УДК 004.896
А. Н. АФАНАСЬЕВ, Н. Н. ВОЙТ
РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТНО-СЕРВИСНОЙ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ДИАГРАММАТИКА МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПОНЕНТА МЕТОДА АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ОБУЧАЕМОГО ИНЖЕНЕРА
Разработана модель деятельности программного компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера, использующая новые диаграмматические модели поиска и синтеза
Ключевые слова: персонификация, САПР, электронное обучение.
Введение
В продолжение к статье [1] разработаны UML-диаграммы модели деятельности, метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Диаграммы деятельности
При моделировании поведения метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера возникает необходимость детализировать особенности алгоритмической и логической реализации выполняемых проектных операций, представить процесс изменения состояний [2].
Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной проектной операции, а переход в следующее состояние срабатывает только при завершении этой операции в предыдущем состоянии.
Графически диаграмма деятельности представляется в форме графа деятельности, вершинами которого являются состояния действия, а дугами - переходы от одного состояния действия к другому. На диаграмме деятельности отображается логика и последовательность перехода от одной деятельности к другой.
На рис. 1 представлена диаграмма деятельности компонента реализации метода для Обучаемого [3, 4].
Алгоритм деятельности для Обучаемого содержит следующие шаги.
1. Выбор сценария.
2. Прохождение сценария.
2.1. Изучение единицы сценария.
2.2. Решение тестовых задач.
2.2.1 Выполнение тестовых задач.
©Афанасьев А. Н., Войт Н. Н., 2014
2.2.2 Диагностика результатов решений тестовых задач с помощью оценки величин знаний, умений, навыков и компетентности обучаемого с целью разработки гипотетической траектории обучения.
2.2.3 Формирование профиля обучаемого по параметрам (знания, умения, навыки и компетентность).
2.2.4 Синтез динамической траектории по результату диагностики.
2.2.5 Добавление учебных единиц синтезированной траектории к сценарию.
3. Создание истории процесса обучения.
4. Представление статистических данных по процессу обучения (сценариям).
Диаграмма поиска учебной единицы (компонента) в модели предметной области для синтеза траектории представлена на рис. 2.
Диаграмма показывает порядок обхода учебных единиц в модели предметной области с помощью порядковых, иерархических и ассоциативных связей при формировании динамической траектории, используя атрибуты поиска (ключи) [2, 5, 6].
На рис. 3 схематически представлены статические и динамические траектории обучаемого, полученные в результате использования метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Контрольная точка К! на рис. 3 содержит: тесты для оценки знаний, проектные задачи для оценок степени подготовленности обучаемого к синтезу практических решений (умений) и числа проектных задач, выполненных в единицу
Рис. 1. Диаграмма деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера для Обучаемого
Рис. 2. Диаграмма поиска учебной единицы (компонента) в модели предметной области для синтеза динамической траектории
Рис. 3. Схематическое представление синтеза динамической траектории при использовании метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера
времени (навыков). Указанные способы контроля способствуют формированию персонифицированных характеристик в модели обучаемого [7].
На рис. 3 сплошные линии стрелок представляют запланированную траекторию сценария, а пунктирные линии стрелок - внесённые корректировки в виде дополнительной траектории.
Диаграмма деятельности Методиста была рассмотрена в статье [4].
Диаграмма деятельности для Администратора имеет расширенные возможности (операции) методиста, определённые в назначении ролей: Обучаемый, Методист, Администратор.
Заключение
Настоящие диаграммы позволяют изучить суть метода, а также используются, чтобы разработать экземпляры алгоритмов исходного кода программы компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: разработка диаграмматики вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. -2013. - №1. - С. 27-30.
2. Афанасьев, А. Н. Модели и методы интеллектуализации образовательной среды на базе МООБЬБ / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Учёные записки ИСГЗ. - 2013. - №1-1 (11). С. 43-48.
3. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграммы использования и деятельности программного ком-
понента сценария на ИМЬ-языке / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. -№1 (57). - С. 66-68.
4. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: анализ и разработка компонента метода диагностики проектных характеристик обучаемого инженера с помощью диаграмм ИМЬ / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. - №4(60).
- С. 43-46.
5. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграммы классов программного компонента сценария на ИМЬ-языке / / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. - № 2(58). -С. 32-36.
6. Афанасьев, А. Н. Реализация конструктора сценария обучающих курсов / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2011. -№1 (53).
- С. 54-59.
7. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: разработка диа-грамматики вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. -2013. - №1 (63). - С. 27-30.
Афанасьев Александр Николаевич, доктор технических наук, проректор по дистанционному и дополнительному образованию УлГТУ, профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ.
Войт Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ, директор исследовательского центра инновационных технологий обучения.