РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
УММЫ ФЛАВОНОИДОВ В ЧАЕ, РЕКОМЕНДУЕМОМ
ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аль Дахир Талал
ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава
Анализ и стандартизация многокомпонентных лекарственных средств растительного происхождения (сборы, чаи) представляет собой сложную задачу из-за его химического состава. Поэтому, во многих случаях, вопросы стандартизации не решены совсем, либо решены частично. В связи с этим, очевидна актуальность разработок и совершенствования нормативной документации многокомпонентных растительных композиций, которая в свою очередь базируется на более углубленном изучении химического состава, разработке методик по их количественной оценке.
Учитывая многообразное действие фенольных соединений на организм, нами была поставлена задача определения этой важной группы соединений в изучаемом объекте.
Определение содержания суммы фенольных соединений проводилось методом УФ-спектрофотометрии в пересчете на лютеолин-7-гликозид. С целью выбора аналитической длины волны, то есть решения узловой проблемы при разработке методики, нами были изучены УФ-спектры спиртовых растворов извлечения из сбора и стандартного образца ГСО лютеолина-7-гликозида с добавлением 2% раствора А1С13. При сравнении спектров поглощения чая (максимум 400,2±2 нм) и стандартного образца лютеолин-7-гликозида (максимум поглощения 402±2 нм) установлено, что при длине волны 400±2 нм наблюдается максимум поглощения комплекса флавоноидов исследуемого чая и раствора стандартного образца. Таким образом, можно предложить в качестве аналитической длины волны область УФ-спектра при 400±2 нм и проводить количественное определение суммы фенольных соединений в пересчете на лютеолин-7-гликозид.
В ходе разработки методики подобраны оптимальные условия экстракции.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольший выход наблюдается при экстрагировании 70% этиловым спиртом в аппарате Сокслета и на кипящей водяной бане. В связи с тем, что время анализа в аппарате Сокслета составляет 4-5 часов (20-25 сливов), нами выбраны условия экстракции на кипящей водяной бане. Выбор соотношения сырья и экстрагента проводилось от 1:10 до 1:50. Как показывают условия эксперимента наибольший выход наблюдается при соотношении сырья и экстрагента 1:10 - 1:20. Дальнейшее увеличение экстрагента мало влияет на выход суммы флавоноидов, и выбранный нами параметр составляет 1:20. Установлены также параметры: времени экстрагирования и их кратности. Время экстракции составляет 1 час, и дальнейшее увеличение не приводит к повышению их содержания, т. о. кратность извлечений - 2. Количественное определение флавоноидов проводили описанным в литературе и широко используемым методом, основанным на взаимодействии флавоноидов со спиртовым раствором алюминия хлорида и последующем спектрофотометрировании полученного окрашенного в желтый цвет соединения. Содержание суммы флавоноидов рассчитывали в пересчете на лютеолин-7-гликозид, используя с этой целью в качестве рабочего стандартного образца раствор лютеолин-7-гликозида в 95 % этаноле.
Согласно проведенным исследованиям, в чае количественное содержание флавоноидов колеблется в пределах
0.25.. Достоверность предложенной методики определения суммарного содержания флавоноидов подтверждена опытами с добавками лютеолина-7-гликозида. Относительная ошибка опытов с добавками находится в пределах случайной ошибки предложенной методики, что свидетельствует об отсутствии систематической ошибки анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± о^ЛБи. Ыт1.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± о^ЛБи. Ыт1.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± о^ЛБи. Ыт1.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± о^ЛБи. Ыт1.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± о^ЛБи. Ыт1.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± ог^Би. Ыт1.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± ог^Би. Ыт1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. ЦКЪ: Шр://е-риЪше± ог^Би. Ыт1.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва