РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
ДЕРУЖИНСКИЙ Г.В.,
доктор экономических наук, профессор, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: [email protected]
В работе рассматривается новая региональная проблема управления качественными параметрами инвестиционного потенциала территории как в его общерегиональном, так и в отраслевом контексте, включая базовые сферы и секторы региональной экономики, в числе которых особое значение имеет транспортная отрасль.
Ключевые слова: качество инвестиционного потенциала; региональная экономика; транспорт; управление; экономико-статистическая оценка.
A new régional problem of management in qualitative paramétrés of investment potential of a territory both in its general regional and branch contexts, including basic spheres and sectors of regional economy of which the transport branch has special significance are considered.
Keywords: quality of investment potential; regional economy; transport; management; the economic-statistical estimation.
Коды классификатора JEL: R42, R48.
Объективно обусловленная ориентацией экономики России на вектор инновационной динамики значимость разработок, посвященных анализу инвестиционного потенциала базовых отраслей региональной экономии — важнейшего фактора роста (количественные показатели) и развития экономики региона (качественные параметры инвестиций), в последнее время все более переходит во вторую — качественную — плоскость [1-9]. Это инициирует исследование новой региональной проблемы — управления качественными параметрами инвестиционного потенциала территории как в его общерегиональном, так и в отраслевом контексте, включая базовые сферы и секторы региональной экономики, в числе которых особое значение имеет транспортная отрасль.
Управление качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса, как управление любым объектом, носит информационный характер и осуществляется посредством направленных информационных потоков. Важность достоверной и полной информации при осуществлении процесса управления качеством инвестиционного потенциала сложно переоценить. Основные информационные потоки, возникающие в указанной системе, представлены на рис. 1.
Система управления качеством инвестиционного потенциала региональной подсистемы транспорта получает информацию о внешней среде (макроэкономические, институциональные, политические и т.д. характеристики региональной экономической системы, показатели стратегии ее социально-экономического развития в целом и в разрезе отраслей региона, включая транспортную), которая воздействует на объект управления, изменяя его параметры, так как данная система относится к классу открытых систем и является относительно обособленной.
В соответствии с целями повышения качества инвестиционного потенциала, субъект управления обрабатывает эту информацию, а также вырабатывает плановую информацию, т. е. данные о желательных параметрах качества инвестиционного потенциала. Последняя сравнивается с фактической информацией состояния качества инвестиционного потенциала компонент транспортного комплекса, на основании чего вырабатывается управляющее воздействие, имеющее также информационный характер.
Таким образом, информация в процессе управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона играет ключевую роль, и ее потоки пронизывают как объект, так и субъект управления. На рис. 1 показаны информационные потоки внутри объекта управления — т. е. инвестиционного потенциала транспортного комплекса, однако их направление и взаимодействие представляет особую важность, в связи с чем они более подробно отражены на рис. 2.
© Г.В. Деружинский, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
информация о внешней среде
TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
О
О
управляющая информация (информационное воздействие)
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ -ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
плановая
информация
водный транспорт
железнодорожный
транспорт
автомобильный
транспорт
трубопроводный
транспорт
воздушный транспорт 4-
информация состояния (оценки качества инвестиционного потенциала)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
ч
«
1
©
£
§■
§
к
а
S'
s
аг
?
о
«
о
о
S
S
о
а
"Я""
s
CD
>
m
~u
<
О
3і
«
se
0
»5
її
аг
а
1
w
її
Рис. 1♦ Основные информационные потоки в системе управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона*.
Так как категория качества инвестиционного потенциала данного сектора региональной экономики является сложной (что проявляется не только при ее формировании, но и в процессе управления), то и информационные связи анализируются в двух аспектах — в разрезе видов транспорта, представляющих транспортный комплекс региона, и в проекции отдельных компонент инвестиционного потенциала, которые могут рассматриваться на уровне отдельных видов транспорта или в контексте транспортного комплекса в целом. Информационное взаимодействие отдельных компонент потенциала при формировании информационной среды процесса управления его качеством, в отличие от взаимодействия данных по видам транспорта, носит не одноранговый, а выраженный иерархический характер. Информация, обеспечивающая управление, должна удовлетворять ряду требований: достоверность данных, т. е. соответствие действительному положению вещей; временная, методологическая и территориальная сопоставимость; своевременность их получения различными пользователями.
Поскольку в процессе управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона информация носит не только характер некоторых получаемых или передаваемых данных и значение имеет не только смысл этой информации, но и приносимая ею польза, то есть возможность ее использования в процессе управления.
Рис. 2. Схема информационного взаимодействия отдельных компонент инвестиционного потенциала при формировании информационной среды управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона.
Иными словами, в процессе управления качеством информация выступает, в первую очередь, в основном своем значении — как элемент снятия неопределенности. Поэтому важнейшими ее качествами являются ценность для процесса управления, т. е. ее пригодность для использования в таком качестве, а для этого она должна адекватно пониматься и восприниматься лицами, вовлеченными в процесс управления. В этом состоит так называемый прагматический подход к рассмотрению информации, при котором основными являются ее свойства с точки зрения потребителей в преломлении к целям ее использования.
Информация, требуемая для обеспечения процесса управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса, непосредственным образом связана с оценкой качества инвестиционного потенциала, которая представляет ее неотъемлемую важнейшую часть. Это связано, в первую очередь, с замкнутостью контура управления инвестиционным потенциалом, представленного на рис. 3.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
108
Г.В. ДЕРУЖИНСКИЙ
Рис. 3. Замкнутый цикл обращения информации в процессе управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона
Очевидно, что информация о состоянии инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона используется для получения оценок его качества, поэтому их формирование играет особую роль в информационном обеспечении всего процесса такого рода управления.
Экономико-статистическая оценка качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона определяет экономический эффект, вызванный его изменением и выявленный в процессе реализации потенциала. Такая оценка является обобщающей, так как она характеризует качество инвестиционного потенциала не применительно к какому-либо одному инвестиционному проекту, а среднее качество инвестиционного потенциала транспортного комплекса за ряд периодов времени. При этом оценивается совокупность характеристик качества в целом путем сравнения качества инвестиционного потенциала, оцененного первоначально, при постановке целей инвестиционной политики, и качества, выявленного в процессе ее реализации; с помощью обобщенных показателей оценивается в целом изменение качества инвестиционного потенциала различных видов транспорта, включаемых в транспортный комплекс региона.
Важной составной частью оценки качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса является оценка качества оказываемых транспортных услуг конечным потребителям. Несмотря на то что такая оценка может рассматриваться как оценка инвестиционного потенциала опосредованно, но в общей системе оценок ее присутствие представляется обязательным. Это связано с тем, что инвестиционный процесс как таковой не обладает самоценностью. Основной целью каждого предприятия и их совокупности является максимизация прибыли, которая невозможна в настоящее время при низком качестве оказываемых услуг.
Кроме того, на мезо- и макроуровнях в условиях растущей социальной направленности экономики России, а также мировой экономики при нарастании процессов глобализации, повышающих важность транспортного комплекса как сферы экономической деятельности удовлетворенность конечных потребителей приобретает все более и более важное значение. Поэтому оценка качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса должна включать в виде органической ее части оценку качества транспортных услуг как по перевозке грузов, так и пассажиров, что особенно важно для Южного Федерального округа.
Когда речь идет об обобщающем показателе динамики качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса, теоретически наиболее приемлемым представляется вычисление модифицированного сводного индекса качества транспортных услуг (у по формуле, аналогичной предложенной проф.
А.Я. Боярским [10]:
. _ ' Р; ' ?1;
к "" 1, ,
где q — фактически оказанный объем услуг в натуральном выражении в сопоставимых единицах измерения (грузооборот либо пассажирооборот) по каждому виду транспорта по всем предприятиям транспортного комплекса региона в анализируемом периоде;
p — — цены, принятые в качестве сопоставимых для оценки каждого вида транспортных услуг по каждому виду транспорта по всем предприятиям транспортного комплекса;
k— — индивидуальные индексы качества по всем видам транспортных услуг, определяемые как отношения фактического уровня качества к уровню, принятому за базу (фактическому в базисном периоде или плановому).
Сводный индекс качества имеет форму взвешенной средней арифметической из индивидуальных индексов. Поэтому для каждого вида транспортных услуг можно использовать свои, специфические показатели уровня его качества. Если предположить, что экономико-статистическое измерение качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона целесообразно проводить по разным компонентам потенциала и разным видам транспорта, то появляется возможность разработать программу экономико-статистического исследования качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона, которая включает следующие этапы:
ЭТАП 1. Разработка программы статистического наблюдения за качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса в процессе разработки инвестиционной политики, а также при ее реализации с учетом специфики вида транспорта и/или компоненты инвестиционного потенциала.
ЭТАП 2. Организация и проведение статистического наблюдения за качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона.
ЭТАП 3. Статистико-математическая обработка полученных результатов наблюдения в целях вычисления обобщающих показателей, построения регрессионных уравнений и расчета коэффициентов корреляции.
ЭТАП 4. Организация периодического учета качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса для прогнозирования его нового (желаемого) качества на основе использования полученных регрессионных уравнений связи отдельных параметров качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса региона.
ЭТАП 5. Разработка рекомендаций по использованию экономических показателей качества в системе управления качеством инвестиционного потенциала транспортного комплекса.
Тем не менее, даже с учетом указанных моментов экономико-статистическая оценка качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса связана с целым рядом трудностей. Во-первых, качество инвестиционного потенциала находит свое выражение во многих показателях, что актуализирует вопрос о разработке интегральных показателей, позволяющих производить однозначную его оценку. Во-вторых, в целом оно может быть определено качеством его отдельных компонент, не равнозначных друг другу по влиянию на качество производимой продукции (предоставляемых услуг). Поэтому необходимо отражение в общей оценке качества инвестиционного потенциала характеристик его отдельных компонент в соответствии с их спецификой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балакирева О.В.,МатвееваЛ.Г. Управление инновационным потенциалом региона: методологические основы, концепция, инструментарий. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
2. ДружининА.Г. Юг России конца XX — начала XXI в. (экономико-географические аспекты). Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2005.
3. Кетова Н.П., Соловейкина М.П. Экономический рост: возможности и границы в трансформирующейся экономике России (методология и теория анализа). Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
4. КолесниковЮ.С.,КетоваН.П., Дружинин А.Г., Овчинников В.Н. Юг России на рубеже Ш тысячелетия: теория, ресурсы, проблемы, приоритеты. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2000.
5. Матвеева Л.Г. Оценка потенциала интегрированных форм предпринимательства: региональный аспект. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000.
6. Состояние научно-технического потенциала в субъектах Российской Федерации и его роль в решении социально-экономических проблем. Материалы парламентских соглашений от 12 ноября 1999 года // Регионология. 2000. № 1. С. 289-309.
7. Степанов А.Я., Иванова Н.В. Категория «потенциал» в экономике. М., 2002.
8. Суспицын С.А. Потенциал и ограничения пространственных трансформаций в экономике России // Регион: экономика и социология. 2004. № 4.
9. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / Под ред.
В.В. Бандурина. М.: Буквица, 2001.
10. Якушев Я.Ф. Этапы статистического анализа качества производства и реализации продукции // www.cfin. ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3