УДК 351.861
Формирование новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
И.В. Сосунов, Р.В. Киреев, Н.Н. Посохов, Д.И. Брык
Аннотация
*
Публикация является второй частью статьи , в которой рассмотрены вопросы развития (реформирования) гражданской обороны.
Приведен перечень нормативных правовых актов РФ в области ГО, а также указаны изменения, которые необходимо внести в эти акты в связи с изменениями в Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Ключевые слова: гражданская оборона; совершенствование гражданской обороны; нормативно-правовые акты в области ГО; нормативно-технические документы в области ГО; ЗСГО; средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ); исходные данные для разработки подраздела ПМ ГОЧС.
Formation of New Approaches to the Development of Civil Defense at the Present Stage
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
I. Sosunov, R. Kireev, N. Posokhov, D. Bryk
Abstract
This publication is the second part of the article that deals with the development (reforming) of the civil defense. This part of the article contains the list of laws and regulations of the Russian Federation in civil defense and the changes that are to be made in these acts caused by the changes in the Federal law dated 12.02.1998 № 28-FZ "On civil defense".
Key words: civil defense; improvement of civil defense; civil defense regulations; normative-technical documents in civil defense; civil defense protective shelters; personal protection means; the source data for the development of subsection civil defense plan measures.
Принятие изменений в Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» требует дальнейшего развития нормативной правовой базы в области гражданской обороны, в т.ч. пересмотра или даже отмены ряда постановлений Правительства Российской Федерации или приказов МЧС России, зарегистрированных Минюстом России.
Первым в череде указанных документов является постановление Правительства Российской Федера-
ции от 26.01.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Научно обоснованные и уже подготовленные изменения в указанное постановление Правительства Российской Федерации предусматривают не только кардинальный пересмотр мероприятий, осуществляемых в целях решения 10-ти задач гражданской обороны в трактовке изменений в закон «О гражданской обороне», но и установление четких и дифференцированных требований к мероприятиям
* Первую часть статьи см. в журнале «Технологии гражданской безопасности» № 2 (40), 2014.
гражданской обороны, выполняемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами власти и организациями. По сути постановление № 804 должно стать настольной книгой как инспекторского состава МЧС России, проводящего соответствующие проверки, так и лиц, ответственных за решения задач гражданской обороны на различных уровнях управления от федеральных министерств до организаций.
Подлежат также пересмотру и такие нормативные правовые акты как:
1) постановления Правительства Российской Федерации:
от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
от 22 июня 2004 г. № 303ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» и др.
2) приказы МЧС России:
от 15 декабря 2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
от 27 мая 2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил пользования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»;
от 21 декабря 2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» и др.
В настоящее время Департамент гражданской защиты МЧС России совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляет активную деятельность по внесению существенных изменений в перечисленные выше нормативные правовые акты. Так, новая редакция постановления Правительства Российской Федерации № 1309 предусматривает, что:
1) убежища будут создаваться для защиты: работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;
2) противорадиационные укрытия будут создаваться для защиты:
всех категорий населения, находящихся в зоне
возможного опасного радиоактивного загрязнения, за пределами зон возможных разрушений и возможных сильных разрушений.
Кроме того, вводится такой новый вид защитных сооружений как укрытия, предназначенные для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Укрытия предполагается создавать для защиты:
работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зоне возможных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, но не отнесенных к категориям по гражданской обороне;
работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, расположенных вне зоны возможных сильных разрушений и обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группе особой важности по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне;
населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, в том числе нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения и обслуживающего их медицинского персонала.
Важнейшие изменения, обусловленные новыми взглядами на решение задач гражданской обороны, коснулись и приказа МЧС России № 993. Так, новой редакцией указанного приказа предусмотрено, что обеспечению СИЗ подлежит только население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг ра-диационно, ядерно и химически опасных объектов.
Указанный выше перечень категорий населения значительно отличается от действующего и устанавливающего, что обеспечению СИЗ подлежит:
1) в военное время — население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
в населенных пунктах с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне, а также с объектами, критически важными для национальной безопасности Российской Федерации;
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);
2) в мирное время — население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных
мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения при авариях на радиационно опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического заражения при авариях на биологически опасных объектах.
Говоря о пересмотре нормативной базы в области гражданской обороны, нельзя не упомянуть пересмотр действующих и разработку новых документов по стандартизации (национальных стандартов и сводов правил). Конечно, в основе своей указанные документы являются документами добровольного многократного использования, но при этом являются основой для внесения изменений в нормативные правовые акты. При этом стандарты устанавливают характеристики продукции, предназначенной для гражданской обороны, а также правила проектирования мероприятий по гражданской обороне, производства соответствующей продукции, строительства объектов гражданской обороны. Своды же правил содержат технические правила и (или) описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, предназначенной для гражданской обороны.
Исходя из изложенного, МЧС России в лице Департамента гражданской защиты совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в 2012—2014 гг. проделана существенная работа в области стандартизации — разработано 24 новых национальных стандарта и актуализировано 3 свода правил в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Каждый из перечисленных документов вносит определенный конкретный вклад в развитие гражданской обороны. Особого внимания заслуживает ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», утвержденный приказом Росстандарта от 26 ноября 2012 г. № 1193-ст и введенный в действие с 01 июля 2013 г. Предшествующий ГОСТу свод правил «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (СП 11-107-98) приказом МЧС России от 29 июля 2013 г. № 495 был признан утратившим силу.
При разработке ГОСТа Р 55201-2012 были исключены все несоответствия законодательству о градо-
строительной деятельности, о гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), присущие СП 11-107-98, а таковых было не мало. Кроме того, ГОСТ установил:
что мероприятия по гражданской обороне и предупреждению ЧС в составе проектной документации оформляются отдельным подразделом «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ПМ ГОЧС), входящие в состав раздела «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами»;
что ПМ ГОЧС разрабатывается не для всех, а только для проектируемых объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности;
требования к организациям и проектировщикам, разрабатывающим ПМ ГОЧС;
состав мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению ЧС, включающий: 1) технические решения в отношении локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов с их обоснованиями и характеристиками; 2) проектные решения в отношении строящихся защитных сооружений гражданской обороны; 3) мероприятия по приспособлению зданий (сооружений), подземных горных выработок, линий метрополитенов и иных подземных пространств для их использования в качестве защитных сооружений гражданской обороны; 4) мероприятия по приспособлению объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки населения, обеззараживания одежды и специальной обработки техники; 5) мероприятия по созданию и обеспечению функционирования структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений с целью предупреждения ЧС;
требования к текстовой и графической частям подраздела ПМ ГОЧС;
порядок получения исходных данных для разработки подраздела ПМ ГОЧС.
ГОСТом установлено, что порядок получения исходных данных для разработки подраздела ПМ ГОЧС следует запрашивать и получать у уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — у территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Чем же обусловлена передача функции по выдаче исходных данных от главных управлений МЧС России органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации? С 1998 г., с момента вступления в силу СП 11-107-98 (напомним, что приказом МЧС России от 29.07.2013 № 495 данный свод
правил признан утратившим силу), исходные данные выдавались главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, на которые в то время были возложены соответствующие функции. Данные функции были закреплены и в нормативных правовых актах Российской Федерации. В частности, приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 317 «Об утверждении Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления» закреплял за главными управлениями функцию осуществления контроля за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
С 2004 г. функция по выдаче исходных данных оказалась не закрепленной ни за МЧС России, ни за главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, что подтверждено, соответственно, Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 и приказом МЧС России от 6.08.2004 г. № 372. Одновременно с исключением услуги по выдаче исходных данных из функций главных управлений МЧС России статьей 18, пунктом 11 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 190-ФЗ было установлено, что подготовка проектной документации осуществляется на основании, в т.ч. градостроительного плана земельного участка, т.е. на основании положений, касающихся защиты территории от ЧС, проведения мероприятий по гражданской обороне, содержащихся в проекте планировки территории на основании статьи 42 Градостроительного кодекса.
Таким образом, в соответствии с Градостроительным кодексом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для проектирования объекта капитального строительства заказчику проектной документации должны быть представлены положения (исходные данные), касающиеся гражданской обороны и защиты от ЧС.
При этом форма и порядок предоставления исходных данных могут быть установлены региональными нормативами градостроительного проектирования, утверждение которых статьей 7 Градостроительного кодекса отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выдача исходных данных может осуществляться и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации при наличии соглашения между МЧС России и Правительствами (Администрациями) соответствующих субъектов Российской Федерации, подтверждающего передачу полномочий на выдачу исходных данных для проек-
тирования мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС территориальному органу МЧС России.
Следует сказать о добровольности применения национальных стандартов и сводов правил, в т.ч. упомянутого выше ГОСТ Р 55201-2012. Действительно, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандарты и своды правил являются документами добровольного использования. Однако статья 46 указанного закона устанавливает, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательному исполнению подлежат нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, к которым относятся стандарты и своды правил, утвержденные в установленном порядке и соответствующие целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Безусловно все нормативные документы в области гражданской обороны и защиты от ЧС, в т.ч. стандарты и своды правил, отвечают целям защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества от опасностей мирного и военного времени.
При этом следует отметить, что 23 ноября 2012 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от ЧС включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Отмеченный факт означает, что технические регламенты в области гражданской обороны и защиты от ЧС, проекты которых уже разработаны МЧС России и содержат в т.ч. требования к выдаче исходных данных для разработки мероприятий по ГО, мероприятий по предупреждению ЧС (далее — исходные данные), будут приняты в ближайшее время.
Таким образом, до момента вступления в силу указанных технических регламентов национальный стандарт ГОСТ Р 55201-2012, так же как и другие национальные стандарты в области гражданской обороны и защиты от ЧС, подлежит обязательному исполнению.
Следует также отметить, что в развитие ГОСТ Р 5520-2012 ВНИИ ГОЧС, совместно с такими компаниями как ЗАО НПП «Инжмашпроект», ООО «Айриск», ООО НПО «ДИАР», НП СРО «Объединение ОРСКБ», ЗАО «ИЦ ГОЧС «БАЗИС», ЧУД ПО «УКЦ ГО и ЧС «БАЗИС» и др. разработан целый пакет сводов правил и стандартов, положения которых более детально раскрывают порядок применения ГОСТа 55201. К таковым документам по стандартизации относятся:
СП 88.133330.2011 «СНиП П-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;
ГОСТ Р 55200-2012 «Степень ослабления прони-
кающей радиации ограждающими конструкциями защитных сооружений. Методы расчета»;
ГОСТ Р 55198-2012 «Конструктивные расчеты несущих элементов защитных сооружений гражданской обороны. Методы расчета»;
ГОСТ Р 22.1.13-2012 «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Правила создания и эксплуатации»;
проект СП «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»;
проект ГОСТ Р «Режимы радиационной защиты при авариях на объектах использования атомной энергии. Порядок определения»;
проект ГОСТ Р «Выбор и обоснование мероприятий по повышению устойчивости объекта экономики при воздействии поражающих факторов современных средств поражения»;
проект ГОСТ Р «Оценка уровня безопасности, риска и ущерба от подтопления градопромышленных территорий»;
проект ГОСТ Р «Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета»;
проект ГОСТ Р «Оценка риска чрезвычайных ситуаций при разработке проектной документации объектов капитального строительства» и др.
Таким образом, материалы данной статьи свидетельствуют о том, что в Российской Федерации проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а с другой — на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны. Процесс формирования новых подходов достаточно сложный и с научной, и с административной, и морально-психологической точек зрения, поэтому всем заинтересованным органам власти и организации, а также экспертному сообществу следует соблюдать тесный диалог и совместную работу при формировании современного облика гражданской обороны.
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. ГОСТ Р 55201-2012 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства».
3. Отчет о НИР «Разработка нормативной и технологической базы для решения задач гражданской обороны при проектировании и реализации инженерно — технических мероприятий гражданской обороны». ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013, инв. 5927.
4. Отчет о НИР «ФГП-ГО» — формирование государственной политики по вопросу организации ведения гражданской обороны и защиты населения». ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013, инв. 5952, 6192.
Сведения об авторах
Сосунов Игорь Владимирович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-45.
E-mail: [email protected].
Киреев Роберт Викторович: МЧС России, вр. исп. обяз.
руковод. аппарата Министра.
109012, Москва, Театральный проезд, 3.
Посохов Николай Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
зам. нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 233-25-68.
E-mail: [email protected]
SPIN-код — 3220-2654.
Брык Дмитрий Иванович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. науч.-исслед. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-11.
E-mail: [email protected]
Information about authors
Sosunov Igor V.: PhD (Technical Sc.), associate professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), deputy head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-45. E-mail: [email protected].
Kireyev Robert V.: Russian Ministry of Emergency Situations, acting chief of Staff of the Minister. 109012, Moscow, Theatre way, 3.
Posokhov Nikolai N.: Federal Government Budget Institution
"All-Russian Research Institute for Civil Defense and
Emergencies" (Federal Center of Science and high
technology), deputy head of the research center.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.
Тел.: (499) 233-25-68.
E-mail: [email protected]
SPIN-scientific — 3220-2654.
Bryk Dmitry I.: PhD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), head of scientific research department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Тел.: (499) 449-90-11. E-mail: [email protected]