УДК 656.073 (47)
Т. А. Прокофьева, А. Г. Фадеева*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ИНДУСТРИАЛЬНО ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗОРУДНОГО КОМПЛЕКСА С УЧАСТИЕМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА - КОМПАНИИ «ОЛКОН»
Статья посвящена вопросам разработки модели индустриально-логистического кластера обслуживания предприятий железорудного комплекса ОАО " Северсталь" с участием логистического оператора - компании ОАО "Олкон" в рамках реализации клиентоориентированной стратегии партнерства.
Ключевые слова: железорудный комплекс; кластер; кластерная модель; логистический центр; стратегия развития, логистические издержки.
Для успешного развития предприятий железорудного комплекса ОАО "Северсталь" необходимы новые подходы и технологии управления, основанные на последних достижениях науки и мировом опыте. В условиях рыночной экономики ведущей стратегией экономического развития является кластерный подход к управлению отраслями, обеспечивающий инновационное развитие и повышение конкурентоспособности.
Инициатором формирования Индустриально -логистического кластера обслуживания предприятий железорудного комплекса ОАО «Северсталь» выступает горно-обогатительный комбинат ОАО «Олкон» в рамках реализации клиентоориентированной стратегии своего развития и интеграции с партнерами по бизнесу.
Основной деятельностью компании «Олкон» является:
- пользование недрами (добыча, извлечение и переработка минеральных ресурсов);
- производство изыскательских, геологоразведочных работ;
- промышленное производство (горные работы, выработка и реализация железорудного концентрата, суперконцентрата и т. п.);
- реализация продукции промышленного производства;
- производство и использование взрывчатых веществ;
- услуги связи;
- содержание и эксплуатация АЗС;
- операции с валютой и ценными бумагами;
- выполнение проектных, научно-исследовательских работ;
- сбор и реализация вторичных ресурсов;
- балансировки железнодорожных путей;
- строительство автодорог;
- строительства гидротехнических сооружений;
- оказание полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг предприятиям системы ОАО "Северсталь";
- прочие виды деятельности.
Учитывая широту решаемых компанией «Олкон» задач, исключительную важность и значимость для народного хозяйства страны железорудного комплекса, было предложено в рамках реализации стратегического партнерства компании сформировать Индустриально-логистический кластер (ИЛК) на базе компании ООО «Олкон», ее основных клиентов и партнеров по бизнесу.
Согласно определению Майкла Портера, основоположника кластерного подхода, кластер -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.
Предложенная модель Индустриально-логистического кластера согласно теории состоит из четырех крупных блоков: ядро кластера, обслуживающие, вспомогательные и
дополняющие объекты, обеспечивающие инновационный характер развития участников кластера.
В качестве ядра (компаний-лидеров), предлагаемого к формированию Индустриально -логистического кластера, рассматриваются:
- транспортно-экспедиционная компания (поставщик логистических услуг) «Олкон»;
- основной потребитель Оленегорского железорудного концентрата Череповецкий металлургический комбинат;
- партнеры ОАО "Олкон" - компании, входящие в состав ОАО "Северсталь"("Северсталь Ресурс"; "Северсталь Российская Сталь"; "Северсталь
Интернешнл"), а также специально учрежденный на базе современных информационных технологий Координационный логистический центр.
Учитывая межотраслевой характер ИЛК в его ядро, кроме логистических поставщиков, входят и основные клиенты и партнеры: ОАО "Северсталь"; ОАО "Воркутауголь"; ООО "Кузбассуголь"; ОАО "Карельский окатыш"; ОАО «РЖД»;
К категории обслуживающих объектов отнесены: магистральная сеть путей сообщения с подъездными путями; предприятия и организации всех видов транспорта; сортировочные и погрузо-разгрузочные станции, терминальные комплексы, логистические центры, другие объекты транспортной инфраструктуры; службы технического обслуживания тепловозов и железнодорожных путей; участки погрузки и подготовки вагонов; узкофункциональные логистические провайдеры: экспедиторы, перевозчики, владельцы терминалов, товарных и таможенных складов, таможенные брокеры; крупные инвестиционные компании, финансово-промышленные группы, банки; ОАО «РЖД»и др.
Дополняющими объектами в Индустриально-логистических кластерах являются предприятия и организации образовательной и инновационной направленности: научно-исследовательские
институты и лаборатории, образовательные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы, наукограды, центры компетенций и инноваций.
Особое внимание при формировании Индустриально-логистического кластера должно быть уделено механизму реализации кластерной стратегии, взаимодействию власти и бизнеса, реализации инновационной и инвестиционной политики на основе государственно-частного партнерства. При этом государственно-частное партнерство рассматривается и как механизм реализации инвестиционных проектов, включающих развитие транспортно-
логистической и производственной
инфраструктуры, а также эффективного взаимодействия участников Индустриально логистического кластера.
Для обеспечения взаимодействия участников Индустриально-логистического кластера с органами государственной власти предлагается создать совещательный орган в виде координационного совета по развитию ИЛК.
Вспомогательные объекты в модели Индустриально-логистического кластера
представлены следующими участниками кластера: дистрибьюторы, агенты, дилеры, брокеры и другие оптовые торговые и логистические посредники, охранные, страховые компании, информационные и консалтинговые компании, органы лицензирования и сертификации, распределительные центры крупных
промышленных предприятий, оптовые базы и центры оптовой торговли, центры дистрибьюции,
рекламные и маркетинговые агентства, строительные и геологоразведочные компании.
Идея создания Координационного логистического центра в транспортном узле не нова. Компанией ОАО «РЖД» разработана и поэтапно реализуется «Концепция создания логистических координационных центров в транспортных узлах и морских портах».
В составе Координационного логистического центра Индустриально-логистического кластера по обслуживанию предприятий железорудного комплекса ОАО «Олкон» предусмотрены следующие структурные подразделения:
- Управление грузовыми и пассажирскими перевозками, Служба диспетчеризации;
- Управление взаимоотношениями с клиентами и логистическим сервисом;
- Управление терминально-складским хозяйством;
- Управление вагонным парком и локомативами;
- Информационно-логистический центр;
- Центр компетенций и инноваций;
- Финансово-расчетный центр;
- Служба транспортной и экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Создание такого Координационного центра в составе Индустриально-логистического кластера, учитывая сложную структуру его подразделений, требует тщательного подбора кадров с высоким профессиональным уровнем и опытом практической работы. Только при этих условиях может быть получен высокий совокупный эффект от интеграции участников и партнеров индустриально логистический кластер.
Базисными условиями формирования и успешного функционирования кластерных моделей является так называемое правило «5-ти «И» (см. рис.1):
- Инновации - обеспечивают повышение прибыли и конкурентоспособности;
- Интеграция - обеспечивает эффект синергии и снижение рисков;
- Информация - обеспечивает координацию и взаимодействие участников кластера;
- Интерес - согласование экономических интересов на основе межорганизационной координации участников кластерных образований;
- Инициатива - добровольное объединение, как правило, на договорных началах предприятий малого и среднего бизнеса с крупными компаниями-лидерами.
В результате создания индустриально логистического кластера по обслуживанию предприятий железорудного комплекса ОАО «Северсталь» на базе логистической компании ОАО "Олкон" ожидается получение крупного коммерческого и народнохозяйственного эффекта: 1. Увеличение доходов и прибыли компаний-участников индустриально логистического кластера за счет эффекта синергии, внедрения инноваций и повышения квалификации
сотрудников. Увеличение внутреннего валового продукта (ВВП).
2. Повышение качества логистического сервисного обслуживания потребителей железного концентрата, феррито-стронцевых порошков, щебня; снижение логистических издержек на основе осуществления балансировки железнодорожных путей.
3. Увеличение объемов и повышение качества мультимодальных перевозок с организацией перевалки в морских, речных портах, в т.ч. крупногабаритных грузов, включая железный концентрат.
4. Повышение качества логистического обслуживания строительства железных дорог и обустройства железорудных месторождений.
5. Повышение прибыли и рост ВВП на основе увеличения добычи, потребления и экспорта железорудной продукции.
КЛАСТЕР *
нмв г-1—1 нв
Инициатива Инновация Интеграция Информация Интерес
! » \ 1 *
Инвестиции
Рис. 1. Условия формирования и успешногофункционирования кластеров
Основными составляющими эффекта от функционирования Индустриально-
логистического кластера по обслуживанию предприятий железорудного комплекса ОАО «Северсталь» на базе логистической компании «Олкон» являются:
- повышение качества логистического сервиса и увеличение количества услуг, предоставляемых предприятиям железорудной промышленности ОАО «Северсталь»;
- обеспечение выполнения заказа на поставку продукции точно к указанному сроку;
- полнота удовлетворения и точность выполнения параметров заказа потребителей;
- обеспечение координации и взаимодействия видов транспорта и других участников цепи поставок на основе создания КЛЦ (4РЬ-провайдера) и внедрения информационно-управляющих систем;
- снижение себестоимости перевозки и ускорение доставки продукции с перерабатывающих заводов ОАО «Северсталь»;
- снижение общих и операционных логистических издержек, включая снижение затрат на транспортировку и времени обработки и выполнения заказа;
- разработка и внедрение Центром компетенций и инноваций сквозных единых технологий мультимодальных перевозок на основе согласования экономических интересов и установления партнерских взаимовыгодных отношений между видами транспорта и другими участниками цепи поставок;
- увеличение объемов производства, железного концентрата; феррито-стронцевых порошков; щебня и др.
- обеспечение логистическими операторами информационной и коммуникационной надежности, точности и своевременности;
- улучшение снабжения вахтовых рабочих материально-техническими ресурсами;
- повышение комфортности пассажирских перевозок и ускорение доставки вахтовых рабочих;
- доставка точно ко времени щебня как заполнителя бетона для балансировки железнодорожных путей, строительство автодорог, строительства гидротехнических сооружений и др.
- сокращение сроков строительства и балансировки железнодорожных путей, строительства автодорог, гидротехнических сооружений.
Своевременность и объемы поставок сырья -важные факторы, зачастую находящиеся вне контроля ОАО «Северсталь». Особенно существенное влияние на деятельность компании оказывает значительное сокращение производства стали, связанное с падением спроса на фоне медленного изменения цен на сырье и энергетические ресурсы, а также сохраняющиеся высокие тарифы на транспортные услуги.
Одной из основных составляющих эффекта от формирования Индустриально-логистического кластера по обслуживанию предприятий железорудного комплекса на базе логистической компании ОАО «Олкон» является снижение общих и операционных логистических издержек, включая снижение затрат на транспортировку и времени обработки и выполнения заказа на обслуживание потребителей.
Транспортные издержки в стоимости валовой продукции, создаваемой предприятиями железорудного комплекса ОАО «Северсталь» превышают 40-50%.
При уменьшении себестоимости перевозки, осуществляемой логистическим оператором -транспортно-экспедиционной компанией ОАО «Олкон», на 5-10% будет обеспечен высокий экономический эффект в виде увеличения валовой прибыли предприятий железорудного комплекса ОАО «Северсталь» на 10-20%.
Прокофьева Татьяна Анатольевна - д.э.н., профессор кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Фадеева Анастасия Геннадьевна - студентка 5-го курса кафедры Логистики и экономической информатики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2001. - 495 с.
2. 2. Прокофьева Т.А., Адамов Н.А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. - 305 с.
3. 3. Прокофьева Т. А., Клименко В.В. Методологические аспекты построения кластерной модели транспортно-логистической инфраструктуры региона. // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 6. - С. 31-41.
4. 4. Прокофьева Т. А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортном комплексе России. М.: ИД «Экономическая газета», 2012. - 524 с.
Prokof'eva Tatiana Anatol'evna, Fadeeva Anastasiya Gennad'evna* D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE INDUSTRIAL AND LOGISTICS CLUSTER MODEL TO SERVICE ENTERPRISES OF IRON-ORE COMPLEX WITH PARTICIPATION OF THE LOGISTICS OPERATOR - COMPANY «OLKON».
Abstract
The article is devoted to the development of models of the industrial and logistics cluster service enterprises of iron-ore complex Public Corporation «Severstal» with participation of the logistics operator - Public Corporation «Olkon» in the framework of implementation of client-oriented strategy of partnership.
Key words: iron complex; cluster; cluster model; logistics center; development strategy; logistics cost