelenkov A.P. Konkurentnye preimushchestva frmy [Competitive advantages of a company]. Moscow, Novosti Publ., 2000, 253 p.
2. Lopatnikov L.I. Ekonomiko-matematicheskii slovar' [Economic and mathematical dictionary]. Moscow, Nauka Publ., 1987, 510 p.
3. Lyashko F.E., Prikhod'ko V.I., Tyutyushkina G.S. Strategicheskii menedzhment v aviastroenii [Strategic management in aircraft construction: a textbook]. Ulyanovsk, UlSTU Publ., 2003, 123 p.
4. Matematika i kibernetika v ekonomike: slovar '-spravochnik [Mathematics and cybernetics in economy: a glossary]. Moscow, Ekonomika Publ., 1975, 700 p.
5. Rumyantseva E.E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [The new economic encyclopedia]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005, 724 p.
6. Strategicheskii menedzhment [Strategic management: a textbook]. Moscow, MIEP Publ., 2007, 68 p.
7. Filosofskii slovar' [The philosophical dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1986, 590 p.
8. Shifrin M.B. Strategicheskii menedzhment [A strategic management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 240 p.
Eduard V. KHLYNIN
Tula State University, Tula, Russian Federation [email protected] Ol'ga V. SORVINA Tula State University, Tula, Russian Federation [email protected]