Научная статья на тему 'Разработка математической модели игровой задачи противоборства подвижных объектов'

Разработка математической модели игровой задачи противоборства подвижных объектов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
110
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ПРОТИВОБОРСТВО / CONFRONTATION / ПОДВИЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / MOVING OBJECTS / ФУНКЦИЯ ВЫИГРЫША / GAME FUNCTION / СТРАТЕГИИ ИГРОКОВ / GAMERS STRATEGIES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Потапов В. И.

Дана постановка и разработана математическая модель игровой задачи противоборства между подвижными объектами, управляемыми двумя игроками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Потапов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL MODEL GAME PROBLEM OF CONFRONTATION MOBILE OBJECTS

Approach and mathematical model of the game task of confrontation between moving objects controlled by two gamers are given and developed

Текст научной работы на тему «Разработка математической модели игровой задачи противоборства подвижных объектов»

УДК 519.711.3:004.94

В.И. Попитое, V.I. Potapov e-mail [email protected]

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Omsk State Technical University.. Omsk:, Russia

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ ПРОТИВОБОРСТВА ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL MODEL GAME PROBLEM OF CONFRONTATION MOBILE OBJECTS

Дана постановка н разработана математическая модель игровой задачи противоборства между подвнж-ныме объектами управляемыми двумя игроками

Approach and mathematical model of the game task of confrontation between moving objects controlled by two gamers aie given and developed

Ключевые слова: мспшиатическая модель, противоборство, подвижные объекты, функция выигрыша, стратегии игроков

Keywords: mathematical model, confrontation, moving objects, game function, gamers strategies

Игроки 1 и 2 располагают Ly и управляемыми подвижными объектами соответственно, которые в начале игры при t = 0 находятся в точках xlv{0); (0);Xj^ v(0); v = 1,2. Стратегией v го игрока является множество траекторий zv = *2v(f)s —;*iTy(f)ï,

хь (t) = (v^.(О, ^¿,(0, хь-(*)) - траектория k -го объекта, управляемого v м игроком, который в дальнейшем будем называть (jir.v) - объектом. Множество стратегий zv обозначим через

FF . Функции xly(t) будем считать непрерывными и непрерывно дифференцируемыми на [0,fy], где tf— момент окончания игры.

Считаем, далее, что каждый подвижный объект есть система, состоящая их большого количества отказывающих в процессе конкуренции элементов данного типа. При этом объект конкурентоспособен, пока цел хотя бы один его элемент [1].

Обозначим через />fcv(f) ресурс работоспособных к моменту времени t элементов {fr.v)- объекта, например, вероятность безотказной работы, а через z~; f) - интен-

сивность отказов элементов (k.v) - объекта в момент времени t. которая определяется следующим образом:

h

zvl 0 = 0 + £Uv(%, , ( 1 )

г-1

А-

Avz?-t) = Al(хь,; 0 + X Рг<(0 и,5;?), (2)

Г-1

где py = (ply:p2v-: \Plv.v)',

{L, если v = 2, 2, если v = 1

Величина характеризует интенсивность отказов (£.V) - объекта, опреде-

ляемую объективными факторами (физико-географическими особенностями театра игры, метеорологическими условиями во время игры, радиационной обстановкой, качеством изготовления (к,У)- объекта и т.п.), определяет интенсивность отказов элементов

(к. V) - объекта, зависящую от воздействия на него (/. V) - объекта.

Для прояснения физического смысла решаемых в работе задач введем понятия «модель взаимодействия>; и {{уравнения взаимодействия двух конкурирующих объектов».

Моделью взаимодействия двух конкурирующих объектов назовем систему двух уравнений, в общем виде описывающих изменение во времени характеристик взаимодействующих объектов при фиксированном расстоянии между ними. Это определение подразумевает, что модель взаимодействия может с определенной точностью описывать изменение характеристик (например, ресурса игроков) реальных конкурирующих объектов, либо быть в определенном смысле произвольной (формальной). Во втором случае единственным требованием является учет в модели изменения характеристик объектов в зависимости от расстояний между ними.

Для определения количественных характеристик объектов модель их взаимодействия необходимо привести к соответствующим уравнениям. Уравнениями взаимодействия двух конкурирующих объектов назовем систему двух уравнений, количественно описывающих изменение во времени характеристик объектов при их произвольных перемещениях относительно друг друга. При этом в решаемых далее задачах будем считать, что:

- каждый подвижный объект есть система, состоящая из большого количества отказывающих в процессе конкуренции элементов данного типа;

- объект конкурентоспособен до тех пор. пока дел хотя бы один его элемент;

- объект характеризуется величиной Ш/) = С р(/). называемой ресурсом объекта, где /КО - вероятность безотказной работы к моменту времени / объекта (0 < < 1), а С независящий от времени параметр объекта, характеризующей степень влияния объекта на объекты конкурента, то есть параметр, определяющий сравнительную значимость объектов при данной величине р (/) .

Таким образом, модель взаимодействия дар; реальных физических объектов, учитывающую взаимозависимость их характеристик и расстояние между ними, можно, например, записать в виде

■ (3)

где и - некоторая размерная функция расстояния (функция взаимодействия), которая характеризует физические свойства - пространства между взаимодействующими объектами - например. плотность поглощающей излучение среды и характер воздействия одного объекта на другой.

Перепишем (3) в виде

А = -А С2 Рт. и2 СО - (0|);

(4)

р2 <= ~Р2 О. А »К^ (0 - (0|) -

Зададимся конкретной функцией взаимодействия и , например.

6г!(|х2 - хф = Е/зС!*! - х2\) = [I1 7^ ,

20В

где

1 при

Xj — х2\

при jq — jc2 < А

a зависят от t;k —1.2.

Подставляя: £7 в (4). получим уравнения взаимодействия двух объектов, которые тривиально преобразуются для случая двух игроков, управляющих произвольным количеством подвижных объектов.

Полученные уравнения взаимодействия определены физически обоснованной моделью.

Прояснив физический смысл задачи, в качестве функций выигрыша рассмотрим следующие величины:

Bl2ptl(tf\ (5)

i-l

Lj L,

S ^ьРиСД (6)

i-l i-l

где {iij: v = 12; 1 < jt < Ц. - заданные последовательности положительных действительных чисел.

Таким образом, мы рассматриваем две игры с платежами

IT(zh, zv) г- Ulf sup IT(zbz2); r = 1,2 (7)

Так как, по предположению, функции х£,СО непрерывны на [0,Гу], то, по теореме Вейешграсса, они равномерно непрерывны на [0,/^]. Следовательно, множество функций xj^(r) можно рассматривать как гильбертово пространство #■,[()_. г^] со скалярным произведением и нормой соответственно

< х^у >= j;; reo y(t)dt, и=(< х, х >у -.

Но тогда стратегия zr = {xb(i)|l< к < Д.} = {x^,(i)|l ^ к < Д.. 1 < j < 3} - является элементом гильбертова пространства н\'1 [0,if] со скалярным произведением

Ъ1Г

к=1

где х = (X!(г), д2(0,- -СОХ У = 0-1 СО,УгСО,■ -->>3,; (0) -

При этом множества стратегий И^, определяется конкретными ограничениями на траектории (к^у) - объектов.

Цели, преследуемые игроками в этих играх, можно интерпретировать следующим образом. В игре с функцией выигрыша игрок 1 старается максимально ослабить к концу игры игрока 2, не считаясь со своими потерями (выигрыш «любой ценой»), а в игре с функцией выигрыша 12 игрок 1 преследует ту же цель, но с учетом максимального сохранения своих ресурсов

Величины рь.(0являются решениями следующих уравнений взаимодействия:

Рь- = Л, (%, СО, Рь (3)

с начальными условиями = р^,.

Решением уравнения (8) в случае (1) является функция

А» С0 = Рь «ф

-Jo ^(x^TXzg^dT

(9)

В случае, когда стратегия игрока 2 известна, в игре участвует только игрок 1 и игровые 'задачи конкуренции превращаются в задачи оптимального управления подвижными объектами. в которых управлением является множество фиксированных траекторий игрока 1. Обозначим

N = Ц, М = Ь,, хкСО = хк1(!\ ак(О = СО, г2 = {ак(Г)|1= (Г)|1 < к < Щ. Тогда функции выигрыша г * 1,2 превращаются в функционалы качества

1Г (х). я задачи (7) - в 'задачи оптимального управления

/г(0 =. inf 7Дх)?

ietr

(10)

где W с: Н™[0, {хш (i)|l < к < N, 1 < ; < 3} , xt(г) = (хк1 (0,Лц (t\ хкг {t)) .

Библиографический список

1. Братцев. С. Г. О задачах оптимального управления конкурирующими подвижными объектами [Текст] / С. Г. Братцев, В. И. Потапов. Б. К. Нартов ; Омский политехнический институт. - Омск, 1937. -24 с - Деп в ВИНИТИ 20.06.87, №14<55-В37.

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.