Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №9. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/94
УДК 8(075) https://doi.org/10.33619/2414-2948/94/30
РАЗЛИЧИЯ ВЫРАЖЕНИЙ РЕТРОСПЕКТИВНОЙ И ПРОСПЕКТИВНОЙ КАТЕГОРИЙ (В АСПЕКТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)
©Бийгелдиева Н. А., канд. пед. наук, Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызстан, [email protected]
DIFFERENCES IN EXPRESSIONS OF RETROSPECTIVE AND PROSPECTIVE CATEGORIES (IN THE ASPECT OF ARTISTIC TEXT)
©Biygeldieva N., Ph.D., Naryn State University named after S. Namatov, Naryn, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Ретроспекция рассматривается как грамматическая категория текста, организующая понимание читателем представленной впереди содержательно-фактической информации, что является разновидностью языкового выражения. Проспект — это речевой элемент, предоставляющий содержательно-фактическую информацию, обладающий способностью воссоздавать и планировать ее. Это конструктивный метод, информирующий читателя (слушателя) о том, какая информация будет заранее в процессе обсуждения предмета речи. Категории ретроспекции и проспекции интерпретируют главную идею автора в художественном тексте в тесной связи с композиционным строем произведения и его рецепцией индивидуальным читателем.
Abstract. Retrospection is considered as a grammatical category of the text that organizes the reader's understanding of the content-factual information presented in front, which is a kind of linguistic expression. A prospectus is a speech element that provides meaningful and factual information that has the ability to recreate and plan it. This is a constructive method that informs the reader (listener) about what information will be in advance in the process of discussing the subject of speech. The categories of retrospection and prospection interpret the main idea of the author in a literary text in close connection with the compositional structure of the work and its reception by the individual reader.
Ключевые слова: ретроспекция, проспекция, язык, речь, текст. Keywords: retrospection, prospection, language, speech, text.
Ретроспекция и проспекция используются как текстовые категории художественного текста, и при оценке их по признаку дисциплинарной сложности мы отмечаем тесную связь «центрального» и «поверхностного» уровней, которые связаны друг с другом. «Центр» — это содержательно-значимый уровень, который проявляется в динамике нового и старого (прошлого) рассказа, в создании текста, в авторской пропагандистской деятельности, в процессе создания художественного текста. Этот аспект занимает свое место в истории, имплицитно присутствующей в тексте. Поверхность представляет собой структурно-композиционный уровень, он отражает «логический» нарратив, представленный в тексте известного произведения, и имеет личностно-коммуникативный характер, направленный непосредственно на читателя. При создании художественного текста автор выдвигает на первый план основную мысль, определяет пространственные отношения с другими сценами
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №9. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/94
(в начале, в середине или в конце развития темы), для чего необходимо использовать категории ретроспективы и проспективы вместе. В результате авторского замысла в художественном тексте, во-первых, реализуется способность к адекватному творчеству в тексте, во-вторых, усиливается мыслительная деятельность адресата. В качестве объекта анализа, ретроспекции и проспекции, возникающих в связи с авторским творчеством, выступает объективная авторская категория. Это сознательная, целенаправленная, актуализированная ссылка, направленная на сознание и внимание читателя на существенный элемент содержания, который является концептуальным и коммуникативным в художественном тексте.
При анализе художественного произведения, как отмечалось выше, с учетом его динамического аспекта, необходимо проанализировать полный текст произведения, чтобы проследить его создание и местонахождение в процессе изучения его текстовых категорий (ретроспекция и проспекция). При выделении ретроспекции и проспекции как текстообразующих категорий их лексические, морфологические, синтаксические, индивидуальные текстуальные, т. е. учитывается, что он состоит из средств разного уровня, относящихся к смыслу, данному в разных векторных направлениях, то назад, то в прошлое, то вперед, то в будущее. Следует отметить, что природа ретроспекции и проспекции в тексте носит разнонаправленный характер, эти категории являются оппозиционными категориями во временно-пространственной ситуации создания текста, каждая из них формируется своими языковыми средствами. Эти категории имеют общую черту — прошлое или будущее обращение в тексте, векторная направленность обращения (вперед-назад; вверх-вниз).
Категории (ретроспекция и проспекция) — это признаки прошедшего события или отличительного фрагмента, предвиденного автором, и определенного направления движения: либо назад — описано выше, либо вперед — описано ниже. Категории ретроспекции и проспекции следует считать вполне объективными в аспекте ФССК (функциональной семантико-стилистической категории), поскольку они основаны на внеязыковых факторах художественного стиля, состоят из языковой системы и средств речи, каждое из которых выполняет единую коммуникативную функцию в художественной речи: возвратный и косвенный повтор, или понятийно-коммуникативное значение, мнение автора по важным частям текста, прошедшей или предшествовавшей информации, т. е. «старое» и «новое» ждут места события, осуществляют объяснение коммуникативно-познавательной деятельности адресата, которая в целом носит проспективно-ретроспективный характер. Вышеуказанные задачи показывают тесную связь между языковыми и речевыми единицами разного уровня при выполнении одной и той же коммуникативной задачи, которой принадлежит основная роль ФССК в текстовой форме. Они создают уникальную функционально-стилистическую систему общения в художественной сфере.
Еще одной отличительной чертой ФССК является то, что она имеет пространственную структуру (центральную и поверхностную). При определении ретроспекции и проспекции как ФССК необходимо учитывать их связь и взаимодействие с другими категориями текста, а также определять индивидуальные особенности каждой из них в художественном тексте. Категории ретроспекции и проспекции возникают на основе разных речевых единиц, но различаются по своему заданному значению, выполняют свою коммуникативную непредвзятую задачу. Характерны и другие категории художественного текста — целостность, связь, информация, завершение. У каждого из них разная речевая разновидность в тексте, т. е. они могут отличаться друг от друга заметной ролью в силу своей природы и создания. При анализе категорий ретроспекции и проспекции в основном
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №9. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/94
анализировался материал художественной речи, однако было замечено, что коммуникативные цели и функции этих категорий активны и в других функциональных стилях. Художественное мышление является главной и особой способностью познания истины, его особенностью является представление истины на основе образа в сознании субъекта [1, с. 23].
Для писателя «характерно стремление писателя к познанию мира в новом состоянии, в основе которого читатель освобождается от прошлых воспоминаний и пробуждается его чувство познания мира» [2, с. 117], то есть адресат должен уметь прочувствовать множество различных ситуаций и добиться самостоятельного мышления. Категории ретроспекции и проспекции, являющиеся текстотворцами в художественном произведении, принимают непосредственное участие в полном размещении содержательного смысла художественного текста, что свидетельствует о его принципиальной значимости и своеобразии коммуникации в данной сфере. В художественном произведении истина, являющаяся вне текста, создается в скрытой форме, во временной форме, с целью имплицитного обращения к ассоциативно-образной способности мышления читателя. Кроме того, рекомендуется особая форма общения, основанная на образной направленности, ассоциативной направленности, которая имеет «не слишком строгую» вариативность, характеризуется подвижностью, ориентируется на познавательную деятельность адресата [3].
Поэтому автор использует ретроспекцию и проспекцию как ключевой пункт интерпретационной программы, посредством которой он регулирует процесс, посредством которого читатель находит способ раскрыть сущность мысли, лежащей в основе текста [4].
В художественном тексте ретроспекция и проспекция создаются в общетекстовом характере путем прерывания повествования, обусловленного различными внеязыковыми основаниями. При расположении большого объема текста во времени и пространстве не соблюдается принцип последовательности в изображении действий, сцен и фактов во все времена [5, с. 44].
Последовательность временных пластов является средством сплочения (связи) в художественном тексте. Взаимосвязь различных событий в повествовании дает читателю ощущение прошлого или будущего. Только при непосредственном участии этих категорий происходит процесс познания временной и пространственной связи в художественном произведении. В художественном тексте категории ретроспекции и проспекции создаются путем соединения различных событий, представленных в авторском повествовании. Он раскрывает в тексте временной пласт, кроме того, при актуализации хронотопа (временной и пространственной связи) они становятся эмоционально-значимым центром, неся особую эмоционально-эстетическую нагрузку [6, с. 78].
Категории ретроспекции и проспекции являются основными категориями, создающими содержательную специфику художественного текста. Интерпретация художественного текста многогранна, писатель пропускает через слова логическую дискуссию и совершает скачок за пределы известных фактов. Через показанные выше признаки мы видим диалогический и гипотетический характер этих категорий. Устанавливая активную роль субъекта («образ автора» и «образ адресата») в процессе художественной коммуникации, мы определяем двусторонние отношения между автором и читателем. Часто читатель художественного произведения любит прогуляться по месту, где мало дорожных знаков, т. е. не очень заметные [1, с. 73].
Цель авторской стратегии состоит в том, чтобы оптимизировать коммуникативную деятельность читателя при восприятии данного содержания (авторской концепции). Таким
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №9. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/94
образом, категории ретроспекции и проспекции являются функционально-стилистическими категориями текста, имеют параметрический характер в художественном тексте и создаются в полном тексте, отличаются от различных функциональных стилей в тексте своими особенностями.
Список литературы:
1. Колегаева И. М. Текст как единица научной и художественной коммуникации: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Одесса, 1991. 78 с.
2. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, 1999.
3. Болотнова Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992. 309 с.
4. Романова Н. Д. Языковые средства выражения адресантности и научном и художественном текстах (на материале немецкого языка): автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб. 1997.
5. Гальперин И. Р. Ретроспекция и проспекция в тексте // Филологические науки. 1980. №5. С.44-52.
6. Андреева К. А. Грамматика и поэтика нарратива. Тюмень, 1996. 190 с.
References:
1. Kolegaeva, I. M. (1991). Tekst kak edinitsa nauchnoi i khudozhestvennoi kommunikatsii: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. Odessa. (in Russian).
2. Kuzmina, N. A. (1999). Intertekst i ego rol' v protsessakh evolyutsii poeticheskogo yazyka. Ekaterinburg. (in Russian).
3. Bolotnova, N. S. (1992). Khudozhestvennyi tekst v kommunikativnom aspekte i kompleksnyi analiz edinits leksicheskogo urovnya. Tomsk. (in Russian).
4. Romanova, N. D. (1997). Yazykovye sredstva vyrazheniya adresantnosti i nauchnom i khudozhestvennom tekstakh (na materiale nemetskogo yazyka): avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. St. Petersburg. (in Russian).
5. Galperin, I. R. (1980). Retrospektsiya i prospektsiya v tekste. Filologicheskie nauki, (5), 44-52. (in Russian).
6. Andreeva, K. A. (1996). Grammatika i poetika narrativa. Tyumen. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 27.0 7.2023 г. 04.08.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Бийгелдиева Н. А. Различия выражений ретроспективной и проспективной категорий (в аспекте художественного текста) // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №9. С. 277-280. https://doi.org/10.33619/2414-2948/94/30
Cite as (APA):
Biygeldieva, N. (2023). Differences in Expressions of Retrospective and Prospective Categories (In the Aspect of Artistic Text). Bulletin of Science and Practice, 9(9), 277-280. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/94/30