кристаллов с примесями картина иная: с ростом концентрации примесей линзы вытягиваются. Можно также наблюдать изменения доменной структуры под действием электрического поля.
Таким образом, освоение в рамках научного кружка курсантами методик исследования полярных диэлектрических материалов способствует развитию познавательной и творческой активности обучающихся, способностей к анализу ситуаций, формирует навыки самостоятельного решения научно-практических задач.
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНОЙ МАРШРУТИЗАЦИИ ПРИБЫТИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
А.В. Кочегаров, профессор, д.т.н., доцент, А.Б. Плаксицкий, доцент, к.ф.-м.н., О.А. Логачев, курсант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время одним из самых острых вопросов в пожарной охране является своевременное прибытие пожарных подразделений на место вызова. Эта проблема будет актуальна не только в нынешнее время, но и в будущем. Быстрыми темпами идет строительство в больших городах, увеличивается количество автомобилей, увеличивается загруженность дорог - все это отражается на прибытии пожарных подразделений. На счету каждая минута, так как на кону человеческие жизни, для этого необходимо разработать алгоритм маршрутизации прибытия пожарных подразделений.
Согласно статье 76 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях -20 минут [1]. Федеральный закон ужесточил время прибытия пожарных подразделений к месту вызова. Ушли в прошлое нормативные требования, согласно которым дислокация пожарных подразделений определялась согласно: по СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» - радиус обслуживания пожарным депо 3 км [2], СНиП 1189-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» - радиус обслуживания 2 и 4 км в зависимости от категории производства по взрывопожарной и пожарной опасности [3] и СП 11.131302009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» - максимально допустимая удаленность пожарного депо зависит от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития.
Требования должны были повысить оперативной пожарных подразделений и тем самым обеспечить наиболее успешное тушение пожара. Прибытие первого пожарного подразделения в течение 10 минут для городского поселения дает большое преимущество в тушении пожара. Значение в 10 минут принято, несомненно, верно, так как в первые 10 минут пожар распространяется по пожарной нагрузки в половину своей линейной скорости распространения пламени, а после 10 минут распространяется в полную силу. Значение в 10 минут как было сказано ранее, несомненно верное, но как же на самом деле обстоят дела с прибытием пожарных подразделений?
Рис. 1. Алгоритм многоальтернативной маршрутизации прибытия пожарных автомобилей
в условиях сложных транспортных систем
В последние годы сильными темпами кипит строительство больших городов. С их ростом становится вопрос о дислокации пожарных и количестве пожарных депо. Строительство идет быстрее, чем строятся пожарные части, в связи с этим район выезда пожарного подразделения увеличивается. Так же актуальна проблема для больших городов, такая как пробки на дорогах.
Для устранения всех имеющихся недостатков необходимо провести работу по следующим направлениям.
Первое направление создание новых пожарных депо, согласно всем существующим требованиям, однако, создание пожарных депо экономически затратно.
Второе направление - оснащение пожарных подразделений новой пожарной техникой, что так же очень затратно, как и вышеуказанное первое направление.
Наиболее эффективным и менее затратным является третье направление -это выделение специальных полос на дорогах города. Это направление позволит оперативно прибыть к месту происшествия в любое время суток, вне зависимости от степени загруженности городских магистралей.
На рисунке 1 представлен алгоритм действий для выбора оптимального пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.
Время следования пожарного автомобиля определяется следующей формулой:
тпри& = / &Д, , Св, Ид , Сзрд, Тсут, , Русл , ТТТХ , £п У, О(,Тг + ^ (1)
где: тприб. - время следования пожарного автомобиля;
Яд - загруженность дорог;
Nп - пробки;
Св - стаж водителя пожарного автомобиля
Ид - размеры проезжей части;
СЗРВ - знание водителя района выезда;
Тсут - время суток;
Ьп - расстояние до места вызова;
РУСл - погодные условия;
ТТТХ - характеристика пожарного автомобиля (масса, габариты, максимальная скорость);
£п - наличие выделенных полос для движения автомобилей специальных служб;
V - наличие и состояние подъездов к месту происшествия;
О - состояние дорог;
X - уклон местности;
ТГ - время года;
^ - случайная компонента, учитывающая влияние неучтенных факторов.
Вывод. В данной работе произведен анализ возможных вариантов оптимизации оперативного прибытия пожарных подразделений. В результате определенно, что наиболее выгодным с экономической стороны является выделение специальных полос для автотранспорта служб жизнеобеспечения.
Разработан алгоритм прибытия пожарных подразделений на место вызова. Данный алгоритм определяет наиболее оптимальный путь следования к месту вызова с учетом всех возможных факторов. С его помощью время прибытия пожарных подразделений сократится, а помощь будет оказана
своевременно. Так же повышается уровень пожарной безопасности в населенных пунктах. Своевременное прибытие уменьшит экономический ущерб, наносящий пожарами, так как время ликвидации уменьшится, что позволит решить основную задачу пожарной охраны - спасение людей в случае угрозы их жизни, здоровью, а так же достижение локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
3. Строительные нормы и правила СНиП 11-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий».
4. Свод правил СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения».
5. Красавин А.В. Нормативное время прибытия пожарных к месту вызова. Миф или реальность? / А.В. Красавин Пожаровзрывобезопасность Т.19. - В. 3. - 2010. - С. 3-9.
ОБНАРУЖЕНИЕ ОСТАТКОВ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ НА МЕСТЕ ПОЖАРА
С.М. Михайлова, инженер, Л.Р. Шарифуллина, доцент, к.х.н., доцент, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки
При несоблюдении соответствующих норм и правил по хранению и перевозке ЛВЖ, ГЖ возникает большая вероятность разлива этих опасных жидкостей с последующим образованием парогазового облака, то есть возникновением аварийной ситуации. Такая авария может привести к последующему возгоранию или детонации, влекущими за собой соответствующий санитарный и материальный ущерб.
Горючие вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Из горючих жидкостей выделяют группы легковоспламеняющихся и особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей, воспламенение паров которых происходит при низких температурах, определенных нормативными документами по пожарной безопасности [1].
Чем меньше количество опасных веществ в воздухе, тем сложнее их в