Научная статья на тему 'Разработка механизма повышения социального эффекта от деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных учебных заведений за счет материального стимулирования из внебюджетных средств высшего учебного заведения'

Разработка механизма повышения социального эффекта от деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных учебных заведений за счет материального стимулирования из внебюджетных средств высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / YOUNG SCIENTISTS / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / STAFF POLICY OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ASSESSMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егерев Антон Михайлович

Рассмотрены механизмы мотивации руководства малых инновационных предприятий к трудоустройству студентов и аспирантов. Предложена эффективная методика трудоустройства молодых ученых, а также комплекс показателей по оценке деятельности малого инновационного предприятия для рассмотрения вопроса финансирования со стороны учебного заведения, на базе которого оно создано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егерев Антон Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM ENHANCING THE SOCIAL IMPACT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATED ON THE BASIS OF BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FINANCED FROM EXTRA-BUDGETARY MATERIAL INCENTIVE FUNDS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes the motivation mechanisms of small innovative enterprise management team to the employment of students and postgraduates. The author suggests effective methods for the employment of young scientists and a set of indicators to evaluate the performance of a small innovative enterprise created on the base of an educational institution in order to consider the issue of small innovative enterprise funding by this educational institution.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма повышения социального эффекта от деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных учебных заведений за счет материального стимулирования из внебюджетных средств высшего учебного заведения»

УДК 08.00.05

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА СЧЕТ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

© А.М. Егерев1

Иркутский государственный институт путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрены механизмы мотивации руководства малых инновационных предприятий к трудоустройству студентов и аспирантов. Предложена эффективная методика трудоустройства молодых ученых, а также комплекс показателей по оценке деятельности малого инновационного предприятия для рассмотрения вопроса финансирования со стороны учебного заведения, на базе которого оно создано. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия; молодые ученые; оценка деятельности малого иннов а-ционного предприятия; кадровая политика малого инновационного предприятия.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM ENHANCING THE SOCIAL IMPACT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES CREATED ON THE BASIS OF BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FINANCED FROM EXTRA-BUDGETARY MATERIAL INCENTIVE FUNDS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS A.M. Egerev

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article describes the motivation mechanisms of small innovative enterprise management team to the employment of students and postgraduates. The author suggests effective methods for the employment of young scientists and a set of indicators to evaluate the performance of a small innovative enterprise created on the base of an educational institution in order to consider the issue of small innovative enterprise funding by this educational institution. 4 sources.

Keywords: small innovative enterprises; young scientists; assessment of small innovative enterprise performance; staff policy of small innovative enterprises.

Начиная с 2008 г. в нашей стране осуществляется целенаправленная государственная политика развития инновационной инфраструктуры высших учебных заведений. Первые попытки создания инновационных предприятий при высших учебных заведениях в России были предприняты еще в середине 90-х гг. прошлого века. Тогда в четырех петербургских вузах -Политехническом университете, Электротехническом университете «ЛЭТИ», Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии - начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). В этих заведениях решались проблемы переходного периода, в том числе и такая важная социальная задача, как практическая подготовка молодых специалистов.

В 1990-е гг. только в Ленинградском электротехническом университете появилось более 20 малых предприятий-кооперативов, которые занимались разработкой и внедрением нового рентгенологического оборудования. Предприятия инновационно-технологического центра Института точной механики и оптики разрабатывали приборы ночного видения и другую продукцию, часть которой шла на экспорт, в частности, в Германию и другие европейские страны. А в Технопарке Лесотехнической академии малые

предприятия внедряли технологию производства элитных деревянных окон.

Всего в те годы в высших учебных учреждениях было создано более 85-ти предприятий, на которых были заняты более 2,5 тыс. студентов и молодых ученых. Однако правовые основы этой деятельности были сомнительными: приходилось постоянно что-то придумывать, чтобы заработать и дать возможность молодым специалистам заниматься свободным инновационным творчеством, не нарушая при этом действующее законодательство.

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности» от 2.08.2009 г. № 217-ФЗ (далее - Закон № 217-ФЗ) бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, а также созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения получили право создавать (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества без предварительного согласия федераль-

1Егерев Антон Михайлович, аспирант, тел.: 89641211666, e-mail: [email protected] Egerev Anton, Postgraduate, tel.: 89641211666, e-mail: [email protected]

ных органов исполнительной власти или государственных академий наук, в ведении которых они находятся, при одновременном соблюдении следующих условий [2]:

- предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ является практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат соответствующим учреждениям;

- в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вноситься право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями. При этом право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным или образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в единый государственный реестр юридических лиц;

- перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау);

- в случае привлечения соучредителей при создании хозяйственных обществ доля научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25% для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью.

После принятия Закона № 217-ФЗ к 2014 г. при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах было создано более 2100 инновационных предприятий.

В дальнейшем возможность появления предприятий при высших учебных заведениях была закреплена в ст. 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [4], предусматривающей возможность создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Цель данного исследования - разработка эффективного механизма привлечения студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников к деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных учебных заведений, в рамках Закона № 217-ФЗ.

Предмет исследования - кадровая политика малых инновационных предприятий.

Объектами исследования явились различные по структуре и видам деятельности малые инновацион-

ные предприятия, созданные с использованием интеллектуальной собственности Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ).

Формирование малых инновационных предприятий - достаточно актуальная и обсуждаемая в научной среде тема. Многие ученые считают, что данный вид предприятий существенно стимулирует развитие инновационных разработок в российских вузах.

Малые инновационные предприятия при высших учебных заведениях - это уникальные объединения с огромным потенциалом молодых научных кадров. Реализация деятельности малых инновационных предприятий подразумевает большую координационную, информационную, методическую и организационную поддержку для молодых ученых. Основными направлениями работы малого инновационного предприятия при вузе являются:

- координация деятельности молодых научных сотрудников, развитие межрегиональных и международных связей в области научной, исследовательской деятельности молодых ученых;

- представление, защита и обеспечение реализации законных прав и интересов молодых научных сотрудников, содействие решению их экономических, социальных и бытовых проблем, создание необходимых условий для успешной инновационной деятельности;

- осуществление научного, информационного, методического обеспечения молодых ученых и специалистов высшего учебного заведения.

В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [1]. Из вышеуказанного следует, что у высшего учебного заведения есть возможность создания и реализации программы финансовой поддержки малых инновационных предприятий из внебюджетных средств. При этом наиболее остро стоит вопрос принципа распределения денежных средств между малыми инновационными предприятиями, созданными в соответствии с Законом № 217-ФЗ.

Одним из приоритетов деятельности малых инновационных предприятий при вузах в настоящее время является активное продвижение инновационных проектов молодых ученых на государственном и коммерческом уровнях. На наш взгляд, это один из самых перспективных путей дальнейшего развития как инновационной системы образования в целом, так и каждого молодого представителя научной и преподавательской среды.

Кроме того, явно выражается заинтересованность молодых ученых в создании малых инновационных предприятий. Дело в том, что молодые научные ра-

ботники и специалисты, активно занимающиеся научной деятельностью, как правило, не обладают собственными существенными финансовыми средствами, а также не владеют необходимыми навыками управления предприятием для реализации своих инновационных проектов, их научная и инновационная деятельность в подобных организациях помогает решить вышеуказанные проблемы.

Для высшего учебного заведения малое инновационное предприятие помимо коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности выполняет важную социальную функцию - трудоустройство студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников.

В соответствии с Законом № 217-ФЗ бюджетное научное учреждение или созданное государственной академией наук научное учреждение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть [2].

Отметим, что состав сотрудников малого инновационного предприятия, созданного на базе бюджетного образовательного учреждения, законодательно никак не регламентируется. Кроме того, у руководства малого инновационного предприятия отсутствует система мотивации трудоустройства студентов и аспирантов высшего учебного заведения.

Нами предлагается система мотивации трудоустройства студентов и аспирантов для руководителя малого инновационного предприятия со стороны бюджетного учебного заведения, с участием которого создано предприятие.

Для повышения заинтересованности руководства малого инновационного предприятия в трудоустройстве студентов и аспирантов нами предлагается следующий принцип распределения денежных средств по программе финансовой поддержки:

1. Для определения соотношения числа сотрудников из числа студентов, аспирантов и молодых ученых учебного заведения, на базе которого создано малое инновационное предприятия, к общему числу сотрудников необходимо определить коэффициент привлечения молодых ученых к деятельности предприятия, который рассчитывается по формуле:

коэффициент привлечения = число сотрудников из числа молодых ученых / общее число сотрудников.

Однако определение лишь коэффициента привлечения молодых ученых не достаточно для эффективного распределения денежных средств по программе поддержки малых инновационных предприятий, так как часть руководителей может начать фиктивно трудоустраивать студентов и аспирантов для того, чтоб получить финансирование, поэтому следующим этапом будет определение коэффициента экономической эффективности деятельности молодых ученых.

2. Основной целью деятельности любой коммерческой организации, в том числе и малого инноваци-

онного предприятия, является получение прибыли. Поэтому наиболее объективным показателем эффективности деятельности организации является чистая прибыль, которая представляет собой разницу между общей прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней. Она рассчитывается по формуле:

чистая прибыль = общая прибыль - налоги, обязательные платежи.

Общая прибыль, необходимая для расчета чистой прибыли, рассчитывается по формуле: общая прибыль = валовый доход - издержки производства.

Для определения эффективности работы молодых ученых в малом инновационном предприятии необходимо рассчитать коэффициент финансовой эффективности работы молодых ученых, который по предлагаемой нами методике рассчитывается по следующей формуле:

коэффициент финансовой эффективности = коэффициент привлечения молодых ученых х чистая прибыль.

Для удобства расчета чистую прибыль в формуле расчета коэффициента финансовой эффективности молодых ученых необходимо указывать в баллах по пятибалльной шкале.

Балльная оценка чистой прибыли малого инновационного предприятия рассчитывается следующим образом:

- чистая прибыль до 100000 руб. в год - 1 балл;

- чистая прибыль от 100000 до 300000 руб. в год -3 балла;

- чистая прибыль от 300000 до 600000 руб. в год -6 баллов;

- чистая прибыль от 600000 до 800000 руб. в год -9 баллов;

- чистая прибыль более 1000000 руб. в год - 11 баллов.

Распределение финансовых средств, направленных на развитие малого инновационного предприятия, осуществляется между пятью предприятиями с наибольшим значением коэффициента финансовой эффективности молодых ученых.

Для удобства сбора информации, необходимой для расчета коэффициента финансовой эффективности молодых ученых, нами разработана анкета, которую необходимо заполнять руководству малого инновационного предприятия в начале года. В анкете указывается следующая информация за прошедший год:

1. Наименование организации.

2. Основной вид деятельности.

3. Общая прибыль.

4. Сумма уплаченных налогов.

5. Валовый доход.

6. Издержки производства.

7. Общее число сотрудников / из них сотрудники из числа студентов, аспирантов и молодых ученых.

Малые инновационные предприятия, созданные

на базе бюджетных учебных заведений, в рамках Закона № 217-ФЗ нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и высшего учебного заведения, на базе которого они созданы. В первую очередь необходима широкая правовая среда для деятельности малого инновационного предприятия. Формирование правовой среды является обязательным и непременным условием, обеспечивающим малым инновационным предприятиям экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие заниматься коммерческой деятельностью, разрешенной законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность малых инновационных предприятий перед хозяйствующими субъектами, партнерами, бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные законом сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых инновационных предприятий.

Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов малого инновационного предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня.

В системе поддержки малого инновационного предпринимательства важное место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других вопросов, оказы-

вающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Государственная поддержка малых инновационных предприятий осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [3]. Предусмотренные в нем меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая - с льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное налогообложение и т.д.).

В настоящий момент действующее законодательство никак не стимулирует руководство малых инновационных предприятий трудоустраивать студентов и аспирантов учебных заведений, на базе которых созданы их организации. Для стимуляции трудоустройства необходимо создание системы финансового поощрения малых инновационных предприятий со стороны образовательного заведения, на базе которого они созданы.

Мы полагаем, что предложенная методика позволяет стимулировать руководство малого инновационного предприятия к трудоустройству большего числа молодых ученых и повышению эффективности работы организации, проявляющейся в повышении чистой прибыли, так как выполнение данных условий дает возможность получить дополнительные финансовые средства для развития производства.

Статья поступила 14.10.2014 г.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Договор-Юрист.ру [Электронный ресурс]. URL: http://dogovor-urist.ru

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон от 2.08.2009 г. № 217-Фз // Гарант: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12168685

3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.) // Консультант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58304

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Гарант: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.ga-rant.ru/70291362

УДК 338.24

О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И В НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПОНЯТИЙ И МЕХАНИЗМОВ, СВЯЗАННЫХ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

© О.Г. Житлухина1

Дальневосточный федеральный университет, 690091, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Показана необходимость введения в теорию финансового учета и регламентирующие его нормативные акты понятий и механизмов, связанных с финансовыми инструментами. Предложены определения и отличительные признаки самих финансовых инструментов и таких его элементов, как финансовые активы, финансовые обяза-

1Житлухина Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, тел.: 89084489933, e-mail: [email protected]

Zhitlukhina Olga, Candidate of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting, Analysis and Audit, tel.: 89084489933, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.