1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.56 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-49-58
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРИКЛАДНОСТИ СПОРТИВНОГО
ОРИЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ
Т.Н. Поборончук, Т.А. Трифоненкова, Т.А. Мартиросова, В.В. Зотин
Разработана модель прикладности спортивного ориентирования для лесотех-
нических специальностей в вузе, включающая мотивационный, когнитивный, личност-
ный и деятельностный компоненты. Определено, что интеграция профессионального
и физического воспитания формирует будущих специалистов, их ответственное
отношение к выбранной профессии и к себе как к субъекту профессиональной дея-
тельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, прикладность, ориентирование,
мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компоненты, модель.
DEVELOPMENT OF SPORTS Поборончук Татьяна Николаевна, канд. техн.
ORIENTATION APPLICATION MODEL наук, доц., [email protected], Россия, Крас-
FOR FORESTRY SPECIALTIES AT ноярск, Сибирский государственный университет науки и
THE UNIVERSITY технологий им. акад. М.Ф. Решетнева,
Трифоненкова Татьяна Анатольевна, доц.,
Poboronchuk T.N., candidate of technical [email protected], Россия, Красноярск, Сибир-
sciences, associate professor, poboronchuk_ ский государственный университет науки и технологий
[email protected], Russia, Krasnoyarsk, Re- им. акад. М.Ф. Решетнева,
shetnev Siberian State University of Science Мартиросова Татьяна Александровна, д-р
and Technology, пед. наук, проф., зав. кафедрой, tatianya.martirosova@
Trifonenkova T.A., associate professor, tri- mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный
[email protected], Russia, Kras- университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решет-
noyarsk, Reshetnev Siberian State University нева,
of Science and Technology, Зотин Виталий Владимирович, старший пре-
Martirosova T.A., doctor of pedagogical подаватель, [email protected], Россия, Красноярск, Си-
sciences, professor, head of chair, tatianya. бирский государственный университет науки и техноло-
[email protected], Russia, Krasnoyarsk, гий им. акад. М.Ф. Решетнева
Reshetnev Siberian State University of
Science and Technology,
Zotin V.V., senior lecturer, vitales4622@ Либерализация социокультурных
mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Reshetnev Sibe-
rian State University of Science and Technol- процессов в современном обществе пре-
ogy допределяет стремление молодежи к от-
рицанию устоявшихся традиций, выра-
A model has been developed for the
application of orienteering for forestry жению современных ценностей, форми-
specialties at the university, which includes рованию образа жизни в соответствии с
motivational, cognitive, personal and activity
components. It has been determined that the морфофункциональным и индивидуаль-
integration of professional and physical ным социально-психологическим стату-
education forms future specialists, their
responsible attitude towards the chosen сом личности, в том числе в процессе
profession and towards themselves as a физического воспитания в вузе. В на-
subject of professional activity. стоящее время перестройка системы об-
Key words: physical education, application, разования в вузах определяет задачу
orientation, motivational, cognitive, personal формирования гармонично развитой
and activity components, model. личности в соответствии с ее интересами
49
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
и потребностями в сфере физического и профессионального совершенст-
вования. Взаимосвязь физического и профессионального воспитания в
техническом вузе обеспечивает прикладность одного вида воспитания по
отношению к другому. Такая взаимосвязь формирует всесторонне разви-
тую личность, универсальные компетенции, совершенствует физическое
развитие, повышает физическую подготовленность и работоспособность,
обеспечивает готовность спортсменов-ориентировщиков к будущей трудо-
вой деятельности. Поэтому тесная интеграция профессионального воспи-
тания личности бакалавра, воспитания ответственности перед обществом и
физического воспитания определяет изменение целевой направленности
учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию в вузе.
Цель нашего исследования − разработать модель взаимосвязи про-
фессионального и физического воспитания в формировании личности на
учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию.
Материалы и методы исследования. Высшее образование личности
− это гуманитарная практика, рассматриваемая как социальное явление.
Это процесс и деятельность, которые проявляются в различных аспектах
развития личности студентов: в индивидуальном − развитии индивидуаль-
ности, самодостаточности и отражении образа жизни во время и после
учебы в вузе, определяющего характер образования; в профессиональном
− связи с организацией образовательного механизма вуза, приобретении
профессиональной культуры бакалаврами; в социокультурном − выборе в
пользу культурно приемлемого образа жизни, поведения, социокультурной
жизни; в бытии − проявлении в непосредственном формировании лично-
сти как субъекта культурного процесса.
Анализ научной литературы и практические наблюдения показы-
вают, что учебные дисциплины недостаточно способствуют овладению
бакалаврами практическими навыками и умениями эффективного соци-
ального взаимодействия. Основная проблема профессиональной подго-
товки личности бакалавра в вузе – это подготовка будущего специалиста
как объекта социального действия. Уже на этапе обучения будущий бака-
лавр должен быть знаком со всеми требованиями, которые современное
общество предъявляет к представителям выбранной профессии, понимать
содержание и специфику будущей профессиональной деятельности, ори-
ентироваться в сфере профессиональных задач и быть готовым к их реше-
нию, быть готовым к широкому кругу социальных связей в конкретных
социальных условиях. Профессиональная подготовка личности бакалавра в
университете направлена на приобретение не только необходимых знаний,
навыков и умений, обобщенных в приобретаемых навыках, формах пове-
дения, ценностей и идеалов, которые формируют современных специали-
стов, но и прикладных физических навыков, формируемых в процессе
физического воспитания [1].
50
3
Физическая культура [Physical culture]
Приобретение необходимых знаний, умений и навыков бакалав-
рами в вузе – основная цель практико-ориентированной профессиональной
подготовки в вузе, способствующей переходу бакалавра из позиции функ-
ционирования в субъективную позицию, связанную с развитием способно-
стей, продуктивной деятельностью, что предполагает наличие компетен-
ций, ориентирующих личность на постановку все новых целей, поиск
необходимых средств их достижения, непрерывное развитие и преобразо-
вание себя, в том числе физически, в этом образовательном процессе, соз-
дание себя и своего образа жизни. Формирование деятельностных и лич-
ностных качеств бакалавров определяет включение в практико-ориентиро-
ванную профессиональную подготовку ее целеполагающих и моделирую-
щих вещественных компонентов.
В современных условиях создаваемые формы этих компонентов
позволяют связать умственную деятельность по оперированию идеаль-
ными объектами с реальными действиями. Ученые связывают результат
обучения с его качеством, уровнем овладения компетенциями, предусмот-
ренным федеральным государственным образовательным стандартом
высшего образования (ФГОС3++).
Результат практико-ориентированной профессиональной подго-
товки – это достижения в развитии личности бакалавра, качественные
изменения личности обучающихся, достижения в их обучении как буду-
щих специалистов, их готовность к продуктивному и творческому приме-
нению навыков, доминирующих в профессиональной деятельности, с раз-
витием психологических качеств и умений, умственных процессов, обу-
чающихся в целом.
В многочисленных научных исследованиях выявлено, что в про-
цессе профессионально-прикладной физической подготовки, которая
обеспечивает формирование специалиста как всесторонне развитую лич-
ность, бакалавр в вузе достигает развития конкурентоспособного внутрен-
него мира личности, высокого уровня развития умственных, психических,
нравственных критериев, высокого уровня профессиональной и социаль-
ной ответственности, соответствующих современным тенденциям и соци-
альному запросу [2]. В учебных программах по физическому воспитанию
будущих бакалавров в вузах отведено 328 ч. дисциплине «Профессио-
нально-прикладная физическая культура». Исследователи сходятся во
мнении, что профессионально-прикладная физическая культура – это
составная часть физической культуры и физического воспитания обучаю-
щихся в университете. Физическая культура профессионально направлена
на формирование индивидуальной культуры с учетом и сочетанием биоло-
гических и социологических аспектов развития обучающихся.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) −
сложный многоэтапный процесс, обеспечивающий подготовку бакалавров,
повышает качество образования, применяя различные комплексы условий,
51
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
соответствующие учебные, физические средства, спортивные виды дея-
тельности. Объективная сторона профессионально-прикладной физиче-
ской культуры (ППФК) определена активностью преподавателя в созда-
нии, управлении и координации учебного процесса, субъективная сторона
ППФК – это активность бакалавра в овладении знаниями, прикладными
навыками и необходимыми умениями. Реализация задач ППФП бакалав-
ров состоит в переходе ценностей из содержания образования в ценност-
ные отношения личности [3].
Спортивное ориентирование как вид деятельности может способст-
вовать приобретению бакалаврами лесотехнических специальностей ряда
профессионально-прикладных навыков, сочетая оптимальные физические
нагрузки с умственным трудом на фоне положительных эмоций в посто-
янно меняющихся условиях внешней среды, это эффективное средство
формирования умственной, физической и социально-экологической актив-
ности обучающихся. Теоретические знания, практические навыки спор-
тивного ориентирования помогают осваивать учебные дисциплины, такие
как физическая культура, география, экология, валеология, основы безо-
пасности жизнедеятельности. Формирование умственной активности, свя-
занное с занятием ориентированием, способствует лучшему освоению
других дисциплин при подготовке бакалавров лесных специальностей.
Вопросы, связанные с составлением спортивных карт, требуют глубокого
знания методов создания и содержания топографических карт, изучаемых
бакалаврами в курсе инженерной геодезии, а вопросы генерализации
ландшафтных объектов спортсмены-ориентировщики осваивают на учеб-
ных занятиях при составлении спортивных картосхем, помогая успешно
освоить раздел программы инженерной геодезии – топографические
съемки (буссольная, теодолитная, тахеометрическая, мензульная). При-
кладность спортивного ориентирования в физическом воспитании позво-
ляет повысить уровень подготовки специалистов лесотехнических специ-
альностей, достичь более высоких результатов в освоении профессио-
нально важных качеств, подчеркивает их взаимосвязь.
В спортивном ориентировании развитие интеллектуальных способ-
ностей признано большинством авторов (В.Г. Акимов, 1987, С.Ф. Зубович,
1983, Т. Соколова, 2003). В психологическую структуру спортивного ори-
ентирования входят такие познавательные процессы, как восприятие,
воображение, память, внимание, мышление. Главное для ориентировщика
− быстрота мышления, обязательно связанная с правильным выбором
путей движения, продуманными и обоснованными действиями на дистан-
ции [4]. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической
деятельности человека на каком-либо объекте, его характеризуют различ-
ные свойства: интенсивность (степень сосредоточенности, концентрации),
устойчивость (продолжительное сохранение определенного режима вни-
52
5
Физическая культура [Physical culture]
мания), распределение (включение в поле сознания сразу несколько объек-
тов), переключение (способность быстро переносить внимание с одних
объектов на другие). Ориентирование предполагает развитие всех свойств
внимания, но ведущее место занимают переключение и распределение
внимания. Ведущие волевые качества ориентировщика − самостоятель-
ность, инициативность, целеустремленность, выдержка, самообладание −
проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума и способ-
ности владеть собой в экстренных ситуациях (потеря ориентировки, обна-
ружение ошибки, тщетный поиск контрольного пункта) [5].
Теоретические знания и опыт их применения для улучшения физи-
ческого развития в профессиональной деятельности, в подготовке и фор-
мировании здорового образа жизни – это особые ценности, профессио-
нально применяемого процесса физической подготовки бакалавра лесных
специальностей в процессе физического воспитания спортсменов-ориен-
тировщиков.
В последние годы в исследованиях ряда авторов (А.А. Гужалов-
ский, 2000, В.Н. Кряж, 2006, И.О. Криволапчук, 2007, К.Д. Чермит, 2007,
А.К. Сучков, 2014, М.С. Воротова, 2015, Е.A. Карабанов, 2015 и др.) про-
блема повышения уровня физической и функциональной подготовленно-
сти обучающихся как фактора гармоничного развития человека и сохране-
ния здоровья населения особенно актуальна. Учитывая специфику пред-
стоящей работы в лесопромышленном комплексе, наиболее остро эта про-
блема стоит перед обучающимися лесотехническим специальностям, труд
которых в будущем связан с существенными изменениями объема и харак-
тера трудовых двигательных действий. Физическую подготовленность
бакалавров лесотехнических специальностей формируют следующие
составляющие: комплексная выносливость, проявляемая в динамических и
статических режимах продолжительного функционирования различных
мышечных групп, способность ориентироваться на местности и рацио-
нально распределять затраты энергии во времени, разнообразные двига-
тельные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому опериро-
ванию различными орудиями труда, устойчивость организма по отноше-
нию к неблагоприятным метеорологическим воздействиям – основы про-
фессионально важных качеств. Взаимосвязь профессионального и физиче-
ского воспитания личности бакалавра – основа предлагаемой нами модели
прикладности, цель которой – формирование профессионального самовос-
питания как направленности личности на творческое развитие профессио-
нальных умений, навыков и личностных качеств, развитие нравственных
основ обучающихся. Исследуемый процесс связан с воспитанием соответ-
ствующих форм поведения и ценностных ориентиров, идеалов, состав-
ляющих внутреннюю структуру современного специалиста, связан с вос-
питанием стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самораз-
витию и самореализации.
53
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Для совершенствования образовательного процесса в вузе, отве-
чающего социальным требованиям настоящего времени, нами предложена
модель прикладности спортивного ориентирования в вузе, включающая
мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компо-
ненты, адекватная требованиям, предъявляемым к специалистам лесотех-
нического комплекса, как одной из ведущих отраслей экономики России.
Мотивационный компонент содержит в себе мотивации бакалавров
лесотехнических специальностей как фактора регуляции их активности,
поведения и деятельности, определяющих качество и результат учебного
процесса. Ученые определяют мотивацию как совокупность мотивов,
побуждающих человека к действию. Потребности и инстинкты как источ-
ники деятельности – это основные мотивационные факторы профессио-
нального и физического воспитания личности бакалавра в вузе. Мотивы
определяют выбор формы поведения, эмоции, переживания, стремления,
желания и установки, влияющие на особенности регуляции поведения.
Ценностный смысл процессов практико-ориентированного профессио-
нального и профессионально-прикладного физического воспитания – это
диагностика готовности бакалавров разного уровня подготовки, знание их
движущих мотивов, ценностных ориентаций и социально-психологических
установок в каждый период обучения; развитие профессиональных знаний,
умений и навыков, компетенций, регуляция аспектов своей жизнедеятель-
ности; профессиональная адаптация, производственная практика, услож-
нение видов деятельности в течение учебного процесса, принятие ответст-
венности, отведение негативных установок; психологическая и педагоги-
ческая поддержка бакалавров в преодолении трудностей самостоятельной
работы и установление комфортных взаимоотношений с одногруппни-
ками, педагогами, администрацией и руководством вуза; профессионали-
зация бакалавров, корректировка их профессионального самовоспитания,
саморазвития, самосовершенствования, что приводит к росту личностного
начала бакалавров в университете. Мотивационный критерий основан на
выявлении уровня мотивации к достижению успеха через саморазвитие,
отношения к существующей жизненной позиции и отношения к собствен-
ной личности.
Когнитивный компонент предложенной модели рассматриваем как
деятельность, направленную на формирование компетенций бакалавров,
как высокопрофессионального специалиста, способного к профессиональ-
ной деятельности и адаптации к постоянно изменяющимся условиям
рыночной конъюнктуры, обладающего профессиональной мобильностью,
умеющего планировать и управлять процессом профессионального роста,
стремящегося к профессиональной самореализации. В процессе формиро-
вания профессиональных компетенций и формирования личности бака-
лавра в вузе возникает их тесная взаимосвязь с готовностью обучающегося
54
7
Физическая культура [Physical culture]
успешно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность с
учетом ее социальной значимости и социальных рисков. Поэтому феномен
готовности специалиста к профессиональной деятельности рассматриваем
как профессиональную готовность к трудовой деятельности, выражающую
положительное отношение к профессии, черты характера самого специа-
листа, его способности, знания, умения, навыки, а также сформированные
устойчивые профессионально-волевые качества.
Результаты экспериментальных работ по актуализации готовности
бакалавров к работе, проведенных на базе Сибирского государственного
университета науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева показал, что
65–70 % бакалавров достигают уровня продуктивной и творческой готов-
ности, а 3 % выбирают работу по специальности. У большинства бакалав-
ров 1–3-го курсов обнаружена способность активно включаться в трудо-
вую деятельность при решении новых задач, возникающих в связи с
непрерывно изменяющимися условиями общественной среды. Практико-
ориентированная профессиональная и профессионально-прикладная физи-
ческая подготовка – важные компоненты всего профессионального пути в
процессе формирования личности бакалавра в вузе. Когнитивный крите-
рий связан с выявлением уровня знаний, умений и понимания основных
положений профессиональной подготовки [6].
Деятельностный компонент модели отображает профессиональное
становление бакалавров в процессе взаимодействия профессионального и
физического воспитания в вузе. По мнению ученых, профессиональное
становление занимает значительную часть онтогенеза человека. Оно начи-
нается с формирования личности бакалавра, момента развития профессио-
нальных намерений обучения избранной специальности и завершается
полной реализацией себя в профессиональной деятельности [7]. Профес-
сиональное становление бакалавров в вузе выражено в самовоспитании
студентов, основанном на принципах целеполагания, планирования, в
овладении средствами и способами самоконтроля, их коррекции и др.
Исследователи отмечают, что профессиональное становление бакалавров
достигается именно на стадии осуществления самостоятельной профес-
сиональной деятельности. Бакалавру предоставляется возможность осво-
ить специфику своей профессии, усвоить новые и реализовать имеющиеся
профессиональные знания, осознать и претворить в жизнь определенные
цели, наметив путь их достижения и последовательно двигаясь в избран-
ном направлении.
Для демократизации деятельности современные образовательные
учреждения должны гуманизировать отношения между преподавателями и
обучающимися. Такая направленность педагогической деятельности
позволяет обеспечить процессы самопознания и самореализации личности
обучающегося. Личностный критерий основан на выявлении индивиду-
альных психологических возможностей человека, которые гарантируют
55
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
достижение высокого уровня профессиональных компетенций: организа-
ционные и коммуникативные навыки, дисциплинированность, самокон-
троль в выражении эмоций, творчество, социальная зрелость и т. д. В про-
фессиональной деятельности будущего бакалавра недостаточно внимания
уделено улучшению и развитию психологических качеств.
Современному специалисту в настоящее время необходимо разви-
вать мышление, он должен уметь быстро анализировать поступающую
информацию, выбирать и осуществлять необходимое решение, запоминать
большой объем информации на короткое и длительное время, поэтому
нужно иметь хорошую оперативную и долговременную память, качества,
которые лучше всего можно развивать на учебно-тренировочных занятиях
спортивным ориентированием. Личными качествами специалистов лес-
ного профиля являются: ответственность, внимательность, порядочность,
принципиальность, добросовестность, умение работать в команде, испол-
нительность, высокая работоспособность, умение работать с большими
объемами информации, стрессоустойчивость. Специалисты лесного про-
филя занимаются как офисной, так и работой в лесу, на полевых работах
много двигаются, выполняют большую физическую нагрузку. Значитель-
ная часть леса недоступна для транспорта, поэтому приходится много
передвигаться пешком. Поэтому для работы необходима физическая
выносливость и хорошее здоровье.
Спортивное ориентирование − вид спорта, в котором спортсмен
решает тактические и стратегические задачи в полной автономии от
остальных участников соревновательной деятельности, на этапе формиро-
вания знаний, умений и навыков в учебно-тренировочных занятиях по
этому виду спорта имеет большое значение роль личности.
В процессе формирования личности бакалавра в вузе требуется
поиск возможностей индивидуализации обучения, в практико-ориентиро-
ванной профессиональной и профессионально-прикладной физической
подготовок, который основан на личностной активности обучающихся,
возможной и в спортивном ориентировании, как в нашей модели, главное
педагогическое условие которой − активное взаимодействие участников
учебной или учебно-тренировочной деятельности на основе сотрудниче-
ства. Личностный компонент разработанной модели указывает на то, что
практико-ориентированная профессиональная и профессионально-при-
кладная физическая подготовки в вузе представляют собой динамичные
процессы педагогического взаимодействия как в системе социальных цен-
ностей, требований, так и избираемых целей, достижение которых осуще-
ствляется путем самореализации в жизни, в профессиональной деятельно-
сти и спортивном ориентировании.
В разработанной модели выделяем личностную составляющую,
которая включает социально типичного человека с четко выраженными
индивидуальными качествами в динамично развивающемся современном
56
9
Физическая культура [Physical culture]
обществе, позволяющими обучающемуся всегда оставаться самим собой.
Этому компоненту модели придает значимость то, что современные обу-
чающиеся склонны к прагматичности мыслей, раскрепощенности и неза-
висимости, либерализму взглядов. Это предопределяет применение новых
подходов и методов во взаимодействии с педагогами и обучающимися в
процессе практико-ориентированной профессиональной и профессио-
нально-прикладной физической подготовок.
Таким образом, разработанная нами модель прикладности спортив-
ного ориентирования для лесотехнических специальностей в вузе обосно-
вана теоретически, включает мотивационный, когнитивный, личностный и
деятельностный компоненты, определяет общие взаимообусловленные
составляющие профессионального и физического воспитания для специа-
листов лесотехнического комплекса как одной из ведущих отраслей эко-
номики страны.
Список литературы
1. Формирование ключевой двигательной компетенции в физиче-
ском воспитании в вузе как основы здоровья студентов / Т.А. Мартиро-
сова [и др.] // Вестник Красноярского педагогического университета им.
В.П. Астафьева. 2019. № 4. С. 115−126.
2. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа орга-
низации образовательного процесса: электрон. текстовые данные МГППУ,
2016 [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-
244.HTM#$p244 (дата обращения: 22.01.21).
3. Формирование профессионально-прикладной физической куль-
туры обучающихся технического вуза на основе акмеологического под-
хода / Т.А. Мартиросова [и др.] // Общество: социология, психология, пе-
дагогика. 2019. № 9. С. 79−87.
4. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств
воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис.
... канд. пед. наук. М., 2004. 170 c.
5. Снежицкий П.В., Марчук А.Н., Томашев Г.К. Личностно-деятель-
ностный подход в обучении студентов спортивному ориентированию //
Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: сб. статей
Междунар. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во ТИУ, 2016. С. 213−219.
6. Акмеологический подход в формировании профессионально-
прикладной физической культуры бакалавров в вузе / Т.А. Мартиросова
[и др.] // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С.142−151.
7. Бондаревская Е.В. К новому типу образовательной деятельности
в высшей школе // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и
перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-
летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения
А.В. Запорожца. М.: Изд-во ИИДСВ РАО, 2016. С. 92–103.
57
10
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
References
1. Formirovanie klyuchevoj dvigatel'noj kompetencii v fizicheskom vospitanii v
vuze, kak osnovy zdorov'ya studentov [Formation of key motor competence in physical
education at the university, as the basis of students' health] / T.A. Martirosova [et al.] //
Vestnik Krasnoyarskogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the
Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafieva]. 2019. No. 4. P. 115−126.
2. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii
obrazovatel'nogo processa [Personality-activity approach as the basis for the organization of
the educational process]: electron. text data MGPPU, 2016 [Electronic resource]. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM#$p244 (date of access 01/22/21).
3. Formirovanie professional'no-prikladnoj fizicheskoj kul'tury obuchayushchihsya
tekhnicheskogo vuza na osnove akmeologicheskogo podhoda [Formation of professionally
applied physical culture of students of a technical university on the basis of an acmeological
approach] / T.A. Martirosova [et al.] // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika
[Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2019. No. 9. P. 79−87.
4. Suhanova M.G. Sportivnoe orientirovanie kak odno iz sredstv vospitaniya
fizicheskih i intellektual'nyh sposobnostej studentov [Orienteering as one of the means of
upbringing the physical and intellectual abilities of students]: dis. ... cand. ped. sciences. M.,
2004. 170 p.
5. Snezhickij P.V., MarchukA.N., Tomashev G.K. Lichnostno-deyatel'nostnyj
podhod v obuchenii studentov sportivnomu orientirovaniyu [Personal-activity approach in
teaching students in sports orientation] // Strategy for the development of sports-mass work
with students: collection of articles of the Intern. scientific-practical conf. Tyumen:
Publishing house of TIU, 2016. P. 213−219.
6. Akmeologicheskij podhod v formirovanii professional'no-prikladnoj fizicheskoj
kul'tury bakalavrov v vuze [Acmeological approach in the formation of professionally applied
physical culture of bachelors at the university] / T.A. Martirosova [et al.] // Kazanskij
pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2019. No. 5. P. 142−151.
7. Bondarevskaya E.V. K novomu tipu obrazovatel'noj deyatel'nosti v vysshej shkole
[Towards a new type of educational activity in higher education] // Actual problems of
education and science: traditions and prospects: collection of articles. materials Intern.
scientific-practical conf., dedicated. the 55th anniversary of the Institute of Preschool
Education and the 110th anniversary of the birth of A.V. Zaporozhets. M.: Publishing house
of IIDSV RAO, 2016. P. 92–103.
58