Научная статья на тему 'Разработка математической модели и алгоритма оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи'

Разработка математической модели и алгоритма оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
402
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / ПОДВИЖНАЯ СИСТЕМА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / MATHEMATICAL MODEL / ALGORITHM / MOVABLE SYSTEM / CONFLICT SITUATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Потапов Виктор Ильич

Построена математическая модель и разработан алгоритм оптимального управления участвующей в конфликтной ситуации подвижной управляемой по каналам связи резервированной системой, у которой интенсивность отказов компонентов зависит от времени и точки пространства, в котором перемещается система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Потапов Виктор Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mathematical model and algorithm of optimal control of movable structure adjustable redundant system controlled by information channel

A mathematical model has been built and algorithm of optimal control is developed enclosing in conflict situation of movable control over channel reserved system intensity of component failure of which depends on time and space point where this system transfers.

Текст научной работы на тему «Разработка математической модели и алгоритма оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи»

Заключение. В статье, которая является продолжением серии работ [1 — 9], направленных на создание основ фрактальной ТМО, предложена постановка основной задачи этой теории, предложен и продемонстрирован метод сокращения затрат времени на моделирование затяжных переходных процессов, а также метод радикального сокращения размеров буферов фрактальных СМО при удержании вероятности отказа в заданных малых пределах.

Эти три новых результата развивают основы фрактальной ТМО, предназначенной для решения практических проблем проектирования телекоммуникационных систем в условиях фрактального трафика.

Библиографический список

1. William Stallings. Интернет и телекоммуникации [Электронный ресурс]. — URL: http://my.online.ru/it/press/ cwm/19_97/world.htm. (дата обращения: 13.03.2010).

2. Задорожный, В. Н. Предпосылки создания фрактальной теории массового обслуживания / В. Н. Задорожный // Омский научный вестник. — 2010. — № 2 (90). — С. 182— 187.

3. Задорожный, В. Н. Моделирование и расчет буферов фрактальных СМО / В. Н. Задорожный, О. И. Кутузов // Имитационное моделирование. Теория и практика (ИММОД-2011) : материалы 5-й Всерос. конф. — СПб. : ЦТ СС, 2011. — Т. 1. - С. 156-161.

4. Задорожный, В. Н. Проблемы генерации случайных величин с фрактальными распределениями / В. Н. Задорожный,

О. И. Кутузов // Омский научный вестник. — 2012. — № 3 (113). - С. 20-24.

5. Задорожный, В. Н. Методы моделирования очередей в условиях фрактального трафика в сетях с коммутацией пакетов : учеб. пособие / В. Н. Задорожный, О. И. Кутузов. — Омск : ОмГТУ, 2013. — 104 с.

6. Задорожный, В. Н. Метод ускоренного расчета буферов для фрактальных систем с очередями / В. Н. Задорожный / Омский научный вестник. — 2013. — № 1 (117). — С. 216 — 220.

7. Задорожный, В. Н. Аналитико-имитационные методы решения актуальных задач системного анализа больших сетей : моногр. / В. Н. Задорожный, Д. Ю. Долгушин, Е. Б. Юдин. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 324 с.

8. Задорожный, В. Н. Основная задача фрактальной теории очередей / В. Н. Задорожный, О. И. Кутузов // Информационные технологии и автоматизация управления : материалы V Всерос. науч.-практ. конф., 23 — 26 апреля 2013 года. — Омск : Изд-во О мГТУ, 2013. — С. 80 — 82.

9. Задорожный, В. Н. О качестве программных генераторов случайных чисел / В. Н. Задорожный // Омский научный вестник. — 2009. — № 2 (80). — С. 199 — 205.

ЗАДОРОЖНЫЙ Владимир Николаевич, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.07.2013 г.

© В. Н. Задорожный

УДК 519.711.3:004

В. И. ПОТАПОВ

Омский государственный технический университет

РАЗРАБОТКА

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМА ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ СТРУКТУРНО-ПЕРЕСТРАИВАЕМОЙ ИЗБЫТОЧНОЙ СИСТЕМОЙ,

УПРАВЛЯЕМОЙ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ

Построена математическая модель и разработан алгоритм оптимального управления участвующей в конфликтной ситуации подвижной управляемой по каналам связи резервированной системой, у которой интенсивность отказов компонентов зависит от времени и точки пространства, в котором перемещается система. Ключевые слова: математическая модель, алгоритм, подвижная система, конфликтная ситуация.

В последнее время в силу целого ряда объективных причин приобрели актуальность задачи, связанные с разработкой математических моделей и алгоритмов управления подвижными объектами в конфликтных ситуациях, когда подвижный объект, участвующий в конфликтной ситуации, в течение времени конфликта и положения в пространстве

должен защищаться за счет собственных ресурсов (как правило — избыточности) от воздействия другой из конфликтующих сторон, стремящейся своими средствами увеличить вероятность отказа подвижного объекта в течение конфликта в пространстве взаимодействия, то есть уменьшить надежность каналов связи подвижного объекта с системой его

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013

14

управления и надежностью аппаратных компонентов подвижного объекта (подвижной системы).

Таким образом, в качестве причины отказа участвующего в конфликтной ситуации управляемого подвижного объекта являются отказы его аппаратных компонентов, отказы каналов связи системы управления и особенности свойств пространства, в котором перемещается управляемый объект.

Поскольку в данной постановке задачи интенсивность отказов является функцией нескольких параметров (времени и точки пространства), то для оценки надежности и оптимизации управления подобных подвижных избыточных объектов, участвующих в конфликтных ситуациях, необходима разработка новых математических моделей, описывающих поведение таких объектов с учетом указанных выше причин отказов.

В общем виде задача, рассматриваемая в данной работе, может быть описана на содержательном уровне следующим образом. Для участвующей в конфликтной ситуации перемещающейся в пространстве в заданную точку структурно-перестра-иваемой избыточной аппаратно-резервированной системы, управляемой по каналом связи, интенсивности отказов компонентов которой и каналов связи являются функциями времени и точки пространства, в которой находится подвижная система, определить оптимальные траектории движения системы, вектор настройки системы и векторы резервирования, обеспечивающие максимизацию значения вероятности безотказной работы конфликтующей подвижной системы в заданной точке пространства.

Перейдем теперь к формализации задачи и ее математической постановке. Будем считать, что участвующий в конфликтной ситуации подвижный объект представляет собой управляемую по каналам связи перемещающуюся в трехмерном евклидовом пространстве R3 избыточную А(п,т,8,д,Х$,г),т) систему, состоящую из п основных модулей, разбитых на q групп по п1,п2,...,пс[ (п >1) модулей в каждой. Интенсивности отказов модулей, входящих в соответствующую группу М^),х2М--.Ч(и) , являются функциями времени и точки пространства, в которой находится система. В состав подвижной системы входят, по числу основных, q групп резервных модулей по в1 ^2,...^? ^.>0) модулей в каждой группе

$1 + +--+sq = m, интенсивность отказов каждого из

которых также является функцией времени и точки пространства Х0^,г). В каждой q-ой группе основные модули при их отказе мгновенно замещаются резервными из этой же группы. Как только резервный модуль подключается вместо отказавшего основного в своей группе, он начинает функционировать с интенсивностью отказов Х,(^г), (1 < I < д).

Считаем, что вектор резервирования $=^, £2,...,£?) является переменным во времени, т.е. в моменты времени т,,т2,...,тг по командам может происходить перераспределение резервных модулей между группами, которое назовем настройкой системы, а соответствующие моменты времени тД1<ст<7) — моментами настройки и, соответственно, т = (т,,т2Г...т3) — вектором настройки. Каждому моменту настройки т^ соответствует вектор резервирования «а=(«а1.в„2...вад)- Количество настроек

за время движения системы t^ ограничено числом L(L>0).

В подвижной рассматриваемой системе каждая г-я группа модулей (1<г^) получает управляющие сигналы из центра управления, размещенного, например, в начале координат пространства, в кото-

ром движется система, по N. каналам связи. Причем, отказ в каждой группе О. каналов связи из №(0.<№) еще не приводит к отказу системы управления г-й группы модулей подвижной системы А, а отказ О + +1 каналов связи приводит к отказу.

Пусть — интенсивность отказов на едини-

цу длины одного канала связи г-й группы модулей системы А, которую назовем удельной интенсивностью отказов г-й группы каналов связи и будем использовать при разработке алгоритмов оптимального управления подвижной системой.

Формальная постановка задачи. При заданных Я,. =Я.1.({,г), (0<г<д) и Л(=Л,.^,г), (1<г<д) для системы A^n,m,s,q,X^t,г),^,Л.(t,г),Nl,Ql) , участвующей в конфликтной ситуации, алгоритм оптимального управления, включающий алгоритмы вычисления траектории ее движения т = г^), вектора настройки т = (т1,х2,...[т:1) и векторов резервирования £а =(за1,8а2,...,8а(}), (0<а<!.), отвечающих моментам настройки та, максимизирующих вероятность безотказной работы Р(1) подвижной конфликтующей системы в момент t^ прибытия ее в заданную точку г, пространства. То есть решить задачу оптимизации выбора траектории и пространственно временной стратегии резервирования избыточной подвижной системы, участвующей в конфликте [1].

Положим, что А — система из начала координат должна попасть в заданную конечную точку пространства R3. Время движения системы t^ зависит от траектории и имеет естественное ограничение (<Т, указывающее на то, что время полета ограничено.

Введем следующие ограничения для подвижной системы. В связи с тем, что прочностные характеристики аппаратной части подвижной системы всегда ограничены должно соблюдаться условие

|г^)|<М для любого [0,^(С]. (1)

Из неравенства (1) следует, что для любого (е [0,(].

|г(флИ + у0; \Щ<Ме/2 + у0Ь (2)

где v0 — начальная скорость аппаратной части подвижной системы.

Последнее ограничение на траекторию движения подвижной системы:

Ц^еУ для любого (е[0,у, (3)

где У — заданная область конечной связности в R3 (ясно, что оеУ и г,еУ).

Это ограничение «запрещает» для траектории некоторые односвязные области пространства.

Чтобы завершить построение математической модели подвижной системы воспользуемся следующим приемом. Вместо каналов связи подвижной системы с центром управления введем в каждый г-й аппаратный основной модуль п. системы переменное число фиксированных элементов пД^г) и в каждую г-ю группу резервных модулей — О1 фиктивных элементов.

Проведя такую замену удалось избавится от каналов связи и получить новую А’( — систему

с переменным числом элементов в основном и резервном модулях, где л1(^г) = п + п,(^г) + п2((,г) + ... + п,г({,г), т1 =т + 01+02+... + 0,1.

Число фиктивных элементов л,(£,?) определяется из уравнения

ЛА (( '■г)|? | = Ч (*' ?) + о, $,г)Х0Ц,г). (4)

Отсюда, учитывая, что л,(£,г) — натуральное число (опуская при записи аргументы), получим

Л. = I

^[^■1 г А о

+ 1, 1 < і < д,

(5)

р;м=-др0м,

Р'А^г) = Акр^,т)-Ок+1р^,г),

1<к<т> с начальными условиями

Рс(0) = 1, Р1(0)=р2(0) = ... = рт1(0) = 0,

(6)

(7)

0„=Ак+Вк, 1<£<

О , , =В , ,

т +1 т +1 •

Ш

Коэффициенты системы уравнений (6) вычисляются по формулам

\ = Ха,(*)М^г)- 1<к<т\

1=0

^ =ХР((*)Я.1.(е,Л- 1<*<т‘+1,

1-0

где для 0<к<т1 имеет место

Г(лг‘-А + 1).К*, если 1 = 0,

[б,л,Кк, если 0<1<д; {т1 -к + 1)Як, если г = О,

(8)

«М*Н

Р,(*) =

[б, л,-п‘0,(і), еслиі< г < д,

р((лі1+1) = 6,л(г 1 < г < д,

(9)

(10)

8, =

»,(*) =

0, если в, = О,

1, если я,. > 1,

О, если к<в,,

1, если 1с > я,. +1.

(12)

где [Х] — ближайшее натуральное число, меньшее Х.

Легко понять, что физический смысл уравнения (4) состоит в том, что суммарная интенсивность отказов каналов связи г-го модуля «перекладывается» на г-й модуль аппаратной части подвижной системы.

Будем полагать, что поведение участвующей в конфликте подвижной А (л (и),т ,я)-системы может быть аппроксимировано марковским случайным процессом с конечным числом состояний, соответствующих числу отказов в системе. Тогда система дифференциальных уравнений Колмогорова, описывающих однородный марковский процесс, соответствующий функционированию подвижной А*-системы, имеет вид [2]:

Очевидно, что ©.(1) = 1—5..

Переменная Rk определяет число возможных попаданий конфликтующей подвижной системы А (л (£,г),иг ,я) в состояние с к отказами и вычисляется [2] по формуле

А +я,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(13)

где Рк(*’г) — вероятность пребывания подвижной А*-системы в момент времени ( в состоянии с к отказами.

При этом

где Г2{-к,а) = {V |V, +\2 н-1-уь=£; V,. 0<у, <в,+С?,},

у = (у1'у2'--'уд) — целочисленный вектор, представляющий сумму целочисленных векторов (у = х + г), ^ = (Х!,Х2.*,) и г = (г1,г2.гд).

Выражение (13) получено в предположении, что к отказов в рассматриваемой подвижной системе распределены следующим образом: в г-й группе основных модулей п1 —х. отказов, в г-й группе резервных модулей т1—z. отказов (1<1^). Если х . = 0 или z. = 0, то в соответствующей группе отказов не было.

Очевидно, что аналитическое решение поставленной задачи оптимального управления, участвующей в конфликтной ситуации подвижной А (л Ц,г),т ,- системой, не представляется возможным, поэтому воспользуемся приближенным численным методом для решения данной задачи, основанным на методе дискретизации [2 — 4].

Суть этого метода, применительно к рассматриваемой задаче, состоит в том, что систему дифференциальных уравнений (6), коэффициенты которой являются функциями времени и точки пространства, в которой находится подвижная система, необходимо заменить системой дискретных аналогов, у которых коэффициенты можно рассматривать как постоянные (с заранее установленной степенью точности) на дискретных интервалах времени и пространства, в котором движется конфликтующая система A*.

Прежде всего, получим оценку Из второго неравенства (2) следует

г(і,)\ = \т{\<М^/2 + у0і,.

Отсюда имеем

(14)

ґп

Коэффициенты 5 . и © .(к), являющиеся элементами векторов 8 = (81Г52.....8,) 'и 0(*) = (©1(А),©2(*),...,©„(*)),

определяются следующим образом:

Обозначим правую часть неравенства (14) через . Ясно, что ^Г<Т.

На вектор настройки т = (х1,т2,...,т1) из физических соображений естественно наложить следующее ограничение: тт(т5+1-т5)>а, смысл которого заключается в том, что две последовательные настройки подвижной системы АЧл’^г^т1,^) нельзя производить быстро, между ними должно пройти некоторое время, не меньше а.

Обозначим теперь через е точность измерения траектории г(() движения системы A*, при которой становится заметно, когда в какой-либо окрестности любой точки (0е [0, у траектория начинает отклонятся от касательной, проходящей через точку ?(£„). Используя величину е нетрудно вычислить временной интервал дискретизации А(.

Для этого разложим вектор-функцию г = Щ) в ряд Тейлора в окрестности точки (0е [0, у и ограничимся двумя членами:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013

16

*•(£) = г ((0)+гРо) (*(0 )■+ ^г(?0) (Г(„ )2.

Отсюда ясно, что траектория г(*) в окрестности точки (0 не будет отличаться от касательной с точностью е, если

|г(ф-*0)2/2<е.

Исходя из выражения (1), следует, что это неравенство выполняется наверное, если выполняется неравенство

ЛТ(Г-^)2/ 2<е.

Отсюда следует, что за временной интервал дискретизации можно принять

Д( = л/2е/М. (15)

При этом из физических соображений ясно, что А(<а, так как в малой окрестности любой точки гей3 пространство можно считать изотропным, а настройка подвижной систем A* необходима только тогда, когда изотропность существенно нарушается.

Теперь, на основании (15), ^ может принимать дискретные значения где 0<£<1, а

^[(г-О/д].

Координаты вектора настройки А*-системы т = (т0 =0, т1,т2,...,т1) могут принимать значения из дискретного множества зс = {о,а,2а...йа}, где <в = [(,/а].

Ясно, что т0<т1<т2<.т1<т/. Каждому моменту настройки т, отвечает вектор резервирования ^=(^1.^2.--^,), 0<а<Ь.

Обозначим через *ш=соа, 0<со<со, тогда вектор настройки т будет описываться вектором натуральных чисел сб = (ш(0),ш(1),...,(о(£)) через отображение т^ю(ст), при этом ю(0) = 0.

Обозначим Да=[ю(о)а, ю(о+1)а], 0<с^—1, и С - где 0 < V < \>(ст), а у(а) = (со(а+1) - со(сг) )[а/А1]

и введем множество Кс = [С-1.С1. 1<У<у(а).

Очевидно, что

5(0)

л* = 11 А»;

У=1

[о,м=^и до]и мча,*,],

причем для любых а#а' Д^Р Д„, = 0, для любых vФ^V и любого а справедливо Дто п Ау'о

Теперь система уравнений (6) с начальными условиями (7), описывающая поведение подвижной системы А^п1^,?),^1,®), разобьется на К(^) систем уравнений с постоянными коэффициентами и

£>£» по числу множеств Д , где

Щ) = Т У(о),

а=0

которые являются дискретным аналогом системы уравнений (6),

(р<ь) = _АуРоу'

(р1) =КР1-и-в1+иР1- ^к<т\ (16)

с начальными условиями

[ РЙо-1)(то-1). если V = 1,

рЖ-ЛЧ

[р^Ж-.Ь если 2<у<г(а), (17)

для 2<а<1 и

[ Рм>(°). еСЛи У = 1'

рМ=\

^,„-1(^-1)' если 2^',^Г(Ч, (18)

для а =1.

Коэффициенты А^ и определяются по формулам (8)^(13) с соответствующими изменениями, о которых говорилось выше. В частности, вместо п. будет п. + лД^.г), а вместо X. будет !.г.

Теперь проведем операцию дискретизации пространства, в котором перемещается участвующая в конфликтной ситуации система А*.

Допустим, что движущаяся система А* в момент времени (=(0 попала в точку пространства Т0=г. Требуется определить радиус р = р(А() максимального шара [7(г0,Д*) с центром в точке г0, за который подвижная система не выйдет за время (А(). Этот шар является пространственным аналогом элемента временной дискретизации.

Для этого решим дифференциальное неравенство |г(()|<М с начальными условиями Г(*0) = г0, г„,г^0) = га.

Получим | г(()| -1 г01 < | г01(( - (0) + М(( - ^ )2 /2 - ли0 ((- (0).

Отсюда, учитывая первое из неравенств (2), имеем

| |?Р)Н?о| | ^ К +

Следовательно,

р(Д{) = |у0 + ^-Д^Д(. (19)

Дискретизацию Х(=Х,.(*,г), 0<г<д и Д(=Д, (£,?),

1<1<д проведем, руководствуясь следующими соображениями.

Из построения множества Аго ясно, что для любого (е[0,у всегда можно найти такие а и V, что (еА . Выше было показано, что для любого те Я3 шар £7(г,Дг) = {?' ||г'-г| <р(Д()} является пространственным интервалом дискретизации.

Функции X. и Л. отображают четырехмерное евклидово пространство .К4 = О .К3 на R1, где ={фе[0,оо }, а R3 — физическое трехмерное пространство, в котором перемещается система А*. Элементом дискретизации в пространстве R4 является четырехмерный шар |г' - г | +*2 <р2+(Д*)2, объем которого и(у), где у = [/(г,Д{)®Дто, вычисляется по формуле и(у)=п2(р2+(А()2)2/2.

Теперь интенсивности отказов на элементе дискретизации у можно определить как средние интегральные:

^=Му)Г‘|л \ Х,((,г')йи', (20)

С, | ? —т |йр

л;=Мг)Г‘} л / \ц,г№, (21)

С1 I г'-фр

где г{х1,х2,х3),(1и = (1х1с1л:2(1х3.

Будем рассматривать R3 как ячеистую структуру с узлами в точках г(г') = (х1,х2,х3), где х1 = е 11, х2 = ег2, х3=ег3, а — целочисленный вектор. Будем

также считать, что подвижная система А* наблюда-

ется и корректируется только в точках г(г), что не противоречит реальности.

Установим, для каких векторов г рассматриваемая система не выйдет за пределы шара ЇУ(г0,Дґ).

Пусть вектору г0 отвечает целочисленный вектор і -(іі’Ь’Ь)- Тогда очевидно, что для всех ,

удовлетворяющих неравенству

(гі-W+{t2-t°2f +(i3 -г”)2 <[ -

(22)

точка г(г)67(го,Д0

Теперь, после проведенной дискретизации с учетом (20) и (21), формула (5) принимает вид

n,a;|?|-qx

XI

+ 1

(23)

для teА .

Выполнив дискретизацию компонентов рассматриваемой задачи перейдем к вычислению управлений, максимизирующих вероятность безотказной работы Р(1) подвижной конфликтующей системы А* в момент t^ достижения системой заданной точки г, пространства.

Необходимо вычислить управления

г = т. Т = (Т0,Т1,...,Х1) и

S =

Тогда

L,T,M,va,a,e,rf, множество V.

2. Вычислить tf“ = ±(- v0 + + 2M|r,|).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вычислить Д( = д/2е/М .

4. Вычислить 7 = [(Г-(/тіп)Дґ].

5. Вычислить р =(у0 + MДt/2)Дt.

6. Положить j=0 .

7. Вычислить ^ + ,/Д*.

8. Вычислить <а = Ц{/а].

9. Для всех векторов т = (тогт;1,...,хь), где хстє%, выполнить процедуру п.п. 10 — 25.

10. Положить ст = 0.

11. Положить г0 = 0.

12. Положить у=1.

13. Вычислить z = ю(ст)+v.

14. Вычислить Х°Г,Л°Г для всех 0<г<д (Ло„=0) по формулам (20) и (21) соответственно.

15. Вычислить Д, 1<г<д по формуле (23).

16. Для всех натуральных решений *„=(*<,!.

) ова уравнения

+s„, + — + s„=m +

±Q,

где pUt) — решение системы уравнений (16) с начальными условиями (17), (18), выполнить процедуру п.п. 17 — 20.

17. Для всех целочисленных векторов/ = = (г1,г2,г3)є/2 где 7Z =/' fU* П V а множества определяются следующим образом:

матрицы, строки которой составлены из последовательности координат векторов резервирования в, максимизирующих Р(1). При этом задача максимизации Р(1) для фиксированных т и S, то есть выбор оптимальной траектории г(£), эквивалентна задаче максимизации Р(^ в любой точке te[0,tf]. Этот факт доказан в [2].

Теперь для решения задачи потребуется еще несколько неравенств, которым подчиняется траектория т = г(*), а именно: оценки снизу и сверху величины |г,-г(0|. _

Обозначим через ^) длину пути от точки г(£) до г, по траектории г((). Очевидно, что

МО = \ \г(х)\<1х<тах\т(х)|({,-*) = (Мг, + у0)((, -().

* I I I I

Обозначим г^) = (М^ + у0)(^ -{), а г^({) = М*2 /2 +

В [2] показано, что неравенство

выполняется для всех tє[0,tf].

В рассматриваемой задаче Р^) представляет функционал качества управления. Обозначим его через Р\ї,Б,гт], где т,5,г(() — управления, тогда алгоритм решения данной задачи, в котором использован принцип последовательной оптимизации, можно описать следующим образом.

Алгоритм

1. Задать .лї},{А,0(ґ,г)ЛІ(гІг)І...Лд(ґІг)}1

{л,(і,г), Л2((,г).Лд((,г)........^},{о„о2.....о,},

^ = {* ||г _iVi| е}; ?.={Щ-i\<hMt,+vo )(f,-Of-;

у = {і|еієу}, a rf=eif,

выполнить процедуру п.п. 18—19.

18. Если Iz=0, идти к п. 27.

19. Вычислить

...s“-i.sJ?(Ci);Ci]= Е PUС).

4=0

где r(f“+1) = ei, т„ =(хогт1г...,т0)г а принцип вычисления векторов s°, 0<ц<а-1 описывается в п. 21 этого алгоритма (ясно, что для ст = 0 {s0}).

20. Вычислить вектор iz eIz, для которого

Р] К - К0.«1° в,L ’■s.}. ■?|5 (Ci);С ]=

= max Р] \y„, {s0°, s°,..., s °_,, s„}, ? (£,)I Ci ],

где ?°(С)=е/г. _

21. Вычислить вектор s°, для которого

PjhM.s?.......e..sJ,?°(Ci);Ci]=

= max Pj [т„, {s0°, s,° s“_i,sJrF° (C,); Ci ] •

22. Положить v= v+1.

23. Если v < v(ct), идти к п. 13.

24. Положить ст = ст +1.

25. Если ct<L, идти к п. 11.

26. Вычислить вектор т°, для которого

Pi[^,S0,r0(ff);ff]=maxPJ.[^,S0,r0(f/);t/],

v0t. Из выражения (2) следует, что

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013

где S0 — матрица, строки которой составлены из последовательных координат векторов в£,Ш1°,...[И°.

27. Положить 7=7 + 1.

28. Если у < 7 , идти к п. 7.

29. Вычислить у , для которого

Р] [х°150гг°((/);(,]=тщс [х°г5°,?°((,);(,].

30. Конец (управление {тЛгр)} , где величины т = тI, 5 = 5°, г(£) = е/х для teАvа соответствуют индексу ], является оптимальным).

Библиографический список

1. Потапов, В. И. Постановка двух задач оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи / В. И. Потапов // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 70-летию ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - С. 276-278.

2. Потапов, В. И. Новые задачи оптимизации резервированных систем / В. И. Потапов, С. Г. Братцев. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1986. — 112 с.

3. Потапов, В. И. Противоборство (дифференциальная игра) двух нейрокомпьютерных систем / В. И. Потапов, И. В. Потапов // Информационные технологии. — 2005. — № 8. — С. 53 — 57.

4. Потапов, В. И. Надежность технических нейросистем : моногр. / И. В. Потапов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. — 212 с.

ПОТАПОВ Виктор Ильич, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника», заслуженный деятель науки и техники РФ.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.07.2013 г.

© В. И. Потапов

уДК 519.711.2:625.85 В. Д. БЕЛИЦКИЙ

А. В. КАТУНИН

Омский государственный технический университет

ТЕЗАУРУС МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕССА УПЛОТНЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

Приводится тезаурус математических моделей процесса уплотнения асфальтобетонной смеси. Показано, что обеспечение релаксации смеси в процессе ее уплотнения дает возможность достигнуть качества покрытия и наименьшей энергоемкости процесса уплотнения смеси. Рассмотрены алгоритм и условие реализации рациональной скорости движения дорожного катка в процессе уплотнения, что позволяет разработать алгоритм определения технологических показателей процесса уплотнения асфальтобетонной смеси, отвечающих условию минимизации энергозатрат.

Ключевые слова: математическая модель, процесс уплотнения, асфальтобетонная смесь, период релаксации.

Представление о характере изменения напряжений и деформации материала, в зависимости от его физико-механических свойств при механическом воздействии, дают реологические модели. Последние представляют среду в виде упрощенных механических моделей, составленных из элементов, каждый из которых или их сочетание дают представление об основных свойствах материала и характере напряженно-деформированного состояния под действием внешних нагрузок. Модели идеально пластического тела описывают моделью Сен-Венана. Материал такого типа под действием внешней нагрузки не деформируется пластически до тех пор, пока напряжение не превзойдет определенный предел пластичности тп [1]. Условие наступления пластической деформации как остаточной деформации сдвига определяется соотношением т = тп. Чтобы описать поведение материала, способного проявлять как

упругие, так и вязкие свойства, обычно применяют прием, позволяющий использовать уравнения Гука и Ньютона. Один из путей предложен Максвеллом, который, продифференцировав по времени уравнение Гука

- = —, (1)

М ЕсН

сложил полученную скорость деформации с той скоростью, которая определяется уравнением Ньютона

СІЕ _ X Л Г]

(2)

где т — напряжение, 8 — относительная деформация; Е — модуль упругости; t — время; п — коэффициент динамической вязкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.