Научная статья на тему 'Разработка методики повышения эффективности автотранспорта республики Шри Ланка'

Разработка методики повышения эффективности автотранспорта республики Шри Ланка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА / РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ / STRATEGICALLY ANALYSIS / EFFECTIVENESS OF WORK IN AUTOMOBILE TRANSPORTING / DEVELOPMENT OF METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляско В. И., Унантенне В. М. Кавинда Д. Б. У.

Связанные с ролью автотранспортных перевозок внутри страны в одном из основных сегментов экономики Республики Шри-Ланка производстве и реализации. Статья анализирует стратегические характеристики автотранспорта и определяет роль перевозки внутри страны, рассматривает возможности получения более эффективной работы автотранспорта, а также долю участия в этом процессе государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR MORE EFFECTIVE TRANSPORT OF THE REPUBLIC OF SRI LANKA

Road transport in Production and sale plays an important role in the major segments of the economy of Sri Lanka. Article analyze strategically conditions of Transportations and defines the role of the transport of inside the country, is considering the possibility of obtaining more effective methods for transportation, as well as its stake in the process of the state.

Текст научной работы на тему «Разработка методики повышения эффективности автотранспорта республики Шри Ланка»

-все ключевые события и даты. Если для составления отчёта по работе требуется участие заказчика, соответствующие даты (вехи) также должны быть внесены в график. Если по каким-либо причинам ключевые даты нарушаются, необходимо незамедлительно поставить заказчиков в известность об изменениях;

-точную последовательность работ. Логика выполнения работ фиксируется в сетевой модели, в которой можно было бы проследить все виды зависимостей между работами и взаимосвязь событий проекта;

-взаимосвязь графика со структурированной моделью реализации проекта. Система планирования должна позволять строить укрупнённые графики, в соответствии с различными уровнями детализации сетевой модели реализации проектов;

-все графики должны служить основой для определения этапов, фаз и прочих временных интервалов по проекту. Кроме того, при необходимости, определять потребность ресурсов для каждой из частей, фрагментов или событий проекта.

При этом в зависимости от назначения графиков и уровня управления, на котором их используют, они могут иметь различные уровни детализации работ. Начиная от графика целей и основных подцелей проекта, до построения графика взаимодействия отдельных элементарных операций и работ. После формирования, все детальные графики работ обсуждаются и корректируются с заказчиками.

Сетевые графики (диаграммы) представляют собой графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними. В планировании и управлении проектами под сетевой моделью, понимается полный комплекс работ и вех проекта, с установленными между ними зависимостями. В качестве прототипа сетевой диаграммы, можно использовать работы и взаимосвязь между ними, полученные на последнем уровне сетевой редукционной модели реализации строительного проекта.

Ресурсные графики представляют собой распределение во времени потребностей различного вида ресурсов, требующихся для своевременной реализации работ, связанных с реализацией проекта.

К последней фазе планирования проектов можно отнести формирование матрицы ответственности, на основе структурной схемы организации проекта и редукционной сетевой модели его реализации. Эта матрица представляет собой форму описания, распределения ответственности за успешное выполнение различных работ и подзадач, связанных с реализацией проекта между его различными исполнителями.

Сравнение между собой планируемых и фактических значений приведённых в таблице ответственности показателей, позволяет ответственным за выполнение работ исполнителям, наглядно представить сложившуюся на текущий момент времени ситуацию, связанную с состоянием дел по контролируемым работам. Это, в свою очередь, даёт возможность ответственным исполнителям оперативно реагировать на возникшие в процессе реализации работ отклонения между планируемыми и фактическими значениями показателей, своевременной их реализации, а при необходимости, и корректировки ранее сформированного плана.

Литература:

1. Либерзян В.И. Основы управления проектами. - М.: Нефтяник, 1997.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочник для профессионалов / Под ред. Мазура Н.И., Шапиро В.Д. -М.: Высшая школа, 2001.

3. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США. - М.: Экономика, 1989.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ШРИ ЛАНКА

Ляско В.И д.э.н., профессор,

Унантенне В.М.Кавинда Д.Б.У., аспирант кафедры Экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

Связанные с ролью автотранспортных перевозок внутри страны в одном из основных сегментов экономики Республики Шри-Ланка

- производстве и реализации. Статья анализирует стратегические характеристики автотранспорта и определяет роль перевозки внутри страны, рассматривает возможности получения более эффективной работы автотранспорта, а также долю участия в этом процессе государства.

Ключевые слова: Стратегический Анализ; эффективности работы автотранспорта; Разработка методики

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR MORE EFFECTIVE TRANSPORT OF THE REPUBLIC OF SRI LANKA

Lyasko V. , Doctor of Economic Sciences, Professor Unantenne W.M.Kavinda D.B U., Post-graduate student Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road

Technical University

Road transport in Production and sale plays an important role in the major segments of the economy of Sri Lanka. Article analyze strategically conditions of Transportations and defines the role of the transport of inside the country, is considering the possibility of obtaining more effective methods for transportation, as well as its stake in the process of the state.

Keywords: Strategically Analysis; effectiveness of work in automobile transporting; Development of methodology

В акватории Индийского океана, близ Южно-Азиатского суб- Транспорт - важная составная часть экономики Шри-Ланки.

континента расположен остров Шри-Ланка. Официальное его на- Значение транспорта определяется его ролью в территориальном

звание - Демократическая Социалистическая Республика Шри-Лан- разделении общественного труда: специализация районов, их комка. плексное развитие невозможны без системы транспорта.

«Ланка» на древнеиндийском санскритском языке означает Транспорт, в Шри-Ланке объединяет 4 вида транспорта и до-

«страна, земля». Приставка «Шри», широко распространенная в рожное хозяйство, насчитывает 100 тысяч субъектов хозяйствен-

Южной Азии при обращении к высокоуважаемым людям, отража- ной деятельности, трудящихся свыше 1 млн. человек. В валовом

ет большую любовь, которую испытывает к своей родине 18-мил- общественном продукте на долю транспорта и связи приходится

лионный ланкийский народ. Он именует ее «благословенная, дос- 2,4 %.

топочтимая Ланка». Таблица 1.1 показывает нам, что в 2010 г. в структуре капита-

Общая длина дорог, пригодных для движения автотранспорта, ловложений в единую транспортную систему Шри-Ланки преоб-составляет 40,7 тыс. км, из них около 3/4 имеют твердое покрытие. ладали капиталовложения в автодорожный транспорт.

Таблица 1.1. Капиталовложения в единую транспортную систему Шои-Ланки. 2010 г.

ИНДИЯ

йа-'

е н 2 а л

спай

или

ли*

афнаГ^Жч

^алзйймё^мер

ЬВйвуний'

Манарский залая

и н ком ал и

Ди>тзадх^1ур^ nynyuiOHv;

Баттикалоа

Чилас* Курун^ггла

Iе * М а.теле Негомбо ^ * КйНДИ

г. Пидут*угал£и;

'С.

КОЛОМБО. ШЖ^^^АПУРА-КОТТЕ Моратуеа' “

Ра I натура *Калу гара

yiCafj69mi&Ta

Мвггар^

ж. Д&тЬра

Н ИЛИЙ с KIIH ОКЕАН

№ 1W

___I____I_____I

7Н'

so

на1-

ZW иы

___I

«JFtMCH

Основными видами транспорта в Шри-Ланке являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской.

Автомобильный транспорт - самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. Поскольку единственными средствами передвижения внутри Шри-Ланки являются автобусы и поезда, автомобильный транспорт в этой стране развивается опережающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отраслям экономики.

На современном этапе развития экономики автомобильный транспорт республики Шри-Ланка играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития государства.

Составной частью автомобильного транспорта являются авто-

мобильные дороги, представляющие собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий возможность непрерывного движения автомобилей с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Основные фонды автомобильного транспорта, включая дорожную инфраструктуру, оцениваются в размере около 11% от всех основных фондов страны, а ежегодные затраты по оказанию автотранспортных услуг составляют около 10% от ВВП страны. Значительное развитие получили международные автомобильные перевозки.

Таблица 1.12 показывает, что социально-экономическое развитие республики сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики. В удовлетворении этого спроса особая роль принадлежит автотранспортной отрасли.

Таблица 1.1. Капиталовложения в единую транспортную систему Шри-Ланки, 2010 г.

Вид транспорта всего в том числе, млн. долл.

млн. долл. % туризм с/х промыш- ленность сектор услуг

Всего, в т.ч. 3868,7 100 2631 274,2 811,8 151,7

Автодорожный 2998,6 77,4 2078 189,9 598,7 132

Железнодорожный 703,8 18,2 423,5 71 203 6,3

Морской 104,5 2,7 75,7 10,4 8,2 10,2

Воздушный 68,1 1,7 53,8 2,9 1,9 3,2

Таблица 1.2. Статистика автомобильного транспорта республики Шри-Ланка

Г рузоперевозки т/км в год 5,3 млрд.

Пассажир перевозки пассажиров/км в год 66,9 млрд.

Ежегодный дорожный бюджет долларов США 93 млн.

Ежегодные дорожные расходы долларов США 21 млн.

Ежегодное обслуживание дорог долларов США 15 млн.

2005 2006 2007 2008 2009

Динамика объемов грузоперевозок и грузооборота в виде графиков

2005 2006 2007 2008 2009

Динамика объема грузоперевозок транспортной системы Шри-Ланки, тыс. тонн.

Таблица 1.3. Затраты на перевозки в республике Шри-Ланка, млн. долл.

Вид транспорта год

2006 2007 2008 2009 2010

Всего, в т.ч. 9296,8 9797,7 9652,8 9606,2 9818,8

Автомобильный 1287,9 1492,4 1991,7 2135,1 2779,1

Железнодорожный 2950,5 2917,9 2778,2 2688,8 2579,8

Морской 1914,7 1988,4 1601,1 1584,8 1502,6

Воздушный 3143,7 3399,0 3281,8 3197,5 2957,3

Таблица 1.4. Доходы от перевозок республики Шри-Ланка, млн. долл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид транспорта год

2006 2007 2008 2009 2010

Всего, в т.ч. 10470,5 10800,8 10825,5 10985 10470,5

Автомобильный 1746,9 3721,1 2928,6 2577,9 2434,2

Железнодорожный 3342,5 1505,2 2599,8 3101,0 2923,2

Морской 2107,7 2123,4 1828,7 1831,0 1832,2

Воздушный 3273,4 3451,1 3468,4 3475,1 3280,9

Таблица 1.5. Прибыль транспортной отрасли республики Шри-Ланка

Вид транспорта 2008 2009 2010

затраты ДОХОД прибыль затраты доход прибыль затраты ДОХОД прибыль

Всего, в т.ч. 9652,8 10825,5 1172,7 9606,2 10985 1378,8 9818,8 10470,5 651,7

Автомобильный 1991,7 2928,6 936,9 2135,1 2577,9 442,8 2779,1 2434,2 344,9

Железнодорожный 2778,2 2599,8 178,4 2688,8 3101,0 412,2 2579,8 2923,2 343,4

Морской 1601,1 1828,7 227,6 1584,8 1831,0 246,2 1502,6 1832,2 329,6

Воздушный 3281,8 3468,4 186,6 3197,5 3475,1 277,6 2957,3 3280,9 323,6

Рис. Концепция стратегического управления автотранспортом.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 63

Железнодорожный транспорт - важное звено в единой транспортной системе Шри-Ланки.

На сегодняшний день протяженность железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 1449 км.

Морской транспорт - важная составная часть транспортной системы Шри-Ланки. По величине грузооборота он занимает 3 место после железнодорожного и автомобильного транспорта. Велико значение морского транспорта во внешней торговле Шри-Ланки. На него приходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота международном сообщении

Воздушный транспорт - В Шри-Ланке выполняет различные функции. Однако его основная задача - пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов. В Шри-Ланке 2 аэропорта. Международный аэропорт - Катунаяка.

В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузовых и почты 1/5. Перевозки авиатранспортом в Шри-Ланке в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 18%.

Рассмотрим затраты на перевозки и доходы от перевозок транспорта Шри-Ланки

Из данных таблицы 1.3 видно, что затраты на перевозки по всем видам транспорта повышаются год от года. Наиболее затратным видом транспорта является воздушный, затем следуют железнодорожный, морской и автомобильный.

Из данных таблицы 1.4 видно, что наибольшие доходы от перевозок республика Шри-Ланка получает от воздушного транспор-

та, за ним следуют железнодорожный, морской и автотранспорт.

Сравнивая разницу между доходами и расходами по видам транспорта, для чего сведем данные таблиц 1.3 и 1.4 за последние три года в таблицу 1.5.

Из данных таблицы 1.5, можно сделать вывод, что автотранспортная отрасль республики Шри-Ланка является прибыльной, причем наибольшую прибыль приносит автотранспорт. Поэтому для Шри-Ланки выгоднее всего развивать именно этот вид транспорта.

Исходя из этого, концептуально модель стратегического управления автотранспортом можно представить на рис.

На основании официально опубликованных данных Департамента статистики Шри-Ланки, по оценкам Департамента объемы перевозок по транспортным магистралям Шри-Ланки в перспективе до 2014 г. увеличатся в 1,6 раза в сравнении с 2010 г.

Основными факторами прогнозируемых тенденций являются:

- возрастающая потребность грузообразующих отраслей в торговых перевозках, обусловленная активизацией интеграционных процессов, участием Шри-Ланки в мировых хозяйственных связях;

- развитие транзитных перевозок по транспортным коммуникациям региона;

- восстановление в полном объеме железнодорожного и автомобильного сообщений на всей территории Шри-Ланки;

- значительная активизация транспортно-экономических связей, обусловленных хозяйственным освоением природных ресурсов в труднодоступных районах острова;

- увеличение объемов автомобильных перевозок.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ВЫСОКОПРОХОДИМОГО ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА

Шегельман И.Р., д.т.н., профессор, проректор по инновационно-производственной деятельности ФГБОУ ВПО «Петрозаводский

государственный университет»

Скрыпник В.И., зав. лабораторией Карельского НИИ лесопромышленного комплекса Петрозаводского государственного

университета

Васильев А.С., к.т.н., доцент, Петрозаводский государственный университет, Лесоинженерный факультет, кафедра Технологии и

оборудования лесного комплекса

В статье рассмотрена возможность повышения эффективности транспорта леса за счет использования автопоезда с механическим приводом активного прицепа, который позволит осуществлять вывозку леса к потребителю прямо с лесосеки по труднопроходимым дорогам и тем самым отказаться от двухступенчатой вывозки леса.

Ключевые слова: автопоезд; активный прицеп; транспорт леса; механический привод.

THE SUBSTANTIATION OF ENGINEERING SOLUTIONS OF CROSS-COUNTRY TRUCK-AND-TRAILER COMBINATION SET CREATION

Shegelman I., Doctor. tech. , Professor, Vice President for Innovation and production activities FGBOU VPO “Petrozavodsk State University Skripnik V., Head. Laboratory Institute of the Karelian timber industry Petrozavodsk State University,

Vasiliev A., Ph.D., Associate Professor, Petrozavodsk State University, Forest Engineering Department, Faculty of Technology and equipment

of forest complex

The possibility of timber transportation efficiency increase through using truck-and-trailer combination set with power-driven active trailer, which will enable removal of logs to the consumer directly form the cutting area by tough roads and thereby to avoid two-stage removal of logs, is considered in the article.

Keywords: Truck-and-trailer; active trailer; timber transportation; power-driven.

В настоящее время отечественными и зарубежными автомобильными заводами освоен выпуск большого количества моделей грузовых автомобилей, среди которых есть специализированные модели, предназначенные для транспортировки круглых лесоматериалов - лесовозные автопоезда. Особенностями их эксплуатации заключается в том, что они вывозят круглые лесоматериалы не только по дорогам общего пользования с хорошим дорожным покрытием, но и по временным дорогам - веткам и усам, которые из-за непродолжительного срока службы, как правило, не имеют специального дорожного покрытия.

Современные лесовозные автопоезда имеют большую мощность двигателя и развивают значительное тяговое усилие по двигателю, обеспечивающее трогание с места и движение в том числе и в составе автопоезда с четырехосным прицепом на всех категориях дорог. Однако, для движения на дорогах низших категорий и трогания с места на крутых уклонах автопоезда даже на базе авто-

мобилей высокой проходимости со всеми ведущими колесами, при комплектации их четырехосными прицепами имеют недостаточную проходимость из-за низкого коэффициента сцепного веса и, соответственно, недостаточного тягового усилия по сцеплению.

Согласно данным [3], [5] для лесовозных автопоездов рекомендуемые значения коэффициента сцепной массы должны быть не менее: при необходимости заезда на лесовозные усы в плохом состоянии - 0,6; на усах в удовлетворительном состоянии - 0,5; на ветках и магистралях - 0,4-0,45; на снежно-ледяных магистралях в хорошем состоянии при низких температурах (без захода на усы) -0,3-0,35. Например, при использовании в качестве тягачей у автопоездов с четырехосным колесным прицепом автомобилей с колесной формулой 6х6 (колесная формула автопоезда 14х6) коэффициент сцепной массы составляет 0,411.

Таким образом, вывозка леса автопоездами с четырёхосными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.