МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ
С.В. Машукова
Представлены результаты формирования внутренней системы оценки качества образования качеством образования как ресурса совершенствования системы управления гимназии. Показано, что внутренняя система оценки качества образования является связующим компонентом всей системы оценки качества образования конкретной общеобразовательной организации. Определена главная задача: систематический сбор, обработка и интерпретация информации о степени соответствия условий, структуры и содержания, реализуемых в гимназии образовательных программ общего образования, а также о степени достижения планируемых результатов реализации образовательных программ для оптимизации процесса принятия управленческих решений в области повышения качества образования.
Ключевые слова: система оценки качества образования, структура оценки качества образования, модель оценки качества образования, компоненты системы, структурные компоненты, эффективность организации образовательного процесса, достижение образовательных результатов, сопровождение участников образовательного процесса, принятие управленческих решений, ресурсы обеспеченности образовательного процесса, ресурсы образовательной среды.
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества. Актуальность названной проблемы подтверждает Федеральная целевая программа развития
образования на 2016 - 2020 гг., обозначая в качестве приоритетных задач «формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [2] и Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, в которой цель подпрограммы 5 "Совершенствование управления системой образования" определена как «обеспечение качества образования и оценка образовательных результатов обучающихся, совершенствование управления системой образования» [3].
Как определяют рекомендации о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области целью формированию ВСОКО является систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания реализуемых в общеобразовательной организации основных образовательных программ общего образования установленным федеральным, региональным и локальным нормам, потребностям физических или юридических лиц, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также о степени достижения планируемых результатов реализации образовательных программ для оптимизации процесса принятия решений в части повышения качества образования на уровне директора, заместителей директора, коллегиальных органов управления, руководителей структурных подразделении [1].
Нормативно-правовое обеспечение Системы оценки качества образования (далее - СОКО):
Федеральный уровень
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 28, 58);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. (утверж-
дена Распоряжением Правительства РФ № 2765-р от 29.12.2014 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 462 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- Приказы об утверждении ФГОС.
Региональный уровень
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28 марта 2013 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»;
- Приказ МОиН Челябинской области № 03/2178 от 29.07.2015 г. «Об утверждении
регламента проведения региональных мониторинговых исследований в системе общего образования Челябинской области в 2015/2016 учебном году».
Муниципальный уровень
- Письмо Комитета по делам образования г. Челябинска № 16-02/927 от 25.02.2016 г. «Регламент проведения мониторинга качества образования на II полугодие 2015/2016 учебного года».
Институциональный уровень
- ОП НОО, ОП ООО МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»;
- Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»;
- Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»;
- Положение об оценочных материалах ВСОКО МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска.
В соответствии с этими нормативными документами Систему оценки качества образования в целом можно представить схемой «Структура оценки качества образования МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска» (далее - гимназия) (рисунок 1).
Рисунок 1. - Структура оценки качества образования МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Следовательно, ВСОКО должна включать процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации, позволяющие определить уровень достижения и динамику предметных и метапредметных результатов обучающихся [1].
Внешняя оценка качества образования определяется посредством:
- процедур лицензирования и аккредитации образовательных организаций;
- контроля и надзора за исполнением образовательными организациями законодательства в сфере образования;
- государственной итоговой аттестации как формы оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014 г.) (ст. 95) определяет, что независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [5].
Как видно из схемы, внутренняя система оценки качества образования (далее -ВСОКО) является связующим компонентом всей системы оценки качества образования конкретной общеобразовательной организации.
При формировании модели внутренней системы оценки качества образования общеобразовательной организации необходимо обратить внимание на то, что компоненты этой модели должны соответствовать, прежде всего, структуре и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [6, 7, 8].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) даёт определение термину качество образования, под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и под-
готовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [5].
Следовательно, внутренняя система оценки качества образования должна осуществляться по следующим направлениям:
- оценка качества образовательных результатов;
- оценка качества реализации образовательного процесса;
- оценка качества условий, обеспечивающих образовательный процесс.
Определение этих направлений диктуется, прежде всего, содержанием статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно пункта 3, в котором говорится, что Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к [5]:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Исходя из этих положений, в гимназии спроектирована модель ВСОКО МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска». Прежде всего, определим понятие «модель». Модель, в плане реализации управленческой деятельности, - это научно-методическое описание процесса ВСОКО. Модель ВСОКО МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска разработана на основе Региональной модели оценки качества образования Челябинской области и включает совокупность структурных компо-
нентов:
-целевого, который включает цель и этапы реализации модели внутренней оценки качества общего образования;
- содержательного и процессуального -описывающих объекты, содержание, формы,
методы и средства оценки качества общего образования;
- результативного - отражающего информацию о состоянии и результатах образовательной деятельности гимназии, результатах изменения качества общего образования (рисунок 2)
Модель
управленческого содействия педагогическому коллективу в подготовке к введению Федеральных государственных стандартов оощего образования (научно-методический аспект)
Целевой компонент
Цель — совершенствование профессиональной компетентности педагогов в освоении Федеральных государственных образовательных стандартов
Этапы резлаиши зшаеш
Задачи: 1) Расширение и углубление теоретических знаний и представлений о практические способах
деятельности педагогов
в освоении Федеральных
государственных образовательных стандартов. 2) Формирование- ценностных профессиональных ориентации педагогов МАОУ гимназии № 26 г. Челябинска и потребности в непрерывной развитии своей профессиональной компетентности.
Задачи:
1) Включение педагогов образовательного учреждения в организацию взаимодействия
С I ирят
2) Совершенствование умений и навыков педагогов МАОУ ((Гимназии X® 26 г. Челябинска в осуществлении своей профессиональной деятельности по введению Федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи: Самоанализ,
педагогов образовательного учреждения результатов деятельности по введению Федеральных государственных: образовательных стандартов.
Содертзатальньш еонпоесет
Теоретические зшлш и практические способы деятельности в условиях введения тФедеряльных государственных образовательных стандартов общего образованна.
Ириющпы:
- гибкость и мобильность;
- вариативность образовательного процесса;
- актуализация результатов обучения;
- адресность.
Процессуальный компонент
Фор мы: курсы повышения квалификации, обучающие семинары, инструктивно-методические совещания, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, презентации опыта работы, сетевые проекты, вебинары, оп-1ше-консультапии.
Методы: проблемные лекции, проблемные семинары, анализ конкретных ситуаций, продуктов инновационной деятельности субъектов образованна, видеоматериалов, ывтоды изучения, обобщения и распространения опыта, методы контроля.
Средства! программы и планы проведения совещаний и семинаров, методические рекомендации, алгоритмы, циклограммы деятельности, сеть Интернет и сайты, методические видеоматериалы, мониторинг результативности деятельности педагогов, индивидуальный образовательный маршрут педагога, информационные карты, экспертные листы, анкеты и другие диагностические материалы._
РезулыатпЕньш компонент
]) ГлуООКНЕ ТеЛреГЕПВСНЭЕ .зшБая в
ттрдттгт1V ТТЛТЯТТ V О ^ -д-тт^-гг
гснутщрственныл: абрааоЕательныя:
ста^сщриак, т,г-ртПЛ^1 .им ил принципам
Т Т| ■ 114 'Т 41^11 1 Г П I ИМ ПРПЗГЛГтП1Р1ГЛН
деятельности е. усткжня^ Федеральные госз-днрстванныя: обр азов ательнык:
сжащ^артак-
2) СфорыщшЕзншкпъ ценнхнпньс^
^кфжСНС^ШЬ^ЫК п^итйи I I л
ПОТреОН'^ГТЫ Е- НеЩКрЫЕНОМ РЗЛЕИТИИ
свегедз: ПЕофеесиганальион котшетентндстд.
1) АхткЕжое ЕзальюдеистЕне педнгогоЕ,
2) Овлиденне сствреад ртпт^.тт. пт сноса бай ш ж методами Оргаиц^аци и а орДЗСВ3.1ВЛЬНОГО процесса. е у-слоен.тп Ехеденша Ф р.,трр алЕнътт: гххгударстЕ рттттых о браздват ытъньттг стэндартон.
1) Повышенн-е урОЕНЯ
р ЕЕ>ЛЬТЗ. ■ ЕШКтя
деятельности пвдзтотое.
2) ПоЕышвны-е
Рисунок 2. - Модель управленческого содействия педагогическому коллективу в подготовке к введению федеральных образовательных стандартов общего образования
Модель, в плане описания процесса, - представление некоторого реального процесса, устройства или концепции (рисунок 3).
ВСОКО
Рисунок 3. - Модель концепции ВСОКО
При формировании модели внутренней системы оценки качества образования общеобразовательной организации руководствовались тем, что компоненты этой системы соответствуют, прежде всего, структуре и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [6, 7, 8]. Необходимо выделить следующие структурные компоненты:
- оценка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям ФГОС;
- оценка условий реализации основных образовательных программ;
- оценка результатов освоения основных образовательных программ.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования основные образовательные программы определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального, основного, среднего общего образования [6, 7, 8]. И именно все эти компоненты лежат в основе Модели ВСОКО.
Остановимся более подробно на качестве содержания и организации образовательного процесса. На заседании научно-методического совета гимназии были утверждены параметры, по которым оценивается качество роцесса (таблица 1).
Таблица 1
Показатели оценки качества образовательного процесса
Критерии оценки Показатели Инструментарий
Объект исследования - качество процесса достижения образовательных результатов
Эффективность организации образовательного процесса Качество рабочей учебной программы учителя Наблюдение, посещение уроков и мероприятий, изучение документации
Использование разных видов занятий с учащимися (урок, мастерская, лаборатория, практики и т.п.)
Современные образовательные технологии в организации процесса обучения
Информационные технологии (разнообразие и эффективность)
Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся
Урок как одна из форм организации образовательного процесса (цели, задачи, формы и способы проведения, продуктивность и эффективность)
Организация процесса достижения образовательных результатов (доступность образования) Место МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска» в сетевом взаимодействии школ района, города, страны Анкетирование, тестирование, социологический опрос, экспертиза, изучение школьной документации
Организация профильного обучения в гимназии
Информационная среда гимназии
Многообразие предоставляемых гимназией образовательных услуг
Ресурсное обеспечение гимназии (сопровождение сетевого взаимодействия)
Взаимодействие гимназии с внешней средой
Содержание процесса достижения образовательных результатов Обеспеченность гимназии учебниками и учебно-методическими комплектами (далее - УМК) по предметам Анкетирование, наблюдение, тестирование, экспертиза
Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием
Обеспеченность библиотеки
Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся), работа в информационной среде гимназии
Стабильность основного состава педагогического коллектива гимназии
Участие педагогов в семинарах, конференциях районного, областного уровня
Научно-исследовательская методическая работа в гимназии
Организация дополнительной работы педагога по предмету
Повышение квалификации учителей
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса Уровень тревожности учащихся Анкетирование, тестирование
Уровень тревожности учителей
Мотивация учащихся к достижению образовательных результатов
Мотивация учителей к достижению образовательных результатов
Теперь об оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее -ООП НОО) и основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). С введением ФГОС общего образования оценка результатов реализации образовательных программ как компонента системы оценки качества общего образования претерпевает наибольшие изменения. Они связаны с ориентацией оценки образовательной деятельности обучающихся на новые образовательные результаты (предметные, метапредметные и личностные), на
комплексный подход к их оцениванию через применение инновационных процедур оценки динамики учебных достижений [6, 7, 8]. В этой связи оценка качества результатов носит комплексный характер, включая как внешнюю оценку (государственная итоговая аттестация), которая по определению является независимой, так и внутреннюю (текущая и промежуточная аттестация), включающую в оценочный процесс потребителей образовательных услуг.
Оценка условий реализации ООП НОО, ООП ООО (они тесно переплетаются с оценкой образовательного процесса) (таблица 2).
Таблица 2
Оценка условий реализации основных образовательных программ
Объект исследования - цена достижений образовательных результатов, т.е. затрата ресурсов
Нагрузка учащихся Подходы к составлению расписания Хронометраж Образовательный паспорт школы
Время, затраченное на подготовку к проверочным работам
Время, затраченное на выполнение домашнего задания (индивидуальную домашнюю самостоятельную работу)
Количество проверочных работ в год
Нагрузка учителей Удовлетворённость расписанием Анкетирование, социологический опрос, хронометраж
Необходимость повышения квалификации для реализации требований стандарта
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе
Трудоёмкость (время, затрачиваемое на подготовку)
Уровень здоровья детей Динамика заболеваний детей Тестирование, медицинская статистика
Динамика травматизма детей
Ресурсы обеспеченности образовательного процесса Научно-практическая база Экспертиза, наблюдение,
Научно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Ресурсы образовательной среды Широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, устойчивость, мобильность образовательной среды Методика экспертизы образовательной среды (по методике В.А. Ясвина)
И т.д.
Организация работы по реализации внутренней системы оценки качества образования, в первую очередь, требует разработки локальной нормативно-правовой базы, которая создаётся на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня и представляет собой единый комплекс нормативных документов, регламентирующих нормы и правила функциониро-
вания внутренней системы оценки качества образования и обеспечивающих взаимосвязь между всеми её элементами.
Нормативно-правовая основа внутренней системы оценки качества образования должна устанавливать:
1) разграничение полномочий между муниципальным уровнем и уровнем образовательной организации в вопросах оценки качества образования;
2) порядок оценки качества образования (процедура и технология);
3) порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о результатах внутренней оценки качества образования;
4) порядок разработки, апробации и сертификации измерителей школьной оценки качества образования;
5) порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества школьного образования.
Пакет документов нормативно-правовой направленности может включать в себя [1]:
1) приказ о создании школьных служб обеспечения качества образования.
2) программу развития внутренней системы оценки качества.
3) локальные акты, регламентирующие деятельность по оценке качества образования (например, Положение о внутренней системе оценки качества, Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и др.).
4) другие документы (по мере необходимости).
В существующую нормативно-правовую базу школы в связи с созданием внутренней системы оценки качества образования должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
При формировании внутренней системы оценки качества образования главной задачей является, по нашему мнению, работа по систематическому сбору и обработке информации о степени соответствия условий, структуры и содержания, реализуемых в гимназии образовательных программ общего образования, установленным федеральным, региональным и локальным нормам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также о степени достижения планируемых результатов реализации образовательных программ для оптимизации процесса принятия решений в области повышения качества образования на уровне директора, заместите-
лей директора, коллегиальных органов управления, руководителей структурных подразделений. Для этого необходимо оптимизировать данную работу, минимизировать временные затраты и унифицировать полученную информацию, что и является на текущий момент одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива гимназии.
Список литературы
1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.06.2016 г. № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.", задача 5, мероприятие 5.1.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 «Об утверждении региональной модели оценки качества общего образования»
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации»"
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
References
1. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 27.06.2016 g. №
03/5697 «O napravlenii rekomendacij o vnu-trennej sisteme ocenki kachestva obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah CHel-yabinskoj oblasti»
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015 N 497 "O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gg.", zadacha 5, meropriyatie 5.1.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 295 (red. ot 31.03.2017) "Ob ut-verzhdenii gosudarstvennoj programmy Ros-sijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody"
4. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 22.12.2016 g. № 0302/11974 «Ob utverzhdenii regional'noj modeli ocenki kachestva obshchego obrazovaniya»
5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 01.05.2017) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»"
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki
Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897
8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413
Сведения об авторе
Машукова Светлана Владимировна -
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Information about author
Mashukova S.V. - Deputy headmaster for curriculum and discipline work, Municipal Autonomous Educational Institution «Gymnasium № 26 of the city of Chelyabinsk»