УДК 371. 322+37. 031
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-122-128
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА»
А. А. Темербекова1, С. А. Джанабилова2
1 Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск
2 Горно-Алтайский педагогический колледж, Горно-Алтайск
Рассматривается актуальная проблема образования - формирование цифровой грамотности обучающихся образовательных учреждений. В современных условиях обозначенное исследовательское поле инициирует использование новых моделей и технологий в сфере образования на различных его ступенях. Исследованы проблемы и перспективы использования цифрового портфолио в качестве средства формирования исследовательской компетенции обучающихся. Проанализированы различные подходы ученых к изучению цифрового портфолио в педагогической науке, что позволило определить цифровое портфолио как упорядоченную, структурированную совокупность определенных данных обучающихся. Однако рассмотрение цифрового портфолио в исследовательской деятельности обучающихся и изучение взаимосвязи в педагогической науке недостаточно разработаны. Изучен пропедевтический аспект исследуемого феномена. Проводится анализ различных подходов к понятию «цифровое портфолио» в российской и зарубежной педагогике. Отмечается, что цифровое портфолио как новое средство представления результатов исследовательской деятельности принципиально отличается от электронного портфолио обучающегося. Представлены цели формирования цифрового портфолио студента, характеристики, уровни, а также различные средства, с помощью которых формируется цифровое портфолио. Использование технологии цифрового портфолио в образовательном пространстве ориентировано на активизацию исследовательской деятельности, проектирование индивидуального исследовательского поля и формирование творческого подхода обучающегося к процессу формирования и развития исследовательской компетенции обучающегося.
Ключевые слова: образование, обучение, компетентность, исследовательская компетенция, портфолио, цифровые технологии, цифровое портфолио.
Модернизация процесса обучения является одной из важнейших задач совершенствования образовательной политики России. Особенно актуален этот вопрос в связи с цифровизацией образования. Об этом же свидетельствует выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2017 г., где была подчеркнута необходимость внедрения цифровой экономики как задачи национального уровня, для достижения которой необходимо добиться всеобщей цифровой грамотности: «Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях - от школы до высших учебных заведений и, конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов» [1].
Образовательные учреждения России (университеты, колледжи и др.), руководствуясь Программой стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [2], развивают инновационные педагогические технологии, предлагая различные
новые технологические решения, включая новые формы и методы обучения, такие как онлайн-курсы, вебинары, интерактивные методы обучения, метод проектов, портфо-
Общей тенденцией всестороннего использования портфолио обучающихся стало появление его новых форм, например цифрового портфолио, которое сегодня является обязательным требованием ФГОС.
В аспекте настоящего исследования цифровое портфолио выступает в качестве средства формирования исследовательской компетенции обучающегося.
Несмотря на проявленный интерес к проблеме определения понятия «исследовательская компетенция», ее содержанию и структуре, остается неизученным вопрос ее формирования на разных ступенях образования. Учитывая современную образовательную ситуацию, принципы образовательной деятельности и необходимость разработки новых образовательных технологий, акцентируем внимание на использовании в образовательном процессе цифрового портфолио студента, ориентированного на самостоятельное добывание и переработку учебной информации и умение презентовать свои научно-исследовательские достижения.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования исследовательской компетенции студентов показал разнообразие различных подходов. Так, А. В. Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции» [3].
В свою очередь Л. А. Казарина в исследовательской работе отмечает, что понятия «компетенция» и «компетентность» соотносятся как наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося и уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [4]. Опираясь на исследования Л. А. Казариной, под «исследовательской компетенцией» будем понимать интегративное качество личности, предполагающее ее готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности и представляющее собой интеграцию мотивационно-ценностных, личностных и деятельностных компонентов, формирование которых осуществляется в процессе деятельности обучаемого в определенном исследовательском поле.
Исследование вопросов формирования портфолио показало, что оно используется в различных аспектах. Так, И. О. Загашев и С. И. Заир-Бек предлагают использовать портфо-лио как инструмент (средство), используемый при обсуждении результатов обучения с од-ногруппниками и преподавателями, как возможность для рефлексии обучаемыми собственной работы, как средство при подготовке и обосновании целей будущей профессиональной деятельности, как документ, в котором отражено развитие обучаемого и результаты его самовыражения и др. [5].
Ученые определяют портфолио:
1) как «средство оценивания результатов обучения» (А. П. Чернявская, Б. С. Гре-чин) [6];
2) как выставку учебных достижений по одному или нескольким предметам за определенный отрезок времени (Н. М. Савина) [7];
3) как собрание достижений или визитную карточку, дающую представление о предполагаемых возможностях человека (И. Н. Аляева, Г. Н. Левашова, Л. Ф. Парубец) [8].
Рассмотрение достаточного количества научных исследований показало множество разночтений в определении понятия «цифровое портфолио» и отсутствие единого подхода и конкретной трактовки. Однако некоторые упоминания о наличии такого «индивидуального для обучающегося ресурса» выявлены в иностранной педагогике зарубежными учеными: Ж. Ваврцика (J.Wawrzycka) [9], К. Уолл, С. Хиггинс, Ж. Миллер, Н. Паккард (K. Wall, S. Higgins, J. Miller, N. Packard) [10], Ж. С. Бриттен, Л. Ж. Муллен [11], Л. Ронда, Л. Фили-ятраулт и А. Филиятраулт (L. Ronda, L. and A. Filiatrault) [12], Л. Уиллис, Л. Уилки (L. Willis, L. Wilkie) [13], К. Б. Янсей (K. B. Yancey) [14].
Цифровые портфолио в научных материалах называют по-разному: мультимедийными портфелями, электронными портфелями, электронными фолио и веб-фолио. Согласно научным исследованиям, в образовательной практике цифровое портфолио представляют как комплекс, содержащий в основном материалы традиционных портфолио, которые представлены в цифровом формате. Следует отметить, что материалы, также называемые артефактами, представлены с использованием комбинации мультимедийных технологий, таких как аудиозапись, видео и другие.
В Википедии электронное портфолио (иначе e-portfolio) понимается как цифровое или онлайн-портфолио и представляет собой сборник электронных данных, собранных и управляемых пользователем, как правило, в Интернете. Такие электронные данные могут включать вводный текстовый материал, электронные файлы, изображения, мультимедиа, записи в блогах и гиперссылки [15].
Кардинальным отличием цифрового портфолио от электронного портфолио является не просто деятельность студента, а создание целостной комплексной системы, обеспечивающей фиксацию и учет индивидуально значимых результатов исследовательской деятельности обучающихся, самовыражения мониторинга роста исследовательской компетенции на основе отчетов о достигнутых результатах, сертификатов, свидетельств (дипломов) участия в научных конференциях, семинарах и других материалов, представленных в интерактивном режиме (онлайн-конференции, вебинары и др.).
Рассмотрение портфолио в разных аспектах позволило выявить следующие его характеристики:
1. Цифровое портфолио носит индивидуальный характер, дает проследить личностное развитие обучающегося, его положительную динамику, достигнутую в процессе получения образования.
2. Цифровое портфолио дает возможность обучающемуся представить его образовательные достижения, включающие победы в конкурсах, участие в конференциях и других научных мероприятиях.
Рассмотрев данные особенности и характеристики исследуемого определения, выявлено, что основным назначением цифрового портфолио является систематизация обучающимися накопленного исследовательского опыта, научно-исследовательских знаний, отображение исследовательских компетенций и более четкое прослеживание направления личностного развития и ориентации на будущую профессиональную деятельность.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «цифровое портфо-лио». В исследовании опираемся на определение, данное Г. А. Засобиной, Т. А. Вороновой, И. И. Корягиной, которые определяют цифровое портфолио как определяющий фактор профессионального самоопределения студента, ориентируя его на современные требования к личностно-профессиональной компетентности специалиста и позволяя опираться на собственный индивидуальный ресурс в достижении высших результатов [16].
Анализ различных подходов к изучению цифрового портфолио в педагогической науке позволил определить цифровое портфолио как упорядоченную, структурированную совокупность фиксированных достижений студентов в исследовательской деятельности, представленную в цифровом формате с использованием мультимедийнных технологий (аудиозапись, видео и др.), обеспечивающую доказательства индивидуального роста и развития личности обучающегося в исследовательской области, демонстрацию достижений накопленного опыта исследовательской деятельности и формирующую исследовательскую платформу для самовыражения роста личности студента в информационной образовательной среде.
Среди студентов ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» было проведено анкетирование, целью которого было выявление понимания сущности понятий «портфолио», «цифровое портфолио», «цифровые технологии». Результаты анкетирования показали следующие результаты. Так, всего 20 % студентов имеют представление о том, что такое цифровое портфолио, цифровые технологии.
При ответе на вопрос о принципах, которые лежат в основе цифрового портфолио, у респондентов возникли затруднения, так как нечасто прибегают к использованию цифрового портфолио. Как видно из ответов, 100 % студентов хотели бы узнать побольше информации о данном виде портфолио и сформировать свое портфолио. Только 40 % студентов имеют портфолио. Кроме того, следует отметить, что 60 % не используют портфолио совсем.
Таким образом, опрос показал, что большинство студентов имеют желание узнать больше информации о цифровом портфолио и цифровых технологиях. В ходе ответа на вопрос «Хотели бы Вы иметь цифровое портфолио?» 100 % опрошенных ответили положительно. При ответе на вопрос «С какого возраста можно начать формировать цифровое портфолио?» были представлены неоднозначные ответы. Студенты считают благоприятным периодом ранний возраст, детство, 4 класс, 18 лет.
Таким образом, проведенный анализ образовательной практики показал, что вопрос формирования исследовательской компетенции на разных ступенях образования с учетом новых возможностей цифровой экономики в настоящее время очень актуален. В связи с этим цифровое портфолио представляет собой средство демонстрации достижений студентов в исследовательской деятельности, представленное в цифровом формате.
Использование цифрового портфолио в формировании исследовательской компетенции обучающихся актуально и является одним из перспективных направлений в развитии личности обучаемого.
Список литературы
1. Путин поставил задачу добиться в РФ всеобщей цифровой грамотности // ТАСС информационное агентство . Дата публикации: 2 июня 2017 года . 17:10 URL: http://tass . ru/pmef-2017/articles/4307379 (дата обращения: 8.02 . 2018) .
2 . Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. URL: http://docs .cntd. ru/document/420397755 (дата обращения: 8. 02 .2018) .
3 . Хуторской A. B . Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования //
Народное образование . 2003. № 2 . С . 58-64.
4 . Казарина Л . А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов
общеобразовательной школы: дис .... канд . пед . наук. Томск, 2016 . 193 с .
5 . Загашев И . О . , Заир-Бек С . И . Критическое мышление: технология развития . СПб . : Альянс Дельта, 2003. 284 с .
6 . Чернявская А. П . , Гречин Б. С . Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-метод . пособие .
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 98 с .
7 . Савина Н . М . Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном
образовании // Среднее профессиональное образование . 2008. № 4 . С . 2-5 .
8 . Левашова Г . Н . , Аляева И . Н . , Парубец Л . Ф . Формирование портфолио преподавателя // Приложение к журналу
«Среднее профессиональное образование» . 2006 . № 4 . С . 11-19 .
9 . Jolanta Wawrzycka . Digital Portfolio and Presentation . URL: http://www. radford . edu/~jolanta/web/Digital_Portfolio . html (дата
обращения: 30 . 01.2018) .
10 . Wall K . , Higgins S . , Miller J . , Packard N . Developing digital portfolios: investigating how digital portfolios can facilitate pupil talk
about learning // Technology, Pedagogy and Education . 2006 . Vol . 15, is . 3 . P 261-273. 11. Britten J . S . , Mullen L . J . Interdisciplinary Digital Portfolio Assessment: Creating Tools for Teacher Education // Journal of Information Technology Education . 2003. Vol . 2 . P 41-47 .
12 . Ronda L . , Filiatrault L . , Employers' A. Perceptions of the Benefits of Employment Electronic Portfolios // International Journal
of ePortfolio . 2017 . Vol . 7, is . 2 . P 217-223.
13 . Willis L . , Wilkie L . Digital career portfolios: Expanding institutional opportunities // Journal of Employment Counseling . 2009 .
Vol . 46, is . 2 . P 73-81. DOI: 10 ,1002/j . 2161-1920 . 2009 . tb00069 .
14 . Yancey K . B . Digitized student portfolios // Electronic portfolios: Emerging practices in student, faculty, and institutional
learnings . Washington, DC: American Association for Higher Education, 2001. P 15-30 .
15 . Electronic portfolio // Wikipedia the free encyclopedia . URL: https://en . wikipedia . org/wiki/Electronic_portfolio (дата обращения:
8. 02 .2018) .
16 . Засобина Г . А. , Воронова Т . А. , Корягина И . И . Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей
школе: учебное пособие . Москва; Берлин: Директ Медиа, 2015. 231 с .
Темербекова Альбина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, Горно-Алтайский государственный университет (ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Россия, 649000). E-mail: [email protected]
Джанабилова Сания Аманболдыновна, Горно-Алтайский педагогический колледж (ул. Чорос-Гуркина, 42, Горно-Алтайск, Россия, 649000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.02.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-123-128
DIGITAL PORTFOLIO AS MEANS OF STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE FORMATION
A. A. Temerbekova1, S. A. Dzhanabilova2
1 Gorno-Altaysk State University, Gorno-Altaysk, Russian Federation
2 Gorno-Altaysk Pedagogical College, Gorno-Altaysk, Russian Federation
This article considers the actual problem of education that is formation of digital competence of students in educational institutions. In modern conditions the designated research field initiates using new models and technologies in education on its various steps. The problems and prospects of using a digital portfolio as means of formation of students research competence are examined. The analysis of various approaches to the concept «digital portfolio» of the Russian and foreign pedagogies allowed to define the digital portfolio as ordered structured data of students. However, the consideration of a digital portfolio in research activity of students and studying of interrelation in pedagogical science is not sufficiently developed. The authors considered the propaedeutic aspect of this research phenomenon. The analysis of various approaches to the concept «digital portfolio» of the Russian and foreign pedagogies is car-
ried out. It is noted that the digital portfolio as new means of representation of results of research activity essentially differs from an electronic portfolio of the student. It presents the purposes of formation of a student's digital portfolio, its characteristics, levels and also various means by which students can present a digital portfolio. The use of digital portfolio technology in educational space is focused on activating of research activity, modeling of the individual research field and formation of the creative approach of the student to the process of formation and development of research competence of the student.
Key words: education, research work, competence, portfolio, digital technologies, digital portfolio.
References
I. Putin postavil zadachu dobit'sya v RF vseobshchey tsifrovoy gramotnosti [Putin set the task to achieve the digital competence in the Russian Federation] . TASS informatsionnoye agentstvo. Data publikatsii: 2 iyunya 2017 goda, 17:10 [TASS news agency. Publication date: 2 June 2017 . 17:10] (in Russian) . URL: http://tass . ru/pmef-2017/articles/4307379 (accessed 8 February 2018) .
2 . Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody: utverzhdena Ukazom Prezi-
denta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 goda no. 203 [The development strategy of information society in the Russian Federation for 2017-2030: approved by the Decree of the President of the Russian Federation from 9 May 2017 № 203] (in Russian) . URL: http://docs . cntd . ru/document/420397755 (accessed 8 February 2018) .
3 . Khutorskoy A. B . Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key compe-
tencies as a component of the personally oriented education paradigm] . Narodnoye obrazovaniye, 2003, no . 2, pp . 58-64 (in Russian)
4 . Kazarina L . A. Formirovaniye issledovatel'skoy kompetentnosti uchashchikhsya profil'nykh gumanitarnykh klassov
obshcheobrazovatel'noy shkoly. Dis. ... kand. ped. nauk [Formation of research competence of students of specialized humanitarian classes of general education school . Diss . cand . of ped . sci . ] . Tomsk, 2015. 393 p . (in Russian) .
5 . Zagashev I . O . , Zair-Bek S . I . Kriticheskoye myshleniye: tekhnologiya razvitiya [Critical thinking: technology of development] .
Saint Petersburg, Al'yans Del'ta Publ . , 2003. 284 p . (in Russian) .
6 . Chernyavskaya A. P. , Grechin B . S . Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul'tatov obucheniya: uchebno-metodicheskoye
posobiye [Modern means of estimation of training results: educational and methodical manual] . Yaroslavl', YaSPU Publ . , 2008. 98 p (in Russian)
7 . Savina N . M . Innovatsionnye kompetentnostno-orientirovannye pedagogicheskiye tekhnologii v professional'nom obrazovanii
[The innovative competence-based focused pedagogical technologies in professional education] . Sredneye professional'noye obrazovaniye - Secondary Vocational Education, 2008, no . 4, pp . 2-5 (in Russian) .
8 . Levashova G . N . , Alyaeva I . N . , Parubets L . F. Formirovaniye portfolio prepodavatelya [Making up teacher's portfolio] .
Prilozheniye k zhurnalu «Sredneye professional'noye obrazovaniye» - Appendix to the Journal of Secondary Vocational Education, 2006, no . 4, pp . 11-19 (in Russian) .
9 . Jolanta Wawrzycka . Digital Portfolio and Presentation. URL: http://www. radford . edu/~jolanta/web/Digital_Portfolio . html (ac-
cessed 30 January 2018) .
10 . Wall K . , Higgins S . , Miller J . , Packard N . Developing digital portfolios: investigating how digital portfolios can facilitate pupil talk
about learning . Technology, Pedagogy and Education, 2006, vol . 15, no . 3, pp . 261-273.
II. Britten J . S . , Mullen L . J . Interdisciplinary Digital Portfolio Assessment: Creating Tools for Teacher Education . Journal of Information Technology Education, 2003, vol . 2, pp . 41-47 .
12 . Ronda L . , Filiatrault L . Employers' A . Perceptions of the Benefits of Employment Electronic Portfolios . International Journal of
ePortfolio, 2017, vol . 7, no . 2, pp . 217-223.
13 . Willis L . , Wilkie L . Digital career portfolios: Expanding institutional opportunities . Journal of Employment Counseling, 2009,
vol . 46, iss . 2, pp . 73-81. D0I:10,1002/j .2161-1920 . 2009 . tb00069 .
14 . Yancey K . B . Digitized student portfolios. Electronic portfolios: Emerging practices in student, faculty, and institutional learn-
ings. Washington, DC: American Association for Higher Education, 2001. P. 15-30 .
15 . Electronic portfolio. Wikipedia the free encyclopedia. URL: https://en . wikipedia . org/wiki/Electronic portfolio (accessed 8 Febru-
ary 2018) .
16 . Zasobina G . A. , Voronova T A. , Koryagina I . I. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy obrazovatel'nogo protsessa v vysshey shkole: uchebnoye posobiye [Psicho-pedagogical bases of educational process at higher school: manual] . Moscow; Berlin, Direkt Media Publ . , 2015. 231 p . (in Russian) .
Temerbekova A. A., Gomo-Altaysk State University (ul. Lenkina, 1, Gomo-Altaysk, Russian Federation, 649000). E-mail: [email protected]
Dzhanabilova S. A., Gorno-Altaysk Pedagogical College (ul. Choros-Gurkina, 42, Gorno-Altaysk, Russian Federation, 649000). E-mail: [email protected]