ционарных специализированных аэродромов), что ограничивает возможность их применения, например, в случае необходимости контроля границ Арктики и движения по Северному морскому пути.
Быстровозводимые сборно-разборные аэродромные посадочные площадки, пригодные для приема вертолётов, самолётов, беспилотных летательных аппаратов, могут, быть применимы в гражданской авиации при создании опорной маршрутной сети в труднодоступных районах страны; в авиации МЧС в периоды ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других государственных структурах.
Дальнейшее развитие проекта будет проводиться в плане оценки коммерческой привлекательности для инвесторов и экономических затрат, закрепления МАКМА в нормативно-правовых документах как нового типа наземных авиационных объектов.
Библиографические ссылки
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/ (дата обращения: 29.08.2016).
2. ФКП «Аэропорты Красноярья» [Электронный ресурс]. URL: http://www. fkpakras.ru/ (дата обращения: 29.08.2016).
3. Самохина С. С., Морозов А. О. Мобильные авиационные комплексы малой авиации // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск : ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2014. С. 82-83.
4. Самохина С. С., Морозов А. О. Разработка мобильных комплексов малой авиации в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока // Тр. XIX Междунар. форума по проблемам науки, техники и образования. М. : Академия наук о Земле, 2015. С. 75-76.
5. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка наземной инфраструктуры объектов малой авиации. // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа : сб. аннотаций проектов. Т. 2
(13-15 мая 2015 г., г. Ульяновск). Ульяновск : УлГТУ,
2015. С. 107-108.
6. Морозов А. О., Самохина С. С. Разработка сборно-разборных аэродромных посадочных площадок [Электронный ресурс]. URL: http://ify.ulstu.ru (дата обращения: 29.08.2016).
References
1. Transportnaya strategiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda [The transport strategy of the Russian Federation for the period till 2030].Available at: http://docs.cntd.ru/docunient/902132678/.
2. FKP "Aehroporty Krasnoyar'ya". ["Airports of Krasnoyarya"]. Available at: http://www.fkpakras.ru/
3. Samohina S. S., Morozov A. O. Mobil'nye aviacionnye kompleksy maloj aviacii. / [Mobile aviation complexes of small aircraft.] // Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovsk: FGBOU VPO "UlGPU im. I. N. Ul'yanova", 2014. S. 82-83.
4. Samohina S. S., Morozov A. O. Razrabotka mobil'nyh kompleksov maloj aviacii v trudnodostupnyh rajonah Sibiri i Dal'nego Vostoka. Development of mobile complexes of small aircraft in hardly accessible regions of Siberia and the Far East // Trudy XIX Mezhdunarodnogo Foruma po problemam nauki, tekhniki i obrazovaniya. M. : Akademiya nauk o Zemle, 2015. S. 75-76.
5. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka nazemnoj infrastruktury ob"ektov maloj aviacii. Development of ground infrastructure of objects of small aircraft. // Sbornik annotacij proektov. T.2. Molodezhnyj innovacionnyj forum Privolzhskogo federal'nogo okruga, Ul'yanovsk, UlGTU, 13-15 maya 2015 goda: Ul'yanovsk : UlGTU, 2015. S. 107-108.
6. Morozov A. O., Samohina S. S. Razrabotka sborno-razbornyh aehrodromnyh posadochnyh ploshcha-dok. Development of mobile landing platforms [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ify.ulstu.ru.
2016.
© Самохина С. С., Морозов В. Г., 2016
УДК 657.6
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Т. А. Селиванова, И. В. Федоренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается организация внутреннего контроля в акционерном обществе. По результатам исследования разработано Положение о внутреннем контроле затрат акционерного общества. Выделены уровни контроля и предложено соотнесение контролируемых областей с уровнями контроля и ответственными подразделениями и лицами.
Ключевые слова: внутренний контроль, контроль затрат.
<Тешетневс^ие чтения. 2016
INTERNAL CONTROL AT JOINT STOCK COMPANIES
T. A. Selivanova, I. V. Fedorenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper deals with the organization of internal control at a company. According to the study Regulations on Internal cost control are developed. The authors obtain control levels and propose the correlation of controlled areas with the levels of control, responsible departments and people.
Keywords: internal control, cost control.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1] каждый экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если экономический субъект подлежит обязательному аудиту, то он также обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поскольку акционерные общество подлежат обязательному аудиту, то для них вопросы организации и регламентации внутреннего контроля являются актуальными.
В ходе проведенного исследования рассмотрены вопросы организации внутреннего контроля в акционерном обществе. По результатам исследования разработано Положение о внутреннем контроле затрат (далее - Положение, представленное в прил. 3 к работе [2]). Разработанное Положение позволит регламентировать внутренний контроль в области затрат. Положением установлены цели, задачи внутреннего контроля, а также принципы внутреннего контроля. Кроме того, Положение регламентирует организацию внутреннего контроля затрат, который осуществляется в виде предварительного, текущего и последующего контроля. Приводится описание надлежащей информации, которая должна содержаться в акте по окончании проведения внутреннего контроля.
В приложении к Положению также приводятся субъекты внутреннего контроля затрат и внутреннего контроля учета затрат. Устанавливаются права отдела по внутреннему контролю затрат. Предлагается использовать график проведения внутренних проверок, согласно которому будут планироваться и проводиться проверки различных объектов предприятия.
Организация внутреннего контроля ориентирована на организационную форму публичных акционерных обществ (ПАО). При этом надзор за эффективностью системы внутреннего контроля (СВК) и принятие оперативных управленческих решений при обнаружении недостатков рекомендовано возложить на руководство в лице совета директоров общества и ревизионную комиссию.
Надлежаще организованная и функционирующая СВК подразумевает, что все сотрудники ПАО будут выполнять контрольные процедуры, при этом требуется участие специалистов разных служб (производственно-технологической, финансово-экономической и др.).
Для внедрения СВК на ПАО следует определить подразделения (которые возглавляют органы контроля), в которых возникают затраты и другие контролируемые показатели. После определения подразделений следует уточнить области контроля, в частности, области контроля затрат.
В табл. 45 работы [2] приведен пример основных центров ответственности ПАО, которые наделены контрольными действиями. Каждый центр ответственности, возглавляется конкретным лицом, которое контролирует определенные показатели учета затрат в ПАО «Красноярский хлеб».
Система учета по центрам ответственности ПАО представляется следующей:
- в ПАО выделяются центры ответственности;
- каждое конкретное лицо, возглавляющее центр ответственности наделяется определенными полномочиями и ответственностью;
- с некоторой заранее установленной периодичностью каждым центром ответственности составляются контрольные отчеты, в которых сравниваются бюджетные и фактические показатели; отчеты передаются по ступеням служебной иерархии.
Организационная иерархия разделена на 3 уровня контроля, пример контролируемых областей представлен в табл. 46, 47 и 48 работы [2].
Каждый уровень контроля состоит из определенных органов контроля, которые регулируют определенные показатели затрат. Так, на высшем уровне контроля предполагается стратегическое планирование, которое позволяет принимать решения по организации в целом на долгосрочную перспективу, а также определять направление развития ПАО. Рекомендовано учесть области регулирования затрат при составлении должностных инструкций. Внутренний контроль будет наиболее эффективен при распределении областей затрат и функций органов контроля ПАО.
Библиографические ссылки
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон № 402-ФЗ от 21.12.2011. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.2016).
2. Селиванова Т. А. Совершенствование учета затрат организации по материалам аудита : выпускная квалификационная работа / СибГАУ, Красноярск, 2016. 117 с.
References
1. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O buhgalterskom uchete [Jelektronnyj resurs] : feder. Zakon : № 402-FZ ot 21.12.2011. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya: 27.03.2016).
2. Selivanova T. A. Sovershenstvovanie ucheta zatrat organizacii po materialam audita : vypusknaya kvalifikacionnaya rabota / SibGAU. Krasnoyarsk, 2016. 117 s.
© Селиванова Т. А., Федоренко И. В., 2016
УДК 338.2
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: АНАЛИЗ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Силкина, Л. В. Ерыгина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проведен анализ посланий президента Федеральному Собранию за 2010-2015 гг., выделены ключевые моменты, относящиеся к предприятиям ОПК. Посредством информации, отраженной в посланиях, определены пути дальнейшего развития оборонных предприятий.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, перспективы развития, научно-технологическое развитие, послания президента.
THE DEVELOPMENT OF THE DEFENCE INDUSTRY ENTERPRISES: ANALYSIS OF THE PRESIDENT'S MESSAGES
A. V. Silkina, L. V. Erygina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper analyses the messages of the president to the Federal Assembly for 2010-2015, identifies key points related to the defence industry. The paper identifies the ways offurther development of defense enterprises.
Keywords: the military-industrial complex, prospects of development of scientific-technological development, messages of the president.
Введение. Одним из актуальных направлений отслеживания путей дальнейшего развития предприятий ОПК и намерений государственной власти относительно таких предприятий стали ежегодные послания президента Федеральному Собранию. Практически в каждом из таких посланий тем или иным образом президент затрагивает тему ОПК и раскрывает дальнейшие планы относительно их развития [1].
Анализ посланий Президента РФ Федеральному Собранию. В данной статье проведен анализ посланий президента и выделены ключевые моменты, освещенные в них, с 2010 по 2015 г. включительно. В таблице в хронологическом порядке представлены вышеуказанные данные.
Ключевые моменты развития предприятий ОПК, освещенные в посланиях президента Федеральному Собранию 2010-2015 гг.
Стенограмма Ключевые моменты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. (Д. А. Медведев) Модернизация экономики для создания конкурентоспособных товаров и услуг, рабочих мест, формирования спроса на инновации. Модернизация производства, курс на производство высококонкурентных товаров и услуг [2]
Сокращение количества стратегических предприятий. Модернизация экономики, привлечение инвестиций. Повышение эффективности работы предприятий [2]
Фундаментальная задача - создание новой высокотехнологичной армии. Создание специальной структуры, которая будет заниматься поиском и разработкой новейших технологий для ОПК. Вложения в поиск технологий двойного назначения [2]
Курс на глубокую модернизацию Вооружённых Сил. Развитие программы перевооружения, рассчитанной до 2020 г. [2]