где они знакомятся с профессией парикмахера, мальчики проходят профессиональные пробы в ОАО «Автомобилист».
Большинство воспитанников к моменту выпуска из детского дома уже определяются с выбором профессии, успешно заканчивают профессиональные образовательные организации и продолжают свою трудовую деятельность.
С 1998 года по 2016 год из детского дома вы-пустилось 178 человек, из них: получили высшее образование — 17 чел.; среднее профессиональное — 52 чел.; начальное профессиональное — 109 чел. Выпускники, прошедшие социально-профессиональную адаптацию, за-
няли достойное место в жизни. Среди них: преподаватель музыкальной школы, тренер по кикбоксингу детско-юношеской спортивной школы, юрист модельного агентства в Москве, телеоператор в «Останкино» и др. Многие из них вышли замуж/женились, воспитывают собственных детей.
Таким образом, организация сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников способствует формированию у них ответственности за результат собственных действий, стимулирует развитие самостоятельности, умения принимать обдуманные решения, помогает им не растеряться в мире современных профессий, стать успешными в жизни.
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
М. Л. Должен ко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово
В настоящее время актуальность и необходимость постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются комплексом проблем: трудности в адаптации выпускников к новым условиям в социуме после выпуска из специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие жилья, выбора профессии и возможности трудоустройства.
В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой сопровождение рассматривается как процесс, означающий то, что сопрово-ждает какое-нибудь действие, например, следовать рядом, «идти вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь» [1, с. 1200].
Из научных исследований и практического опыта работы с детьми-сиротами следует, что выпускникам специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов необходимо обеспечение индивидуального сопровождения после выпуска в условиях профессиональной образовательной организации. В Письме Минобразования России от 18 июня 2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены
основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, с. 2].
Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже созданы специальные подразделения, осуществляющие постинтернатное сопровождение выпускников, в том числе достигших возраста 18 лет. Им оказывается консультативная, правовая, психологическая, социально-педа-гогическая и иная помощь, содействие в получении образования и трудоустройстве, защи-
те прав и законных интересов, предоставляется при необходимости возможность временного проживания.
Центр профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО оказывает содействие осуществлению постинтернатного сопровождения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Беловского городского округа. Специалистами центра для педагогов, ответственных за постинтернатное сопровождение, проводится работа:
- учебно-методическая (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, тематические консультации);
- организационно-методическая (конкурсы, форумы);
- научно-методическая (конференции, разработка методических рекомендаций, работа экспериментальных площадок).
Задача методиста центра в рамках данного направления — управление процессом сопровождения, включающее организацию социального партнерства системы образования муниципалитета с педагогами-психологами, преподавателями, мастерами производственного обучения, социальными педагогами, воспитателями, библиотекарями, медицинскими работниками, кураторами по организации и осуществлению постинтернатного сопровождения выпускников и др.
Постинтернатное сопровождение осуществляется в Тверской, Московской, Смоленской, Вологодской, Ивановской областях, Краснодарском крае и других регионах. Законами данных субъектов РФ закреплены основные понятия, основания установления постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, технологии и формы постинтернатного сопровождения, функции наставника (куратора) [3, с. 17].
В Кемеровской области разработаны и реализуются положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельности куратора. В Беловском многопрофильном техникуме постинтернатное сопровождение осуществляет куратор, который выполняет функции наставника, ведет индивидуальное сопровождение выпускников в целях их успешной адаптации, получения профессионального образования, трудоустройства, оказывает им необходимую поддержку и отслеживает процесс социализации после окончания профессиональной образовательной организации до достижения ими возраста 23 лет.
В своей деятельности куратор руководствуется нормативными документами по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уставами и локальными актами ПОО, положением о деятельности куратора постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
В техникуме куратор реализует свою деятельность по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое:
- изучение личности выпускника, систематизация и документальное оформление полученной информации, участие совместно с социальным педагогом в формировании регионального банка данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обмен необходимой информацией с педагогическими работниками профессиональной образовательной организации, педагогическими работниками организаций для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, работниками предприятий, где трудоустроены выпускники;
- анализ профессионально-личностного становления выпускников в профессиональной образовательной организации и после получения ими профессионального образования (профессионального обучения) до достижения возраста 23 лет;
- отслеживание результатов сопровождения, их документальное оформление.
2. Организационное:
- ведение планирующей и отчетной документации по сопровождению выпускников;
- организация консультирования выпускников по личным, жизненным, учебным и профессиональным проблемам;
- организация совместной деятельности с работниками профессиональной образовательной организации, направленной на поддержку выпускников в новых для них условиях жизнедеятельности;
- организация совместной работы с педагогическими работниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на обеспечение преемственности в работе с выпускниками, согласованности совместных действий;
- организация сопровождения выпускников после получения ими профессионального образования (профессионального обучения) и трудоустройства, направленного на обеспечение успешной социально-трудовой адаптации.
3. Социально-педагогическое:
- организация работы с выпускниками по освоению ими системы жизнедеятельности в профессиональной образовательной организации;
- оказание выпускникам поддержки в успешном вхождении в новый коллектив студентов и педагогических работников;
- оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов;
- содействие развитию у выпускников самостоятельности, способности к адекватной самооценке и саморегуляции поведения;
- оказание помощи в формировании у выпускников потребности проектирования своей жизни, планирования ее этапов на основе анализа жизнедеятельности и ее результатов;
- содействие в развитии у выпускников коммуникативных навыков;
- участие в формировании у выпускников положительной мотивации в сфере образовательной деятельности, положительного отношения к труду, к получаемой профессии;
- содействие реализации творческого потенциала выпускников в сфере дополнительного образования и организации свободного времени;
- содействие развитию у выпускников потребности в здоровом образе жизни, стремления быть достойным семьянином;
- оказание поддержки выпускникам, оказавшимся в сложной ситуации;
- участие в работе по профилактике деви-антного поведения.
Куратор осуществляет индивидуальную работу с обучающимися — это непосредственное сопровождение выпускников в процессе контакта с ними: искренняя поддержка, создание надежного тыла, доброжелательного круга общения, помощь в осмыслении жизненных трудностей и конкретных поступков в категориях прав и обязанностей.
В процессе реализации постинтернатного сопровождения куратор взаимодействует с сотрудниками МКС (К) ОУ «Школа-интер-нат № 15 города Белово», МКС (К) ОУ «Школа-интернат № 36 города Белово», МКОУ «Бачат-ская общеобразовательная школа-интернат», откуда поступили выпускники и где некоторые из них продолжают проживать и воспитываться.
На этапе прохождения производственной практики куратор передает специалистам-про-изводственникам ООО «Монолит», ООО «Ис-
ток», ООО «Анюта», ИП Рогожникова, колхоз «Ильич», ЗАО «Регион Март» необходимую информацию и рекомендации по работе с выпускниками.
Особое внимание уделяется подготовке выпускников к трудоустройству и адаптации их на рынке труда. Подготовка к трудоустройству включает как их участие в организованных групповых мероприятиях, связанных с привлечением социальных партнеров (экскурсии, беседы, круглые столы), так и выполнение индивидуальной работы (чтение объявлений в газетах, Интернете, обращения в центр занятости населения, звонки для получения информации от потенциальных работодателей, заполнение заявлений и участие в собеседованиях). После того как выпускник трудоустроится, куратор в течение года взаимодействует с ним и представителем предприятия, осуществляет мониторинг социально-трудовой адаптации выпускника.
Самым важным моментом всей деятельности куратора является умение стать для выпускников социально значимым лицом, установить с ними доверительные отношения, укрепить веру в собственные силы, организовывать ситуацию успеха в сфере профессионального образования (профессионального обучения), способствовать социально-профессиональной адаптации, поддерживать достигнутые положительные изменения.
В целом постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует формированию готовности к самостоятельной жизни обучающихся, принятию ими правильных жизненных решений, что в свою очередь позволяет совершенствовать организацию постинтернатного сопровождения выпускников на муниципальном и региональном уровнях.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Оникс : Мир и образование, 2005. — 1200 с.
2. Килина И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. — 17 с.
3. О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : письмо Минобразования России от 18 июня 2013 г. № ИР-590/07.