КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ КРУПНОЙ КОМПАНИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ
CRITERIA OF MANAGEMENT EFFICIENCY OF A BRANCH NETWORK OF A LARGE COMPANY OF TELECOMMUNICATION SERVICES
УДК 338.46
НУРКАТОВ Арнур Арыстанович
соискатель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
NURKATOV, Arnur Arystanovich
External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье проанализирована динамика доходов, расходов и структура себестоимости ГК АО «Казахтелеком». Для управления филиальной сетью ГК АО «Казахтелеком» необходим мониторинг ключевых индикаторов эффективности работы отдельных филиалов крупной компании. В качестве критериев эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг предложено использование приростных показателей эффективности. Приростные показатели эффективности позволяют оценить дополнительный результат при дополнительном вовлечении единицы ресурса на уровне отдельных филиалов. Для этого методом декомпозиции двухуровневая модель крупной компании представлена в виде модели центра аппарата управления на первом уровне и моделей подсистем управления на втором уровне (филиалы, областные дирекции телекоммуникаций, представительства, дочерние и зависимые организации).
Ключевые слова: услуги связи, телекоммуникационные услуги, филиальная сеть, двухуровневая модель, экономическая система, метод декомпозиции подсистем управления, абсолютные показатели эффективности, приростные коэффициенты эффективности.
© Нуркатов А. А., 2017.
Abstract.
The article analyzes the dynamics of income, expenditure and cost structure of the GK Kazakhtelecom JSC. To control the branch network of the GK Kazakhtelecom JSC, it is required to monitor key performance indicators of individual branches of a large company.
As criteria of management efficiency of a branch network of a large company of telecommunication services, it is proposed to use the absolute incremental performance indicators. Incremental performance indicators allow evaluating the result with the additional involvement of the resource unit at the level of individual branches. For this purpose the two-level model of a large company is presented by decomposition method in the form of the model management apparatus on the first level and models of management subsystems at the second level (branches, regional directorate of telecommunications, representative offices, subsidiaries and affiliates).
Key words: communication services, telecommunication services, branch network, two-level model, the economic system, decomposition method of the sub control system, absolute performance indicators, the incremental effectiveness ratios.
Управление филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми организациями крупной компании телекоммуникационных услуг - сложная и важная задача для менеджмента в современных условиях.
Задача оптимизации показателей эффективности работы филиальной сети государственной компании АО «Казахтелеком», предоставляющей телекоммуникационные услуги в Республике Казахстан, приобретает особую актуальность и значимость. ГК АО «Казахтелеком» - национальный оператор фиксированной телефонии Республики Казахстан, предоставляющий весь спектр инфокоммуникационных услуг, в том числе услуг связи в сельской местности, а также являющийся одним из крупнейших операторов национальной сети передачи данных.
От качества управления филиальной сетью ГК АО «Казахтелеком» зависят консолидированные показатели эффективности всей компании, ее финансовые показатели. В таблице 1 приведена структура доходов, себестоимости и расходов ГК АО «Казахтелеком» за 2014-2015 гг. В консолидированную отчетность 2014-2015 гг. включены дочерние компании, представленные на рисунке 1. Темпы роста приведенных в таблице 1 показателей
свидетельствуют о том, что доходы в 2015 г. снизились на 0,93%, расходы также снизились на 0,72%. По структуре себестоимости тоже наблюдается снижение таких показателей, как расходы на персонал, износ и амортизация, материалы, охрана и безопасность, передача в аренду оборудования.
В то же время наблюдался рост показателей: услуги межсетевых соединений (+4,68%), передача в аренду каналов связи (+1,93%), расходы на ремонт и техническое обслуживание (+1,05%).
Часть показателей эффективности работы компании также выросли: ЯОЛСЕ (рентабельность задействованного капитала +3,1 %), ЛЯРи (средний ежемесячный счет) на одного мобильного абонента (голос) - на 56 тенге/месяц на фоне снижения показателей ЛЯРи на мобильного абонента (голос+ШПД), количества работников и доходов на одного работника.
Для управления крупной компанией необходима разработка модели управления филиальной сетью ГК АО «Казахтелеком» на основе использования метода декомпозиции, которая позволит проводить мониторинг ключевых индикаторов эффективности работы отдель-
Таблица 1
Динамика доходов, расходов и структура себестоимости ГК АО «Казахтелеком» за 2014-2015 гг. [1]
Финансовые показатели (консолидированные), тыс.тенге Структура показателей 2015 2014 Темп роста, %
Доход от предоставления телекоммуникационных услуг Доход от оказания услуг проводной и беспроводной телефонной связи 56054526 60617311 92,47
Авансовые платежи за услуги активации доступа к проводной и беспроводной сети 607630 992345 61,23
Доход от оказания услуг по передаче данных 96635654 91858111 105,20
Плата местных и иностранных операторов за установку межсетевого соединения 15847010 13987444 113,29
Доход от продажи телефонных трубок и аксессуаров - 5553065 -
Доход от операционной аренды телекоммуникационных каналов 6933796 6773512 102,37
Компенсация за оказание универсальных услуг в сельских населенных пунктах 7010726 6276853 111,69
Прочее 7272617 6237111 116,60
Доход от финансирования 2679338 2571855 104,18
Дивиденды 1582261 1588474 99,61
Итого доходы 194623558 196456081 99,07
Себестоимость, тыс. тенге 2015 2014 Темп роста, %
Расходы на персонал 48553106 49185499 98,71
Износ и амортизация 30007843 32948111 91,08
Услуги межсетевых соединений 8555181 8173033 104,68
Передача в аренду каналов связи 8212875 8057469 101,93
Расходы на ремонт и техническое обслуживание 7343005 7266831 101,05
Материалы 6159307 6212704 99,14
Расходы на контент 3773756 2869111 131,53
Электроэнергия 2748050 2500132 109,92
Платежи за право оказания услуг связи 2519955 1838363 137,08
Охрана и безопасность 2406021 2477649 97,11
Платежи за использование частотного диапазона 981380 896180 109,51
Передача в аренду оборудования 886844 901437 98,38
Оборудование и мобильные устройства - 4172411 -
Прочие расходы 5107234 6181375 82,62
Итого себестоимость 127254557 133700305 98,71
Расходы, тыс. тенге 2015 2014 Темп роста, %
Общие и административные расходы 22834543 23456064 97,35
Расходы по реализации 3149381 4032837 78,09
Расходы по финансированию 6653136 6646461 100,10
Прочие расходы 1326098 782320 169,51
Расходы по подоходному налогу в бюджет 8614784 7969690 108,09
Итого расходы 42577942 42887372 99,28
Окончание таблицы 1
Показатели эффективности работы компании Единица измерения 2015 2014 Абсолютный прирост
ЯОЛСБ (рентабельность задействованного капитала) % 9,2 6,1 +3,1
ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на одного мобильного абонента (голос) тенге/мес. 658 602 +56
ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на мобильного абонента (голос+ШПД) тенге/мес. 1051 1088 -36
Количество работников чел./год 27 452 29 000 -1548
Доходы на 1 работника тыс. тенге/чел. 6 912,2 7 180,1 -267,9
ных филиалов компании ГК АО «Казахтеле-ком» и оптимизировать консолидированные финансовые показатели ее работы.
Метод декомпозиции (разделения) удобен для оптимизации показателей эффективности работы всей ГК АО «Казахтелеком» и ее филиалов и подразделений. Разделение (декомпозиция) моделей производится таким образом, чтобы последовательность оптимизационных решений каждой подсистемы давала оптимальное решение для всей системы в целом [2]. По методу декомпозиции общая модель разделяется на модель центра аппарата управления и модели подсистем управления (филиалы, областные дирекции телекоммуникаций, представительства, дочерние и зависимые организации).
При рассмотрении метода декомпозиции рекомендуется использовать двухуровневую систему. Первый (верхний) уровень является центром аппарата управления, второй (нижний) - подсистемами второго уровня. При этом предполагаем, что каждая подсистема является также как минимум двухуровневой системой. На рисунке 1 представлен общий вид рассматриваемой системы.
Последовательность расчетов такой системы следующая.
Подсистемы решают свои задачи на максимум собственной целевой функции (ЦФ) А (и ) = max С1 (Х1) при различных значениях вектора централизованных ресурсов ик. В результате каждая подсистема определяет /к (ик) - функцию максимальной полез-
ности деятельности каждой подсистемы в зависимости от набора ресурсов Uk. Эта функция сообщается в центральный аппарат управления.
Центральный аппарат управления решает собственную задачу на максимум X fk (Uk ) ^ max и определяет оптимальный k
объем ресурсов Uk для каждой подсистемы
(в пределах имеющегося в центре аппарата
управления объема ресурса XUk ^ B). „ k
Эти объемы Uk рекомендуются подсистемам. В соответствии с выделенным объемом централизованного ресурса Uk подсистемы определяют собственные оптимальные планы Xk , которые в совокупности соответствуют глобальному оптимальному плану всей системы.
Так как максимум ЦФ отдельных филиалов также зависит от выделяемых ресурсов центральным аппаратом управления, то решая задачи оптимизации показателей эффективности работы отдельных подсистем ГК АО «Казахтелеком», получаем в результате функции, максимизирующие полезность каждого филиала, областных дирекций телекоммуникаций, представительств, дочерних и зависимых организаций.
По мнению автора, целесообразно ГК АО «Казахтелеком» рассматривать как экономическую систему, которая должна функционировать в соответствии с заданным критерием оптимальности, где в качестве критерия оптимальности выступают показатели эффектив-
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
центральный аппарат управления
t
ГЦТ АСУАН АТЕЛЕКОМ ГЦТ АЛМАТЫТЕЛЕКОМ ДИРЕКЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРОДАЖ ДИРЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИРЕКЦИЯ ТЕЛЕКОМ-КОМПЛЕКТ
/
/
ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАЛЬНЯЯ СВЯЗЬ ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФРАСТРУКТУРЫ
ДИРЕКЦИЯ АКАДЕМИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СЕТЯМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
областные дирекции телекоммуникации
АКМОЛИНСКАЯ ОДТ АЛМАТИНСКАЯ ОДТ АКТЮБИНСКАЯ ОДТ АТЫРАУСКАЯ ОДТ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОДТ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОДТ ЖАМБЫЛЬСКАЯ ОДТ
КАРАГАНДИНСКАЯ ОДТ КОСТАНАЙСКАЯ ОДТ КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОДТ МАНГИСТАУСКАЯ ОДТ ПАВЛОДАРСКАЯ ОДТ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОДТ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОДТ
| представительства
представительство в российской федерации (москва) г* представительство в китайской народной республике (пекин)
ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АО "АЛТЕЛ" АО "НУРСАТ"
ООО "ONLINE .kg" ТОО "DigitalTV"
ТОО "ВОСТОКТЕЛЕКОМ" ООО "СИГНУМ"
ТОО "КТCloud Lab,' ТОО "MaxCom"
ТОО "KTIES"
ТОО "I nfo-Net Wireless"
Рисунок 1
Общий вид системы управления
ности работы компании (таблица 2), затем строится модель (рисунок 2) и определяется глобальная целевая функция.
Потребность в собственном ресурсе к-й подсистемы обозначена какОк(Хк). Количество собственного ресурса к -й подсистемы Вк.
Нк (Хк ) = ^ - потребность в р-м соб-
]
ственном ресурсе для к-й подсистемы.
Общая схема модели системы управления будет иметь вид, представленный на рисунке 2.
Подсистемы решают свои задачи на максимум собственной ЦФ при различных значениях вектора централизованных ресурсов ик. В результате каждая подсистема определяет /к (ик) - функцию максимальной полезности деятельности каждой подсистемы в зависимости от набора ресурсов ик. Эта функция сообщается в центр.
Центр решает собственную задачу на максимум глобальной функции максимальной полезности и определяет оптимальный объем ресурсов ик для каждого филиала как подси-
стемы (в пределах имеющегося в центре объема ресурса). Эти объемы спускаются подсистемам.
Таблица 2
Абсолютные показатели эффективности ГК АО «Казахтелеком» за 2014-2015 гг. [1]
Абсолютные коэффициенты эффективности работы компании Единица измерения
ЯОЛСБ (рентабельность задействованного капитала) %
ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на одного мобильного абонента (голос) тенге/мес.
ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на мобильного абонента (голос+ШПД) тенге/мес.
Количество работников чел./год
Доходы на 1 работника тыс. тенге/ чел.
В соответствии с выделенным объемом централизованного ресурса ик подсистемы определяют собственные оптимальные планы Хк , которые в совокупности соответствуют глобальному оптимальному плану всей системы.
Модель линейной оптимизации показателей эффективности управления филиальной сетью ГК АО «Казахтелеком» может быть использована аппаратом управления в качестве методического обеспечения процесса управления филиальной сетью для определения целевых показателей, характеризующих эффективность использования ресурсного потенциала компании.
Для выбора критериев эффективности управления филиальной сетью крупной компании телекоммуникационных услуг необходимо выполнение следующих условий:
• управление филиальной сетью должно осуществляться не только с использованием
Е Ак (ик) ^ тах
/(и 0 = тах С,( X,)
о,( х,) < и, н,( х,) < в,
Еик < в
к
Ц>2 А2 (и2)
Л(и 2 ) = таХ С2( Х 2 )
02( X2) < и2 Н 2 ( X 2) < В 2
Ат (и т )
Рисунок 2
Модель линейной оптимизации показателей эффективности управления филиальной сетью ГК АО «Казахтелеком»
директивных, но и экономических, в частности, нормативных моделей управления;
• предполагается самостоятельность филиалов, обеспечивающих выполнение планов.
В качестве критериев эффективности управления филиальной сетью могут выступать абсолютные и приростные показатели эффективности [3].
Абсолютные коэффициенты эффективности считаются как отношение абсолютных величин результата и затрат (1), которые показывает значение результата С на единицу затрат ресурса £ (таблица 2).
E =
C S
(1)
Они малочувствительны к изменениям ресурсов.
Приростные коэффициенты эффективности рассчитываются как отношение приростов результата ЛМ и затрат ресурса Л£ (таблица 3) (2):
s = ■
AN AS
(2)
Они показывают, как изменится дополнительный результат при дополнительном вовлечении единицы ресурса.
Таблица 3
Приростные показатели эффективности ГК АО «Казахтелеком» за 2014-2015 гг. [1]
Приростные коэффициенты эффективности работы компании, £ Ед. изм.
£ ЯОЛСБ (рентабельность задействованного капитала) Л %
£ ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на одного мобильного абонента (голос) Л тенге/ мес. Л абонент
£ ЛЯРИ (средний ежемесячный счет) на 1 мобильного абонента (голос+ШПД) Л тенге/ мес. Л абонент
£ Доходы на 1 работника Л тыс. тенге/ Л чел.
Приростные коэффициенты эффективности могут быть рассчитаны в процессе моделирования объекта, соответствуют двойственным оценкам ресурсов при заданных их объемах и использоваться при разработке стратегических планов инновационного развития телекоммуникационных услуг [4].
Список литературы
1. Годовой отчет АО «Казахтелеком» за 2015 год. URL: http://telecom.kz/media/ upload/49/2016/06/07/d3dbcabfa08b3d55af7248f87ca8f52a.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
2. Нуркатов А. А. Особенности управления филиальной сетью крупных компаний телекоммуникационных услуг Республики Казахстан в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 197-204.
3. Еникеева Л. А., Соколовская С. А. Управление виртуальными предприятиями: монография. СПб., 2010.
4. Евменов А. Д., Булочников П. А., Благова И. Ю. Стратегическое планирование инновационного развития сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 203-210.