за годы его существования и активной деятельности членов комитета он сумел сплотить вокруг себя значительное количество историков, сформировать основные направления краеведческих исследований во Владимирской губернии.
Литература
1. ПСЗ-II. - СПб., 1862. - Т. XXXV.
2. Труды III областного историко-археологического съезда в г. Владимире в 1906 г. - М., 1907; Труды VII Археологического съезда в Ярославле. - Т. IV. - М., 1897.
3. ГАВО. - Ф.431. - Д.625.
4. ГАВО. - Ф.431. - Д. 1325.
5. ГАВО. - Ф.431. - Д. 59; ГАВО. - Ф.431. - Д.318; ГАВО. - Ф.431. - Д. 1262; ГАВО. - Ф.431. - Д.313; ГАВО. - Ф.431. - Д. 1328; ГАВО. - Ф.431. - Д. 1431.
6. ГАВО. - Ф.431. - Д. 1087.
7. Владимирский историко-статистический сборник / Под ред. К.Н. Тихонравова. - Владимир, 1869; Смир-
нов В.А. Указатель содержания неофициальной части Владимирских губернских ведомостей с 1838 по 1900 гг. включительно и Владимирских епархиальных ведомостей с 1865 по 1900 г. включительно. - Владимир, 1902.
8. Обзор Владимирской губернии. Приложение к Всеподданнейшему отчету. - Владимир, 1878-1914; Протоколы Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир, 1863-1878.
9. Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир. - Т. 1-5. - 1875-1885; Труды Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир. - ТТ. 1-10. - 1863-1873.
10. Смирнов В.А. Указ. соч.
11. Комарова И.И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов // Археографический ежегодник за 1978. - М., 1979.
12. Голышев И.А. К.Н. Тихонравов. - Владимир. 1887.
УДК 93/94 ББК 63.3(2)
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 1992-2007 ГГ.
П. В. Родионов
В статье отмечается, что за годы реформ России удалось добиться существенного прогресса в переходе от централизованного планирования к рыночной экономике и открыть новые формы сотрудничества с зарубежными странами. Этому во многом способствовала разработка и реализация внешнеэкономической политики страны. Однако вплоть до настоящего времени так и не удалось решить всех проблем ее развития. Особенно преодолеть преимущественно сырьевой характер российского экспорта.
Ключевые слова: внешнеэкономическая политика Российской Федерации, экономическая реформа, сотрудничество с зарубежными странами, рыночная экономика, структура российского экспорта WORKING AND REALIZATION OF THE FOREIGN ECONOMIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN
1992-2007
Rodionov P.V.
In article it is noticed that during the years of Russian reforms it was possible to achieve essential progress in transition from centralized planning to market economy and to open new forms of cooperation with foreign countries. It was promoted in many respects by working out and realization of the foreign economic policy of the country. However up to the present and it was not possible to solve all problems of its development. Especially to overcome mainly raw character of the Russian export.
Keywords: foreign economic policy of the Russian Federation, economic reform, cooperation with foreign countries, market economy, structure of the Russian export.
Интеграция России в мировую экономическую систему оказывает самое непосредственное влияние на изменение международного политического статуса страны, динамику внутриэкономических процессов и изменение уровня и качества жизни российских граждан. Продолжающиеся внутренние преобразования в России невозможны без благоприятного международного фона и привлечения внешних ресурсов. Российская Федерация до сих пор фактически находится в состоянии поиска новых моделей в экономической, социальной и правовой сферах. Строительство гражданского общества и открытой экономики невозможно в условиях отстраненности от исторического опыта и современных реалий международной экономической жизни.
Смена внешнеэкономического курса России в начале 1990-х гг. была вынужденной мерой. Новая Россия получила в наследство от СССР глубокие диспропорции народного хозяйства, гипертрофированный военно-промышленный комплекс, отсталую техническую структуру ряда отраслей тяжелой промышленности, изношенные основные производственные фонды. Стартовые неблагоприятные условия экономической реформы усугублялись крайне низким уровнем материальных и валютных резервов, а также внушительными масштабами внешней задолженности1. В этих условиях основная ставка либеральными реформаторами была сделана на поиск зарубежных партнеров, способных оказать поддержку новому экономическому курсу России.
При разработке концепции экономической реформы начала 1990-х гг. в полном объеме не были учтены пози-
1 Внешнеполитические аспекты рыночной реформы в России: Научный доклад Института внешнеэкономических исследований РАН. - М., 1994. - С. 57. 70
тивные стороны действовавшего в стране хозяйственного механизма. Россия получила в наследство от бывшего СССР модель внешней торговли, которая при всех ее недостатках обладала элементами перехода к рыночной экономике1. Механизм монополии внешней торговли был демонтирован еще в конце 1980-х гг., и получившие право выхода на внешний рынок тысячи предприятий представляли собой самостоятельные субъекты внешнеэкономических связей, которые функционировали при свободных ценах и умеренной конкуренции практически независимо от государства. Однако, руководствуясь логикой монетаризма, авторы проекта реформ стремились к скорейшей ликвидации остаточных звеньев механизма монополии внешней торговли (например, непосредственного участия государства в торговых операциях), что имело неблагоприятные экономические последствия2.
Вопреки ожиданиям сторонников рыночных реформ, отмена государственной монополии внешней торговли не повысила конкурентоспособность отечественных товаров. В короткие сроки импорт вытеснил значительную часть продукции российских предприятий с внутреннего рынка. В ответ на открытие своего рынка Россия не только не получила аналогичных льгот за рубежом, но, наоборот, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами. Вплоть до августа 1998 г. стимулы к экспорту снижала политика искусственной стабилизации рубля, поскольку затраты производителей на изготовление и поставку экспортной продукции росли быстрее рублевого эквивалента стоимости поставленного на экспорт товара.
Стремясь найти зарубежную поддержку проводимому курсу, российское руководство настойчиво искало внешнеэкономических партнеров из числа развитых стран Запада. С начала 1990-х гг. «прозападный» курс становится главным приоритетом как в политической, так и в экономической жизни страны. Подобная односторонняя ориентация внешнеэкономических связей имела самые неблагоприятные последствия3.
Объективное исследование показывает, что изменения в географии российского импорта и экспорта часто определялись неэкономическими причинами. В 1990-е гг. произошло вынужденное сокращение торговли со странами, ранее входившими в СЭВ и занимавшими некогда доминирующие позиции во внешнеторговом обороте страны4. В соответствии с новой политической конъюнктурой произошла переориентация России во внешней торговле в направлении дальнего зарубежья.
Логика рыночных реформ предполагала не только непрерывное расширение границ экономического взаимодействия России с зарубежными странами, но и использование налаженных связей в целях углубления системных преобразований в стране. Стремясь заинтересовать зарубежных партнеров в стабильном экспорте российского сырья и гарантированном сбыте готовой продукции на российских рынках, либеральные реформаторы начала 1990-х гг., по сути, обеспечили необратимость произошедших в стране перемен.
Двойственное отношение развитых стран к развитию сотрудничества с Российской Федерацией определялось главным образом динамикой преодоления экономического кризиса в постсоветской России. С одной стороны, большинство европейских стран зависело от стабильных поставок российских энергоресурсов, с другой - многочисленные внутренние проблемы Российской Федерации создавали угрозу экономического риска для зарубежных партнеров.
В результате реализации внешнеэкономической стратегии первой половины 1990-х гг. Россия попала в тесную зависимость от постоянных колебаний цен на мировых рынках топливно-сырьевой продукции, экспорт которой обеспечивал шаткое равновесие в экономике, и за счет валютных поступлений.
В начале 2000-х гг. во внешнеэкономической стратегии России наметились два новых направления: подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию и углубление экономической интеграции в рамках СНГ. Оба направления не конкурировали, а скорее дополняли друг друга, поскольку Россия, как и другие страны Содружества, была намерена постепенно включаться в мировое хозяйство и активизировать свое присутствие на мировом рынке.
Получение Россией статуса страны с рыночной экономикой расширило ее возможности для выхода на мировые рынки. В то же время, с точки зрения экономических интересов Российской Федерации структуру ее экспорта, например, в страны Евросоюза никак нельзя признать рациональной. Треть его составляло минеральное сырье и еще одну треть - металлы и лес. Столь же недостаточно эффективным был и состав импорта России из стран ЕС: треть его была представлена продовольствием и товарами широкого потребления5.
В целом за годы реформ России удалось добиться существенного прогресса в переходе от централизованного планирования к рыночной экономике и раскрыть новые горизонты сотрудничества с зарубежными странами. Однако вплоть до настоящего времени так и не удалось решить комплекс серьезных проблем развития ее внешней торговли, главным образом преодолеть преимущественно сырьевой характер российского экспорта. Особое значение для России имеет стабилизация торгово-экономических отношений с партнерами из ближнего зарубежья. В ряде стран СНГ сохранились элементы былого общего экономического воспроизводства, кроме того, в них про-
1 Обзор российской экономики. Ежемесячный бюллетень. Российско-европейский центр экономической политики. - Февраль 2001. - С. 139.
2 Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарии. - М.: Республика, 1994. - С. 29.
3 Текущий архив Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Разработка внешнеэкономической стратегии.
4 Бурмистров В.Н. Особенности внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - № 7. - С. 44.
5 Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2002 году // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - № 4. - С. 27.
живает значительная часть русскоязычного населения. Таким образом, Российская Федерация объективно заинтересована в расширении внешнеэкономических связей в ближнем и дальнем зарубежье.
УДК 93/94 ББК 63.3(2)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1992-2007 ГГ.
В.В. Головкин
Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем остается одной из наиболее острых проблем, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь миллионов российских семей. Изученный исторический опыт показывает, что для решения проблем жилищно-коммунального хозяйства необходима координация усилий органов власти всех уровней, а также общественный контроль и разумное, прозрачное распределение финансовых средств.
Ключевые слова: реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство, приватизация квартир, инвестиционные проекты.
THE HISTORICAL EXPERIENCE AND LESSONS OF REFORMING OF HOUSING-AND-COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 1992-2007
Golovkin V.V.
The maintenance of citizens with inexpensive and comfortable habitation - one of most acute problems directly mentioning an everyday life of millions of the Russian families. The historical experience shows that for the solution of the problems of housing and communal services, coordination of efforts of authorities of all levels, reasonable and transparent distribution of financial assets, public control are necessary.
Keywords: reforming, housing and communal services, privatization of apartments, investment projects.
Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем остается одной из наиболее острых проблем, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь миллионов российских семей. Масштаб этой проблемы отражен в президентском Послании Федеральному Собранию за 2007 г., в котором, в частности, говорилось о том, что из 3 миллиардов квадратных метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались более 40 лет. Наблюдалась тревожная тенденция постоянного увеличения объемов ветхого жилья. К началу 2007 г. объем ветхого жилья по стране составлял 93 миллиона квадратных метров, из них аварийного - более 11 миллионов квадратных метров. Таким образом, по словам Президента, более половины населения России проживало в условиях, не отвечавших требованиям благоустройства и комфортно-
сти1.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России началась уже в 1991 г. с момента принятия закона о приватизации жилищного фонда. Закон декларировал, что граждане, решившие стать собственниками своего жилья, не только получают возможность владеть, управлять и распоряжаться этим имуществом, но и принимают на себя ответственность по его содержанию. Тем самым изменялась юридическая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы2.
С принятием закона начался постепенный переход всей отрасли на рельсы рыночных отношений с постановкой задачи ее быстрого перевода на полную окупаемость. Однако вскоре практика показала, что население не в состоянии нести такую финансовую нагрузку. Кроме того, непрерывное повышение тарифов по ЖКХ в 1990-е гг. так и не привело к повышению качества предоставляемых услуг. Тем не менее в 1990-е гг. процесс приватизации квартир шел нарастающими темпами. В результате в частной собственности оказалось более 80% всего жилищного фонда3.
Неспособность россиян самостоятельно решать текущие коммунальные проблемы поставила вопрос об организации крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в таких областях, как водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергосбережение, утилизация отходов, строительство и содержание дорог. К концу 1990-х гг. оказались востребованы механизмы государственно-частного партнерства, концессии. Задача по организации таких крупных проектов была возложена не только на государственные структуры, но и на
4
муниципальные органы .
По мере нарастания проблем в ЖКХ все большую актуальность приобретал вопрос качества управления зданиями, находящимися в общедолевой собственности. Управление жилищным имуществом требовало профессио-
1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. - М.: Федерация, 2007. - С. 54.
2 Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Строительная газета. - 1997. - №22. - С. 10-12.
3 Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. - М.: Госкомстат, 1999. - С. 239.
4 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Постановление Правительства РФ от 02.08.99 № 887 // Российская газета. - 1999. - 7 августа.