Научная статья на тему 'Разработка механизма повышения эффективности управления филиальной сетью компании телекоммуникационных услуг'

Разработка механизма повышения эффективности управления филиальной сетью компании телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ СЕКТОР / TELECOMMUNICATION SECTOR / ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ / BRANCH NETWORK / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL MECHANISM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / МЕТОД АВТОМАТИЗАЦИИ / AUTOMATION METHOD / МЕТОД ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ / CENTRALIZATION METHOD / МЕТОД ДЕКОМПОЗИЦИИ / DECOMPOSITION METHOD / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуркатов Арнур Арыстанович

В статье предложен разработанный автором комплексный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг. Выделены три его важнейшие составляющие: организационный, экономический и социально-психологический механизмы повышения эффективности управления филиальной сетью.В составе механизма повышения эффективности управления филиальной сетью рекомендовано использование метода декомпозиции совместно с методами централизации, автоматизации управления. Представлена укрупненная модель механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационного сектора.Данная модель является основой формирования новых механизмов долго-срочного развития крупной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуркатов Арнур Арыстанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MECHANISM DEVELOPMENT FOR THE BRANCH NETWORK MANAGEMENT EFFICIENCY OF THE TELECOMMUNICATION SERVICES COMPANY

The article proposes a comprehensive mechanism developed by the authort o i mp r o v e t h e e ff i c i e n c y o f m an ag i ng t h e b r an c h n e t w o rk o f a l arge telecommunications services company. Three of its most important componentsare singled out: organizational, economic and socio-psychological mechanisms toimprove the branch network management efficiency. As part of the mechanism forimproving the branch network management efficiency, the use of the decompositionmethod in conjunction with the methods of centralization and automation ofmanagement is recommended. An enlarged model of the mechanism for improvingthe branch network management efficiency of a large telecommunicationscompany is presented. This model is the basis for the formation of new mechanismsfor the long-term development of a large company.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма повышения эффективности управления филиальной сетью компании телекоммуникационных услуг»

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ КОМПАНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

IMPROVING MECHANISM DEVELOPMENT FOR THE BRANCH NETWORK MANAGEMENT EFFICIENCY OF THE TELECOMMUNICATION SERVICES COMPANY

УДК 338.46

НУРКАТОВ Арнур Арыстанович

соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]

NURKATOV, Arnur Arystanovich

External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье предложен разработанный автором комплексный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг. Выделены три его важнейшие составляющие: организационный, экономический и социально-психологический механизмы повышения эффективности управления филиальной сетью. В составе механизма повышения эффективности управления филиальной сетью рекомендовано использование метода декомпозиции совместно с методами централизации, автоматизации управления. Представлена укрупненная модель механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационного сектора. Данная модель является основой формирования новых механизмов долгосрочного развития крупной компании.

Ключевые слова: телекоммуникационный сектор, филиальная сеть, организационный механизм, экономический механизм, метод автоматизации, метод централизации, метод декомпозиции, эффективность управления.

© Нуркатов А. А., 2018.

Abstract.

The article proposes a comprehensive mechanism developed by the author to improve the efficiency of managing the branch network of a large telecommunications services company. Three of its most important components are singled out: organizational, economic and socio-psychological mechanisms to improve the branch network management efficiency. As part of the mechanism for improving the branch network management efficiency, the use of the decomposition method in conjunction with the methods of centralization and automation of management is recommended. An enlarged model of the mechanism for improving the branch network management efficiency of a large telecommunications company is presented. This model is the basis for the formation of new mechanisms for the long-term development of a large company.

Key words: telecommunication sector, branch network, organizational mechanism, economic mechanism, automation method, centralization method, decomposition method, management efficiency.

Бурно развивающиеся телекоммуникационные услуги, курс на ускоренную технологическую модернизацию экономики Республики Казахстан, реализация программы «Цифровой Казахстан» в целях обеспечения развития коммуникаций, повсеместного доступа к оптоволоконной инфраструктуре обеспечивают импульс развития цифровой индустрии. АО «Казахтелеком» - лидер на рынке телекоммуникационных услуг - проводит расширение национальной информационной супермагистрали, реализацию важных инфраструктурных и инновационных проектов, направленных на дальнейшее усиление инфокоммуникационной инфраструктуры Республики Казахстан [1].

Управление филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми организациями такой крупной компании телекоммуникационных услуг, как АО «Казахтелеком» с большой разветвленной филиальной сетью - сложная и важная задача для менеджмента в современных условиях [2].

Устойчивая позитивная динамика значений эффективности управления филиальной сетью крупной компании является показате-

лем, за которым скрыта постоянная работа, конкретные меры по управлению персоналом, степень удовлетворенности коллектива уровнем социально-трудовых отношений [3]. Необходима разработка механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг.

Автором статьи разработан комплексный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании, состоящий из трех составляющих: организационного механизма, экономического механизма, социально-психологического механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании (рисунок 1).

В части реализации организационного механизма повышения эффективности управления филиальной сетью (блок 1, рисунок 1), АО «Казахтелеком» реализует такие инициативы, как централизация административных и поддерживающих функций, оптимизация уровней управления, изменение региональной модели управления, обновление организационной структуры (блоки 1.1-1.3, рисунок 1).

"О СП

"О ~1

о

0)

0

1 О

О

I

>

Комплексный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании

Т*

1. Организационный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании

(организационный эффект)

2. Экономический механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании

(экономическая результативность)

»

3. Социально-психологический механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании (социальная результативность)

Рисунок 1

Общая схема механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании, его основных составляющих

ГО с

5"

ф

(Л (Л

т з

ф

т

о о з о

3

<

0) 3

а

0) з 0) са ф

3 ф з

м о

Например, в части реализации экономического механизма повышения эффективности управления филиальной сетью (блок 2, рисунок 1) АО «Казахтелеком» осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации (блок 2.1.2, рисунок 1), и на постоянной основе обеспечивается проведение следующих мероприятий:

1) разработка ежеквартальных медиапланов;

2) проведение необходимых РЯ-мероприя-тий в соответствии с утвержденным медиа-планом, а также, в случае возникновения необходимости, организация информационного освещения сверх утвержденного медиаплана;

3) проведение работы по обновлению корпоративного веб-портала www.telecom.kz.;

4) продвижение АО «Казахтелеком» в социальных медиа.

В рамках реализации экономического механизма повышения эффективности управления филиальной сетью (блок 2, рисунок 1), экономическая результативность АО «Казахтелеком» (блок 2.1.3, рисунок 1) состоит в том, что, являясь одним из крупнейших телекоммуникационных операторов РК, оказывает существенное влияние на состояние социально значимой отрасли инфокоммуникаций Республики Казахстан и несет корпоративную социальную ответственность (КСО) перед обществом [1; 4].

АО «Казахтелеком» содействует развитию услуг связи в социально значимых районах, телефонизации сельских населенных пунктов и интернетизации школ. Также уделяется внимание снижению себестоимости интернет-трафика и контента, потребляемых пользователями, в том числе за счет увеличения объемов казахстанского контента.

АО «Казахтелеком» выплачивает налоги и обязательные платежи, обеспечивает рабочими местами, приобретает материалы, оборудование, услуги, поддерживая отечественных производителей [1; 4].

По итогам 2016 г. доходы от реализации услуг по ГК АО «Казахтелеком» составили 205 820 млн тенге, консолидированная чистая прибыль - 55 832 млн тенге [4].

Правительство Республики Казахстан со своей стороны осуществляет контроль за

деятельностью АО «Казахтелеком» через АО «ФНБ «Самрук-Казына», в собственности которого находится контрольный пакет акций компании в размере 51% от общего количества размещенных простых акций. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2009 г. № 451 «Об утверждении перечня универсальных услуг телекоммуникаций и Правил субсидирования стоимости универсальных услуг телекоммуникаций» был заключен договор с Комитетом связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в соответствии с которым АО «Казахтелеком» получало государственные дотации, направленные для компенсации убытков, понесенных операторами при оказании услуг связи в социально значимых районах (договор №1 от 08.04.2016) [5]. АО «Казахтелеком» выполнило все условия в отношении дотаций для телефонизации и предоставления доступа к сети Интернет сельских населенных пунктов [5].

А вот в части реализации социально-психологического механизма повышения эффективности управления филиальной сетью (блок 3, рисунок 1) АО «Казахтелеком» в 2016 г. завершил внедрение модели общего центра обслуживания по функции управления персоналом, который обслуживает все филиалы АО «Казахтелеком», унифицированы 46 бизнес-процессов, все операции переведены в режим онлайн [2].

Одним из основных элементов механизма повышения эффективности управления персоналом (блок 3.2, рисунок 1) является система управления производительностью, которая заключается в постановке перед работником четких, измеримых целей и задач на соответствующий период в виде ключевых показателей деятельности (КР1), от выполнения которых зависит вознаграждение работника [2].

В 2016 г. разработан и утвержден обновленный перечень КР1 топ-менеджмента АО «Казахтелеком» в соответствии со стратегическими инициативами и сегментацией рынка В2С, В2В, В20, В2в. Проведенная работа позволила разработать и распределить КР1 на всех уровнях управления. Также внедрена

Возможность онлайн оценки работы удаленных подразделений; онлайн анализ структуры балансов филиалов и их финансовых

показателей;

онлайн анализ качества и состава клиентской базы филиалов и

особенностей их развития;

онлайн анализ кадрового состава филиалов и их квалификации;

онлайн возможность реформирования бизнес-процессов

Метод декомпозиции»

Филиалы осуществляют свою деятельность на основании созданной и предоставленной центральным офисом

нормативно-справочной информации;

аккумулирование информации о работе филиалов, которые на основании созданной и предоставленной сверху нормативно-справочной информации осуществляют свою деятельность; ежедневный автоматический контроль соблюдения правил при наличии хранилища данных организации, контроль содержания и целостности поступающей из филиалов информации; повышает общий технологический уровень взаимодействия центрального офиса с филиалами; уменьшает зависимость компании от сотрудников

Позволяет проводить мониторинг ключевых индикаторов эффективности работы отдельных филиалов компании

АО «Казахтелеком»;

возможна оптимизация консолидированных показателей

работы филиальной сети;

последовательность оптимизационных решений каждой подсистемы дает оптимальное решение для всей системы

в целом;

общая модель разделяется на модель центра аппарата управления и модели подсистем управления (филиалы, областные дирекции телекоммуникаций, представительства,

дочерние и зависимые организации) [2]

Рисунок 2

Рекомендуемые методы в составе механизма повышения эффективности управления филиальной сетью компании АО «Казахтелеком»

система индивидуального плана развития (ИПР), которая позволит каждому сотруднику сконцентрироваться на развитии своих знаний и навыков, повысить личную эффективность и результативность [2].

Реализация механизма по повышению эффективности корпоративной культуры (блок 3.3, рисунок 1) позволила провести диагностику текущего состояния корпоративной культуры АО «Казахтелеком». Успешно про-

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2018 I

веден социальный опрос, в котором приняли-участие свыше 16 000 сотрудников компании по всему Казахстану. На основе полученной информации подготовлен аналитический отчет о текущем состоянии корпоративной культуры АО «Казахтелеком». В 2018 г. планируется активная работа по разработке современного образа целевой корпоративной культуры и ценностей для сотрудников, составление плана внедрения и начало его реализации [2; 4].

Для реализации разработанного механизма повышения эффективности управления филиальной сетью и в дополнение к методу

централизации автором предложен к использованию в составе механизма метод декомпозиции [2]. При реализации метода декомпозиции (рисунок 2) рекомендуется использовать двухуровневую систему. Первый (верхний) уровень является центром аппарата управления, второй (нижний) - подсистемами второго уровня [2]. Подсистемы смогут решать свои задачи на максимум собственной целевой функции при различных значениях вектора централизованных ресурсов.

В результате каждая подсистема определяет свою функцию максимальной полезности дея-

Рисунок 3

Укрупненная модель механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационного сектора

тельности каждой подсистемы в зависимости от набора централизованных ресурсов. Эти функции сообщаются в центральный аппарат управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальный механизм повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационного сектора конкретен, так как направлен на достижение конкретных целей путем воздействия на конкретные факторы, и это воздействие осуществляется путем использования конкретных ресурсов или потенциалов (рисунок 3).

Он формируется каждый раз, когда принимается управленческое решение путем согласования всех элементов механизма управления [6; 7].

В соответствии с современными тенденциями развития рынка услуг телекоммуникаций и изменениями в предпочтениях пользователей

услугами связи АО «Казахтелеком» в 2018 г. делает акцент на развитие пакетных решений [8]. С этой целью АО «Казахтелеком» выводит на рынок пакетные решения и предлагает абонентам фиксированной и мобильной связи конвергированные пакеты услуг. Соответственно выбранные направления стратегического развития потребуют формирования новых механизмов долгосрочного развития в составе комплексного механизма повышения эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг. А также разработку методических рекомендаций по использованию целевых показателей, характеризующих эффективность управления филиальной сетью и программ внедрения организационно-экономического механизма в практике управления АО «Ка-захтелеком».

Список литературы

1. Отчет АО «Казахтелеком» в области корпоративной социальной ответственности за 2016 г. URL: http://docplayer.ru/69182898-Otchet-ao-kazahtelekom-v-oblasti-korporativnoy-socialnoy-otvetstvennosti-za-2016-god.html (дата обращения: 13.01.2018).

2. Нуркатов А. А. Критерии эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг // Петербургский экономический журнал.

2017. № 1. С. 75-82.

3. Управление филиалами компании: проблемы и решения. URL: https://www.gd.ru/ articles/9349-upravlenie-filialami-kompanii (дата обращения: 15.02.2018).

4. Годовой отчет АО «Казахтелеком» за 2016 г. URL: https://telecom.kz/page/godovie-otcheti.171802/1 (дата обращения: 10.01.2018).

5. Постановление Правительства Республик Казахстан от 31.03.2009 г. № 451 «Об утверждении перечня универсальных услуг телекоммуникаций и Правил субсидирования стоимости универсальных услуг телекоммуникаций». URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/P1300000969 (дата обращения: 15.02.2018).

6. Сущность механизма управления. URL: http://infomanagement.ru/lekciya/ sushchnost_mekhanizma_upravleniya (дата обращения: 13.01.2018).

7. Белов М. В., Новиков Д. А. Методология комплексной деятельности. М.: Ленанд,

2018. 320 с. URL: http://www.mtas.ru/search/search_results.php?publication_id=21658 (дата обращения: 13.01.2018).

8. Долгосрочная стратегия АО «Казахтелеком» до 2022 г. URL: http://telecom.kz/page/ single/strategija-kompanii (дата обращения: 13.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.