УДК 72.008
КУРАШОВ Ю. Ю. БЕРДЮГИНА Ю. М.
Разработка критериев статуса объекта культурного наследия (Часть 1)
Курашов
Юрий
Юрьевич
начальниканалитического отдела Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: kurashov@uniip.ru
Бердюгина Юлия
Маликовна
кандидат юридических наук, зам. директора по науке и юридическим вопросам Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: berdugina@uniip.ru
В статье на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации предпринята попытка определить основополагающий термин «объект культурного наследия» и критерии, которым такой объект должен соответствовать. Авторы предлагают вводить понятие «исторический объект» или «объект, обладающий историко-культурной ценностью», к которому не будут предъявляться столь же жесткие требования, как к объекту культурного наследия, но у которого подлежат обязательному сохранению его выявленные свойства.
Ключевые слова: объект культурного наследия, критерии, памятники истории и культуры, целостный объект, законодательство.
KURASHOV Y. Y, BERDIUGINA Y. M.
DEVELOPMENT STATUS OF CRITERIA OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE (Part 1)
In article on the basis of the analysis of the current legislation of the Russian Federation attempted to define the basic term «cultural heritage» and the criteria that such a facility must comply with. The authors propose to introduce the concept of «historical object» or «object, which has historical and cultural value», which will not be subject to similarly stringent requirements, as an object of cultural heritage, but which are subject to obligatory preservation of its identified properties.
Keywords: cultural heritage, criteria, monuments of history and culture, as a whole, the legislation.
Сохранение и популяризация объектов культурного наследия в крупнейших городах невозможны без четкого понимания, что представляет собой объект культурного наследия, каков его статус, каким критериям должен удовлетворять его статус. Определение статуса объекта культурного наследия становится важным для единообразного и ясного подхода к выявлению и сохранению объектов культурного наследия.
Существенную роль в формировании такого статуса имеет действующее законодательство Российской Федерации. Однако существующие нормы не позволяют четко определить, что есть объект культурного наследия. На практике встречаются случаи, когда лица, аттестованные Министерством культуры Российской Федерации, дают противоположные заключения относительно возможности или невозможности отнесения здания или территории к разряду объектов культурного наследия.
В настоящее время не существует научных исследований, посвященных непосредственному выявлению и закреплению критериев правового статуса объекта культурного наследия с точки зрения комплексного подхода архитектуры и юриспруденции.
Задачами настоящего исследования являются:
♦ изучение и систематизация зарубежного и отечественного опыта регулирования статуса объекта культурного наследия;
♦ выявление специальных исследований и правовых действий, используемых для формирования статуса объекта культурного наследия;
♦ определение необходимых и достаточных характеристик объекта культурного наследия в Российской Федерации;
♦ разработка признаков и критериев, которым должен удовлетворять статус объекта культурного наследия;
♦ разработка рекомендаций по формированию и развитию статуса объекта культурного наследия.
Введение
На наш взгляд, Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является малопонятным «конструктором», собрать и «играть» в который не удается большинству практических специалистов. В нем смешаны
элементы советского законодательства и международного права, результаты экспериментов с разграничением полномочий и административной реформы. Заставить «беречь памятники истории и культуры» только декларацией в Конституции Российской Федерации невозможно без учета культурных, экономических, социальных особенностей всех субъектов РФ. Сохранение культурного наследия в первую очередь важно для регионов. Объекты местного значения должны составлять наибольшую часть в фонде объектов культурного наследия страны. Позитивное отношение и осознанные действия местного населения являются залогом сохранения и бережного использования культурного наследия. Результаты охраны культурного наследия будут тем успешнее, чем больше функций и полномочий, обеспеченных финансированием, будет исполняться на местах, в первую очередь в муниципалитетах.
В настоящей статье мы не рассматриваем столь глобальные вопросы. Полагаем, что сначала необходимо определиться с основополагающим термином «объект культурного наследия» и критериями, которым такой объект должен соответствовать.
Если расшифровать термин путем раскрытия составляющих слов [1], то можно получить следующее определение: это то, что существует вне нас и независимо от сознания, явление внешнего мира, относящееся к совокупности достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, полученное от предыдущих эпох. Довольно громоздко для прочтения и сложно для мгновенной «дешифровки». Но разве в лучшую сторону отличается легитимное определение этого термина?
Федеральный законодатель установил, что «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность...» [2]. Этот постулат раскрывается указанием на неограниченный ряд объектов, которые могут быть отнесены к культурному наследию, — «объекты недвижимого имущества. и иные объекты.». Далее законодатель несколько сокращает количество возможных объектов «с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами
материальной культуры». Затем устанавливается неопределенное ограничение — «.возникшие в результате исторических событий.», добавляется необходимость оценки — «.представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.». И только в конце дается важнейшая характеристика уникальности объектов, которая, на наш взгляд, относится к первоопределяющим: «... являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными (выделено авторами) источниками информации о зарождении и развитии культуры».
Конечно, подобный «перечисли-тельно-описательный» подход обусловлен многообразием факторов культурной деятельности, длительностью исторического процесса, разнообразием созданных вещей. Учитывая субъективность любых оценок, мы, тем не менее, стремимся ввести в русло научной деятельности выявление и установление статуса объектов культурного наследия. Иначе этот процесс превратится в практическую проблему, поскольку он непосредственно влияет на формирование исторической памяти, отвлечение ресурсов, установление дополнительных обременений. Упрощение определений, как например, в Градостроительном кодексе Российской Федерации — «объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек», — может привести к курьезам. Представим себе, что объект культурного наследия — это объект капитального строительства, имеющий утвержденный предмет охраны, сохранивший подлинные облик, структуру и строительные материалы. В этом случае «за бортом» оказываются отдельные помещения, комплексы, ансамбли, парки, кварталы застройки, ландшафты и т. д. Где же золотая середина? Ответ на этот вопрос попробуем начать с ретроспективного анализа изменения и смыслового наполнения распространенного ранее термина «памятник» и связанных с ним критериев.
Историко-генетический анализ понятия
Впервые термин «памятник» в приложении к недвижимым
и движимым вещам появился в декрете СНК РСФСР от 05.10.1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины.». К особым объектам отнесены «монументальные и вещевые памятники искусства и старины», а также «отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение» (здесь и далее выделено авторами). В последующих документах определено, что к памятникам могут быть отнесены только те объекты, которые уже изучены и получили оценку с точки зрения отраслей науки и эстетики. При этом законодатель особо обращал внимание на комплексность таких объектов. Например, декретом СНК РСФСР от 16.09.1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» было установлено, что:
«1. Участки природы и отдельные произведения (животные, растения, горные породы и т. д.), представляющие особую научную и культурно-историческую ценность, нуждающиеся в охране, могут быть объявляемы. неприкосновенными памятниками природы.
2. Более значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявляются заповедниками и национальными парками. Сады и парки историко-художественного значения, созданные по заданиям художественного паркового искусства или связанные с архитектурными сооружениями, представляющими с ними одно художественное целое, могут быть объявляемы. неприкосновенными памятниками садово-парковой культуры музейно-академического значения».
Как видим, перечень памятников постепенно расширяется и конкретизируется, но не становится закрытым. В декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 07.01.1924 г. «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» говорится о памятниках зодчества, к которым отнесены гражданские и крепостные сооружения, сооружения «религиозного культа и т. п.», а также об археологических памятниках «(курганов, городищ, стоянок и т. п.)». В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.08.1933 г. «Об охране исторических памятников» речь идет об исторических памятниках «государственного значения (памятники революционного движения, крепостные сооружения, дворцы, дома, связанные с историческими событиями и лицами, монастыри и церкви и другие здания)».
Тенденция перечисления конкретных объектов продолжается, но при этом появилось «событийное определение», благодаря которому к памятнику революционного движения можно отнести, например, целую фабрику или прииск. Из приведенных документов видно, что в советском довоенном законодательстве уже сформировалось представление об исторических памятниках, имеющих государственное значение.
В послевоенном законодательстве термин «памятник» получил дальнейшее видовое развитие. Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.05.1947 г. № 389 «Об охране памятников архитектуры» предписано:
«считать неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики, подлежащим государственной охране, произведения древнерусского зодчества: кремли, крепости, древние сооружения, монастыри, дворцы, архитектурные ансамбли усадеб, садово-парковые насаждения и отдельные здания гражданского и культового назначения, а также связанные с ними декоративные убранства (монументальная живопись, скульптура, мебель).
...Запретить использование для каких бы то ни было целей, кроме музейных или по их прямому назначению, памятников архитектуры, имеющих произведения монументальной (фресковой) и масляной живописи, выполненной крупнейшими мастерами».
Понятно, что документом сделан большой шаг по определению памятников, в первую очередь как различного рода построек. Следует отметить, что постройки промышленного назначения в перечне не значатся. Видимо, критерий функциональности в тот период не позволял отнести заводские, фабричные и другие подобные здания и сооружения к произведениям архитектуры.
Следующим шагом по универсализации термина «памятник» стало введение нового термина «памятник культуры». Постановлением Совета Министров СССР от 14.10.1948 г. № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» утверждено положение, в котором впервые подробно перечислены различные виды объектов:
«а) памятники архитектуры: гражданские и культовые здания, кремли, крепости, дворцы, усадьбы, парки, руины и остатки древних архитек-
турных сооружений, триумфальные арки, мосты, надгробные памятники, мавзолеи и пр., а также связанные с ними произведения монументальной живописи, скульптуры, прикладного и садово-паркового искусства;
б) памятники искусства: произведения станковой живописи и скульптуры, произведения графики и предметы декоративного искусства, находящиеся в государственных учреждениях и хранилищах, а также скульптурные памятники и проч.;
в) памятники археологии: древние курганы, городища, свайные постройки, остатки древних стоянок и селищ, остатки древних городов, земляные валы, рвы, следы оросительных каналов и дорог, древние кладбища, могильники, могилы, древние намогильные сооружения, дольмены, менгиры, кромлехи, каменные бабы и пр., древние рисунки и надписи, высеченные на камнях и скалах, места находок костей ископаемых животных (мамонтов, носорогов и пр.), а также находимые древние предметы;
г) памятники исторические: сооружения и места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народов СССР, революционным движением, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим строительством; памятники мемориального значения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и политических деятелей, народных героев и знаменитых деятелей науки, искусства и техники, их могилы; памятники истории техники, военного дела, хозяйства и быта».
Этим же постановлением впервые установлены четкие ограничения использования именно архитектурных памятников, как имеющих практическое значение:
«а) памятники архитектуры, не могущие быть использованными в практических целях (древние стены, триумфальные арки, монументы, художественные ограды, мосты, фонтаны, надгробные памятники и проч.);
б) памятники, могущие быть использованными, но исключительно под научные и музейно-показатель-ные учреждения, с сохранением их художественно-исторического облика, обстановки и внутреннего убранства (музеи-дворцы, музеи-церкви, музеи-монастыри, музеи-крепости и т. д.);
в) памятники, могущие быть использованными в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и без нарушения их историко-худо-жественной ценности.».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.05.1949 г. № 373 утверждена инструкция о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР, в которой приведен исчерпывающий перечень памятников (приводится без археологии):
«сооружения и места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народов СССР, революционным движением, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим строительством; памятники мемориального значения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и политических деятелей, народных героев и знаменитых деятелей науки, искусства и техники, их могилы; памятники истории техники, военного дела, хозяйства и быта».
Эти памятники также должны были быть разделены на особые группы в отношении их использования:
«а) памятники, не могущие быть использованными в практических целях (окопы, рвы, валы, обелиски, руины исторических зданий, памятники истории техники и др.);
б) памятники, могущие быть использованными, но исключительно под научные и музейно-показа-тельные учреждения с сохранением их исторического облика, обстановки и внутреннего убранства (мемориальные дома, усадьбы и проч.);
в) памятники, могущие быть использованными в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и без нарушения их исторической ценности (мемориальные здания, комплексы исторических зданий, отдельные помещения и проч.)».
Дополнительно в параграфе 15 даны детальные указания об особенностях охраны ряда объектов:
«Окопы, рвы, валы и другие земляные сооружения исторического значения охраняются по типу памятников археологии. Работы по ремонту и реставрации этих памятников осуществляют специалисты военно-инженерного дела.
Исторические памятники (обелиски, надгробья, братские могилы и проч.), воздвигнутые в местах общественного пользования, охраняются органами благоустройства местных Советов депутатов трудящихся.
Громоздкие машины или предметы оборудования, транспорта и проч., имеющие историческое значение, охраняются предприятиями, на территории которых они находятся».
Положение 1948 г. и инструкция 1949 г. три десятилетия регулировали определение видов, типов, признаков и критериев памятников культуры и подготовили почву для принятия 29.10.1976 г. первого закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» [3], которым введен термин «памятник истории и культуры». В преамбуле закона декларировалось, что «советское государство, следуя ленинским принципам отношения к культурному наследию, создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников в интересах коммунистического строительства». Далее определялось, что памятники
«отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за ее свободу и независимость, революционное движение, становление и развитие Советского социалистического государства.
В памятниках истории и культуры воплощены выдающиеся события Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые подвиги рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, братская дружба народов нашей страны, героическая борьба советского народа за построение социализма и коммунизма». В законе впервые было разъяснено, что памятниками «являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Конечно, на разработчиков первого закона существенное влияние оказала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 г. [4], в которой перечислены виды того, что понимается под культурным наследием в мировом сообществе:
«памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии».
Но в годы «развитого социализма и борьбы двух социальных систем» в сфере культуры и истории было невозможно следовать в кильватере международного права. Поэтому виды памятников уточнены и расширены по «отраслевому» принципу по сравнению с перечнем 1948 г. без учета мирового опыта: ♦ «памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
♦ памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
♦ памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
♦ памятники искусства — произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
♦ документальные памятники — акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
В развитие общесоюзного закона 15.12.1978 г. принят закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», которым лишь определялись некоторые особенности республиканского управления.
Указанными законами и действовавшими до них нормативными актами регулировались учет и использование памятников истории и культуры, охраняемых государством. Как осуществлялись выявление и оценка значимости будущих памятников в отсутствие установленных процедур, остается только догадываться. В столицах имелись высококлассные специалисты и исторический опыт Императорской археологической комиссии, Московского археологического общества, Общества истории и древностей Российских и др. В регионах все зависело от вкуса и профессионализма отдельных исследователей и краеведов-любителей. Именно в этот период вырабатываются подходы и критерии, имеющие определяющее значение для местных специалистов, соответствующие сложившимся социальным и экономическим условиям.
В новом положении об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 впервые разъяснено, что «к памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов» [5]. Впервые установлено, что выявление, определение «исторической, научной, художественной или иной культурной ценности» относится к государственному учету и, соответственно, является обязательной процедурой, особенности которой устанавливаются уполномоченным государственным органом.
В развитие этого требования приказом Минкульту-ры СССР от 13.05.1986 г. № 203 принята инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры [6]. Эта инструкция явилась для того
времени поистине революционным документом, давшим развернутые описания «памятника», «градостроительного образования», «территории памятника». Для полноты представления приведем эти новации:
«2. Недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Движимые памятники и предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, исторически связанные с определенным недвижимым памятником, подлежат учету, охране и использованию как единый объект недвижимого памятника истории и культуры, его неотъемлемые части.
Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами.
Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
2.1. Ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции.
2.2. Комплексом недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника.
2.3. Градостроительные образования — ценные в историко-культурном отношении территории города или другого населенного пункта, на которых сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры; системы рядовой застройки, формирующие их среду; участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, запечатлевшие индивидуальный исторически сложившийся облик города или другого населенного пункта.
2.4. Памятными местами являются территории, ланд шафты, связанные с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность.
2.5. Градостроительные образования, ансамбли, комплексы недвижимых памятников истории и культуры, памятные места подлежат учету, охране и использованию как единые объемно-пространственные градостроительные системы с определением границ занимаемых ими территорий.
3. Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на:
3.1. Виды — в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением:
- памятники истории — здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Великой Октябрьской социалистической революцией, гра-
жданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
- памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
- памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;
- памятники искусства — произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.
3.2. Категории — в соответствии с исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью:
- общесоюзного значения — памятники, имеющие принципиально важное значение для познания истории и культуры народов СССР; уникальные, относящиеся к древним периодам, сохранившиеся в малом количестве; имеющие выдающуюся историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;
- республиканского значения — наиболее значительные памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для познания истории народов союзной республики, их материальной и духовной культуры;
- местного значения — памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру регионов союзной республики».
Столь большое цитирование вызвано необходимостью подтвердить, что в ранее действовавшем законодательстве прослеживалась стройная система «подсказок», позволявшая более-менее безошибочно выявлять новые объекты культурного наследия или оценивать исторические события.
Инструкция позволяла объявлять историко-культурными заповедными территориями (местами) «исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность», как зоны специального режима охраны и использования исторически сложившихся территорий городов, других населенных пунктов, ландшафтов с целью сохранения и восстановления их индивидуального облика.
Советским законодательством подчеркивалось, что памятники истории и культуры используются «в целях развития науки, народного образования и культуры,
патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания». Использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспо-зиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях разрешалось в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или иной природной среды. Использование памятников в хозяйственных и других практических целях возможно, только если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности. Поэтому в инструкции 1986 г., основываясь на опыте нормотворчества 1948 г., установлены четыре группы возможного использования, в соответствии с которыми определены условия их содержания:
«А. Памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям должны быть использованы только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры; памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники;
Б. Памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художествен-ных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты;
В. Памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных
и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и др.), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с ними сооружения), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;
Г. Памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное и историко-художественное значение и могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-ху-дожественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные».
Также инструкцией были установлены основные требования при определении характера использования памятников:
«соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде;
сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника;
сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта;
возможность соблюдения необходимых современных гидро-геоло-гических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов».
Анализ этих требований показывает, что памятник рассматривается как целостный объект с убранством в комплексе с территорией и окружением. Отсутствие какой-то одной характеристики сразу понижает его ценность. Фактически эти требования предопределили появление в будущем понятия «предмета охра-
ны». Безусловно, разработчики указанной инструкции вдохновлялись положениями Конвенции об охране архитектурного наследия Европы от 03.10.1985 г., более известной как «Гранадская конвенция», кстати, ратифицированной СССР в 1990 г.
Советское законодательство вполне четко определяло, что может относиться к памятникам истории и культуры и каким критериям эти памятники должны соответствовать. Более того, именно критерии отбора памятников оказывали существенное влияние на формирование особых требований к охране, видам использования, способам и методам ремон-тно-реставрационных работ.
Можно выделить основные критерии, действовавшие с 1976 по 2002 г., которым должен был соответствовать тот или иной памятник. Это объекты, связанные с: важнейшими историческими событиями в жизни народа; развитием общества и государства; революционным движением, Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами; социалистическим и коммунистическим строительством; укреплением международной солидарности; развитием науки и техники; развитием культуры и быта народов; жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. А также: могилы выдающихся деятелей; захоронения погибших за свободу и независимость Родины; имеющие принципиально важное значение для познания истории и культуры народов СССР; уникальные, относящиеся к древним периодам; сохранившиеся в малом количестве; имеющие выдающуюся историческую, научную, художественную или иную культурную ценность; уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства; имеющие индивидуальный исторически сложившийся облик.
Современное законодательство об объектах культурного наследия
Федеральным законом
от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памят-
никах истории и культуры) народов Российской Федерации» все объекты культурного наследия разделены на следующие виды:
«памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения.); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной плани-
ровки и застроики; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий;религиоз-но-исторические места».
Отсюда понятно, что российское законодательство подтвердило на своей территории общепризнанную концепцию деления наследия на виды по количественному признаку. Далее законодатель, по аналогии с законом 1976 г., принятым для союзного государства, ввел деление объектов культурного наследия на категории историко-культурного значения, механически цитируя их критерии:
«федерального значения — объекты, обладающие историко-архи-тектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
.регионального значения — объекты, обладающие историко-архи-тектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
.местного (муниципального) значения — объекты, обладающие
историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования».
С 2002 г. на территории России появилась возможность выявлять и присваивать особый статус объектам, интересным каждому муниципальному образованию. Но, например, на территории Свердловской области только в 2013 г. зарегистрированы первые такие объекты. Примечательно, что волна их выявления не захлестнула уполномоченные организации, так же как и не последовало массового перевода объектов из категории региональных в местные. Этому есть только одно объяснение — слишком неопределенны критерии «особого значения для.» и, что особенно важно, не установлены критерии для самих объектов культурного наследия. Да что говорить, если в самом законе в ст. 3 перечислены области деятельности, опираясь на достижения в которых, можно выявлять объекты культурного наследия, в ст. 4 эти области значительно сокращены и применена другая терминология, а в ст. 25 перечень вновь расширен (Таблица 1).
Действительно, при таких условиях очень сложно рекомендовать некие универсальные критерии, в соответствии с которыми можно выявлять и устанавливать особую ценность и значимость вещей (объектов).
Авторы намерены рекомендовать внесение хотя бы технических редак-
Таблица 1.
Ст. 3 Ст. 4 Ст. 25
Ценность с точки зрения... Обладающие. ценностью Представляющие собой выдающуюся универсальную. ценность
истории историко- архитектурной историческую
археологии археологическую
архитектуры архитектурную
градостроительства
искусства художественной художественную
науки и техники научной научную
эстетики эстетическую
этнологии или антропологии этнологическую или антропологическую
социальной культуры мемориальной
торских правок в текст закона № 73-Ф3, но основной целью исследования является подготовка предложений по принципиальному изменению структуры памятни-коохранительной деятельности путем введения новых понятий, например:
— «исторический объект» — термин, обозначающий здание или сооружение, упомянутое в законе № 73-Ф3 как исторически ценный градоформирующий объект, относимый к предмету охраны исторического поселения. По сути, данный термин должен быть отнесен к объектам, которые не в полной мере соответствуют критериям объекта культурного наследия (т. н. «подохранный» объект);
— исключение существующих категорий значения, привязанных к уровню власти, и введение категорий от 1 до 4, где 1-я категория — объект государственного значения, не подлежащий никакому изменению; 2-я категория — объект государственного значения, используемый в практических целях и подлежащий адаптации в современных условиях; 3-я категория — объект регионального значения, используемый в практических целях и подлежащий адаптации в современных условиях; 4-я категория — объект местного значения, принимаемый на временную охрану (40 лет) с правом пролонгации.
Исходя из этих целей, авторы предложат проект критериев оценки и признаков для выявления, например, «памятника» как исторического свидетельства, произведения искусства в виде целостного объекта. Основной проблемой охраны и использования объекта культурного наследия становится невозможность целостного сохранения. Такой объект не может подлежать какому-то изменению, даже с позволения Правительства Российской Федерации (опасность коррупции, неуважение к наследию). Изменение может осуществляться только в процессе реставрационной деятельности.
Заключение
Постановка на специальную охрану объекта недвижимого имущества — осмысленный и ответственный акт, который ведет к значительному ограничению прав собственника имущества и его финансовому обременению. Таким образом, необходимо вводить понятие «исторический объект» или «объект, обладающий историко-культурной ценностью», к которому не будут предъявляться жесткие требования как к «объекту культурного наследия», но у которого будут подлежать обязательному сохранению его выявленные свойства. Этот термин позволит избежать путаницы с «объектом городской среды», «старинным зданием», «местной достопримечательностью» и другими широко употребляемыми определениями.
Список использованной литературы
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. М. : Русский язык, 1984. 944 с.
2 Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Российская газета. № 116-117, 29.06.2002, действ. ред. СПС КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru / document / cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 04.09.2016).
3 Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ред. от 29.10.1976 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 44. Ст. 628. СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru / cons / CGI / online.cgi?req=doc&base=ESU&n=661 (дата обращения: 04.09.2016).
4 Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М. : Междунар. отношения, 1979. 192 с.
5 Постановление Совмина СССР от 16.09.1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» // СП СССР. 1982. № 26. Ст. 133. СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_26798/ (дата обращения: 04.09.2016).
6 Приказ Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. № 203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_91282/ (дата обращения: 04.09.2016).