Научная статья на тему 'Различные формы музыкального искусства как фактор формирования творческой направленности современной молодежи'

Различные формы музыкального искусства как фактор формирования творческой направленности современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калимуллина О. А.

В статье раскрывается творческая направленность личности, формирование творческой направленности сов ременной молодежи через различные музыкальные формы. Проводится анализ научных трудов, в которых рассмат риваются вышеперечисленные позиции. Приводится пример практической реализации формирования творческой направленности молодежи через посещение цикла концертов оркестра народных инструментов РТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различные формы музыкального искусства как фактор формирования творческой направленности современной молодежи»

УДК 74.7

О.А.Калимуллина

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрывается творческая направленность личности, формирование творческой направленности сов ременной молодежи через различные музыкальные формы. Проводится анализ научных трудов, в которых рассмат риваются вышеперечисленные позиции. Приводится пример практической реализации формирования творческой направленности молодежи через посещение цикла концертов оркестра народных инструментов РТ.

Ключевые слова: молодежь, творчество, творческая направленность, музыкальные формы, духовность, личность.

Kalimullina O. Various forms of music as a factor in the formation of a creative orientation of today's youth.

This article refers to the creative orientation of the individual, the formation of a creative orientation of today's youth through a variety of musical forms. The analysis of scientific papers that address the above-mentioned position. The example of the practical implementation of the formation of a creative orientation of young people through concert series visit folk orchestra RT

Keywords: youth, creativity, creative direction, musical forms, spirituality, personality.

Направленность личности -это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество: чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности [2].

Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность - это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности[3].

Мы намеренно в начале нашей статьи обратились к интернет -источнику, так как именно творческая направленность личности в процессе музыкально-эстетичской интеграции и является объектом нашего исследования, а данный источник дает конкретную и четкую формулировку интересующего нас аспекта. В контексте вышеизложенного, нельзя не обратить внимания на предпосылку развития самостоятельных творческих проявлений, их мотивацию, а именно на творческую направленность личности к любому из упомянутых выше видов деятельности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что в области воспитания творческой направленности личности накоплен достаточно богатый положительный опыт. Однако в ней остаются и нерешенные вопросы.

В современных условиях стала насущной потребность общества в людях с нестандартным мышлением, обладающих высоким уровнем направленности на творческую реализацию своих социальных прав и обязанностей, связанных со свободой профессионального самоопределения.

Решение задач воспитания личности такого типа не может быть осуществлено без серьезной перестройки всей системы образования, но не означает отрицания ее позитивного исторического наследия.

Развитие творческой направленности личности получило отражение в исследованиях Л.И. Божович, А.В.Зосимовского, А.Н.Зиминой, СА.Козловой, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, Н.Н.Поддьякова, П.М. Якобсона и др., занимающихся поиском наиболее эффективных путей духовно-нравственного развития личности. В теоретической части мы будем опираться на научные положения Абрауховой

В.В., так как разрабатываемая нами концепция опирается на некоторые научные выводы этого ученого.

Доказательства значимости духовных ценностей в процессе воспитания нравственно-эстетических идеалов подрастающего поколения мы находим в трудах Д.С.Лихачева. Он неоднократно подчеркивал, что смысл воспитания, в конечном счете, заключается в укреплении духовной преемственности поколений, базирующейся на вековых гуманистических традициях народа, считая, что семейная традиция - это осознание принадлежности к своим корням. Научное наследие самого Д.С. Лихачев - яркий образец воплощения основополагающего принципа народного воспитания[1].

Приобщение молодого человека к культурным национальным ценностям родной земли в воспитательно-образовательном процессе с исторической точки зрения предлагают рассмафивать ведущие философы и психологи (ШААмонашвили, В.С.Библер, ЛА.Венгер, В.ВДавыдов, А.В.Запорожец, Л.В. Занков., И.С.Нарский, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и др.) и педагоги (ОААпраксина, Б.МБим-Бад, Н.С. Ветлугина, А.И. Буренина, Т.В.Журавская, А.Н.Зимина, Т.С.Комарова, Б.ТЛихачев, Т.Я. Шпикалова и др.).

Развитие представлений о творчестве как реальном и значимом факторе социокультурного образования, придающем ему смысл, нацеливающем на обеспечение развития подрастающего поколения. Особое значение творчество приобретает в условиях изменений общественной жизни, когда рождаются новые идеи, преодолеваются стереотипы, вырабатываются новые подходы к организации жизни. Об этом говорят такие государственные акты, как Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 года «О премиях для поддержки талантливой молодежи», Федеральные программы «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», «Молодежь России», программа принятая в Республике Татарстан «Перспектива» нацеленные на воспитание инициативных, предприимчивых людей.

Творческая преобразующая деятельность в единстве с трансляцией культурных ценностей рассмотрена в работах А.ИАрнольдова, М.А.Барга, Ю.НДавыдова, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М. Межуева и других исследователей.

Психологические основы творческой деятельности разработаны в трудах Л.И.Божович, Д.Б. Богоявленской, А.А. Бодалева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной, П.Я.Гальперина, А.В. Запорожца, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, В.Н.Мясищева, В.А.Петровского, Я.А. Пономарева, В.Н.Пушкина, И.М.Розет, С.Л.Рубинштейна, В.В.Рубцова, В.А.Сластенина,

О.К.Тихомирова, М.Г. Ярошевского, Д.Б. Эльконина, Д.И.Фельдштейна, М.Я.Якиманской, П.М.Якобсона. В них определены подходы к выявлению сути творческой самореализации личности и на эти работы мы опираемся в процессе нашей научной деятельности.

Изучая как научные труды так и занимаясь практической деятельностью, связанной с формированием и реализацией творческой направленности в молодежи в условиях свободного времени через различные музыкальные формы, наше внимание было сфокусировано на центральном понятии - творческой направленности личности, под которым мы понимаем интегральное личностное качество, подразумевающее наличие гармоничной иерархии мотивов творческой деятельности, базирующейся на выраженных интересах и склонностях и отражающей насущные потребности индивида. Формирование направленности личности протекает в русле мотивации, имеющей как внешнюю сторону - воспитывающие влияния, так и внутреннюю - самостоятельную, осознанную работу индивида над собой. В творчестве как особой форме социальной активности ребенка проявляются все его формирующиеся личностные характеристики. Исследуя механизмы их созревания, борьбы, соподчинения, можно составить представление о процессе развития творческой направленности личности как знаковой характеристики данной системы мотивов в целом, а отмечая ее проявления в отношениях воспитанников к себе и действительности - определить значимость ее для их развития. [1].

Сегодня, когда наша молодежь детерминирует в себе большое количество противоречивых качеств, креативных и традиционных понятий, когда зачастую она стоит перед некоторым духовно-нравственным выбором, становится особенно актуальным формировать ее творческую направленность, направленность на высокие нравственные, духовные, культурные идеалы. И благодаря большому количеству различных музыкальных форм нашей молодежи предложены варианты духовного саморазвития, направленного на конечный положительный результат. Одной из таких форм работы с молодежью города Казани является музыкально-эстетический лекторий для студентов города « Встречи по четвергам»- «Gaudeamus igitur».

В рамках реализации проекта «Культурная Универсиада» Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан под управлением народного артиста России, профессора Анатолия Шутикова представляет цикл музыкально-образовательных мероприятий для студенчества города Казани.

Представление города и республики через культуру и искусство, повышение духовнонравственного потенциала - такую цель ставят перед собой организаторы музыкального цикла концертов.

Именно через такие современные социокультурные формы работы с молодежью происходит формирование творческой профессиональной направленности молодых людей.

Всего в рамках цикла в Государственной филармонии РТ им.Г.Тукая прозвучит 6 концертов. В исполнении музыкантов оркестра публика услышит как мировую классику, так и произведения татарстанских композиторов. Государственный оркестр народных инструментов РТ был образован в 1993 году. С этим коллективом тесно сотрудничают прославленные мастера Татарстана - Ильгам Шакиров, Зиля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Юрий Борисенко, Галина Ластовка, Георгий Ибушев, Рустам Маликов, Айдар Файзрахманов. На протяжении многих лет с оркестром успешно выступает в качестве солистки лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Татарстана Резеда Галимова.

Спектр музыки, исполняемый оркестром народных инструментов Татарстана чрезвычайно широк: это русская и зарубежная музыкальная классика, популярные произведения крупнейших композиторов XX столетия, в том числе и композиторов Татарстана. И, конечно же, неизменной любовью слушателей пользуются оригинальные обработки народных мелодий разных национальностей, столь красочно звучащие в исполнении этого коллектива. Именно через погружение в музыкальную атмосферу молодые люди приобретают так необходимые им сегодня позиции: духовную уверенность в завтрашнем дне, интеллектуальный рост, профессиональную творческую направленность.

Напомним, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан под управлением народного артиста России, лауреата государственной премии Г.Тукая, профессора, академика Петровской академии науки и искусств Анатолия Шутикова инициировал цикл концертов, направленных в первую очередь, на студенчество, на формирование интеллектуальной, духовно развитой молодежи, настоящих патриотов своей страны.

Информативность музыкального материала была бесспорной. Всего за час молодые люди совершили увлекательное музыкальное путешествие по известным всему миру классическим произведениям. Сопровождалось путешествие познавательным рассказом от лектора-музыковеда, заслуженной артистки РТ Лилии Апаковой. Репертуар, который представил в этот вечер оркестр, было очень разнообразен. Объединило произведения лишь одно - каждое из них невозможно было не узнать. Прозвучали знаменитые «Шутка» И.-С.Баха, «Итальянская полька» С.Рахманинова, марш из оперы Дж.Россини «Вильгельм Телль», «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец с саблями» А.Хачатуряна и многие другие.

Без сомнения, украшением концерта стало исполненное народной артисткой РТ Резедой Г алимовой «Болеро Елены» Дж.Верди. Поразил виртуозным исполнением в столь юном возрасте музыкант оркестра Артур Давлетшин (соло на балалайке в «Итальянской польке»

С.Рахманинова). Неожиданностью стало шуточное произведение И.Штрауса «Perpetuum Mobile», во время которого дирижер Анатолий Шутиков спустился в зал для приветствия зрителей, а на сцене развернулась настоящая музыкальная битва между оркестрантами. Завершила «Попутная песня» М.Глинки. Погружение в культуру, соприкосновение с музыкой всегда были и остаются основой формирования творческого потенциала молодых людей и,конечно, профессиональной творческой направленности в процессе социализации.

И в завершение хотелось бы сказать, что только опираясь на практическую деятельность

возможно разрабатывать научные проекты и концепции.

Литература

1.АбрауховаВ.В. Развитие творческой направленности личности воспитанников дополнительного образованияIvak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» http:||pglu.ru

2. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения | И.Г.Шупейко, АЮ.Борбот, ЕЖДоморацкая, Д.А.Пархоменко - Mинск : БГУИР, 2008. http:|| ru.wikipedia. org|wiki|%D0

3. http:||ru.wikipedia.org|wiki|%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.