Окончание таблицы
Подпроцессы Риски
Техническое обслуживание и ремонт средств измерений оборудования - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - нарушение процедуры технического обслуживания и ремонта средств измерений - неправильное управление документацией по техническому обслуживанию и ремонту средств измерений - неправильный выбор комплектующих для ремонта средств измерений
Создание и актуализация фонда стандартов и нормативных документов метрологического обеспечения производства - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - неправильный выбор состава и последовательности работ по актуализации фонда
Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений - наличие неподготовленного персонала на рабочих местах - неправильный выбор состава и последовательности выполнения работ по устранению установленных нарушений метрологических норм
По итогам анализа можно сделать вывод, что в процессе деятельности организации по МО производства существенное влияние на элементы процесса оказывают технология, персонал, документация, комплектующие и материалы и средства измерения.
Такой подход может применяться при планировании в рамках реализации требований стандарта ИСО 9001:2015.
Библиографические ссылки
1. Малахова Ю. Г., Жирнова Е. А. Управление качеством на основе функционально-стоимостного анализа и процессного подхода // Сертификация. 2015. № 4.
2. Екатеринин М. В. Менеджмент рисков как основа планирования деятельности организации // Сертификация. 2015. № 4.
3. Екатеринин М. В. Вопросы применения требований стандартов на системы менеджмента качества для разных отраслей экономики // Сертификация. 2012. № 2.
References
1. Malakhova Yu. G., Zhirnova E. А. Upravleniye ka-chestvom na osnove funktsional'no-stoimostnogo ana-liza i protsessnogo podkhoda // Sertifikatsiya. 2015. № 4.
2. Ekaterinin M. V. Menedzhment riskov kak os-nova planirovaniya deyatel'nosti organizatsii // Ser-tifikatsiya. 2015. № 4.
3. Ekaterinin M. V. Voprosy primeneniya trebo-vaniy standartov na sistemy menedzhmenta kachestva dlya raznykh otrasley ekonomiki // Sertifikatsiya. 2012. № 2.
© Садченко Ю. В., Малахова Ю. Г., 2016
УДК 625.717.2
РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ
С. С. Самохина, А. О. Морозов
Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б. П. Бугаева Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8 E-mail: [email protected]
Представлен проект создания мобильных взлетно-посадочных площадок для приема беспилотных летательных аппаратов, вертолетов, самолетов. ВПП состоит из плит, изготовленных с примененеием композитных материалов.
Ключевые слова: мобильные аэродромные комплексы, взлетно-посадочные площадки, композитные материалы, сборно-разборные площадки.
<Тешетневс^ие чтения. 2016
DEVELOPING MOBILE LANDING PLATFORMS FOR SMALL AIRCRAFT
S. S. Samokhina, A. O. Morozov
Ulyanovsk Institute of Civil Aviation 8/8, Mozhaiskogo Str., Ulyanovsk, 432071, Russian Federation E-mail: [email protected]
The project of creating mobile runway platforms for of UAVs, helicopters, airplanes is presented. The runway platform consists of the plates made from composite materials.
Keywords: mobile airfield complexes, runway platforms. composite materials, combined folding platforms.
Потребности в использовании тяжелых БПЛА, легких самолетов и вертолетов в гражданской авиации, авиации специального назначения диктуют условия для организации аэродромных комплексов нового типа. Стационарные аэродромные комплексы экономически невыгодны в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, а также на начальном этапе строительства объектов при выполнении задач по доставке грузов в условиях отсутствия транспортной сети [1; 2]. Содержание подобных аэродромных комплексов или их демонтаж после выполнения краткосрочных задач требует огромных финансовых затрат.
Объект исследования - структура аэродомных комплексов. Предмет - взлетно-посадочные площадки (ВПП) для приема воздушных судов различного назначения.
Цель проекта - разработать быстровозводимые сборно-разборные аэродромные посадочные площадки, пригодные для приема вертолётов, самолётов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в составе нового типа объектов - мобильных аэродромных комплексов малой авиации (МАКМА).
Предлагается использовать объекты нового типа -мобильные аэродромные комплексы малой авиации (МАКМА) [3-5]. Главный элемент МАКМА - это взлётно-посадочная полоса или площадка с грунтовым или иным покрытием, достаточным для приёма воздушных судов различных классов грузоподъемности в зависимости от решаемых задач.
Известны технические решения по созданию морских и железнодорожных мобильных аэродромных комплексов. Для базирования вертолётов и самолётов с массой до 12-15 т использовались металлические плиты типа К-1 Д и плиты АСП-4, АСП-4М и ААП-3 (для базирования самолётов массой до 40 т). Недостатками подобных структур является то, что железнодорожный аэродромный комплекс не обеспечивает необходимого уровня безопасности при выполнении полётов. При эксплуатации как железнодорожного, так и морского аэродромного комплекса необходимы практически идеальные метеорологические условия и хорошо подготовленная поверхность для размещения ВПП.
Предлагается создать мобильные ВПП, которые могут быть передислоцированы из одного региона в другой по мере выполнения поставленных задач. Мобильность будет обеспечиваться тем, что быстро-возводимые плоскостные аэродромные посадочные
площадки (БВПП), пригодные для приема вертолётов, самолётов и БПЛА, будут сборно-разборными [6].
Мобильные наземные ВПП для приема самолётов, вертолётов, БПЛА массой до 10 т должны собираться из отдельных плит, которые быстро и легко соединяются при развертывании мобильного аэродрома и легко разбираются при демонтаже после выполнения задач и перебазирования на другую территорию.
Долговечность ВПП требует применения материалов с высокими прочностными характеристиками, низкой теплопроводностью и водопроницаемостью, широким температурным диапазоном эксплуатации. Подобным требованиям отвечает применение композитных материалов. Изучение прочностных и других специфических свойств материалов для сборно-разборных плит позволило сделать вывод о том, что наиболее приемлемым вариантом их реализации является сэндвич-структура. В качестве наполнителя для аэродромных композитных плит мы предлагаем использовать материалы типа пеноплекса, теплекса и техноплекса, которые обеспечат необходимый уровень прочности для приёма ВС 4, 5 и 6 классов.
Доставка аэродромных композитных плит к месту монтажа ВПП возможна с помощью вертолётов, самолётов и железнодорожного транспорта. Возводимая площадка не требует идеальной плоскостности подстилающей поверхности. Поэтому БВПП могут быть востребованы в местностях с различной подстилающей поверхностью: песчаных, глинистых, болотистых и снежных районах. Исключена коррозия, которая для металлических конструкций является одним из серьезных факторов деградации.
Жесткость конструкции, необходимая при ударных и сдвиговых нагрузках при посадке и взлете ЛА, обеспечивается монтажными соединительными элементами-замками и шипами-направляющими на боковой поверхности плит. Монтаж и демонтаж при переброске на другое место по мере выполнения задачи в данном регионе выполняется бригадой из 3-5 человек в течение нескольких часов. Размеры площадки определяются конкретной задачей.
Финансовые и временные затраты для строительства МАКМА с БВПП значительно ниже, чем при строительстве железнодорожного полотна или полноценного стационарного аэродрома. Такие площадки в перспективе могут быть востребованы при использовании тяжёлых беспилотных летательных аппаратов (в настоящее время они взлетают только со ста-
ционарных специализированных аэродромов), что ограничивает возможность их применения, например, в случае необходимости контроля границ Арктики и движения по Северному морскому пути.
Быстровозводимые сборно-разборные аэродромные посадочные площадки, пригодные для приема вертолётов, самолётов, беспилотных летательных аппаратов, могут, быть применимы в гражданской авиации при создании опорной маршрутной сети в труднодоступных районах страны; в авиации МЧС в периоды ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других государственных структурах.
Дальнейшее развитие проекта будет проводиться в плане оценки коммерческой привлекательности для инвесторов и экономических затрат, закрепления МАКМА в нормативно-правовых документах как нового типа наземных авиационных объектов.
Библиографические ссылки
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/ (дата обращения: 29.08.2016).
2. ФКП «Аэропорты Красноярья» [Электронный ресурс]. URL: http://www. fkpakras.ru/ (дата обращения: 29.08.2016).
3. Самохина С. С., Морозов А. О. Мобильные авиационные комплексы малой авиации // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск : ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2014. С. 82-83.
4. Самохина С. С., Морозов А. О. Разработка мобильных комплексов малой авиации в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока // Тр. XIX Междунар. форума по проблемам науки, техники и образования. М. : Академия наук о Земле, 2015. С. 75-76.
5. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка наземной инфраструктуры объектов малой авиации. // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа : сб. аннотаций проектов. Т. 2
(13-15 мая 2015 г., г. Ульяновск). Ульяновск : УлГТУ,
2015. С. 107-108.
6. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка сборно-разборных аэродромных посадочных площадок [Электронный ресурс]. URL: http://ify.ulstu.ru (дата обращения: 29.08.2016).
References
1. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [The transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030].Available at: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/.
2. FKP "Aehroporty Krasnoyar'ya". ["Airports of Krasnoyarya"]. Available at: http://www.fkpakras.ru/
3. Samohina S. S., Morozov A. O. Mobil'nye aviacionnye kompleksy maloj aviacii. / [Mobile aviation complexes of small aircraft.] // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovsk: FGBOU VPO "UlGPU im. I. N. Ul'yanova", 2014. S. 82-83.
4. Samohina S. S., Morozov A. O. Razrabotka mobil'nyh kompleksov maloj aviacii v trudnodostupnyh rajonah Sibiri i Dal'nego Vostoka. Development of mobile complexes of small aircraft in hardly accessible regions of Siberia and the Far East // Trudy XIX Mezhdunarodnogo Foruma po problemam nauki, tekhniki i obrazovaniya. M. : Akademiya nauk o Zemle, 2015. S. 75-76.
5. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka nazemnoj infrastruktury ob"ektov maloj aviacii. Development of ground infrastructure of objects of small aircraft. // Sbornik annotacij proektov. T.2. Molodezhnyj innovacionnyj forum Privolzhskogo federal'nogo okruga, Ul'yanovsk, UlGTU, 13-15 maya 2015 goda: Ul'yanovsk : UlGTU, 2015. S. 107-108.
6. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka sborno-razbornyh aehrodromnyh posadochnyh ploshcha-dok. Development of mobile landing platforms [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ify.ulstu.ru.
2016.
© Самохина С. С., Морозов В. Г., 2016
УДК 657.6
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Т. А. Селиванова, И. В. Федоренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается организация внутреннего контроля в акционерном обществе. По результатам исследования разработано Положение о внутреннем контроле затрат акционерного общества. Выделены уровни контроля и предложено соотнесение контролируемых областей с уровнями контроля и ответственными подразделениями и лицами.
Ключевые слова: внутренний контроль, контроль затрат.