ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА» (на примере «МАОУ СОШ № 164 г. Екатеринбурга»)
Камка С.В., Никандрова Е.А.
В статье рассматриваются основные принципы управления и повышения качества преподавания в школе. Предлагается система регулярного эффетивного мониторинга качества образовательных услуг
DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE MODEL
"QUALITY MANAGEMENT SYSTEM" (for example, "MAOU school № 164 of Yekaterinburg")
S.V. Kamka, E.A. Nikandrova
The article discusses the basic principles of management and improve the quality of teaching in the school. A system of regular effective quality monitoring of educational services is proposed.
Современные представления о деятельности Школы, заявленные в основных стратегических документах (ФЦПРО, ФГОС), обеспечивающих реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагают создание современной внутришкольной системы оценки качества образования, обеспечивающей субъектов образовательного процесса достоверной информацией о достигнутых результатах образования, качестве предоставляемых образовательных услуг.
Система внутреннего мониторинга качества образования школы учитывает основные принципы, установленные национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000:2008. СВМКО ориентирована на потребителя образовательных услуг и предполагает максимальное вовлечение всех педагогов и сотрудников в управление качеством основных процессов.
Управление качеством процессов применяется по отношению к основному про-
цессу «Разработка и реализация основной образовательной программы школы», которая должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а также к управляющим и поддерживающим процессам. Разрабатываемая Система внутреннего мониторинга качества образования школы основывается на следующих документах:
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями;
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 1 96) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
• Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвер
Камка С.В.,
жденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
• Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184;
• Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174;
• Национальные стандарты Российской Федерации:
- ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
- ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования;
- ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности;
- ГОСТ Р 52614.2. - 2006. Руководящие указания по применению ГОСТ ИСО 90012001 в сфере образования.
а также другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения, что отражено в описании соответствующих процессов и документации к ним.
Миссия «МАОУ СОШ № 164 г. Екатеринбурга» заключается в понимании необходимости предоставления качественных образовательных услуг на основе новейших достижений в педагогической науке и современных образовательных технологий к среднему (полному) общему образованию высокого качества.
Политика школы в области качества заключается в реализации следующих принципов:
1. Качество образования - основные смыслы и ценности «МАОУ СОШ № 164» (Школа 164- «Мастерская людей»).
2. Каждый педагог и сотрудник школы участвует в улучшении деятельности общеобразовательного учреждения в рамках своей компетенции.
нкандрова Е.А.
3. Запросы и предложения потребителей образовательных услуг - обучающихся и их родителей (законных представителей) - систематически изучаются и всесторонне анализируются.
4. Школа расширяет и совершенствует структуру оказываемых услуг (посредством дополнительного образования, внеурочной деятельности, оптимизации образовательного процесса, информатизации).
5. Повышение имиджа и престижа общеобразовательного учреждения как компетентного партнера.
6. Постоянное развитие корпоративной культуры посредством реализации программы развития профессиональной компетентности педагогов (создание системы внутрикорпоративного обучения, консалтинга и т.д.).
7. Совершенствование среды ОУ (материально-технических, организационных условий) согласно требованиям ФГОС.
Целью школьной системы оценки качества образования является:
- создание современной эффективной модели управления ОУ;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг за счет получения объективной информации о состоянии качества образования и причинах, влияющих на его уровень.
Основными задачами школьной системы оценки качества образования являются:
1) формирование единого понимания критериев образования и подходов к его измерению;
2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования образовательного учреждения;
3) разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
5) изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации;
6) предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о деятельности образовательного учреждения;
7) разработка и формирование системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
8) формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
9) выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
10) повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации образовательного учреждения, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;
11) обеспечение условий для самооценки и самоанализа всех участников образовательного процесса;
12) реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
13) определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания.
Методологической основой для построения модели системы менеджмента качества школы явилась совокупность следующих научно-методологических подходов:
- компетентностный подход (формирование ключевых компетенций обучающихся, развитие профессиональной компетентности педагогов);
- аксиологический подход (направленность на формирование устойчивых ценно-
стных ориентаций обучающихся согласно ФГОС и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России; направленность управленческой деятельности на развитие системы профессиональных ценностей педагогического состава школы);
- андрагогический (организация корпоративного обучения педагогов, основывающаяся на принципах андрагогики и акмео-логии; реализация программы развития профессиональной компетентности педагогов);
- системный подход, рассматривающий все процессы в системе, взаимообусловли-вающие позитивные достижения школы на современном этапе.
В основу школьной системы оценки качества образования положены принципы:
1) объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
2) открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
3) инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;
4) учета индивидуальных способностей и развития отдельных учащихся при оценке результатов их обучения, воспитания;
5) доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;
6) соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
7) повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.
Этапы реализации проекта. Проект рассчитан на 5 лет.
На схеме 1 представлены основные компоненты формирования системы менеджмента качества «МАОУ СОШ № 164» подготовительного этапа (2011-2012 гг.).
Управленческий блок представлен деятельностью директора, заместителей дирек
Камка С.В., Никандрова Е.А.
Название этапов Сроки Содержание
Подготовительный 2011-2012 уч. год 1. Аудит действующей системы внутришкольного контроля, выявление несоответствий современным требованиям. 2. Анализ нормативно-правовой базы. 3. Разработка нормативно-правовой документации школы в области качества. 4. Разработка комплексной программы развития ОУ. 5 . Разработка модели системы менеджмента качества школы. 6. Описание основных процессов (создание книги процессов). 7. Реализация отдельных направлений программы. 8. Анализ полученных данных. 9. Корректировка модели.
Содержательно-технологический 2012-2015 гг. 1 . Реализация модели системы менеджмента качества школы. 2. Руководство по процессам. Обучение педагогов. 3 . Реализация комплексной программы развития ОУ.
Рефлексивно-результативный 2012-2016 гг. 1 . Обработка и анализ полученных данных, в том числе с использованием методов математической статистики. 2. Подготовка аналитических и методических материалов. 3 . Публикация результатов проекта в СМИ, научных и научно-методических изданиях, участие в конференциях различного уровня по проблемам качества о бр аз ова ния, м енед ж ме нта качества, административного менеджмента в образовании.
тора и руководителей методических объединений, которые представляют анализ образовательного процесса по предметным областям.
Блок реализации включает в себя анализ качества реализации «Программы развития профессиональной компетентности педагогов», а также анализ качества образования в школе по результатам итоговых мероприятий в динамике за 3 года.
Информационно-технологический блок представляет собой способы и формы по-
лучения информации по основным процессам, описанным в «книге процессов».
Рефлексивно-прогностический блок включает в себя анализ полученных данных, подготовку сводного отчета, предъявление на сайте школы; прогнозирование, корректировку программных документов, нормативно-правовых актов, планирование и прогнозирование.
Полученные данные подвергаются всестороннему анализу, корректируется существующая модель системы менеджмента
Схема 1. Формирование системы менеджмента качества «МАОУ СОШ № 164»
Требования общества к результатам образования (Наблюдательный совет)
ФЗ, ФГОС, ФЦПРО и другие федеральные и региональные документы
Управление 1.1 Директор Приказ
1.2 Заместители директора Нормативно-правовые акты
1.3 Руководители МО Анализ содержания образования по предметным областям
1
Реализация 2.1 Педагогический состав Реализация программы «Развития профессиональной компетентности педагогов»
2.2 Обучающиеся Анализ качества образования (данные ГИА, ЕГЭ и т.д.)
„ о
л е
о
3. 1 Книга процессов
3.2 Данные психолого-педагогической диагностики
3.3 Проведение тестирования, ЕГЭ, ГИА
3.4 Опрос и анкетирование родителей
«
£
и о
4.1 Анализ полученных данных, подготовка сводного отчета, предъявление на сайте школы
4.2 Прогнозирование, корректировка программных документов, нормативно-правовых актов, планирование и прогнозирование
«
к и о
н
о >
5.1 Материально-технические, информационные
5.2 Кадровые
5.3 Научно-методические
С
К
о
т
п>
м
м
п>
Я
а
и
ж
м
п>
Я
т
к
р
ч
п>
о
т
и
р
я
р
О
-
О
м
и>
г
качества школы, а также корректируется содержание и качество основных процессов.
Система условий является фундаментом для реализации данного проекта (программы) и включает в себя финансовые, материально-технические, информационные, методические, кадровые условия.
Разработанная Программа школьной системы мониторинга качества образования включает следующие мероприятия:
• разработка и реализация Комплексной программы развития школы;
• оптимизация модели внутреннего мониторинга качества образования;
• внедрение и постоянное совершенствование новых форм оплаты труда педагогов и сотрудников, ориентированных на достижение качественных результатов;
• формирование документированных описаний и диаграмм процессов, реализуемых в общеобразовательном учреждении;
• распределение ответственности между методическими объединениями учителей, подразделениями, педагогами и сотрудниками учреждения за порядок осуществления деятельности по процессам;
• разработка необходимой документации (локальных нормативных актов) по каж
Камка С.В.,
дому процессу (положений, порядков и т.д.);
• выявление и предупреждение несоответствий в качестве оказываемых образовательных услуг;
• постоянное улучшение деятельности каждого педагога и сотрудника, каждого структурного подразделения МАОУ СОШ № 164;
• реализация системы оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования (ФГОС);
• разработка, апробация и коррекция школьной системы оценки планируемых результатов освоения ООП общего (полного) образования согласно требованиям ФГОС;
• разработка, апробация и коррекция школьной системы оценки планируемых результатов освоения ООП общего (полного) образования согласно требованиям ФГОС к результатам образования обучающихся;
• реализация программы воспитания и социализации обучающихся.
кандрова Е.А.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Система оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования (ФГОС).
2. Система оценки планируемых результатов освоения ООП общего (полного) образования согласно требованиям ФГОС.
3. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.
4. Мониторинг эффективности управления школой.
Результативность проекта. Разработчики проекта предполагают, что созданная системная работа по управлению процессами в образовательной организации позволит повысить качество образования обучающихся посредством регулярного эффективного мониторинга качества образовательных услуг и основных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. VII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. «Инновации в образовании» / Центр дистанционного образования «Эйдос». [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru/conf/dist/2005/index.htm
2. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях: Учеб. пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008. 415 с. (Высшая школа менеджмента).
3. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / И.В. Василевская. -3-е изд. М.: РИОР, 2009. 128 с.
4. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В., Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы1999 год, 136 с. [Электрон. ресурс]: http://www.i-u.ru/biblio/archive/gerasimov/
5. Гулидов И.Н., Гулидова Ю.И. Стратегический менеджмент: http://nenaidesh.ru/lib/Book-13-52.html#
6. Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М.: Школьные технологии, 2005. 512 с.
7. Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа»: рекомендации Парламентских слушаний Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.05.2009 // Вестник образования России. 2009. № 14. С. 60-64.
8. Зборовский Г.Е., Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учеб. пособие для гума-нит. (несоциолог.) спец. / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. М.: Гардарики, 2004. 272 с.
9. Измерение результативности компании / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 220 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).
10. Ильенкова С.Д., Инновационный менеджмент 1997, 308 стр. [Электрон. ресурс]: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ilenkova_innovacionniy/00.aspx
11. Инновации в образовании. Специализированный образовательный портал [Электронный ресурс]: http://sinncom.ru/content/main/main.htm
12. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.
13. Лебедев О.Е., Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учеб.-ме-тод. пособие для вузов / О. Е. Лебедев. М.: Университетская книга, 2004. 136 с.
14. Магура М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. И. Магура, М. Б. Курбатова М.: Управление персоналом, 2003. 216 с.
15. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие / Москва / КомКнига / 2005 [Электрон. ресурс]: http://www.iqlib.ru/errors/firefox/noscript.html
16. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда / Авт.-сост. О.А. Северина, О.П. Погорелова, М.Р. Ермишева. Волгоград: Учитель, 2010. 206 с. (В помощь администрации школы).
17. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / Авт.-сост. Н.В. Томилина, Е.А. Мясоедова; Под ред. Н.В. Томилиной. Вологоград: Учитель, [2010]. 351 с. (Управление современной школой).
18. Управление качеством образования: Моногр. / М.М. Поташник и др.; ред. Поташник М.М. М.: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
19. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования [Электронный ресурс]: http://khutorskoy.ru/science/index.htm
20. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для вузов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова Международная академия наук педагогического образования. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 383 с. (Высшее профессиональное образование).