Научная статья на тему 'Дифференциальная игра между подвижными и неподвижными объектами'

Дифференциальная игра между подвижными и неподвижными объектами Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
127
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА / ИГРОКИ / ПОДВИЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / НЕПОДВИЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / АЛГОРИТМ / GAME TASK / GAMERS / MOVING OBJECTS / UNMOVING OBJECTS / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Потапов Виктор Ильич

Дана постановка игровой задачи типа «нападение — защита» для двух игроков, располагающих подвижными и неподвижными объектами соответственно. Приводится детальный алгоритм решения задачи методом дискретизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Потапов Виктор Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential game between movable and immovable objects

It is given a statement of game task of «attack-defense» type for two gamers having movable and immovable objects consequently. The detail algorithm of solving task by the discrete method is given here.

Текст научной работы на тему «Дифференциальная игра между подвижными и неподвижными объектами»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (113) 2012

268

%

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

уДК 62.501.72 в. И. ПОТАПОВ

Омский государственный технический университет

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ИГРА МЕЖДУ ПОДВИЖНЫМИ И НЕПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ______________________________________

Дана постановка игровой задачи типа «нападение — защита» для двух игроков, располагающих подвижными и неподвижными объектами соответственно. Приводится детальный алгоритм решения задачи методом дискретизации.

Ключевые слова: игровая задача, игроки, подвижные объекты, неподвижные объекты, алгоритм.

Рассмотрим следующую игру двух лиц. Игрок 1 располагает Ь управляемыми объектами, находящимися в начальных точках Гк0' 1 < к < Ь. Игрок 2 — N единицами защиты, которые он может расставлять в заданной области Г, причем гк0 еГ . Игрок 1 старается поразить к-м управляемым объектом (1 < к < Ь) заданную точку Гк1 е Г которую защищает игрок 2, а игрок 2 старается помешать этому. Обозначим через 1к1 время полёта к-го объекта от точки Гк0 до гк[. Число 1к1 зависит от траектории Гк = гк (^), выбираемой к-м объектом, причем гк(0) = гк0, гк (:1) = Тк[.

На траектории гк = Гк (^) наложим очевидные ограничения:

к, < Тк, (1)

1“ ^)| < Мкдля любогоtе[0,tk[]. (2)

Неравенство (1) диктуется ресурсом двигателя, которым располагает к-й подвижный объект, управляемый игроком 1; неравенство (2) отражает прочностные характеристики к-го подвижного объекта. Из (2) следует, что для любого t е[0, tk[ ]

|?к ^М^ + Уим (3)

|гк ^Mkt2/2 + Укot,

где у0 — начальная скорость подвижного объекта.

Введем, наконец, последнее ограничение на траектории:

гк ^) е V для любого t е [0,4, ], (4)

где V — заданная конечносвязная область в Я3, причем гк0 (1.) е V и Г с V. Это ограничение «запрещает»

для траектории некоторые односвязные области пространства.

Пусть, далее, множество пунктов защиты игрока 2 может быть расположено в О точках (N < О) с заданными координатами с{ = (с1;, с2|, с3|), 1 < I < О. Обозначим множество {с1г с2 сО} через С.

Итак, игроки 1 и 2 обладают каждый Ь А[1, 1 кд (t, гк)] -системами соответственно (д = 1, 2), поведение которых, при аппроксимации марковским процессом [1], описывается уравнениями

Р'к1 = -1кД гк )Рк1 - 1 < к < Ь

Рк2 = к2 (t, -к )Рк2 ,

с начальными условиями рк1(0) = рк 2 (0) = 1, где Ркд (t) — вероятность безотказной работы к-й А-системы, принадлежащей д-му игроку (1 < к < Ь; д = 1,2) к моменту времени t, а 1 кд (t, -к) —интенсивность отказов этой системы, где гк = -к ^) — траектория к-го объекта, управляемого игроком 1.

Интенсивности отказов систем зададим следующим образом:

Ясно, что

bi(Irk - d)

c*) '

I - - ibk

rk - rkf k

bi(x) =

0, если x > gi,

1, если 0 < X < у;.,

—*

где У| — дальность действия пункта защиты с{ игрока 2.

Интенсивность отказов 1 м(^ -к) можно представить в виде

1 к1 (t, Гк ) = 1 к (t, Гк ) + 15Ь-(|7к~Я,

I=1 I -к- с1

где 5 = (81,62,..., 5О) — вектор, определяемый следующим образом:

0, если в точке с1 нет пункта защиты,

1 в противном случае,

а а; = а(с|) .

В качестве функции выигрыша возьмем

Ь Ь

к[г1' г2] = ^ Рк1^к[ ) - ^ Рк2 (tk[ ) ,

к=1 к=1

где е , а — множества стратегий д-го игрока (д= 1, 2).

W1 = {rl(t ),r2 (t)...........rL (t )}

w 2 = {dl, 62..........6r},

где R

где 1 к ((, гк) — интенсивность отказов к-го подвижного объекта, определяемая объективными факторами; С * = {с* с2* с;} — некоторые подмножества множества С (пункты защиты игрока 2); {а(сі*)} — заданная последовательность действительных чисел, отвечающая множеству С *, элементы которой определяются физико-географическими или иными особенностями точки с*; {Ьк2} и {рк| — заданные последовательности действительных чисел, элементы которых определяются физико-географическими или иными особенностями точек гкг, подлежащих защите, и типом к-го подвижного объекта;

Далее, обозначим Ук0 = | -к(0) | и е — точность измерения траектории -к = -к(1.), при которой становится заметно отклонение траектории от касательной в окрестности произвольной точки t0 е [0, tk[].

Теперь для решения задачи можно применить аппарат дискретизации, разработанный в [2] для решения подобных задач.

За временной интервал дискретизации возьмем

число А t = V2е / М , где

М = тах {М,,М2 МЬ}.

Получим оценки для tk[. Очевидно, что

\rk (tf ^ = 1 їк[\ <Отсюда следует

tkf ^ M-(- Vko WVko + 2Mk|rkf|).

Пространственным аналогом временного интервала дискретизации будет шар с радиусом p(At), где

p(At) = (v0 + MAt /2)A t,

V 0 = min {V10 , ^О-- VL0}

M = min {M1, M2 ML}.

Решением задачи является вычисление стратегий z~1 и ~2, для которых

K[zu~2]min max K[z1,z2].

За основу приведенного ниже алгоритма для решения этой задачи, принят разработанный автором в [2] алгоритм 1.

АЛГОРИТМ

1. Задать {1Д г); ^(^, г).....{тю,Гю,..., г10};

{^ V 2о,...,_^о};

{Гіо, Г»..^іо}; {Мі, М2 Мк}; {Гі,Г2 гк};

{у1, У2,..., У0}; {Ь12, Ь22, ..., 2};

{Рі, Ь2,..., Рі}; {с1, С2, ..., с0};

{alr a .....aQ};

N, V.

2. Вычислить Аt; p^t) по приведенным выше формулам.

3. Вычислить

Vko +л/ v„o + 2Mk kk,

4. Вычислить

~к =[(Тк - (Г)/ Аі]- 1 £ к £ і.

5. Выполнить процедуру 6 — 24 этого алгоритма для всех векторов 8 = (81,82,..., 8О), где 8( = о,1 и

81 +82 + • + 8О = N, 1 £ і £ О.

+ V k0tkf

i = 1 r

c

k

2

b

t

kf

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (113) 2012 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (113) 2012

6. Положить к = 1.

7. Положить у = о.

8. Вычислить (ы = Г + У А(.

9. Положитьі0 = 0.

10. Положитьv = 1.

11. Положить п = V.

12. Вычислить 1к1, Хук2 по формулам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= | р (Р + (А() ) ] | і^((, г)^,

(г-1 ІГ-Гк 1£Р

2

где К = у Аt; ^ = 0; -к = е|п-1; - = (х1 х2,хз);

ёу = ёх^ ёх2, ёх3; д = 1, 2.

13. Для всех целочисленных векторов I =(11, 12, ^)е

е/п, где 1п = /П о /П о У, а множества 1'п, ^ опреде-

ляются следующим образом:

I п

)((г - К )};

У = {і |еі єУ} тк, = еікг,

выполнить процедуру 14— 15 этого алгоритма.

14. Если Іп = 0, идти к 19.

15. Вычислить

К,[Гк ( )] =рк1 ( ) Рк2 ( ),

где рк? () = р^ ((г-1) єхр(- Кч А() я =1 2;

рк? ((т-1) = рк-1 (-1);

Р°кя(о) = 1 Г( ) = Бі .

16. Вычислить вектор іп єІп, для которого

к

у [гкп (К )] = Ш ах ку [гк ( )],

, Е 1п

Гкп (к ) = Біп •

17. Положить V = V + 1.

18. Если , идти к 11.

19. Положить у = у +1.

20. Если у £ *к, идти к 8.

21. Вычислить ~у , для которого

к~ [гк ((м)] = отаХ ку [Гк ((м)].

у о£"і

22. Положить к = к + 1.

23. Если к £ і, идти к 7.

24. Вычислить

с [] = £к~ [Гк ((„)].

к=1

25. Вычислить 8о , для которого

Ф] = ШІП с[].

26. Конец 8о и {Г1((), Г2 ((),..., Г, (()} — искомые оптимальные стратегии.

В пояснение к алгоритму заметим, что ркя (() в п. 15 есть решение уравнений

(Ркд ) = _Кд Ркд; д = 1 2

с начальными условиями ркд ^у _1) = рк_^у _Д которые являются дискретными аналогами уравнений (5), описывающих игру, на интервалах дискретизации.

Библиографический список

1. Ветцель. Е. С. Исследование операций / Е. С. Ветцель. — М. : Сов. радио, 1972. — 550 с.

2. Потапов, В. И. Дифференцированная игра между управляемыми подвижными объектами / В. И. Потапов, С. Г. Братцев ; Омский политехнический институт. — Омск, 1985. — 31с. — Деп. в ВИНИТИ 17.0785, № 6002-85.

ПОТАПОВ Виктор Ильич, доктор технических наук, профессор (Россия), заслуженный деятель науки и техники РФ, заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2012 г.

© В. И. Потапов

£ £

п-1

Б

Книжная полка

Губарев, В. В. Информатика: прошлое, настоящее, будущее : учеб. для вузов по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» и специальности 080801 «Прикладная информатика» и др. экон. специальностям / В. В. Губарев. - М. : Техносфера, 2011. - 431 с. -ISBN 978-5-94836-288-5.

В пособии излагается взгляд автора на то, что такое информатика, ее состав, основные понятия, концепция описания ее истории и поколений средств вычислительной техники. Особое внимание уделяется хронологии создания базовых средств и технологий информатики, сведениям о лицах, внесших весомый вклад в развитие разных разделов информатики, а также ближайшим перспективам их развития. Содержатся многочисленные справочные, в частности статистические, сведения и перечень междисциплинарных проблемных вопросов, касающихся понятия информации, информатики и ее разделов.В книгу включены учебные и справочные материалы, предназначенные для изучения в рамках учебного процесса при подготовке бакалавров и магистров по направлениям «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная математика и информатика», «Программная инженерия», «Системный анализ и управление», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика» (по отраслям), «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Управление в технических системах», «Бизнес-информатика», «Информационная безопасность» и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.