УДК 657.8
DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(4).557-565
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
О. А. Фрейдман
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация
Статья посвящена анализу условий и направлений трансформации транспортно-логистической системы Иркутской области с учетом ее специфической, интеграционной роли для западных и восточных регионов России. Устойчивое развитие регионов России тесно связано с вопросами межсистемной интеграции в сфере управления цепями поставок. Факторами эффективной организации процессов перемещения и распределения материальных ресурсов являются развитие логистической инфраструктуры и укрепление межотраслевого взаимодействия различных видов транспорта. Понятие устойчивости при этом определяет способность региональной транспортно-логистической системы функционировать в сложных рыночных условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. К рассмотрению предлагается анализ некоторых результатов исследования состояния транспортно-логистической системы Иркутской области. Разработанная методология исследования макро- и мезологистических систем, основанная на измерении контрольных параметров, позволяет охарактеризовать состояние транспортно-логистических систем, а предложенная кластерная форма объединения логистических провайдеров делает возможным повысить устойчивость транспортно-логистической системы Иркутской области.
Информация о статье
Дата поступления 8 февраля 2016 г.
Дата принятия к печати 5 апреля 2016 г.
Дата онлайн-размещения 2 августа 2016 г.
Ключевые слова
Транспортно-логистическая система; транспортно-логистическая инфраструктура; трансформация; сетевой кластер
TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM AS A CONDITION FOR THE SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT
Oksana A. Freidman
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Abstract
This paper analyzes conditions and areas of transformation for the transport and logistics system of Irkutsk region with account for its special integrating role for the western and eastern provinces of Russia. Sustainable development of Russian provinces is closely linked to the issues of the intersystem integration in the field of the supply chain management. Development of the logistics infrastructure and strengthening intersectoral collaboration in transport modes are the key factors for the efficient allocation and distribution of material resources. The concept of sustainability determines the ability of the regional transport and logistics system to function in challenging market conditions with a high degree of uncertainty. The paper offers analysis of the research results related to the transport and logistics system of Irkutsk region. The technique developed for investigation of the macro- and mesolo-gistics systems is based on measuring control parameters and allows for identification of the current conditions of the transport and logistics systems. The author proposes a cluster form for the logistics providers network that enables enhancement of sustainability of the Irkutsk region transport and logistics system.
Article info
Received February 8, 2016
Accepted April 5, 2016
Available online August 2,2016
Keywords
Transport and logistics system; transport and logistics infrastructure; transformation; network cluster
© O. A. 0peMflMaH, 2016
Ф 0 H
n *
о
о
о
а
S)
о
H
H ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3 s
£
ф
о *
о
5<
а
а
g
ф 3
M
о
M
Z
10
(л
(л —
№
в) (л
Разработка стратегий регионального развития тесно связана с анализом состояния транспортной системы и включением в состав стратегии региона элементов логистических стратегий на уровне мезо- и макросистемно-го управления.
Трансформация региональных транс-портно-логистических систем является непременным условием решения ряда макроэкономических задач, поставленных в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г.1, а именно: повышение межсистемной координации логистической деятельности на территории Иркутской области; рост качества транспортно-логистических услуг; ускорение интеграционных процессов на рынке транспортно-логистических услуг как фактора сокращения транзакционных затрат; увеличение эффективности использования и развития транспортно-логистиче-ской инфраструктуры; оптимизация инвестиционной политики в сфере финансирования проектов по развитию транспортно-логисти-ческой инфраструктуры.
Изменение состава и структуры транспорт-но-логистической системы (ТЛС) обусловлено сменой целевых ориентиров управления территориальной системой, что предполагает проведение предварительных исследований индикаторов ее состояния. Вопросы методологии проведения мониторинга социально-экономического развития региональных логистических систем были ранее рассмотрены в работах ученых [1; 2]. Однако вопросы модификации транспортно-логистических систем, связанные с их изменением и разработкой стратегий на мезо- и макроуровне, остаются открытыми для исследования.
В этой связи была разработана методология исследования потенциала региональной ТЛС, включающая изучение влияния внешних факторов, что позволило бы определить проблемы и перспективы ее развития и предложить наиболее эффективную организационную структуру для управления потоковыми процессами [3].
Методология исследования потенциала ТЛС позволяет выделить следующие условия повышения устойчивости и эффективности потоковых процессов:
- макроэкономические явления и процессы как факторы внешнего воздействия на ТЛС (политико-правовой, инвестиционного климата или инвестиционно-инновационный;
1 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р // СПС «КонсультантПлюс».
климато-географический; фактор развития потребительского рынка);
- факторы развития «твердой» логистической инфраструктуры (состояние транспортной системы региона и его складской инфраструктуры);
- факторы развития «мягкой» логистической инфраструктуры (наличие и развитость информационных систем и системы подготовки кадров в сфере логистики, коммерции и транспорта) [4].
Перечисленные результаты деятельности подсистем транспорта и логистики свидетельствуют о развитости ТЛС региона, интеграции отраслевых рыночных структур и уровне координации деятельности участников рынка транспортно-логистических услуг.
Принятие решений в сфере трансформации ТЛС требует проведения регулярных исследований базовых показателей результативности логистических процессов, а также условий вне- и внутрисистемного характера. К показателям результатов логистических процессов на транспорте относят: показатели грузовой работы, величину внешнеторгового оборота и ее динамику, а также индексы рынка потребительских услуг.
Отметим, что климато-географические, геополитические и социально-экономические условия, способствующие развитию и функционированию ТЛС Иркутской области, ранее рассматривались в работах отечественных ученых [5-7], поэтому внимание сосредоточено на текущем влиянии политико-правовых факторов на показатели объемов потребления и транспортной работы на исследуемой территории. Учитывая факт, что Иркутская область находится в эпицентре транспортных коридоров [5; 6], а также является стратегически важным объектом при взаимодействии регионов для осуществления взаимосвязи между дальневосточными и северными регионами страны, регулярное исследование условий формирования цепей поставок становиться осознанной необходимостью.
Внешнеполитические условия, в которых оказалась Россия в 2014-2015 гг. и введение экономических санкций не могли не сказаться на развитии экономики ее регионов и потребовали пересмотра и корректировки программ социально-экономического развития. Среди индикаторов развития рынка потребительских услуг для анализа были выбраны индексы потребительского рынка и показатели внешней торговли Иркутской области, которые, с одной стороны, характеризуют платежеспособный спрос населения, а с другой, способность подсистем
промышленности, транспорта и торговли адаптироваться к рыночным изменениям. Роли логистического подхода в совершенствовании процессов товародвижения уделено достаточное внимание в научных работах современных отечественных ученых [8-10]. На основании этих и других исследований в качестве результатов управления потоковыми процессами были выбраны такие показатели развития потребительского рынка, как объемы и индексы розничного и оптового товарооборота, физический объем реализованных населению товаров и услуг, индекс объема реализованных бытовых услуг.
Развитие потребительского рынка г. Иркутска отличается стабильностью и положительной динамикой, чего нельзя сказать о рынке Иркутской области в целом, где показатели розничного оборота и объема реализации населению услуг характеризуются отрицательной динамикой, в то время как оборот общественного питания незначительно возрастает(табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей потребительского спроса в Иркутской области в 2012—2015 гг.
Показатель 2012 2013 2014 2015
Индекс оборота 1,054 1,041 1,013 0,924
розничной торговли
Индекс объема 1,023 1,018 1,004 0,935
реализованных услуг
Индекс общественного 1,001 1,003 1,015 1,038
питания
Представленные данные определяют тенденцию в динамике объема перевозок как одного из основных показателей планирования деятельности транспорта и торго-во-распределительной системы г. Иркутска и Иркутской области, подчеркивая необходимость ее совершенствования.
Состояние потребительского рынка области в 2014-2015 гг. характеризуется сокращением его объемов, что связано с наличием объективных факторов: снижение величины реальных доходов населения, миграция населения за пределы области, снижение показателей деловой активности в секторах конечного потребления. Однако присутствие сетевых оптово-розничных компаний, обеспечивших ценовую доступность товаров за счет растущей конкуренции, увеличило их потребительский спрос. Так, в 2012 г. доля оптово-розничных сетей в товарообороте составляла 13,1 %; 2013 г. — 7 %; 2014 г. — 16,7 %; 2015 г. — 15,8 %.
Сохранение уровня потребления также зависит и от эффективной работы транс-
портных и складских подсистем, о развитии которых речь пойдет далее.
Иркутск и Иркутская область являются значимым участником внешнеторговых операций. Одним из признаков эффективной работы ТЛС является положительная динамика внешнеторгового оборота. Данный показатель также отражает макроэкономические тенденции, влияние внешнеполитического фактора, который в 2013-2015 гг. оказывал негативное воздействие на функционирование рынка грузовых перевозок.
Анализ сопоставимых показателей внешнеторговой деятельности за 2012-2015 гг. позволяет судить о преобладании экспорта в структуре внешнеторгового оборота. Удельный вес экспорта и импорта в стоимостном товарообороте Иркутской области характеризуется следующими данными: 2012 г. — 84 и 16 %; 2013 г. — 89 и 11 %; 2014 г. — 82 и 18 %; 2015 г. — 85 и 15 % соответственно2. Что касается абсолютных показателей, то, по данным Росстата и областной службы статистики, внешнеторговый оборот Иркутской области в 2011 г. составил — 8 871,5 млн дол., в 2013 г. —
9 819,8 млн дол., в 2014 г. — 9 053,0 млн дол., а по прогнозу на конец 2015 г. —
10 501,5 млн дол. Отчасти рост величины внешнеторгового оборота обусловлен активизацией заключения экспортно-импортных сделок со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, вызванной изменениями во внешней политике России. Необходимо отметить, что доля участия стран Азиатско-Тихоокеанского региона во внешнеторговом обороте Иркутской области в 2015 г. составила 53 %, при этом партнерами этой зоны являлись 22 страны (экспортеры — 17, импортеры — 19).
Со стороны России участвовало 480 контрагентов, из них экспортеры — 351 (73,12 %), а импортеры — 151 (31,45 %)3. Экспертная оценка доли транзита во внешнеторговом товарообороте свидетельствует почти о 3%-ном росте. Наличие широкого круга зарубежных партнеров обнаруживает стратегическую важность повышения качества транспортно-экспедиционных и логистических услуг, необходимость перспективного планирования совместной деятельности всех видов транспорта, координацию
2 Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. URL : http://irkutskstat.gks.ru.
3 URL : http://sia.ru/?section=484&action=show_
news.
Ф П ч
n *
о
о
о
а
и ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2
Z
10
О
5
(л —
№
в) (л
деятельности транспортно-логистических посредников.
Представленные факты свидетельствуют о необходимости трансформации ТЛС Иркутской области и совершенствовании ее инфраструктуры с учетом развития территории как транзитной, что подтверждает необходимость формирования инфраструктуры, поддерживающей мультимодальные перевозки [11]. В этой связи необходимо охарактеризовать транспортную систему Иркутской области, а также условия ее функционирования. В разные годы ученые Иркутской области рассматривали вопрос об уровне развития транспорта и логистики, что побуждало к внесению изменений в планы стратегического развития региона. При этом вопросы анализа состояния транспортной подсистемы и показателей работы остаются актуальными.
Основными показателями результатов работы транспортной системы являются объем отправок грузов и грузооборот (табл. 2). Индексы объема отправок грузов Иркутской области за 2001-2015 гг. свидетельствуют о значительном снижении объема в 2009 и 2014 гг. (на 7,84 и на 23,6 % соответственно), обусловленном политическими санкциями и негативными событиями в сфере международных отношений4. Исследования показали, что спады объемов отправок грузов наблюдаются на следующий год от проявления влияния политико-правового фактора. Своевременная корректировка действий в сфере координации деятельности транспор-тно-логистических посредников приводит к росту результативных показателей работы транспортной системы области, что подтверждается показателями 2015 г. (рост показателя отправок — 2,17 %).
В частности, на сохранение объема перевозок и грузооборота повлияли мероприятия по реконструкции объектов транспортной инфраструктуры: капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог области, строительство и ввод в эксплуатацию путепровода, реконструкция речного порта Осетрово.
4 Предпринимательство. Транспорт [Электронный ресурс] : данные стат. отчетов. URL : http:// irkutskstat.gks.ru.
В течение длительного периода (20072013) большую долю в грузообороте занимал железнодорожный транспорт — до 96,3 %. Однако в 2014-2015 гг. доля грузооборота автомобильного транспорта возросла с 2,86 до 8,7 %, поэтому доля железнодорожного транспорта снизилась до 87,9 % (расчет по структуре грузооборота дан по состоянию на 1 декабря 2015 г.). Доля водного транспорта поднялась до 3,97 % за счет совершенствования логистической системы речного порта Осетрово, а доля воздушного транспорта возросла до 0,116 % за счет увеличения грузовых почтовых от-правок5. Доля автомобильного транспорта в общем объеме областных перевозок, несмотря на высокую стоимость, растет. Происходит отказ от перевозок железной дорогой в пользу автомобильного транспорта, о чем свидетельствуют показатели динамики структуры грузооборота Иркутской области по видам транспорта за 2007-2015 гг. (рис.). Подобное положение дел возникло благодаря тому, что железнодорожный транспорт в основном обслуживает «традиционных» грузоотправителей — перевозчиков сырьевых грузов, а не представителей «конкурентных сегментов». Снижение объема отправок грузов железнодорожным транспортом связано как с изменением структуры отправляемых грузов, так и с возможностью организации прямой доставки, организации услуги «от двери до двери» транспортно-логисти-ческими операторами, осуществляющими региональные автомобильные перевозки.
Анализ направлений перевозок, осуществленных за 2014-2015 гг. Восточно-Сибирской железной дорогой (филиалом ОАО «РЖД»), показал, что основная доля (51,73 %) приходится на перевозки по России6. Отправки в пределах Восточно-Сибирской железной дороги составляют около 71,49 %, объем перевозок по Сибирскому федеральному округу — 12,2 %, транзит за пределами Сибирского федерального округа — 16,28 %.
Автомобильный транспорт в большей степени используется для удовлетворения внутренних потребностей области в пере-
5 URL : http://irkutskstat.gks.ru.
6 Там же.
Динамика грузооборота Иркутской области в 2009—2015 гг.
Таблица 2
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Величина грузооборота, млн т/км 67 793 120 571 129 449 133257 134 344 111 589 114 404
Темп роста, % 69,14 177,85 107,36 102,94 100,82 83,06 102,52
Темп прироста, % -30,86 77,85 7,36 2,94 0,82 -16,94 2,52
100 98 96 94 92 90 88 86 84 82 80
0,001 0,003 0,003 0,004 0,005 0,005 0,006 0,200 0,203
2,60
1,59
95,81
2,15
1,94
95,91
1,59
3,90
94,5
1,66
2,71
95,63
1,57
3,72
94,70
2,75
1,75
2,41
95,50 96,33
1,25
4,50
8,60
86,69
3,97
8,74
87,09
2007
2008
2009
2010
2011
2012 2013 2014 2015 □ Железнодорожный □ Автомобильный □ Водный ■ Воздушный
Структура грузооборота Иркутской области по видам транспорта в 2007—2015 гг. (без учета трубопроводного транспорта), %
возках грузов и пассажиров. В Сибирском федеральном округе доля протяженности автодорог Иркутской области — 11,98 % (2-е место после Красноярского края). Состояние автодорог территориального значения по показателям наличия твердого и усовершенствованного покрытия ниже, чем в ряде областей данного субъекта РФ. Прирост строительства автодорожной сети, по данным последних четырех лет, характеризуется нестабильной динамикой: в 2011 г. прирост составил 0,11 %; 2012 г. — 33,4 %; 2013 г. — 49,78 %; 2014 г. — только 1,04 %, а в 2015 г. — 1,014 %7. Приведенные статистические данные свидетельствуют о необходимости пересмотра инвестиционных проектов по ремонту и реконструкции автодорог, что связанно с изменением заинтересованности участников перевозочного процесса.
Иркутская область имеет сеть водных путей, пригодных для судоходства. Крупнейшие порты расположены на р. Лене в г. Киренске и г. Усть-Куте (Осетрово), через них осуществляется перевалка грузов по Северному транспортному коридору в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси. Удельный вес водных путей Иркутской области в составе Сибирского федерального округа имеет первостепенное значение и составляет 25,16 %, однако его использование ограничено климатическими условиями. Объем грузов, перевезенных водным транспортом, в общей структуре отправок составляет от 1,4 до 1,7 %, а в структуре грузооборота — от 1,25 до 2,15 %.
7 URL : http://irkutskstat.gks.ru. ^вЫ 1993-3541
В транспортную систему Иркутской области входят девять аэропортов, два из которых являются международными. Городской аэропорт Иркутска оснащен грузовым терминалом, предназначенным для хранения и обработки таможенного груза. Общая площадь складской системы аэропорта составляет 2 544,6 м2, а его пропускная способность — 450 т. Объем отправлений грузов, осуществляемый авиакомпаниями, до 2013 г. возрастал. Однако в 2014 г. в связи с общим падением объема отправок грузов показатели транспортной работы на авиатранспорте снизились. Доля авиатранспорта в областном грузообороте составила 0,117 %, доля объема ежегодных отправок грузов — около 0,01 %. В 2015 г. доля объема отправок грузов повысилась до 0,116 %, а величина грузооборота снизилась до 0,112 % и на ноябрь 2015 г. приравнялась к 0,5 млн т/км.
На рынке г. Иркутска и Иркутской области действуют около 270 транспортно-экс-педиционных и логистических компаний, что свидетельствует об активном развитии данного сектора услуг, а также требует исследования потребности в использовании различных видов транспорта. По данным опроса транспортно-логистических операторов, проведенного в 2012-2015 гг., 57 % посредников используют в своей деятельности более одного вида транспорта, что требует создания мультимодальных транспортных систем.
Результаты опроса провайдеров подтверждают дифференцированный подход к формированию перевозки (табл. 3). Отметим, что использование в структуре перевозок железнодорожного и автомо-
ф
п ч
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3 X
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф
3
м
о ^
н
н 2
№
ю
ш
ш —
№
в) (л
бильного транспорта является преобладающим, поэтому логично, что «ядро» кластера как логистической системы может быть представлено ассоциацией автоперевозчиков вместе с управленческими структурами Восточно-Сибирской железной дороги (филиалом ОАО «РЖД»).
Таблица 3
Использование различных видов транспорта транспортно-логистическими посредниками в 2012-2015 гг., %
Вид транспорта 2012 2013 2014 2015
Авиатранспорт 10,28 17,23 32,09 30,12
Железнодорожный 54,23 66,28 76,54 72,15
транспорт
Водный 9,34 14,18 20,09 22,30
Автомобильный 55,14 58,26 59,25 63,50
Необходимость формирования в Иркутской области кластерных систем, ориентированных на обеспечение транзитной поставки, обусловлена результатами анализа направлений грузовых перевозок и границами территории оказания услуг. Направления отправок грузов по России (от 66,18 до 86,70 %) и Сибирскому федеральному округу (от 30,88 до 56,28 %) являются максимальными в общем объеме перевозок8. Преобладающее географическое направление в международных перевозках представлено странами Юго-Восточной Азии и составляет от 19,54 до 34,57 % от общего объема перевозок9.
Характеристика развития «мягкой инфраструктуры» ТЛС заключается в исследовании информационного и кадрового потенциала в сфере логистики и транспорта. Одним из факторов, влияющим на динамику и безопасность потоковых процессов, является внедрение информационных технологий и инноваций.
Исследования, проведенные в г. Иркутске и Иркутской области на основе официальных статистических данных, показывают положительную динамику числа организаций, внедряющих информационные технологии. Прирост данной группы в 2012 г. составлял 16,12 %, а в 2013 г. — 36,11 %. В 2014-2015 гг. появилась тенденция к снижению количества предприятий, внедряющих информационные инновации10. Доля предприятий-инноваторов в 2014 г. составила 23,91 %, а по прогнозам в 2015 г. — 21,04 %.
8 Отчет по объемам перевозок Восточно-Сибирского Центра фирменного транспортного обслуживания за период 2012-2014 гг.
9 Инновации [Электронный ресурс] : данные стат. отчетов. URL : http://irkutskstat.gks.ru.
10 URL : http://irkutskstat.gks.ru.
Следовательно, объединение транспор-тно-логистических посредников в кластер позволит решить такие задачи, как создание единой информационной базы заказов; мониторинг транзитных транспортных потоков; управление временем доставки грузов; повышение безопасности перевозочного процесса путем внедрения систем наблюдения.
Исследования кадрового потенциала в сфере логистики и транспорта подразумевают анализ состояния научной среды и динамики подготовки специалистов в указанных сферах деятельности. В качестве опоры для проведения научных исследований и создания проектов в сфере повышения надежности и устойчивости транспортно-логистических систем можно рассматривать три вуза области: Байкальский государственный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, Научно-исследовательский Иркутский государственный технический университет. Высшие учебные заведения осуществляют исследования по совершенствованию транспортной инфраструктуры, преимущественно, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также ведут подготовку бакалавров и магистров профилей «Логистика и управление цепями поставок», «Коммерция», «Торговое дело»; специалистов по специальности «Управление процессами перевозок» и др.
Результаты опроса профильных компаний свидетельствуют о потребности в специалистах среднего уровня профессионального образования. В основном, на должности логистов нанимают работников с любым экономическим или техническим образованием, владеющих иностранными языками, навыками ведения документации и работы с информационными прикладными программами.
Таким образом, модификация ТЛС видится в создании кластерного объединения, включающего сетевые оптово-розничные и транспортные организации, что формирует условия устойчивого взаимодействия в сфере совершенствования складской и транспортной инфраструктуры и инвестирования внедрения информационных продуктов в управление логистическими процессами.
Устойчивость логистической системы как принцип ее формирования отражает способность выполнять свои функции и в условиях негативного воздействия факторов внешней среды [12]. В мезологистических системах, к формам которых относятся кластерные объединения, это свойство является одним из ключевых и обеспечивается самоорганизацией системы и заинтересо-
ванностью партнеров в продолжении сотрудничества. Устойчивость достигается за счет преобладания совокупности позитивных факторов внутренней среды логистической системы над негативными факторами внешней среды [12].
В качестве индикаторов устойчивости отраслевых и региональных ТЛС используются следующие показатели: скорость доставки грузов по направлениям маршрутов, которая в настоящий момент устойчивостью не обладает; риски перевозки, свидетельствующие о негативной динамике на автомобильном транспорте; своевременность доставки грузов — устойчивый показатель; пропускная и провозная способности транспортной системы, имеющая на 2014-2015 гг. положительную динамику за счет ежегодного инвестирования автодорожной сети. Мониторинг перечисленных индикаторов устойчивости проводится в рамках отраслевых транспортных корпораций либо территориальных органов управления на транспорте.
Кластерная организация мезологисти-ческой системы позволяет сформировать совокупность позитивных факторов путем совместного использования транспортно-логистической инфраструктуры друг друга, что существенно снижает затраты времени на доставку, повышает качество логистических услуг, повышая таким образом устойчивость функционирования региональной транс-портно-логистической системы. Вопросы применения кластерного подхода в управлении региональной логистикой рассматривались в работах С. И. Гриценко [11], Е. Б. Кибалова [13], однако аспекты сетевой и виртуальной организации кластера не исследовались. Понятие трансформации ТЛС в аспекте представленного исследования подразумевает изменение состава, структуры и характера взаимосвязей между элементами системы, за счет чего применение логистического подхода принесет наибольший эффект.
Предполагается формирование модуля кластера в составе дорожных филиалов холдинга ОАО «РЖД», в состав которого будут включены сетевые провайдеры транспортных и логистических услуг. Возможно создание информационного центра управления
кластером на уже существующей торгово-информационной площадке на базе Восточно-Сибирской железной дороги. Одним из условий эффективной работы сетевого кластера является объединение усилий ведущих вузов в сфере разработки программных продуктов для обеспечения виртуализации управления потоковыми процессами, а также обучения и переподготовки специалистов на рынке транспортно-логистических услуг.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Анализ исследования транспортно-логистической системы Иркутской области показывает необходимость объединения усилий контрагентов рынка транспортно-логистиче-ских услуг в целях совершенствования работы транспортной системы, улучшения качества оказания логистических услуг, повышения скорости перевозочного процесса.
2. Создание условий эффективной работы транспортной системы Иркутской области видится в объединении усилий транспортно-экспедиционных и логистических компаний по финансированию строительства автодорожной сети, разработки совместных научных проектов в области информатизации транс-портно-логистических процессов.
3. Необходим регулярный мониторинг эффективности потоковых процессов в сфере осуществления внешнеторговых и транзитных перевозок, что связано со специфической ролью Иркутской области как межрегиональной платформы взаимодействия организационной эффективности логистических процессов каждого провайдера, включенного в систему кластера. Данное новшество позволит реализовать политику внутреннего аудита и разрешать типовые конфликты.
4. Трансформация ТЛС невозможна без подготовки специалистов нового типа, обладающих дополнительными компетенциями в транспортной, логистической и языковой сферах. Это требует объединения ресурсов учебных заведений, специализирующихся по указанным направлениям, пересмотра учебных программ с ориентиром на развитие межрегионального и международного обмена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукиных В. Ф. Методология управления многоуровневой региональной логистической системой / В. Ф. Лукиных. — Красноярск : Литера-принт, 2010. — 292 с.
2. Кородюк И. С. Научно-методические основы создания транспортно-логистических систем в регионах Сибири и Дальнего Востока : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / И. С. Кородюк. — Иркутск, 2004. — 365 с.
3. Фрейдман О. А. Оценка потенциала транспортной системы как основы формирования транспортно-логистического кластера / О. А. Фрейдман // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. : Экономика. — 2014. — № 3. — С. 109-117.
Ф П ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
ю о
2
Z
ю
ш
(л —
№
в) (л
4. Фрейдман О. А. Методология исследования и анализ показателей потенциала мезологистической системы (на примере Иркутской области) / О. А. Фрейдман // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. — 2015. — № 2. — С. 65-77.
5. Суходолов А. П. Особенности развития регионального транспортного комплекса / А. П. Суходолов // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2013. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 33-39.
6. Кашпурова О. В. Стратегия формирования опорной сети логистических центров и обеспечения их рыночной жизнеспособности (на примере Байкальского региона) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. В. Кашпурова. — М., 2013. — 200 с.
7. Прокофьева Т. А. Кластерный подход к развитию логистической инфраструктуры и формированию региональных транспортно-логистических систем и межрегиональных макрологистических платформ / Т. А. Прокофьева, О. В. Кашпурова // Современные технологии управления логистической инфраструктурой : материалы науч.-практ. конф., 17 сент. 2012 г. — М. : Эс-Си-Эм Консалтинг, 2012. — С. 83-102.
8. Колодин В. С. Обзор рынка розничной торговли в Иркутской области: основные тенденции, особенности развития, проблемы, логистические пути их решения [Электронный ресурс] / В. С. Колодин, Л. В. Шемякина, Я. М. Быстрицкая // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 6. — Режим доступа : http://brj-bguep.ru/reader/ article.aspx?id=16455.
9. Колодин В. С. Проблемы управления региональным логистическим процессом / В. С. Колодин // Логистические принципы организации товародвижения в регионе : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 29-30 июня 2005 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2005. — С. 86-87.
10. Кородюк И. С. Развитие логистической инфраструктуры в мультимодальных транспортных узлах / И. С. Кородюк. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. — С. 69-73.
11. Гриценко С. И. Развитие кластеров через призму синергетики. Методология развития кластеров / С. И. Гриценко // Российское предпринимательство. — 2009. — № 5-2. — С. 74-81.
12. Уваров С. А. Управление логистической инфраструктурой: проблемы становления и развития [Электронный ресурс] / С. А. Уваров. — Режим доступа : http://yuzhno-sakh.ru/files.
13. Кибалов Е. Б. Транспортно-логистический кластер Новосибирской области: модель формирования и оценки эффективности / Е. Б. Кибалов, К. Л. Комаров, К. А. Пахомов // Регион: экономика и социология. — 2007. — № 3. — С. 42-54.
REFERENCES
1. Lukinykh V. F. Metodologiya upravleniya mnogourovnevoi regional'noi logisticheskoi sistemoi [Methodology for managing a multi-level regional logistics system]. Krasnoyarsk, Litera-print Publ., 2010. 292 p.
2. Korodyuk I. S. Nauchno-metodicheskie osnovy sozdaniya transportno-logisticheskikh sistem v regionakh Sibiri i Dal'nego Vostoka. Dokt. Diss. [Scientific foundations of creating transport and logistics networks in Siberia and Russia Far East. Doct. Diss.]. Irkutsk, 2004. 365 p.
3. Freidman O. A. Assessment of the transport system potential as a basis of formation of transport-logistics cluster. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2014, no. 3, pp. 109-117. (In Russian).
4. Freidman O. A. Methodology of the study and analysis of the parameters of the mezologistic system potential (for example, in the Irkutsk region). Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2015, no. 2, pp. 65-77. (In Russian).
5. Sukhodolov A. P. Basic tendencies of the regional transport complex development. Irkutskii istoriko-ekono-micheskii ezhegodnik. 2013 [Irkutsk Historical and Economic Yearbook. 2013]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013, pp. 33-39. (In Russian).
6. Kashpurova O. V. Strategiya formirovaniya opornoi seti logisticheskikh tsentrov i obespecheniya ikh rynochnoi zhiznesposobnosti (na primere Baikal'skogo regiona). Kand. Diss. [Strategy of establishing a basic network for logistics centers and providing their market competitiveness (case study: Baikal region). Kand. Diss.]. Moscow, 2013. 200 p.
7. Prokof'eva T. A., Kashpurova O. V. Cluster approach to development of the logistics infrastructure and establishment of regional transport and logistics systems with inter-regional macro-logistics platforms. Sovremen-nye tekhnologii upravleniya logisticheskoi infrastrukturoi. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 17 sent. 2012 g. [Modern technologies for managing logistics infrastructure. Proceedings of the International Research Conference, 2012, September 17]. Moscow, Es-Si-Em Konsalting Publ., 2012, pp. 83-102. (In Russian).
8. Kolodin V. S., Shemyakina L. V., Bystritskaya Ya. M. Retail market in Irkutsk region: key trends, development features, problems and their logistic solutions. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 6. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx-?id=16455. (In Russian).
9. Kolodin V. S. Issues of managing regional logistics processes. Logisticheskie printsipy organizatsii to-varodvizheniya v regione. Materialy Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 29—30 iyun-ya 2005 g. [Logistics principles of organizing supply chain management. Materials of Inter Regional Research Conference, 2005, June 29-30]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2005, pp. 86-87. (In Russian).
10. Korodyuk I. S. Razvitie logisticheskoi infrastruktury v mul'timodal'nykh transportnykh uzlakh [Development of the logistics infrastructure in multi-mode transportation hubs]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2003, pp. 69-73. (In Russian).
11. Gritsenko S. I. The development of clusters through the prism of synergetics. The methodology for the development of clusters. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Entrepreneurship, 2009, no. 5-2, pp. 74-81. (In Russian).
12. Uvarov S. A. Upravlenie logisticheskoi infrastrukturoi: problemy stanovleniya i razvitiya [Management of the logistics infrastructure: issues of building and development]. Available at: http://yuzhno-sakh.ru/files. (In Russian).
13. Kibalov E. B., Komarov K. L., Pakhomov K. A. The transportation and logistic cluster in the Novosibirsk Oblast: model of its shaping and efficiency assessment. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2007, no. 3, pp. 42-54. (In Russian).
Информация об авторе
Фрейдман Оксана Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Oksana A. Freidman — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Logistics and Commerce, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Фрейдман О. А. Трансформация транспортно-логистической системы как условие устойчивого развития региона / О. А. Фрейдман // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 4. — С. 557-565. — DOI : 10.17150/2500-2759.2016.26(4).557-565.
Reference to article
Freidman O. A. Transformation of the transport and logistics system as a condition for the sustainable regional development. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi eko-nomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 4, pp. 557-565. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(4).557-565. (In Russian).