ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Разработка методики
экспресс-диагностики инновационной системы региона
А. Б. Пушкаренко,
к. т. н., председатель Комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области
Утвержденные Президентом России «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» и одобренная Правительством России «Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 гг.» определяют дальнейшее социально-экономическое развитие страны за счет перехода на инновационный путь развития экономики. Базой для развития инновационной деятельности в наукоемкой сфере является научно-технический комплекс страны, представляющий собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и научно-образовательную деятельность, и технологический комплекс, представленный производственными предприятиями различных форм собственности. Масштабность задач требует для их решения согласованных действий научно-технического и технологического комплексов.
В связи с этим все более актуальной становится решение задачи перехода экономики страны на инновационный путь развития и формирование экономики основанной на знаниях. Как отмечается в правительственном документе связанным с развитием инновационной системы в РФ, подписанным Председателем Правительства РФ в 2005 г.: «...Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
Создание инновационной системы страны в целом естественно будет формироваться через создание региональных инновационных систем. Здесь и возникает проблема правильного выстраивания действий власти и бизнеса в регионе для скорейшего решения данной задачи.
Ряд регионов России уже в течение нескольких лет создает региональные инновационные системы,
Л. В. Веснина,
к. п. н., заместитель председателя Комитета по высшему и среднему профессиональному образованию администрации Томской области
они прошли определенный путь в этом направлении и получили опыт при решения этой задачи. Этот опыт могли бы использовать другие регион в России для более быстрого и максимально взвешенного формулирования целей, задач и мероприятий по построению своих региональных инновационных систем.
В Томской области целенаправленная работа по построению региональной инновационной системы началась с момента принятия в 1999 г. закона Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» и разработки и реализации в 2002 г. «Инновационной стратегии Томской области на период 2002-2010 гг.» (далее — Стратегия). В рамках Стратегии на территории Томской области была успешно реализована областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области» (ОЦП) в период 2002-2005 гг. Накопленный опыт позволил разработать методику экспресс-диагностики инновационной деятельности в регионе, призванную решать, прежде всего, управленческие задачи при формировании региональной инновационной системы (РИС). Авторы разработанной методики предлагают ее для обсуждения со специалистами в области создания региональных инновационных систем.
В основу разработанной методики экспресс-диагностики положены международные и российские методологии, методы и методики:
1. «Оценка институтов» — методология, разработанная для оценки эффективности и коммерческого потенциала институтов, которая широко применяется при реорганизации государственных научных учреждений в Великобритании и других странах. Эта методология в рамках проекта TACIS FINRUS 9804 реализована в виде двух методик оценки «Коммерческой зрелости организации» и «Стадии развития разработки» и использовалась для оценки организаций во время томской фазы проекта. В настоящей методике «Оценка институтов» представлены разделы
«Уровень менеджмента организации (коллектива). Коммерческая зрелость» и «Стадия развития разработки», переработанные с учетом российского и международного опыта.
2. Методики экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов, используемые в России различными федеральными и региональными структурами при проведении конкурсов.
3. Методология управления качеством, реализованная в международных стандартах серии 1БО 9000. При этом определение качества применяется не только к продукции или услугам организации, но и к самой организации.
4. Методы оценки интеллектуальной собственности и ее использования, при чем интеллектуальная собственность рассматривается и как самостоятельная ценность, и как инструмент усиления конкурентных преимуществ инновационного продукта.
5. Методология анализа социальных групп и формирования команд, примененная к оценке коллектива инновационного проекта.
6. Методология оценки промышленных предприятий.
7. Инновационная стратегия Томской области. Основные задачи, решаемые в процессе разработки методики:
• Обоснование методологии оценки инновационной системы региона.
• Разработка содержания, структуры, индикаторов и показателей, процедуры организации и проведения экперсс-диагностики инновационной системы региона, включающую в себя:
♦ первичную оценку инновационной системы и инновационного потенциала региона;
♦ оценку текущих показателей и потенциала развития элементов инновационной инфраструктуры региона;
♦ предложение первоочередных мер по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы.
Для построения методики экспресс диагностики инновационной системы региона выделены области оценки, включающие в себя:
• нормативную правовую базу по основным направлениям оценки;
• инновационный потенциал региона;
• научный потенциал региона;
• потенциал образовательной сферы, направленный на решение задач кадровой политики по сопровождению инновационного сектора;
• деятельность созданных и создаваемых элементов инновационной инфраструктуры региона.
По каждой из областей оценки формируются аналитические матрицы. В качестве интегральных показателей оценки рассматриваются оценка содержания инновационной деятельности, оценка инновационного ресурса и образовательного потенциала региона.
Методика экспресс-диагностики инновационного ресурса и образовательного потенциала рассматривается как одно из средств формирования инновационной системы в регионе.
Структура и содержание эксперсс-диагностики (оценки)
Была разработана последовательность осуществления экспресс-диагностики РИС:
• 1 этап: обоснование методологии экпресс-диаг-ностики и определение параметров оценки состояния РИС.
• 2 этап: определение индикаторов оценки РИС.
• 3 этап: формирование информационной базы, необходимой для проведения экспресс-диагностики в соответствии с установленными параметрами и индикаторами.
• 4 этап: определение методов и инструментов сбора информации:
♦ сбор материалов нормативно-правовой и статистической информации,
♦ формирование информационных запросов по индикаторам.
• 5 этап: анализ полученной информации.
• 6 этап: разработка рекомендаций по развитию инновационной системы региона.
Полученные результаты: инновационность
1. В обоснованной методологии заключены особенности экспересс-диагностики, раскрывающие возможность получения объективных оценок состояния инновационной деятельности в регионе по ряду направлений:
♦ обеспечению роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона;
♦ развитию инновационной инфраструктуры на основе использования научно-технологического потенциала региона;
♦ эффективности коммерциализации научных разработок вузов и научных организаций региона.
2. Было выделено и сформулировано несколько принципиальных тезисов, определивших разработку методики:
♦ методика основана на оценке тех параметров, которые признаны в мировой практике при построении региональных инновационных систем и адаптированных в регионах России (на примере Томской области);
♦ на основе данных направлений сформированы индикаторы и показатели оценки состояния и развития инновационной деятельности в регионе;
♦ на основе данных экспресс-диагностики возможна разработка рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы региона.
Практические результаты
В управлении инновационными процессами методика выполняет такие функции, как оценка результативности, состояния инновационной деятельности и принятия решения о способах
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Содержание этапов проведения экспесс-диагностики
Этапы работы Содержание
Этап 1 Обоснование методологии экпресс-диагностики и определение параметров оценки состояния РИС. Построение любой региональной инновационной системы предполагает достижение следующих целей: • обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями региона; • создание в регионе условий для развития существующих и образования новых предприятий, компаний, фирм на основе использования научно-технологического потенциала региона и/или научно-технических достижений полученных в России, за рубежом; • обеспечение рыночной ориентации деятельности вузов и научных организаций региона (коммерциализация научных разработок). Как показал зарубежный опыт, а также опыт, который накопился в Томской области при реализации «Стратегии» в 2002-2005 гг. для достижения выше обозначенных целей необходимо в регионах развивать деятельность по следующим направлениям: • Стимулировать существующие компании, работающие в регионе к использованию инноваций (повышение инновационной активности предприятий). • Стимулировать создание малых инновационных предприятий. • Привлекать в регион внешние инвестиции, преимущественно в высокотехнологическую сферу. • Создавать эффективно работающую инфраструктуру для развития и поддержки инновационной деятельности в регионе. • Создавать систему подготовки кадров для всех видов инновационной деятельности. • Повышать уровень инновационной культуры в регионе, обеспечивать информационную поддержку по мероприятиям направленным на создание региональной инновационной системы. Исходя из выше изложенного, в качестве параметров оценки РИС и были приняты выше перечисленные направления деятельности, развитие которых в регионе приводит к формированию и построению на территории инновационной системы
Этап 2 Определение индикаторов оценки РИС. Индикативная оценка перечисленных параметров будет иметь особенности в каждом регионе, но как показал опыт создания региональной инновационной системы в Томской области, в каждом из вышеперечисленных направлений необходимо в регионе оценивать следующее: Направление 1: • Наличие кластеров, работающих в ключевых технологических сферах. • Наличие системы обеспечивающей участников кластеров информацией об имеющихся завершенных научных разработках и ведущихся научных исследованиях в организациях научно-образовательного комплекса региона. • Наличие системы финансовой поддержки НИОКР, ведущихся по заказам компаний, а также системы финансовой поддержки работ студентов, аспирантов, молодых ученых (государственно-частное партнерство). • Наличие системы финансовой поддержки инновационных проектов. • Наличие системы финансовой и организационной поддержки проведения совместных семинаров, форумов информационных площадок ученых и предпринимателей. Направление 2\ • Создание офисов коммерциализации, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов как центров генерации новых предприятий. • Формирование каналов финансирования новых предприятий: фонды, венчурное финансирование, бизнес-ангелы. • Организация системы продвижения продукции новых предприятий: центры трансфера технологий, наличие в регионе системы выхода в международные сети типа ИТТЫ. • Организация региональных конкурсов среди молодых инновационных предприятий. • Наличие системы обучения для начинающих предпринимателей, например, в виде мастер-классов. Направление 3\ • Наличие системы, обеспечивающей представление региона внешним инвесторам как инвестиционно привлекательного. • Наличие планов мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона. • Наличие на территории региона международных исследовательских лабораторий, центров. Направление 4\ • Наличие динамики в создании недостающих элементов инфраструктуры по развитию инновационной деятельности: офисов коммерциализации, бизнес-инкубаторов, центров сертификации, дизайна, маркетинга, по международному патентованию и т. п. • Создание «карты компетенции» имеющихся и создающихся элементов инновационной инфраструктуры. • Наличие системы оценки эффективности действующих элементов инновационной инфраструктуры. Направление 5: • Наличие системы подготовки кадров для вновь создаваемых новых компаний и бизнес-команд. • Наличие системы подготовки кадров для растущих инновационных производств (сетевые образовательные программы, центры переподготовки и подготовки кадров для инновационной деятельности). • Наличие системы подготовки высокопрофессиональных консультантов для работы в организациях инновационной инфраструктуры. • Наличие системы подготовки (переподготовки) по основам инновационной деятельности сотрудников средств массовой информации. Направление 6: • Информационная поддержка в средствах массовой информации действия региональных властей направленных на развитие инновационной деятельности в регионе. • Выпуск специализированных информационных бюллетеней. • Проведение региональных инновационных форумов, конференций и т. п. • Наличие системы обмена информацией по развитию инновационной деятельности в регионе с другими регионами. • Мониторинг и оценка реализации процесса развития инновационной деятельности в регионе в средствах массовой информации
Содержание этапов проведения экспесс-диагностики (окончание)
Этапы
работы
Содержание
Этап 3
Формирование информационной базы.
Информационная база для осуществления экспресс-диагностики должна быть сформирована из данных полученных
в результате:
• анализа законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность в регионе;
• анализа соответствующих данных статистики;
• изучения материалов/данных открытых информационных источников, включая Интернет-ресурсы;
• проведения рабочих встреч и интервью с представителями администрации региона, руководителями крупных промышленных, малых и средних инновационных предприятий;
• проведения опроса/анкетирования представителей образовательных, научных, научно-технических, производственных, финансовых и инновационных организаций региона;
• выборочного посещения и анализа деятельности организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, консалтинговые организации, и т. д.);
• использование результатов аналогичных исследований в других регионах
Этап 4
Определение методов и инструментов сбора информации.
Основным методом сбора информации при экспресс-диагностики может являться оформление запросов в адрес соответствующих властных структур региона. Это позволяет обеспечить оперативность в получении соответствующей информации. Важным инструментом позволяющим обеспечить сбор необходимой информации по перечисленным в этапе 2 индикаторам является анкетирование. Для проведения экспесс-диагностики были разработаны соответствующие анкеты по целевым группам или организациям для оценки:
• инновационного ресурса и потенциала сферы образования субъекта РФ,
• потенциала и активности организации инновационной инфраструктуры региона,
• инновационного потенциала и инновационной активности предприятия,
• инновационного потенциала и активности научной организации (вуза) региона
Этап 5
Анализ полученной информации.
Анализ данных, полученных в ходе обработки анкет, экспертных интервью и рабочих встреч, базируется на их статистической обработке и экспертной интерпретации с помощью количественных и качественных методов по алгоритму:
• описание фактической ситуации;
• сравнение фактических показателей/результатов создания элементов инновационной системы с целевыми (запланированными);
• анализ причин успехов или неудач при построении элементов РИС;
• формирование и обоснование результатов экспресс-диагностики
Этап 6
Разработка рекомендаций по развитию инновационной системы региона.
Разработка экспертами, проводившими экспресс-диагностику, рекомендаций по развитию инновационной системы по запросу региональных властей может быть сведена к следующему:
• разработке инновационной стратегии региона на 5-7 лет;
• разработке региональной целевой программы по развитию инновационной деятельности на 2-3 года;
• разработке региональной целевой программы по развитию малого предпринимательства в регионе на 2-3 года;
• разработка региональной целевой программы по созданию системы подготовки кадров для развития инновационной деятельности
и механизмах создания инновационнои системы; оценка влияния инновационного потенциала и ресурса на социально-экономическое развитие региона.
Использование методики экспресс-диагностики состояния инновационной деятельности в регионе позволяет более эффективно осуществлять базовые функции управления: мотивирование, контроль и организацию деятельности, а также специальные функции управления — выявление потенциала и ресурса для инновационного развития региона.
Влияние на формирование инновационной системы региона
Разработанная методика экспресс-диагностики, ее организация и проведение позволит:
• построить систему обратных связей в управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
• обеспечить возможность органам управления власти региона перейти на организацию мониторинга и оценки эффективности создания инновационной системы региона;
• согласовать качественные и количественные показатели успешности формирования инновационной системы региона;
• определить инвестиционную привлекательность инновационных проектов и коммерциализируе-мость продуктов и услуг, в том числе и образовательных;
• определить влияние инноваций на формирование социально-экономической, в том числе и образовательной политики региона.
Апробация методики экспресс-диагностики состояния инновационной деятельности в Ставропольском крае
Представленная методика экспресс-диагностики состояния инновационной деятельности в регионе по договору между администрацией Томской области и Фондом «Новая Евразия» была конкретизирована под решение задач сформулированных Фондом в рамках реализации программы «Коммерциализация российских интеллектуальных активов и технологий» и апробирована в 2005 г. на примете Ставропольского края.
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Организация работ по проведению экспресс-диагностики состояния инновационной деятельности в Ставропольском крае проводилась в соответствии с методическими основами оценки.
В ходе реализации проекта экспертам из Томской области необходимо было решить следующие задачи:
1. Осуществить первичную оценку инновационного потенциала региона и его инновационной системы или ее отдельных элементов.
2. Оценить текущие показатели и потенциал элементов инфраструктуры обеспечивающей развитие инновационной деятельности в регионе.
3. Сформировать рекомендации по первоочередным мерам по созданию инновационной системы региона.
Организация работ по проведению экспресс-диагностики инновационной системы Ставропольского края осуществлялась в следующей последовательности:
• Подготовлено и согласовано техническое задание по проекту «Экспресс-диагностика инновационной системы Ставропольского края».
• Подготовлены и согласованы вопросы оценки, сформирована структура оценки, определены параметры и индикаторы оценки, методы сбора и анализа данных, сроки и формы предоставления отчета.
• Сформулирован и направлен в администрацию Ставропольского края запрос для получения необходимой статистической информации о развитии края анкеты по оценке элементов региональной инновационной системы.
• Сформирована группа экспертов, которые проводили экспресс-диагностику в Ставропольском крае.
• Осуществлен предварительный анализ всей полученной базы данных.
• Осуществлен выезд группы экспертов в Ставропольский край для проведения рабочих встреч и
интервью с соответствующими целевыми группами и организациями.
• Сформирован отчет о текущем состоянии и потенциале развития элементов инновационной инфраструктуры Ставропольского края.
• На основе анализа результатов экспресс-диагностики разработаны рекомендации по развитию инновационной системы Ставропольского края. Весь объем работы экспертами был выполнен в
течение трех месяцев. Результаты экспресс-диагностики состояния инновационной деятельности в Став-ропольскомго крае позволили администрации края оперативно внести коррективы в региональную целевую программу по развитию инновационной деятельности в регионе уже с учетом успешного опыта построения инновационной системы в Томской области.
Литература
Отчет по глобальной конкурентоспособности//«Стратегия и конкурентоспособность», № 3, 2005. С. 28-30.
Основные направления политики Российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. Аппарат Правительства РФ № 2473п-П7 от 05.08.2005. Концепция и принципы разработки и применения методики комплексной оценки и мониторинга инновационных проектов/В. И. Зинченко, Е. А. Монастырный, С. А. Погребняк, А. Б. Пушкаренко, Н. Е. Родионов, Г. И. Тюльков, А. А. Шапошников, Н. К. Шумихина//«Инновации», №6, 2003. С. 57-60. Принципы разработки и применения методики и комплексной оценки инновационного потенциала промышленного предприятия/В. И. Зинченко, Е. П. Губин, Е. А. Монастырный, А. Б. Пушкаренко, Г. И. Тюльков//«Инновации», № 6, 2003. С. 57-60.
Г. Н. Прозументова, Л. В. Веснина. Методика оценки инновационного содержания образовательного проекта. Инновационные ресурсы России и государств-участников СНГ. Москва, ВВЦ, 2005. С. 46-51.
Л. В. Веснина. Формирование системы кадрового сопровождения развития инновационного предпринимательства//Сбор-ник материалов Дальневосточного экономического конгресса. Хабаровск, 2005. С. 112-118.
Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области». Результаты 2002-2005 гг. Томск, 2006. — 186 с.
П0ДПИСКА-2007
на январь-июнь по Объединенному каталогу
На почте с сентября 2006 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2007, первое полугодие»
подписной индекс 42228.
Условия оформления подписки вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных
в Тематическом и Алфавитном указателях.
ТРЕБУЙТЕ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!
Контактные номера телефонов специалиста по распространению редакции и/или Агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 151-30-53.
П0ДПИСКА-2007
П0ДПИСКА-2007