Научная статья на тему 'Разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ворит не только об их успешном профессиональном самоопределении, но и об успешности их социализации в обществе.

Таким образом, профессиональное самоопределение играет важную роль в социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социализация выпускников при осознанном, успешном профессиональном самоопределении в условиях рыночной экономики, учета специфики рынка труда региона становится более планомерной и целенаправленной, что выражается в самостоятельном планировании дальнейших действий по реализации профес-

сиональных намерений и интеграции в общество.

1. Живага А. Ю. Теоретико-методологические особенности исследования системы профессиональной ориентации молодежи // Социология власти. — 2007. — № 2.— С. 78-80.

2. Зудилова Л. В. Педагогическое сопровождение социализации студентов колледжа // СПО. — 2009.— № 3. — С. 30-39.

3. Ковалева Л. Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры : дис. ... канд. пед. наук. — Томск, 2000. — С. 174-177.

разработка и реализация программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы», Письмами Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-369 «О направлении рекомендаций» и от 18 июня 2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2012 № 610 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» одной из приоритетных задач социализации детей-сирот является сопровождение социальной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в условиях детского дома, так и профессиональной образовательной организации. Необходимым является обеспечение взаимодействия и согласованности всех субъектов сопровождения для решения проблем выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субъектами сопровождения выступают дети-сироты и педагогические коллективы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных органи-

заций. Взаимодействие субъектов сопровождения осуществляется на уровне:

— коллективов (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства, профессиональной подготовки подростков и их трудоустройства);

— отдельных групп педагогов и специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организаций (педагогические консилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сиротам, совместные психолого-педагогические службы);

— отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий, например психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы, руководителем детского дома и представителем администрации образовательной организации).

При взаимодействии решаются задачи правовой, экономической и педагогической под-

держки профессионального становления выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По мнению М. И. Рожкова, Л. В. Байбородо-вой, Т. Н. Сапожниковой, основой сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение преемственности целей, содержания, организационных форм, средств, способствующих формированию и развитию их личностных и профессиональных качеств [1]. Преемственность сопровождения также возможна через разработку и реализацию программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая представляет собой совокупность выполняемых мероприятий, взаимосвязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, направленных на достижение определенной цели. Разрабатывая программу сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует учесть следующие особенности:

— актуальность содержания и соответствие целям сопровождения;

— реалистичность времени реализации программы;

— использование эффективных форм и методов в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— практическая направленность (формирование значимых социально-профессиональных компетенций, ответственного отношения к выбору направления образования и профессиональной деятельности);

— систематичность и комплексность реализации программы.

По данным мониторинга состояния постинтернатного сопровождения данной категории обучающихся Кемеровской области, в сентябре 2015 года программы сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реали-зовывались в 28 профессиональных образовательных организациях и 21 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 89 % от всех образовательных организаций, в которых обучаются дети-сироты. К положительным характеристикам программ следует отнести следующее:

— наличие подробных планов работы по сопровождению с указанием мероприятий, сроков проведения, ответственных (Губернатор-

ский техникум народных промыслов, Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум);

— на разных этапах реализации программы осуществляется взаимодействие с образовательными организациями разных типов, работодателями (Детский дом «Рябинка»);

— разработаны в качестве приложения к программе и реализуются: программа мониторинга постинтернатной адаптации (Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум, Кузбасский техникум архитектуры геодезии и строительства, Верх-Чебулинский детский дом, Кузнецкий индустриальный техникум, Киселевский политехнический техникум), маршрут постинтернатной адаптации, который заполняется разными специалистами (психологом, социальным педагогом, медицинским работником, куратором) (Прокопьевский горнотехнический техникум им. В. П. Романова);

— включение в сопровождение социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разных специалистов образовательной организации: социального педагога, педагога психолога, заместителя по учебно-воспитательной работе (Прокопьевский про-мышленно-экономический техникум);

— учет мониторинговых данных в разработке программы (количество и контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональной образовательной организации, анализ трудностей характерных для данного муниципалитета, с которыми сталкиваются выпускники детских домов (Кузбасский техникум архитектуры геодезии и строительства, школа-интернат № 1 г. Прокопьевска);

— комплексный подход к организации сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (наличие нескольких взаимосвязанных программ дополняющих друг друга и реализуемых поэтапно): детский дом г. Осинники, специальная школа-интернат № 68 г. Новокузнецка, детский дом № 95, Центр подготовки к выпуску и постинтернатное сопровождение, детский дом «Аистенок».

Анализ программ позволил выявить ошибки, на которые педагогам следует обратить внимание при разработке:

— в программе, вместо одной цели программы, представлено четыре и более;

— задачи не соотносятся с целью, содержанием (блоками/модулями) программы;

— сформулированы некорректно или не определены критерии, показатели результа-

тивности реализации программы, отсутствует диагностический инструментарий.

На основе данных мониторинга мы пришли к выводу, что организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обратить внимание на следующие направления постинтернатного сопровождения детей-сирот:

— взаимодействие с работниками профессиональных образовательных организаций, направленное на поддержку выпускников: индивидуальные беседы с преподавателями, мастерами производственного обучения, воспитателями, социальным педагогом, психологом и другими педагогами об успеваемости, посещаемости, дисциплине выпускников, участии в общественной жизни, посещение занятий, мероприятий образовательной организации, привлечение специалистов к решению проблем выпускников, оказавшихся в кризисной ситуации, разработка индивидуальных планов сопровождения для выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

— организация совместной работы с педагогами профессиональных образовательных организаций: обмен опытом работы, пополнение «Методической копилки», планирование и проведение совместных мероприятий (консультации специалистов, экскурсии, беседы и др.);

— организация совместной работы с педагогами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: совместная работа с педагогами организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (обмен информацией по телефону и электронной почте, взаимоконсультирование, совместное планирование, проведение совместной индивидуальной работы с выпускниками и др.), организация взаимопосещений (изучение условий жизнедеятельности, участие в работе педагогических советов и совещаний, проведение совместных мероприятий);

— организация сопровождения выпускников после получения ими профессионального образования: беседы с выпускниками по телефону, электронной почте, выявление проблем, консультирование, посещение предприятий и организаций, где трудятся выпускники, изучение условий труда, беседы с работниками и руководителями, выявление проблем, решение конфликтов, посещение выпускников по месту жительства, выявление социально-семейных проблем, консультирование, оказание поддержки;

— повышение квалификации: организация самообразования по актуальным проблемам сопровождения социальной адаптации детей-сирот, участие в вебинарах, семинарах, форумах, обучение на курсах повышения квалификации;

— оказание выпускникам поддержки при вхождении в новый коллектив сверстников и взрослых: установление доверительных отношений с курируемыми выпускниками, индивидуальные беседы с выпускниками о взаимоотношениях с обучающимися группы, соседями по общежитию, с преподавателями и мастерами, анкетирование по вопросу взаимоотношений с обучающимися и педагогами профессиональных образовательных организаций, выявление проблем взаимоотношений выпускников со сверстниками и взрослыми, определение совместно с ними путей улучшения взаимоотношений с окружающими, оказание помощи выпускнику в решении проблем, возникающих в общении (привлечение психолога, беседы с обучающимися и педагогами);

— участие в работе по профилактике нарушений дисциплины, самовольных уходов, де-виантного поведения: диагностика личности выпускника, проведение групповых и индивидуальных бесед, практических занятий по профилактике отклоняющегося поведения;

— работа по профилактике иждивенчества, потребительства, выученной беспомощности: проведение практических занятий (разбор конкретных ситуаций), в том числе с привлечением специалистов, вовлечение воспитанников в трудовую оплачиваемую деятельность;

— содействие защите прав и законных интересов выпускников: проведение практических занятий по обучению выпускников конструктивным навыкам самозащиты;

— коррекционно-развивающая работа с выпускниками, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость: диагностика усвоения выпускниками норм и правил поведения, конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, обучение выпускников новым умениям и навыкам жизнедеятельности.

— ведение планирующей и отчетной документации: составление общего плана работы с выпускниками, подведение итогов работы, корректировка плана, составление индивидуальных программ сопровождения выпускников, отслеживание результатов выполнения программ, корректировка.

Профессиональным образовательным организациям необходимо обратить внимание

на следующие направления сопровождения социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— изучение личности выпускника: личного дела, информации в региональном банке данных, медицинской карты вместе с медицинскими работниками;

— создание базы данных о курируемых выпускниках: составление карты социально-поддерживающей сети выпускника, заполнение социальных паспортов выпускников, внесение в них изменений и дополнений;

— участие в формировании регионального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБДДС): внесение информации об учебной и социальной адаптации выпускников по итогам полугодия, заполнение итоговой анкеты выпускника профессиональной образовательной организации;

— мониторинг социальной адаптации выпускников детских домов в профессиональной образовательной организации: посещение общежития, беседы с сотрудниками общежития, выпускниками и их соседями по комнатам, посещение самоподготовок домашних заданий выпускников, посещение учебных занятий в группах, где обучаются выпускники, посещение занятий кружков и секций, где занимаются выпускники, обмен необходимой информацией с работниками профессиональной образовательной организации (представителями администрации, преподавателями, мастерами, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, медицинскими работниками), со сверстниками выпускников (обучающимися группы, соседями по общежитию, друзьями), работа с учебными журналами (изучение успеваемости и посещаемости выпускников);

— обмен необходимой информацией с работниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: предоставление оперативной информации по телефону и электронной почте, подготовка информации об итогах адаптации выпускника к условиям профессиональной образовательной организации;

— обмен необходимой информацией с организациями и предприятиями, где продолжили обучение или трудоустроились выпускники: передача необходимой предварительной информации и рекомендаций работодателям о про-

цессе трудовой адаптации выпускников до достижения ими 23 лет;

— анализ результативности процесса социальной адаптации и интеграции выпускников в профессиональной образовательной организации: разработка критериев, уровней адаптации выпускников, отслеживание динамики и результатов адаптации выпускников, социально-бытовой адаптации, адаптации к условиям учебной деятельности, процесса интеграции выпускников в профессиональную образовательную организацию;

— отслеживание социально-трудовой и семейной адаптации выпускников после получения ими профессионального образования до достижения возраста 23 лет: посещение предприятий, где трудятся выпускники, посещение выпускников по месту жительства;

— анализ профессионально-личностного становления выпускников после получения ими профессионального образования до достижения ими возраста 23 лет: разработка совместно с выпускниками индивидуальных планов и критериев профессионально-личностного становления;

— отслеживание результатов сопровождения: проведение диагностики выпускников, заполнение карт сопровождения;

— организация работы с выпускниками по ознакомлению их с системой жизнедеятельности в профессиональной образовательной организации: беседа с выпускниками об особенностях жизнедеятельности обучающихся (студентов) профессиональных образовательных организаций (ПОО) (история и традиции, условия обучения, особенности проведения учебных занятий проживания, питания, материального обеспечения, возможности предоставления дополнительного образования, организация досуга, специфика организации быта, меры социальной поддержки, организация самоуправления), ознакомление выпускников с регламентирующей документацией (режимом дня, правилами поведения в аудиторной и неаудиторной деятельности, правилами проживания в общежитии);

— консультирование выпускников по личным, профессиональным и учебным проблемам: организация групповых консультаций (в том числе с привлечением специалистов органов опеки и попечительства, юристов, специалистов органов социальной защиты, правоохранительных органов), проведение индивидуальных консультаций, в том числе с привлечением специалистов, работа-

ющих в профессиональной образовательной организации;

— оказание выпускникам социально-бытовой поддержки: проведение беседы с выпускниками о правилах поведения в общежитии (по итогам посещений общежития), совместная работа с выпускниками по составлению графика дежурств по комнате, циклограммы по самообслуживанию на день и неделю, практические занятия с выпускниками по организации питания, составлению бюджета;

— формирование у выпускников положительной мотивации в сфере учебной деятельности: беседы с преподавателями и мастерами с целью выявления уровня знаний и учебных компетенций выпускников, посещение занятий, выявление проблем выпускников в учебной деятельности, совместный поиск путей преодоления учебных трудностей, посещение выпускников во время самоподготовки, изучение умения организовать самоподготовку домашних заданий, выявление проблем, выработка совместно с выпускниками алгоритма проведения самоподготовки, организация помощи выпускникам в подготовке домашних заданий (привлечение успешно обучающихся студентов группы, преподавателей, мастеров ПОО, воспитателей, библиотекаря);

— содействие реализации творческого потенциала выпускников во внеаудиторной деятельности и сфере дополнительного образования: анкетирование выпускников (интересы, склонности, возможности), привлечение выпускников к занятиям в секциях, кружках и клубах по интересам, участию в общественной работе, групповых и общешкольных мероприятиях, формирование умений и навыков организации полезного досуга (планирование, практические занятия);

— воспитание положительного отношения к труду, получаемой профессии: индивидуальные беседы с выпускниками по вопросам необходимости получения профессионального образования по выбранной специальности, информирование выпускников о бывших обучающихся, достигших положительных результатов в трудовой деятельности;

— содействие формированию у выпускников здорового образа жизни: составление вместе с выпускниками режима дня, предусматривающего утреннюю гимнастику, привлечение их к занятиям физкультурой и спортом, инди-

видуальные беседы о влиянии образа жизни на внешний облик, оказание практической помощи выпускникам, имеющим нарушения здоровья (привлечение специалистов, направление на консультации к врачам);

— формирование у выпускников уважительного отношения к нравственным нормам, культуры поведения: разбор конкретных ситуаций по воспитанию уважения к нравственным нормам, умению делать правильный выбор (практические занятия, индивидуальные беседы), беседы об общепринятых нормах культуры поведения;

— подготовка выпускников к семейной жизни: беседы об ответственном отношении к браку, родительским обязанностям, оказание поддержки девушкам, оказавшимся в трудной ситуации; участие в работе по профилактике употребления выпускниками алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ): индивидуальные профилактические беседы, привлечение специалистов к работе с выпускниками, имеющими стойкую привычку употребления алкоголя и ПАВ.

— повышение квалификации: организация самообразования по актуальным проблемам сопровождения социальной адаптации детей-сирот, участие в вебинарах, семинарах, форумах, обучение на курсах повышения квалификации;

— ведение планирующей и отчетной документации: составление общего плана работы с выпускниками, подведение итогов работы, корректировка плана, составление индивидуальных программ сопровождения выпускников, отслеживание результатов выполнения программ, корректировка.

Таким образом, учет данных рекомендаций по составлению и реализации программ сопровождения социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать развитию муниципальной и локальной систем постинтернатного сопровождения детей-сирот, их успешной адаптации и интеграции в социальную и профессиональную среду.

1. Рожков М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. — Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. — С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.