условиях для выстрела. На этапе обучения стрелковым дисциплинам система позволит обучающемуся получить представление о поведении пули при выстреле в окружающем воздушном пространстве.
Литература
1. Коновалов А. А., Николаев Ю.В. Внешняя баллистика. М.: ЦНИИ информации, 1979.
2. Лобаев В. Снайпинг. М.: «Минувшее», 2004.
УДК 004.651.4; 378.02
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ «ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ЭНЕРГЕТИКИ И АВТОМАТИКИ»
М.М. Гладышева, С.С. Вальковская
В данной работе рассмотрена необходимость разработки автоматизированной системы управления для учета внеучебной деятельности студентов очной формы обучения Института энергетики и автоматики в МГТУ имени Г.И. Носова.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, автоматизированная система управления, Институт энергетики и автоматики.
Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РФ «Об образовании» профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника ВУЗа. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции внеучебной воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами.
Внеучебная работа в ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и новых структурных подразделений вуза.
На уровне вуза - координацию внеучеб-ной работы осуществляет проректор по вне-учебной работе или иное должностное лицо, определенное ректором (ЦВР - центр внеучебной работы). Для координации работы в конкретных направлениях в вузе могут быть созданы советы или комиссии по внеучебной работе со студентами. К таким направлениям относятся научно-исследовательская работа студентов, деятельность общежития или студенческого городка, профилактика правонарушений, профилактика наркомании и ВИЧ-инфекций, взаимодействие с общественностью и СМИ, экспертно-художественная деятельность, деятельность школы кураторов и др. Советы и комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.
Координацию и организацию внеучебной работы на факультете или институте осуществляют заместители декана (директора) по внеучебной работе, которые назначаются соответствии с законодательством
о труде из числа профессорско-преподавательского состава. Основными функциями заместителя декана (директора) по внеучеб-ной воспитательной работе являются организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы вне-учебной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете, организация внеучебного процесса, связанного с художественно-творческой и научноисследовательской деятельностью студентов, проведение смотров-конкурсов на факультете, проведение анализа и контроля внеучеб-ной работы, проводимой на факультете; организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (областными и т.п.) структурами по работе со студенческой молодежью; содействие в работе профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных организаций, клубов и объединений и др.
Для координации и организации вне-учебной работы на кафедрах могут быть на-
3. Механизмы развития инновационных процессов в эпоху информационного общества
значены помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско-преподавательского состава. Основными направлениями работы куратора являются: знакомство студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов; создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы; работа по адаптации студентов в новой системе обучения; создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами; привлечение студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления; информирование заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой группе, о запретах, нуждах и настроениях студента.
Студенты Института энергетики и автоматики не только активно участвуют в вузовских мероприятиях, но и организуют внут-рифакультетские конкурсы и соревнования различных уровней. Целью проведения таких мероприятий является: создание условий
формирования личности выпускника, которой присуща направленность на профессиональный успех, творческая целеустремленность, социальная активность, коммуникабельность, интеллигентность, гуманистская ориентированность и высокая гражданственность. Также можно выделить основные задачи:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, конкурентоспособности будущих специалистов в изменяющихся условиях;
- формирование у студентов гражданской позиции, патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- создание условий для творческой самореализации личности, обеспечение досуга студентов во внеучебное время;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формирование и развитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
- формирование у студентов духовнонравственных и культурных ценностей, эти-
ческих норм и общепринятых правил поведения в обществе.
Таким образом, возникла необходимость в разработке автоматизированной системы управления для учета внеучебной деятельности студентов очной формы обучения Института энергетики и автоматики в МГТУ имени Г.И. Носова.
Основные функции АСУ «Внеучебная деятельность»:
- учет культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятий;
- учет научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;
- формирование справочников;
- формирование расписания занятий;
- учет наград студентов;
- формирование портфолио студента;
- составление отчетов.
Для реализации автоматизированной системы была выбрана система программирования C++ Builder фирмы Enterprise (Borland), так как она предоставляет наиболее широкие возможности для программирования приложений операционной системы Windows. В качестве источника данных для хранилища данных была взята база данных Microsoft Access с данными студентов Института энергетики и автоматики. Данная база данных была развернута на сервере Microsoft SQL Server. По имеющимся данным было спроектировано хранилище данных (рис. 1).
Следует отметить, что в программе предусмотрено три типа учетных записей: Администратор, Преподаватель и Гость. Для каждой учетной записи определяются права доступа к данным программы. Права доступа для каждого типа назначает пользователь с типом Администратор. Как правило, для Администратора доступны все действия по работе с данными. Преподаватель может редактировать информацию, а Гость только просматривать и выводить на печать.
Для некоторых таблиц предусмотрена фильтрация и вывод отчетов разных форм, что является очень удобным при работе с большим объемом информации. Отчет позволяет организовать и форматировать данные в соответствии с конкретными задачами и спецификациями.
Рис. 1. Схема хранилища данных
Для генерации отчетов в C++ Builder используется страница QReport на палитре компонентов. Этот набор компонентов позволяет проектировать отчеты на основе таблиц, запросов, списков, текстовых файлов, массивов, используя дизайнер форм C++ Builder.
Помимо всего, хочется отметить дизайн разработанной системы, характер которой
соответствуют информационно-образова-
тельной функции, оригинальный интерфейс, удобное администрирование, интуитивно понятные управляющие и навигационные элементы, что удовлетворяет требованиям целостности, лаконичности и эмоциональноэстетического восприятия представленной информации.
УДК 004.9
ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ WEB-РЕСУРСОВ К МОБИЛЬНЫМ УСТРОЙСТВАМ
В.В. Жабин
В статье рассматриваются основные проблемы и преимущества технологии адаптации м'еЬ-ресурсов к мобильным устройствам.
Ключевые слова: интернет-ресурс, сайт, адаптация м'еЬ-ресурсов.
Использование интернет-ресурсов - необходимая составляющая современного образования студентов. Для подготовки студентов на кафедре информатики и информационных технологий автором разработаны образовательные ресурсы: информационнопоисковая система, база данных [1], аннотированный каталог журнальных статей [2] и др.
Данные ресурсы реализованы как в локальной, так и в интернет-версии. Для реализации поисковых запросов автором предложен метод, основанный на языке регулярных выражений [3]. Данный метод может быть распространен на реализацию поиска в мобильной версии web-сайтов.
Мы отмечаем, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения доступности и расширения рынка мобильных устройств.
Динамика роста интернет-аудитории, подключенной по широкополосным каналам, замедляется, в то время как подключение через мобильный интернет продолжает увеличиваться. По прогнозам компании ТпРопей-оге8еагсЬ, количество мировых пользователей мобильной среды к 2013 г., достигнет
1 млрд человек.
В 2011 г. количество web-ресурсов оценивается в среднем в 235 млн сайтов. Проблема адаптации таких традиционных web-