стороне. Наконец, метод распространения данных, при котором осуществляется перенос данных из одной системы в другую. Использование какого-либо из перечисленных методов не позволяет в полной мере покрыть все проблемы интеграции данных на современном предприятии. Как вариант решения данной проблемы, использование гибридного метода консолидации и федерализации (рис. 1).
Заключение
Передовой мировой опыт доказывает, что повышение эффективности деятельности современного предприятия возможно только при наличии единой системы, объединяющей управление финансами, персоналом, снабжением, сбытом и собственно производством. Такие системы рассматриваются как средство достижения основных целей бизнеса: улучшения качества выпускаемой продукции, снижения издержек и увеличения объёма производства, занятия устойчивых позиций и получения существенных конкурентных преимуществ на рынке.
Использование замкнутых на себя систем управления предприятием (Флагман, 1С, Галактика и др.) не решает в отдельности проблемы промышленного предприятия в целом, они самодостаточны только для автоматизации задач административно-управленческого уровня предприятия. Для использования всех возможностей таких систем в полном объёме необходим ввод в них оперативных и достоверных данных с уровня технологических и производственных про-
цессов. Оперативность получения производственной информации позволяет всем уровням управления предприятием обеспечить текущий контроль и мониторинг основного и вспомогательного производственного процесса в реальном масштабе времени.
Предложенный метод позволит создать единую структуру хранения данных и своевременно получить нужную информацию из любого информационного источника данных, что является одной из главных задач современного бизнеса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лондон, Дж. Управление информационными системами. - 7-е изд., / Дж. Лондон, К. Лондон; пер. с англ. под ред. Д. Р. Трутнева -СПб. : Питер; 2005. - 912 с. - (сер. «Классика MB А»).
2. Интеграция данных и хранилища http://citcity.ru/12101/
3. Проблемы интеграции данных http://citfomm.edunet.kz/consultiiTg/BI/integr_data/
Подобрий Александр Николаевич, инженер-программист 2-й категории ФНГ1Ц ОАО «НПО "Марс"». Специализируется в области внедрения автоматизированной системы управления предприятием, задач по финансовой и договорной работе.
УДК 004.896
А. Н. АФАНАСЬЕВ, Н. Н. ВОЙТ
РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТНО-СЕРВИСНОЙ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ДИАГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММНОГО КОМПОНЕНТА СЦЕНАРИЯ НА 1МЬ-ЯЗЫКЕ
Разработан программный компонент реализации сценария с помощью языка 11МЬ в диаграммах использования и деятельности.
Ключевые слова: кибернетика, интеллект, САПР, системы обучения.
Введение
Широкое применение на концептуальном уровне построения диаграмм в средах поддержки разработки проектных решений нашёл язык иМЬ [1, 2]. В статье разработаны иМЬ-диаграммы
© Афанасьев А. Н., Войт Н. Н., 2012
программного компонента реализации сценария.
Диаграмма вариантов использования
Объектное моделирование в иМЬ можно представить процессом движения разработки от абстрактных (общих) структур исходной системы к логической, а затем и к физической структуре соответствующей программной системы.
«uses»
«includes» „
У /
Сценарий
> «includes» X /
/
, /' «includes»/
«includes» / /
Рис. 1. Диаграмма вариантов использования компонента сценария
г
^Запустить компонент^
I
(j/честь пожелания обучаемого инженера)
(^Загрузить сценарий^^-
Сценарий существует
"L
Сценария нет
►^Редактировать сценарий^)
-►^Новый сценарий^
_ZTZL
сценария^)
►^Тестировать сценарий^^!-
Имеются ошибки в сценарии
<5>
Ошибок нет в сценарии
(Зап
исать сценари
^Закрыть
компонент
о
О
Рис. 2. Диаграмма деятельности компонента сценария
Для достижения таких целей вначале строится модель в форме диаграммы вариантов использования (Use Case), которая описывает функциональное назначение системы. Диаграмма вариантов использования является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе её проектирования и разработки [3].
Диаграммы вариантов использования преследует цели [4]:
- определить общие границы и контекст моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования системы;
- сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы;
- разработать исходную концептуальную модель системы для её последующей детализации в форме логических и физических моделей;
- подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с её заказчиками и пользователями.
Проектируемая система представляется в виде множества сущностей, или акторов, взаимодействующих с системой с помощью вариантов использования. При этом актором (actor) или действующим лицом является любая сущность,
взаимодействующая с системой извне. Это может быть человек, техническое устройство, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему так, как определит сам разработчик. В свою очередь, вариант использования служит для описания сервисов, которые система предоставляет актору. Другими словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой при диалоге с актором.
На рис. 1 представлена диаграмма вариантов использования компонента сценария [5-8].
Диаграмма вариантов использования содержит актора - Методист, сущность - Сценарий и варианты использования (указанные стрелками с надписями «uses», «includes»).
Представить. Загрузка и отображение сценария в виде орграфа.
Разработать. Создание нового сценария.
Редактировать. Изменение созданного сценария, содержания учебно-методического материала.
Удалить. Удаление сценария из базы данных.
Сохранить. Сохранение сценария в базе данных с заданным именем.
Диаграмма деятельности
При моделировании поведения проектируемой системы возникает необходимость представить процесс изменения её состояний, детализировать особенности алгоритмической и логической реализации выполняемых системой операций.
Для моделирования процесса выполнения операций используются диаграммы деятельности. Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной операции, а переход в следующее состояние срабатывает только при завершении этой операции в предыдущем состоянии.
Графически диаграмма деятельности представляется в форме графа деятельности, вершинами которого являются состояния действия, а дугами - переходы от одного состояния действия к другому. На диаграмме деятельности отображается логика или последовательность перехода от одной деятельности к другой, при этом внимание фиксируется на результате деятельности [3].
Запустить компонент. Открытие программы для разработки сценария.
Учесть пожелания обучаемого инженера. Участие обучаемого в разработке сценария.
Загрузить сценарий. Открытие созданного сценария.
Редактировать сценарий. Внесение изменений в сценарий.
Новый сценарий. Подготовка рабочего поля для разработки сценария.
Разработать сценарий. Разработка нового сценария.
Тестировать сценарий. Проверка сценария на ошибки.
Записать сценарий. Сохранение сценария.
Закрыть компонент. Выход из программы.
На рис. 2 представлена диаграмма деятельности компонента сценария [5-8].
Заключение
На UML-языке описана разработка программного компонента реализации сценария на концептуальном уровне. В следующих номерах журнала будут представлены UML-диаграммы классов компонента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.caseclub.ni/articles/use_case.html.
2. http://www.caseclub.ru/articles/rose2.html
3. khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/ leon/index.html
4. www. i n fo-sy ste m. г u/d es i gn i n g/ m eth od о 1 -ogy/uml/theory/use case diagram theory.html
5. Войт, H. H. Реализация клиент-серверной компьютерной системы обучения САПР / H. Н. Войт, Д. С. Канев // Труды Российской конференции «Информатика и вычислительная техника». - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - С. 162-166.
6. Voit N. Development of intellegent mobile learning system of CAD // Proceedings of International Conference. Interactive Systems And Technologies: The Problem of Human-Computer Interaction. - Collection of scientific papers. - Ulyanovsk : ULSTU, 2011.-P. 100-104.
7. Войт, H. H. Реализация компонента «файл-менеджер» для трансфера файлов в интеллектуальной системе обучения САПР / H. Н. Войт, Д. С. Канев // Информатика, моделирование, автоматизация проектирования : сб. науч. тр. -Ульяновск : УлГТУ, 2011,- С. 83-90.
8. Афанасьев, А. Н. Интеллектуальная платформа обучения в технике, образовании и экономике для мобильного оборудования / А. Н. Афанасьев, H. Н. Войт // Информатика, моделирование, автоматизация проектирования : сб.-науч. тр. - Ульяновск : УлГТУ, 2011- С. 45-53.
Афанасьев Александр Николаевич, кандидат технических наук, профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ. Войт Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ.