УДК 614.8; п. № 3.1-9/Б-2011-2013; инв. № 3413 (НТУ), инв. № 883 (ЦСИ ГЗ)
П.П. Малышев, B.C. Исаев, В.И. Попов и др.
Разработка методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях
Аннотация
Цель выполнения НИР — на основе анализа требований законодательных, нормативных правовых и руководящих документов разработать Методические рекомендации (справочное пособие) по организации и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях. Новизна проведения научных исследований — на федеральном уровне методический документ разрабатывается впервые после выхода в свет положения о гражданской обороне в Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданская оборона; защита производственного персонала; решение задач ГО на федеральном уровне; территориальные органы и организации; управление гражданской обороной; чрезвычайные ситуации; угрозы и опасности для населения; военные опасности.
Содержание работы
Введение
1. Законодательные, нормативные правовые основы создания и функционирования гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях
2. Основы организации и подготовки гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти к ее ведению
3. Перевод гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных организаций с мирного на военное время
4. Ведение гражданской обороны
5. Управление гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти
6. Особенности организации и ведения гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера
7. Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны
Заключение
Реферат
Работа выполнялась в два этапа на основании единого тематического плана НИОКР МЧС России на 2011 — 2013 годы.
Целью выполнения 1-го этапа НИР ставилось — на основании проведения системного анализа существующих требований законодательных, нормативных правовых и руководящих документов по организации и ведению гражданской обороны разработать развернутый план-проспект методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях.
Цель выполнения 2-го (заключительного) этапа — разработка «Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях».
На современном этапе в результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает оставаться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную угрозу и военные конфликты различной интенсивности. Не исключается применение в современной войне и оружия массового поражения. В последние годы значительную угрозу для России начинает
ISSN 2224-8617. Том 2,2012, № 1(2)
87
приобретать международный и внутренний терроризм.
Анализ зарубежных концепций ведения современной войны свидетельствует, что в случае недостижения стратегических целей в начальном периоде войны возможен ее дальнейший продолжительный и разрушительный характер с применением всего арсенала средств вооруженной борьбы в том числе ядерного оружия. При этом следует отметить, что современные системы обычного оружия по своим поражающим характеристикам приближаются к ядерному оружию. В условиях неблагоприятного развития военно-политической обстановки ядерное оружие (в том числе тактическое) рассматривается не только как политическое средство предотвращения войны, но и как способ ее ведения.
В сложившейся военно-политической обстановке особая роль в обеспечении национальной безопасности страны принадлежит гражданской обороне. Подготовка и ведение гражданской обороны на современном этапе является важной общегосударственной функцией, призванной обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное время.
Современная военно-политическая обстановка, несмотря на позитивные сдвиги в международной обстановке, не снижает актуальности мероприятий гражданской обороны. Пока еще сохраняются у вероятных противников огромные арсеналы оружия массового поражения, обычных средств поражения, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источники политических кризисов. Сохраняются ресурсные и территориальные проблемы. Возрастает национальный и религиозный экстремизм. На этой почве возрастает международный терроризм. Причем объектами террористических действий, как правило, в первую очередь становится мирное население. Наличие на вооружении вероятных противников различных видов оружия массового поражения не исключает полностью возможность его применения, несмотря на имеющиеся международные соглашения и договоренности о запрете на его применение.
Все это говорит о том, что гражданская оборона сегодня и в обозримом будущем будет оставаться неотъемлемой составной частью национальной безопасности страны.
Происходящие изменения в военно-политической обстановке, характере современных войн, в политической, социальной и экологической сферах государства обуславливают необходимость новых подходов к решению задач гражданской обороны. Идет формирование нового ее облика, основная черта которого нашла отражение в Федеральном законе «О гражданской обороне», в утвер-
жденных 5 января 2004 года Президентом Российской Федерации «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года» и «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 3 сентября 2011 года.
Активно идет развитие нормативной правовой базы. Предприняты энергичные меры по повышению готовности сил и средств для выполнения задач гражданской обороны. Принимаются меры по сохранению материально-технической базы. С полным основанием можно говорить, что наступает новый этап в развитии гражданской обороны.
Согласно законодательному праву гражданская оборона в Российской Федерации организуется повсеместно, начиная от федерального уровня и заканчивая отдельными организациями, независимо от их форм собственности.
В 2010 году были всесторонне рассмотрены аспекты организации и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и в организациях, в результате чего был разработан проект Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны на указанных уровнях (инв. № 858 «а» в библиотеке МЧС России).
На сегодня открытым оставался вопрос о разработке методического документа по организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне. В этой связи основной целью выполнения настоящей НИР являлась разработка проекта «Методических рекомендаций по организации и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных организациях.
В настоящем методическом документе при отработке его общей структуры приведены самостоятельным разделом Общие положения, отражающие состояние вопроса, решение проблемы, а также тестированные требования по отработке научно-методических и руководящих документов. Более четко выражены разделы методического документа, которые раскрывают его существо с учетом предъявляемых требований к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне исполнительной власти.
Сведения об исполнителях:
Малышев Владлен Платонович; д.х.н.; профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;
Исаев Владимир Степанович; к.в.н.; с.н.с.; главный специалист;
Попов Виктор Иванович; главный специалист;
Мордвинова Валентина Алексеевна; главный специалист; Руденко Галина Васильевна; ведущий специалист.
ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
88
Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования