Научная статья на тему 'Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах'

Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах»

Список литературы

1. Логопедия иллюстрированный справочник-И.А. Смирнова. - СПб.: КАРО. -2014. - 232 с.: ил.- (сер. «Специальная педагогика»).

2. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие / под общ. ред. д.п.н., проф. Г.Б. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2011. - 240 с.

3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев.

4. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B 0%D1 %8F %D0%BC%D0%BE%D1 %82%D0%BE%D1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая

Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах

В рамках международного проекта «Создание образовательных условий в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь», реализуемого общественной организацией «Голос сердца», мы приступили к созданию учебно-методических комплексов (далее - УМК), включающих: учебные программы, учебные пособия для взрослых с интеллектуальной недостаточностью и методические рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных работников, инструкторов по труду и др.), работающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь. Вызвано это необходимостью и возможностью создания образовательных условий для всех людей, независимо от их способностей, места проживания, в парадигме непрерывного образования.

Многие из проживающих в интернатных учреждениях по разным жизненным причинам никогда не получали никакого образования (лишь с 2011 г. было принято Положение №48/55 об утверждении инструкции о порядке организации и получении специального образования в учреждениях социальной защиты) [4], в результате чего лишены дееспособности и возможности трудоустройства, так как остается в силе диагнозный подход к определению их трудоспособности. Некоторые проживающие в психоневрологических домах-интернатах не умеют ни читать, ни писать, ни считать, так как никогда этому не обучались или их учили бессистемно, от случая к случаю [3].

Во время проведения анкетирования (июль - август 2015 г.), а также при более близком знакомстве с составом обучающихся, еще до начала обучения, было видно, что в большинстве случаев диагноз утяжелен в отношении степени интеллектуальной недостаточности. В основном это легкая степень интеллектуальной недостаточности или задержка психического развития.

Однако при разработке содержания образования мы учитывали в первую очередь не диагноз, а исходили из того, что оно (содержание) должно способствовать повышению жизнеспособности обучающегося и коррелировать с последующей жизнью данной категории лиц. Где бы ни находился человек, он должен иметь смысл жизни, который делает бытие осознанным. Смысл жизни помогает видению жизненной перспективы, определению жизненных планов, задает темп бытию [2].

При создании УМК «Практическая математика» мы опирались на имеющийся опыт создания УМК «Практическая математика» для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [1].

Более подробно остановимся на характеристике учебной программы «Практическая математика», так как именно она определяет содержания обучения по данной образовательной области.

Учебная программа состоит из целевого, содержательного, организационного и контрольно-оценочного компонентов.

Целевой компонент раскрывает основную цель обучения предмету «Практическая математика», которая заключается в подготовке взрослого человека с интеллектуальной недостаточностью, проживающего в психоневрологическом доме-интернате, к возможному сопровождаемому проживанию, бытовой и трудовой деятельности в защищенных условиях.

Содержательный компонент программы определяет содержание, примерное количество часов на изучение той или иной темы, последовательность изучения тем. Содержание представлено шестью областями, значимыми для жизнедеятельности человека: здоровье, питание, быт, одежда и обувь, труд, отдых и досуг. Последовательность данных тематических блоков также оправдана логикой ценностных приоритетов жизнедеятельности человека.

По каждой из названных областей предложены по 14 (для некоторых областей по 15) видов арифметических задач жизненного содержания в общем количестве 88 видов задач. Всего же предложено 176 задач. Перед решением каждого вида задач предполагается выполнение практического задания, например: узнай с помощью сантиметровой ленты объем своей груди и талии и по таблице определи свой размер одежды и т. д. Главный путь решения каждой этой задачи - всемерное укрепление связи обучения с жизнью, практикой. Через решение задач взрослые с интеллектуальной недостаточностью, проживающие в психоневрологическом доме-интернате и социальный опыт которых значительно обеднен, знакомятся с важными жизненными фактами, значимыми в познавательном и воспитательном отношении. Тематика и сюжеты задач имеют ярко выраженный практико-ориентированный характер. Их содержание способствует формированию у взрослых инициативы, ответственности, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, бытовой самостоятельности. Математический материал, который заложен в учебном пособии, имеет большие возмож-

ности для формирования у взрослых элементарной ориентировки в явлениях, связях и отношениях экономического характера, закрепление умений и способов действий, востребованных в повседневной действительности и обеспечивающих жизнеспособность человека в современном обществе.

Содержание задач максимально приближено к интересам взрослых и учитывает их, а также направлено на повышении мотивации к решению задач и выполнению заданий пособия, так как обращены к самим обучающимся и рассматривают взрослого человека как участника событий, происходящих с ним и его семьей.

Организационный компонент представлен примерным календарно-тематическим планированием с указанием количества часов на изучение той или иной темы, раскрывает последовательность изучения тем.

Контрольно-оценочный компонент представлен тремя уровнями усвоения содержания: выше базового, базовый и уровень ниже базового, которые возможно достигнуть к концу периода обучения.

Уровень выше базового является активным и указывает на сфор-мированность у обучающихся умения решать арифметические задачи, предложенные в пособии и на компьютере с помощью электронного тренажера «Решаем сами». Сформированность знаний, умений, способов действий этого уровня позволяет взрослым оказывать помощь друг другу в процессе выполнения вычислительных и измерительных действий.

Базовый уровень является репродуктивным и указывает на сформированность у обучающихся умения решать арифметические задачи, предложенные в разделе пособия «Реши самостоятельно», требующие выполнения действий по аналогии. Сформированность знаний, умений, способов действия этого уровня требует постоянной помощи педагога в виде демонстрации наглядного материала, показа действий, использования комментирования.

Уровень ниже базового является пассивным и указывает на сформированность у обучающихся умения решать арифметические задачи, которые сопровождаются иллюстративным материалом, краткой записью условия, имеют развернутое описание хода решения, предложенное в пособии. Сформированность знаний, умений, способов действия этого уровня требует постоянной помощи педагога в виде совместных практических действий с обучающимися, использования подражания на каждом этапе работы над задачей, показа и объяснения содержания работы, последовательности ее выполнения.

Содержание всех трех уровней усвоения материала, представленных выше, заложено в пособии «Практическая математика» для взрослых. Приведем примеры задач, которые включены в жизненную область «Здоровье».

Врач выписал тебе витамины и сказал принимать по 1 капсуле 2 раза в день в течение одного месяца. В упаковке 30 капсул. На сколько дней хватит тебе этой упаковки? Сколько упаковок надо купить на месяц?

Суточная потребность в железе у мужчин составляет 10 мг. Определи по таблицам, какие мясные и растительные продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно? (К тексту задачи прилагается таблица «Содержание железа в растительных и мясных продуктах».)

Нормальная масса человека условно равна его росту в сантиметрах минус 100. Вычисли массу тела человека при росте 186 см. Какая нормальная масса тела должна быть у тебя?

Температура в жилой комнате должна быть не ниже +18°. Комнатный термометр показывает +23°. Узнай, на сколько градусов температура в комнате выше? Что нужно сделать, чтобы температура в комнате стала ниже?

Список литературы

1. Гриханов В. П. Обучение практической математике учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, В. В. Мыслюк; под ред. В. П. Гриханова. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 112 с.

2. Лещинская Т. Л. Смысловые доминанты образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. Л. Лещинская, В. И. Радионова // Адукацыя i выхаванне. - 2014. - № 9. - С. 7-15.

3. Лисовская Т. В. Исследование образовательных потребностей людей с инвалидностью в психоневрологических домах-интернатах (по результатам анкетирования) / Т. В. Лисовская // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - Сер. «Педагогика». - Т. 3. - 2015. - № 2. - С. 113-126.

4. Положение об утверждении инструкции и порядке организации получения специального образования в учреждениях социальной защиты // Постановление М-ва обр. и М-ва труда и соц. защиты, 28.06.2011 г., № 48/55 [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.pravo.levonevsky.org/bazaby/mintruda/index.htm (дата доступа: 29.01.2016).

5. Шинкаренко В. А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности: учеб.-метод. пособие / В. А. Шинкаренко. - Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2004. - 48 с.

Н. Ф. Маркова

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время в образовательных организациях наряду с нормативным развитием находятся дошкольники с ОВЗ. «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.