другие, нельзя считать роковым и предопределяющим патологическое развитие личности учащихся.
При учете индивидуальных особенностей детей с отклоняющимся развитием в процессе обучения и воспитания может быть достигнута их успешная социализация и адаптация к окружающему миру. Л. С. Выготский говорил о том, что центральным вопросом проблемы умственной отсталости должно стать рассмотрение соотношения интеллекта и аффекта, но не просто как явления зависимости первого от второго, а как сложного процесса их внутренних взаимосвязей [1; 2; 5; 8].
Таким образом, обратившись к литературе, посвященной изучению развития детей с интеллектуальным недоразвитием, можно сделать вывод о том, что нарушения, вызванные органическим поражением центрально нервной системы, многообразны и затрагивают как интеллектуальную, так и эмоционально-волевую сферы деятельности. С самого рождения у этой категории детей наблюдается задержанное и недостаточное развитие психических функций, которое без специализированного воздействия педагогов-дефектологов с каждым годом будет все более отличаться от нормального.
Список литературы
1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
3. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.
4. Певзнер М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клинико-генетическое исследование олигофрении / под ред. М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, - 1972. - С. 3-22.
5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
6. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М.: АПН СССР, 1962. - 312 с.
7. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
8. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
9. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1965. - 334 с.
Э. Р. Кязымова
Преимущество развития мелкой моторики при афазии
Афазия считается самым тяжелым речевым нарушением. Афазия -это распад языковой системы вследствие очаговых поражений коры головного мозга. Учение об афазиях тесно связано с развитием нейропси-
хологии и формированием представлений о строении речевой функциональной системы [1].
Основные причины афазии:
• нарушение мозгового кровообращения (ишемические или геморрагические инсульты);
• травмы головного мозга (открытые и закрытые);
• опухоли головного мозга (доброкачественные и злокачественные);
• инфекционные заболевания головного мозга (менингиты и энцефалиты различной этиологии) [2].
Афазия сопровождается целым рядом проблем: ^ человек не может понимать речь, или ему сложно ее понять; ^ возникают проблемы с повторением произнесенных слов кем-то другим;
^ больной путает названия предметов, имена людей; ^ даже при сохранении моторики человеку сложно строить сложные предложения;
^ ухудшается произношение, появляются расстройства письма; ^ с трудностью дается выполнение математических операций; ^ проблемы в мелкой моторике.
Афазия обычно сопровождается различными нарушениями функций коры головного мозга (агнозиями, апраксией). При данных расстройствах полностью изменяется мировоззрение, взгляды на семью и даже отношение к самому себе.
Логопедическая работа предполагает развитие мелкой моторики. Степень нарушения письменной речи и чтения зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Восстановление в процессе логопедической работы способности правильно артикулировать звуки приводит и к восстановлению умений чтения и письма. В некоторых случаях наблюдается парадокс: полное отсутствие у больного устной речи, но некоторая сохранность письменной речи, которая служит средством общения с окружающими. В апраксии чаще всего встречаются виды афазии - сенсорная, афферентная, моторная, семантическая, динамическая.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также обычно, зри-
V V п
тельной системой. В применении к моторным навыкам рук и пальцев часто используется термин «ловкость». Мелкая моторика - один из видов моторики [4.]
Прежде чем начать занятия по мелкой моторике с афазиками нужно провести с ними оценивание их мелкой моторики. Для этого можно использовать Визель Т.Г. - Нейропсихологическое блиц-обследование. Состояние движений и действий
1. Кинестетический кистевой и пальцевой праксис - воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз.
Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведения поз свидетельствуют о наличии кинестетической кистевой и пальцевой апрак-сии и, следовательно, о неполноценности функционирования постцентральной (нижнетеменной) области левого полушария.
2. Кинетический (динамический) праксис - воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание.
Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведения предъявляемой серии поз свидетельствуют о наличии кинетической кистевой и пальцевой апраксии и, следовательно, о неполноценности функционирования премоторной (прецентральной) области левого полушария.
3. Конструктивный праксис - конструирование из деталей, если больному это доступно, или из кубиков Кооса.
Комментарий: неспособность выполнять здания по конструированию свидетельствует о наличии конструктивной апраксии и соответственно неполноценности функционирования теменной доли левого полушария.
Примечание: потеря способности рисовать не схематически, если она была преморбидно, свидетельствует о неполноценности функционирования теменно-затылочной доли справа.
4. Реципрокная координация (проба Озерецкого).
Комментарий: неспособность к выполнению данной пробы свидетельствует о нарушении межполушарных двигательных координаций и соответственно о плохой проводимости или повреждении мозолистого тела и других межполушарных проводящих путей.
5. Пальцевой гнозис - показ заданного пальца: а) по образцу; б) по названию.
Комментарий:
Неспособность показать заданный палец по образцу свидетельствует о наличии пальцевой агнозии и соответственно о неполноценности функционирования теменной доли левого полушария.
Неспособность показать заданный палец по названию может свидетельствовать о наличии пальцевой амнестической афазии (непонимании названий пальцев при понимании названий предметов и других частей тела) и соответственно о неполноценности функционирования височно-теменной доли левого полушария [2].
У людей с афазией речь не восстанавливается сама по себе. Необходимо пройти курс лечения, состоящий из лекарственной терапии, лечебной физкультуры логопедических и психологических занятий. Все виды лечения должны проводиться комплексно.
Задача речевой реабилитации заключается не только в том, чтобы восстановить у человека коммуникативной способности. Главная ее цель - возвратить человека в общество как полноценного члена. Моя
практика показывает что, чем раньше можно начать занятия, тем выше темпы реабилитации и полнее восстанавливаются функции речи.
Чтобы достичь наибольших успехов, коррекцию афазии необходимо начинать в первые три месяца с момента ее появления. Занятиям необходимо уделять от трех часов в неделю на протяжении минимум пяти месяцев. Мой личный опыт и данные зарубежных специалистов показывают что, чем выше интенсивность занятий (в разумных пределах), тем лучше результат. При работе с некоторыми больными улучшения наблюдались и после шести месяцев занятий вплоть до двух лет.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь афазиков потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи у афазиков, логопеды занимаются с ними не только развитием речи, а также развитием моторики. Ученные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкую моторику можно развивать различными способами. В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла.
^ Массаж кистей и пальцев и т. д.
^ Лепка.
^ Пальчиковые игры.
^ Штриховка в разных направлениях.
^ Обводки.
^ Доведение линий до конца.
^ Раскрашивание и т. д.
Список литературы
1. Логопедия иллюстрированный справочник-И.А. Смирнова. - СПб.: КАРО. -2014. - 232 с.: ил.- (сер. «Специальная педагогика»).
2. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие / под общ. ред. д.п.н., проф. Г.Б. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2011. - 240 с.
3. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев.
4. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B 0%D1 %8F %D0%BC%D0%BE%D1 %82%D0%BE%D1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Т. В. Лисовская, М. Е. Скивицкая
Разноуровневое содержание обучения практической математике взрослых, проживающих в психоневрологических домах-интернатах
В рамках международного проекта «Создание образовательных условий в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь», реализуемого общественной организацией «Голос сердца», мы приступили к созданию учебно-методических комплексов (далее - УМК), включающих: учебные программы, учебные пособия для взрослых с интеллектуальной недостаточностью и методические рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных работников, инструкторов по труду и др.), работающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь. Вызвано это необходимостью и возможностью создания образовательных условий для всех людей, независимо от их способностей, места проживания, в парадигме непрерывного образования.
Многие из проживающих в интернатных учреждениях по разным жизненным причинам никогда не получали никакого образования (лишь с 2011 г. было принято Положение №48/55 об утверждении инструкции о порядке организации и получении специального образования в учреждениях социальной защиты) [4], в результате чего лишены дееспособности и возможности трудоустройства, так как остается в силе диагнозный подход к определению их трудоспособности. Некоторые проживающие в психоневрологических домах-интернатах не умеют ни читать, ни писать, ни считать, так как никогда этому не обучались или их учили бессистемно, от случая к случаю [3].
Во время проведения анкетирования (июль - август 2015 г.), а также при более близком знакомстве с составом обучающихся, еще до начала обучения, было видно, что в большинстве случаев диагноз утяжелен в отношении степени интеллектуальной недостаточности. В основном это легкая степень интеллектуальной недостаточности или задержка психического развития.