А.Ю. Майничева, г. Новосибирск
РАЗМЕЩЕНИЕ И СТИЛЕВЫЕ ДЕФИНИЦИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ДОМИНАНТ ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА (2010 г.)
Неотъемлемой частью анализа историко-культурного потенциала городов становится выявление кортикальных доминант, формирующих силуэт города и дающих смысловые символические узлы застройки. Натурное обследование 2009 г. позволило установить особенности системы размещения вертикальных доминант г. Енисейска, одного из первых русских поселений в Сибири, ныне являющегося городом-памятником, сохранившим большую часть исторической застройки. Работа выполнена при поддержке ФЦП гос. контракт №02.740.11.0351.
До настоящего времени система размещения вертикальных доминант в г. Енисейске сохранена лишь отчасти и представлена следующими сооружениями, также имеющими утраты в той или иной степени:
1. Спасский собор Спасского мужского монастыря, 1730-1808 гг. Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г.(?) к юго-западу от Енисейского острога, рядом с дорогой, ведущей в Маковский острог, на краю невысокой возвышенности, имевшей крутые склоны. Первоначально все монастырские постройки были деревянными [1, с. 87; 2, с. 333-345; 3, с. 329] . Каменный собор был начат при архимандрите Димитрии Смеловсном (1731-1743 гг.) и закончен при архимандрите Иоашшкии Павлуцком (1750-1755), его южный придел был освящен в 1750 т. [2, с. 334-335]. Собор имеет продольную трехчастную композицию: храм с глубокой полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими приделами (Покрова и Иоанна Предтечи) и колокольня, вытянутые по одной оси. Композиционная симметрия нарушается пристроенным к трапезной с юта Ильинским приделом (1808 г.) [2]. Западные пристройки к трапезной, окружающие колокольню с севера и юга, построены во второй половине XVIII в. [2]. Храм относится к типу «восьмерик на четверике». Восьмерик перекрыт лотковым куполом, несущим световой восьмигранный барабан крутой главки. Диагональные грани восьмерика опираются на тромпы своеобразной формы. Двустолпная трапезная перекрыта пересекающимися коробовыми сводами. Двусветные объемы приделов были перекрыты сомкнутыми сводами и увенчаны, как и главный алтарь, главками на двухъярусных глухих барабанах. В дальнейшем все три барабана были заменены куполообразным покрытием. Высокая трехъярусная колокольня в верхнем ярусе имеет восьмшранную форму. Ярус звона перекрыт лотковым куполом со шпилем на барабане. Кровля трапезной двускатная с вальмой на западной стороне. Восьмерик храма, апсида главного алтаря, первый и вгорой ярусы колокольни завершались мелко профилированным карнизом с крупными кубическими консолями, характерными для «урало-тюменской школы», четверик храма - карнизом с мелкой аркатурой, трапезная и приделы карнизом с иодкарнизным валиком. Собор представляет собой пример провинциальной культовой архитектуры, типичным произведением сибирского зодчества середины XVIII в., выполненным в формах «уральского барокко». Отличительной чертой является значительное влияние деревянной архитектуры: тип собора явно повторяет архаичные формы деревянного культового зодчества.
2. Надвратная церковь Захария и Елизаветы Спасского мужского монастыря, 1785-1875. Основной объем каменных восточных ворот Спасского монастыря с надвратной церковью и фланкирующими двухэтажными палатками был выстроен в 1785-1796 гг. «иждивением... архангелогородского купца Димитрия Лобанова» [2, с. 335]. Освящение церкви состоялось в 1822 г. после достроск, выполненных в основном на средства иркутского купца Александра Свешникова - родственника Лобанова [2, с. 335]. В 1855-1859 г. на средства гражданина Енисейска Л,С. Баландина в дополнение к основному объему были возведены закрытые галереи с двумя приделами Алексея Митрополита и Всех скорбящих радости (ГАКК. Ф. 258. On. 1. Дд. 41, 49). В пожаре 1869 г. церковь сильно пострадала, но была восстановлена в прежнем виде в 1875 г. [Там же. Да. 204, 206]. Кубический объем церкви был сдвинут от оси ворот к западу, а трсхстснная алтарная апсида выступала в один уровень с восточным фасадом ворот. Этот фасад с проездной аркой, выходящей в линию монастырской ограды, расширялся пристроенными с севера и юга двухэтажными палатками, равными по высоте воротам. Церковь относилась к типу «малый восьмерик на четверике». Световой барабан с главкой на восьмигранной шейке опирался на сомкнутый свод с парусами в углах, несущими диагональные грани восьмерика. Церковь была вершена восьмилотковым куполом, диагональные грани оформлялись ложными фигурными люкарнами. Фасады четверика завершались трехлопастными полуглавиями. Над алтарной апсидой возвышалась главка на двухъярусном барабане. Палатки на верхнем этаже перекрывались коробовыми сводами, межэтажное перекрытие было деревянным балочным. Храм освещался четырьмя арочными окнами на южном и северном фасадах и круглыми окнами второго света, расположенными на оси фасадов. Три окна освещали алтарь. С западной стороны располагалась деревянная крытая двухмаршевая лестница с промежуточной площадкой перед дверыо на второй >таж южной жилой палатки. В северной палатке, которая служила кладовой, была устроена внутренняя лестница. Церковь Захария и Елизаветы была редким образцом культовой архитектуры Сибири XVIII в. - местной «енисейской школы», отличающейся своеобразным барочным украшением фасадов. Подобный декор использовался и для некоторых других построек округи, например, полуразрушенная ныне церковь в д. Кежма Богучанского р-на Красноярского края.
3. Церковь Иверс кой Богоматери Христорождественского (Иверского) женского монастыря была выстроена в 1871-1872 гг. в связи с разделением территории церкви [6. с. 477]. При ее сооружении был использован старый каменный корпус, над которым воздвигли деревянный восьмерик с круглыми окнами, завершенный шатром с главкой на барабане. Подобный восьмерик, но меньшего размера, поставили над алтарной частью. С западной стороны стояла двухъярусная деревянная звонница на столбах, крытая двускатной кровлей. Цоколь здания отделялся широкой профилированной подоконной тягой. Углы и часть простенков отделаны филенчатыми лопатками. Окна имеют трапециевидное завершение с плоскими наличниками и треугольными профилированными сандриками. Своеобразный пример перестройки гражданского здания в культовое, выполненное в формах эклектики, характерной для 2-й половины XIX в. 4. Богоявленский собор, 1730-1740-е гг. В 1625 г. за пределами острога на западной стороне была выстроена деревянная на каменном подклете Богоявленская церковь. Пожар 1702 г. уничтожил храм, который был возобновлен на прежнем месте, однако снова сгорел в 1732 г. Была начата постройка каменного Богоявленского собора на средства московских дворян Семена и Епифана Надеиных. В 1737 г. был заложен Введенский придел, в конце 1730-х гг. он и северный придел Сергия Радонежского были освящены. Главный храм был достроен в 1950-х гг. В 1779-1780 гг. енисейский купец II. Трескин устроил во втором ярусе колокольни Никольский придел и пристроил к собору три каменные двухэтажные палатки [6, с. 101, 540]. Храм имел продольную трехчастную композицию: полукруглая алтарная апсида, кафоликон, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня вытянуты по одной оси. Храм относится к типу «восьмерик на четверике». Четверик двусветный, растянут в ширину. Восьмерик на ступенчатых тромпах перекрывался лотковым куполом и завершался высоким аттиком с полукруглыми кокошниками, расположенными по два над каждой траныо, и пятью главами на глухих барабанах. Центральная глава возвышалась над световым малым восьмериком.
Двусветные объемы приделов перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками и увенчивались главами на крупных световых барабанах. Такая же главка, но на глухом барабане, возвышалась над главным алтарем. Трапезная перекрывалась поперечным коробовым сводом с замыкающими лотками. Колокольня трехъярусная, восьмигранная в верхних ярусах, вершилась полуциркульными фронтонами над каждой гранью. Крупный купол увенчивался шпилем на барабане.
Наружное убранство храма было выполнено в пышных формах «уральского барокко». Фасад северного придела завершался раскрепованным карнизом с тройным поребриком «пилой» и широким фризом заглубленных в стену балясин. Цоколь выделен профилем с крупным ватом. Углы обработаны тройными полуколоннами, опирающимися на общий пьедестал, прорезанный «ширинкой». Два нижних окна с лучковыми перемычками были обрамлены наличниками с опоясанными полу колонками, раскрепованными карнизами и завершениями в виде тройного кокошника. Окно второго свел а разрезает фриз и заглублено в стену. Оно обрамлялось полу колонками. По сторонам от него стена оформлялась «жучковым» фризом. Такой же фриз проходил под профилированным карнизом алтарной апсиды. Фасады колокольни увенчаны «пилой» и фризом балясин. Балясинами же был украшен парапет яруса звона. Под ним проходил пояс мелких ширинок. Углы двух ярусов обработаны простыми лопатками, филенчатыми в ярусе звона. Полуциркульные фронтоны с круглыми люкарнами оформлены многообломными мелко профилированными архивольтами. Богоявленский храм представлял один из лучших барочных образцов сибирского зодчества, характерного для XVIII в., отличался своеобразным композиционным решением, насыщенностью и великолепием декора. Он занимал центральное место в панораме города, возвышаясь над берегом Енисея.
5. Воскресенская церковь, 1735-1877 гг. Церковь каменная, построена на месте деревянной, стоявшей в северо-восточном углу Енисейского острога, на берегу Енисея, в месте впадения в Енисей реки Мельничной. Постройка производилась посадским человеком И. Щукиным на пожертвования жителей Енисейска и других городов. Храм освящен в 1747 г. В 1757 г. освящен южный Благовещенский придел. В 1768-1773 гг. на средства прихожан построен северный придел во имя Казанской Божией Матери. Еще один придел, Иоанна Богослова, размещался на втором ярусе колокольни, освященный, предположительно, в 1811 г. В 1859 г. к колокольне с запада была пристроена дополнительная двухэтажная паперть. Церковь пострадала в пожаре 1869 г. Южный придел был восстановлен к 1873 г., главный храм - к 1877 г. [4]. Церковь имела традиционную двухчастную композицию. Полукруглая апсида, примыкающая к храму, широтно размещенная трапезная с двумя фланкирующими повышенными приделами и четырехъярусная колокольня с двумя «звонами», верхний из которых был восьмигранным, были вытянуты по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике». Восьмерик на тромпах перекрывался лотковым куполом, завершающимся высоким аттиком с фигурными фронтонами над каждой гранью. Главка венчала двухъярусный глухой барабан. Восьмерик украшен раскрепованным профилированным карнизом с трехрядпым поребриком («пилой») и фризом заглубленных в стену балясин с проходящим под ним поясом мелких «ширинок». Углы восьмерика обработаны отступающими заглубленными полуколоннами с дублирующими их вертикальными рядами балясинок. Фасады четверика завершаются фризом балясин с проходящим под ним «жучковым» фризом. Еще два фриза «бегунца» и профилированная тяга украшают ярус второго света. Углы четверика обработаны лопатками, филенчатыми в ярусе нижнего света. Апсида украшена профилированным карнизом на консольках. Окна обрамлены наличниками с полуколонками с «дыньками» и раскрепованными карнизами. Прямоугольные окна нижнего света и апсиды завершаются волютами. Окна верхнего света и восьмерика, имеющие лучковые перемычки, завершены разорванными треугольными фронтонами. Здание Воскресенской церкви представляет собой образец одного из лучших произведений сибирского зодчества, выполненный в формах «уральского барокко» 2-й четверти XVIII в. Его месторасположение играет важную роль в градостроительной ситуации, он замыкает панораму центральной части города с востока.
6. Троицкая церковь, 1772-1782 гг. Открытие Троицкого прихода r первой половине
XVIII в. связано с расширением города в южном направлении. Каменная церковь была
выстроена на месте деревянной, посреди площади. В 1773 г. были освящены приделы Сретения и Иконы Божией Матери Живоносный источник, в 1782 г — тайный храм. Новая церковь служила ориентиром при прокладывании Крестовоздвиженской утшцы (современной улицы Перенсона) -пятой продольной магистрали города (после Большой (ул. Ленина), Кедровой (Кирова), Успенской (Рабоче-Крестьянской), Ручейной (Фефслова)) по регулярному плану последней четверга XVIII в. Расположение Троицкой церкви по отношению к фронтально выстроившимся по берегу Енисея Богоявленскому собору, Преображенской и Воскресенской церквям определило поперечную глубиннуюперспективувцентреатоскойпанорамыгорода[4,с. 125;506].Церковьпмелапродольную трехчастную композицию: храм с полукруглой алтарной апсидой, широтно расположенная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня, вытянутые по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике», перекрывался сомкнутым сводом с парусами в ушах, несущими диагональные грани снегового барабана, увенчанного главкой на тонкой шейке (Троицкая церковь была образцом для проекта церкви Покрова в Красноярске). Трапезная перекрывалась поперечным коробовым сводом с замыкающими лотками и распалубками. Фасады трапезной и алтаря увенчивались раскрепованным крупнообломным карнизом на конеольках и подкарнизным валиком. Такой же карниз, но более тонко профилированный, образует междуяруснос членение четверика. Все углы обработаны лопатками, поверхность которых расчленена поребриками и украшена фигурными филенками. Цоколь выделен сплошной подоконной тягой и раскрепованным многообломным профилем. Троицкую церковь, датированную 2-й половиной ХУПТ в., можно считать одним из рашшх произведений «енисейской школы». Она отличается насыщенностью и стилистическим единством наружного убранства фасадов, пластической выразительностью и острой трактовкой форм.
7. Успенская церковь, 1793-1843 гг. В 1747 г. в связи со строительством каменной Преображенской церкви около Гостиного двора ранее расположенную там деревянную Знаменскую церковь перенесли за пределы города на городское кладбище, расположенное на возвышенности по Ачинскому тракту. К концу XVIII в. вся местность вокруг кладбища была заселена и превратилась в «нагорную» часть города, было открыто новое кладбище, расположенное дальше к юго-западу, а бывшая кладбищеская церковь стала приходской. Тогда же енисейскими купцами Е.С. и П.С. Трескиными была начата постройка каменного храма. Нижний храм был освящен в 1799 г. во имя Успения Богородицы, верхний - во имя Петра и Павла в 1818 г. В 1827-1843гг. купцы А.Г. и А.А. Кобычевы пристраивают с севера приделы в два этажа: Иркутского святителя Иннокентия и Александра Невского [6, с. 104-139]. Каменная церковь имеет два этажа, выстроена кораблем: храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезная и колокольня вытянуты по одной оси. С севера во всю длину храма и трапезной примыкают двухэтажные приделы. Четверик храма увенчивался высокими фигурными «полугпавиями» с лучковым на верш нем и круглой люкарны, а также диагональными люкарнами в виде кокошников, над которыми возвышались боковые главы на тонких световых барабанах. Барабан центральной главы был приподнят на невысокой трибуне. Алтарная апсида также была завершена главой. Небольшая трапезная была перекрыта коробовым сводом. Четырехъярусная колокольня, восьми! ранная в верхних двух ярусах, была перекрыта куполом, опирающимся на широкие арки звона. На куполе размещался пгпиль. Нижний храм имеет два октта по фасаду, над ними помещается круглое окно. Фасады завершены профилированным слабо выступающим карнизом с подкарнизным валиком. Мсжэтажное членение обозначено четким профилированным поясом. Углы обработаны плоскими лопатками. Арочные окна обрамлены тонкими рельефными узорами. Успенская церковь, возведенная на рубеже XVIII-
XIX вв. отражает происходившее в это время приобщение сибирского зодчества к общим стилистическим тенденциям русской архитектуры, тяготеющим к классицизму. Своеобразие «сибирского барокко» сохраняется только в форме оконных обрамлений. Здание церкви служит крайним западным ориентиром в панораме города.
В настоящее время утрачено пять храмов и две часовни:
1. Двухэтажная каменная церковь Рождества Христова Христорождественското (Ивсрского) женского монастыря, 1755-1820 гг., находившаяся нар. Мельничной и устье р. Лазаревки [7, с. 136].
2. Двухэтажная каменная Преображенская церковь, строившаяся в 1747-1779 гг. и находившаяся на набережной р. Енисей к востоку от Богоявленского собора на базарной площади. Имела название Гостинодворской, так как находилась близ Гостиного двора.
3. Одноэтажная каменная кладбищенская Входоиерусалимская церковь, 1801 г., -
«Лбалакская», так как находилась на восточной стороне города, носившей название Абалак при въезде в город.
4. Каменная кладбищенская Крсстовоздвиженская церковь, 1794 г., стоявшая на западной стороне юрода, носившей название Севостьяика.
5. Домовая церковь в тюремном замке, 1864 г.. находившаяся в каменном здании на западной стороне города, за военными казармами у пороховых подвалов.
6. Каменная часовня в честь свт. Николая, в кузнечных рядах, недалеко от Христорождественской церкви, к приходу которой она относилась.
7. Каменная часовня в честь старца Даниила, 1859 г.. во дворе Иверского монастыря.
Кроме того, в городе находились культовые здания других конфессий - существующая
ныне мечеть, возведенная в конце XIX в., и синагога, утраченная в 1930-е гг.
К началу XX в. в г. Енисейске шесть храмов формировали речной фасад города, они были расположены в непосредственной близости к берегу Енисея, что, несомненно, связано со значимостью водного пути для города. Остальные создавали «глубинность» композиции, отмечая узловые элементы застройки и ландшафта: въезды и выезды из города, расположение мостов, размещение кладбищ, возвышенности. Расположение храмов было выбрано с учетом пределов видимости от одного храма до другого, что формирует общую систему культовой застройки и «освященность» всего города.
Список сокращений
ГАКК - Государственный архив Красноярского края ЕГ’КМ - Енисейский государственный краеведческий музей РГАДА - Российский Государственный архив древних актов
Литература
1. Амвросий, 1812. Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей... СПб., 1819.
2. Афанасий, 1863 Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей... СПб., 1819.
3. Зверинский, В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в российской империи / В.В. Зверинский. - СПб., 1892. - Т. 2.
4. Краткое описание приходов Енисейской епархии, 1916; ГАКК. Ф. 179. Он. 1. Дд. 1, 3, 7, 10. Ф. 812. Оп. 1. Д.82. Лл. 16-18
5. Кытманов, А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893 гг. ЕГКМ. ОФ. Д. 7746.
6. Кытманов, АЛ. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916, ГАКК. Ф.812.0п. 1. Д. 561
7. Пестов, И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири / И. Пестов. - М., 1833. -С. 136; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916.