УДК 37.032
Кузьмин Михаил Юрьевич
Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии Иркутского государственного университета, [email protected], Иркутск
РАЗЛИЧИЯ В Я-КОНЦЕПЦИИ У УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ И ПО ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития Я-концепции личности младшего школьника в условиях перехода к ФГОС второго поколения. В ходе эмпирического исследования автор обнаруживает, что самооценка младших школьников, обучающихся по новым стандартам, значимо ниже, чем у школьников, обучающихся по прежней программе. Кроме того, самосознание учащихся, обучающихся по новым стандартам, образуют преимущественно компоненты личностной идентичности, а у обучавшихся по традиционной программе - социальной (поло-ролевой, семейной, трудовой) идентичности. По мнению автора, это можно объяснить двояко: с одной стороны, структура Я-концепции учащихся, образование которых ведется по новым ФГОС, сходна со структурой Я-концепции учащихся 5-6 класса. С другой стороны, низкая самооценка может быть объяснена особенностями отношения учителей, ведущих занятия, к ученикам.
Ключевые слова: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Я-концепция, самосознание, самооценка
Kuzmin Mikhail Yur'evich
Candidate of Psychological Sciences, Teacher of the Chair of General Psychology of Psychological Faculty of Irkutsk state University, [email protected], Irkutsk
DIFFERENCES IN I-CONCEPTION OF THIRD/FORTH GRADERS WHO STUDY USING TRADITIONAL PROGRAM AND THE PROGRAM OF NEw GENERATION FGOS/FSES
Abstract. The article is devoted to the problem of development of I-conception of a personality of young schoolchildren under the conditions of transition to second generation FGOS./FSES (Federal State Educational Standards) In the course of empirical research the author finds out the much lower level of self-esteem and self-consciousness of young schoolchildren who study using the new standards than of those who study using the previous program. The author thinks this fact may be explained in two ways: on the one hand I-conception structure of the children whose studying is based on new FGOS/FSES is similar to I-conception of fifth/sixth graders. On the other hand, low self-esteem may be explained by some peculiarities of the attitudes of the teachers working with these children towards their pupils.
Keywords: Federal State Educational Standards, I-conception, self-consciousness, self-esteem
Переход к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения можно назвать наиболее актуальным вопросом современной общеобразовательной школы. Новый стандарт, основанный на системно-деятельностном подходе предполагает кардинальные изменения в стратегии образования. Целью последнего становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений (действий)
и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира [5, с. 15].
Новый стандарт разделяет универсальные учебные действия на несколько групп, каждая из которых, в свою очередь, делится на более мелкие. В частности, личностные УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотно-
сить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, делятся на действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания.
Действие смыслообразования есть действие установления учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Например, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
В свою очередь, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания позволяет сделать личностный моральный выбор исходя из социальных и личностных ценностей.
Нетрудно заметить, что формирование личностных универсальных учебных действий предполагает развитие Я-концепции личности как системы представлений индивида о самом себе, системы установок по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [9, с. 44].
Представляет интерес, насколько различается развитие Я-концепции младшего школьника в условиях его образования по новым ФГОС и в условиях образования по прежним стандартам. В самом деле, ведь все ключевые особенности становления Я-концепции в этом возрасте (формирование «Я» по отношению к обществу, усвоение системы оценок, развитие гендерной идентичности) [2] присутствуют и при обучении как по тем, так и по другим стандартам. Таким образом, изучение Я-концепции у младших школьников, как обучающихся по новым ФГОС, так и по старым стандартам, позволит, по нашему мнению, установить особенности влияния на самооценку новых стандартов образования.
Целью нашего исследования, таким образом, стало изучение различия в Я-концепции у учащихся 3-4 класса, обучающихся по традиционной программе и по ФГОС нового поколения.
Объект: Я-концепция учащихся 3-4 класса.
Предмет: различия в Я-концепции у учащихся 3-4 класса, обучающихся по традиционной программе и по ФГОС нового поколения.
Для изучения самооценки учащихся мы использовали методику Семантический
дифференциал Ч. Осгуда в модификации В.Ф. Петренко [6].
Для изучения самосознания учащихся мы использовали методику М. Куна и Т. Мак-Партленда «Кто я?». Существует широкое разнообразие способов интерпретации данного теста. Мы использовали модификацию Т.В. Румянцевой [7, 8].
Исследование проводилось в 2012-2013 и 2013-2014 учебном году на базе МАОУ Центр Образования №47 г. Иркутска. В нем приняли участие 180 учащихся классов, 61 человек (28 девочек и 31 мальчик) обучается по традиционной программе, а 119 (58 девочек и 61 мальчик) - по новым ФГОС.
Анализ различий, существующих между учащимися 3-го и 4-го класса, обучающихся либо по новым ФГОС, либо по традиционной программе, мы начнем с рассмотрения результатов, полученных при помощи методики Семантический дифференциал.
В целом существуют различия между испытуемыми, входящими в экспериментальную группу и входящими в контрольную по такому фактору, выделенному В.Ф. Петренко, как Оценка 0=-3.21, р<0.01). Таким образом, учащиеся, обучающиеся по традиционной программе, имеют более высокую самооценку.
При этом у девочек, обучающихся в классах либо новым ФГОС, либо по традиционной программе значимых различий по шкалам Семантического дифференциала особенно много. Оказалось, что девочки, обучающиеся по новым ФГОС, по фактору Оценка имеют более низкие показатели, нежели девочки, обучающиеся по традиционной программе (1=-2.91, р<0.01). Наоборот, у мальчиков, обучающихся по ФГОС и по традиционной программе значимые различия существуют только по шкале «Хаотич-ный-Упорядоченный»: ребята, обучающиеся по традиционной программе, считают себя более упорядоченными (1=-3.03, р<0.01).
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение в классах, где внедрены ФГОС 2-го поколения прежде всего влияет на самооценку девочек, причем в сторону ее понижения. При этом выявленная тенденция явно не случайна: сравнение шкал Семантического дифференциала как в 3-м, так и в 4-м классах между экспериментальной и контрольной группами выявляет различия
прежде всего среди девочек.
Действительно, в 3-м классе различия между экспериментальной и контрольной группами приходятся на такие шкалы, как «Плохой-Хороший» упорядоченными (1=-2.3, р<0.01), «Темный-Светлый» упорядоченными (1=-2.7, р<0.01) и «Хаотичный-Упорядоченный» упорядоченными (1=-3.01, р<0.01): учащиеся, обучающиеся по новым ФГОС, считают себя скорее плохими, чем хорошими, скорее темными, чем светлыми и скорее хаотичными, чем упорядоченными. При этом различия у мальчиков, обучающихся по новым ФГОС и по традиционной программе в 3-м классе приходятся только на шкалу «Хаотичный-Упорядоченный» (1=-3.1, р<0.01). Наоборот, у девочек наблюдается целый ряд значимых различий по шкалам, входящим в фактор Оценка (1=-3.11, р<0.01). Таким образом, девочки, обучающиеся по новым ФГОС по сравнению с девочками, обучающиеся по традиционной программе, имеют более низкую самооценку.
Аналогично, в 4-м классе основные различия как между испытуемыми в целом, так и между мальчиками обучающихся по разным стандартам приходятся только на одну шкалу - «Хаотичный-Упорядоченный» (1=-2.42,1=-2.5, р<0.01): школьники, обучающиеся по традиционной программе, считают себя более упорядоченными. При этом на девочек приходятся все остальные различия: девочки 4-го класса, обучающиеся по новым ФГОС, считают себя менее гладкими (1=2.5, р<0.01), расслабленными (1=-2.2, р<0.01), менее умными (1=-1.9, р<0.05) и более тупыми(1=1.9, р<0.05), чем их сверстницы, обучающиеся по традиционной программе
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Существуют различия в самооценке между школьниками, обучающимися по программе ФГОС второго поколения и по традиционной программе. Самооценка учащихся, обучающихся по новым ФГОС, в целом ниже, чем учащиеся, обучающиеся по традиционной программе. При этом основные различия приходятся на девочек: как в 3-м, так и в 4-м классе девочки, обучающиеся по новым ФГОС стабильно демонстрируют более низкую самооценку по ряду шкал, чем девочки, обучающиеся по традиционной программе. Однако в 4-м классе
число значимых различий снижается.
При этом не удалось зафиксировать однозначного сдвига в выраженности данных шкал как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Сравнение показателей 3-го и 4-го классов при помощи 1-критерия Стьюдента для зависимых выборок не выявило значимых различий на всей выборке. У девочек в целом основные различия приходятся на шкалу «Свежий-Гнилой» (1=2.5, р<0.01): девочки 3-го класса считают себя гораздо более «гнилыми», чем девочки 4-го класса. Однако выше отмечалось, что различий между экспериментальной и контрольной группами в 3-м и 4-м классе по данной шкале не отмечалось.
В группе школьников, обучающихся по новым ФГОС, среди девочек зафиксирован значимый сдвиг признака по таким шкалам как «родной - чужой» и «свежий - гнилой» (1=-2.6, =2.2, р<0.01): учащиеся 4 класса считают себя более чужими и более гнилыми, чем полагали в 3-м классе.
У учащихся, обучавшихся по традиционной программе, никаких значимых сдвигов не зафиксировано ни в одной из групп.
Таким образом, можно сделать вывод, что различия между учащимися, обучающимися по новым ФГОС или по традиционной программе, однозначно возникли ранее, т.к. никаких значимых сдвигов между 3-м и 4-м классом в самооценке по методике Семантический дифференциал не зафиксировано.
Изучение компонентов самосознания у учащихся, обучающихся по новым и по старым стандартам, при помощи методики «Кто я?» с использованием и-критерия Ман-на-Уитни выявила следующие различия. Оказалось, что школьники, обучающиеся по традиционной программе, демонстрируют гораздо большую выраженность поло-ролевой идентичности (и=2948, р<0.01), учебно-профессиональной (и=3262, р<0.01), семейной (и=2875, р<0.01), этнической (и=3232, р<0.01), а так же локальной (и=3434, р<0.01) и глобальной идентичностей (и=2830, р<0.01). Наоборот, школьники, обучающиеся по новым ФГОС, демонстрируют большую выраженность личностной идентичности (особенно позитивного ее компонента (позитивное самовосприятие) (и=2084р<0.01), и субъективного описания своих качеств (и=2323, р<0.01).
При этом у девочек, обучающихся по различным стандартам, основные различия приходятся на такие компоненты, как полоролевой (и=728, р<0.05), семейный (и=587, р<0.01), этнический (и=728, р<0.05), личностный компонент идентичности (и=480, р<0.01). Наоборот, у мальчиков основные различия связаны с локальной (и=781, р<0.01), глобальной идентичностя-ми (и=569, р<0.01), а так же с личностной идентичностью (и=607, р<0.01).
Таким образом, можно сделать вывод, что самосознание у мальчиков и девочек различается только по содержанию компонентов социальной идентичности: у мальчиков основные различия связаны с этнической, локальной и глобальному компонентам, у девочек - по поло-ролевой, семейному компонентам. При этом в группе детей, обучающихся по традиционной программе, велико значение социальной идентичности, в группе, обучающейся по новым ФГОС -личностного ее компонента.
Интересно, что значимые различия в 3-м и 4-м классе по методике «Кто я»? не совпадают в классах, обучающихся по разным стандартам.
В 3-м классе основные различия приходятся на поло-ролевой (и=601, р<0.01), семейный (и=615, р<0.01), этнический (и=622, р<0.01), компоненты, которые более выражены в классах, обучающихся по традиционной программе. Так же у учащихся этих классов более выражена товарищеская (и=705, р<0.01 и глобальная (и=591, р<0.01) идентичности. Наоборот, в группе учащихся, обучающихся по новым ФГОС, выраженной оказывается личностная идентичность - как на уровне описания качеств своей личности (и=479, р<0.01), так и своей внешности (и=340, р<0.01).
Наоборот, в 4-м классе основные различия приходятся на учебно-профессиональную идентичность (и=875, р<0.01), семейный компонент, (и=824, р<0.01), которые превалируют в у учащихся, обучающихся по традиционной программе, и личностный компонент идентичности (и=743, р<0.01), включающей так же субъективные описания своей внешности (и=725, р<0.01), который превалирует у учащихся, обучающихся по новым стандартам.
При этом как экспериментальная, так
и контрольная группы отличаются друг от друга по тем компонентам идентичности, которые демонстрируют наибольшие изменения от 3-го класса к 4-му. При помощи критерия Вилкоксона удалось установить, что по сравнению с 3-м классом ребята в 4-м классе демонстрируют снижение такой идентичности, как поло-ролевая (Т=2,1, р<0.01), однако увеличение веса такой идентичности, как семейная (Т=2,7, р<0.01), личностная (Т=5, р<0.01), субъективное описание своих качеств (Т=2, р<0.01) и де-ятельностной идентичности (Т=4,1, р<0.01).
По сравнению с 3-м классом у таких учащихся 4-го класса отказываются от поло-ролевой (Т=2,5, р<0.01) идентичности и высокой этнической идентичности (Т=2,3, р<0.01) в пользу более выраженной личностной идентичности (Т=2,2, р<0.01), что сближает их с теми, кто обучается по новым ФГОС. При этом у них так же снижается тенденция описывать себя в позитивных личностных характеристиках.
Обсуждение результатов
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, оказалось, что самооценка учащихся, занимающихся по традиционной форме обучения, оказывается выше, чем у учащихся, занимающихся по новым ФГОС. При этом, основные различия приходятся на девочек: именно у данной группы учащихся расхождения по шкалам методики Семантический дифференциал наиболее существенно.
При помощи критерия Вилкоксона нам не удалось установить, когда происходит сдвиг признака, определяющего различия в самооценке по методике Семантический дифференциал. Учитывая, что различия представлены как в 3-м, так и в 4-м классе (хотя в последнем случае они менее выражены), можно сделать вывод, что они появились до начала исследования.
Во-вторых, выяснилось, что и компоненты самосознания неодинаково выражены у учащихся, обучающихся по разным стандартам. Если у учащихся, обучающихся по традиционной форме обучения, в структуре идентичности преобладает социальный компонент, то у учащихся, обучающихся по новым ФГОС, в структуре идентичности преобладает личностный компонент. Последнее
обстоятельство тем более странно, что новые ФГОСы предполагают развитие таких компонентов личности, которые прежде всего связаны с осознанием своей принадлежности к различным социальным (в том числе этническим) группам. Объяснить же различия какими-то событиями, непосредственно предшествующими исследованию не представляется возможным: ведь данные различия приходятся как на 3-й, так и на 4-й классы.
На наш взгляд, возможно несколько причин заниженной самооценки и текущей структуры самосознания у учащихся, занимавшихся по новым ФГОС и по традиционной программе.
Прежде всего, как показали наши предыдущие исследования [1, 4], самооценка и самосознание учащихся существенно отличается от возраста к возрасту. Исследования показали, что у учащихся 5-6 класса самооценка по шкалам Семантического дифференциала значительно ниже, чем у учащихся 3-4 класса. То есть на самооценку во многом влияет способность учащихся к большей рефлексии. И в этом смысле самооценка учащихся, занимающихся по новым ФГОС, не ниже - она более адекватная, более «взрослая». Аналогично, выраженность личностного компонента самоотношения в ущерб социальному так же указывает на большую его сформированность у учащихся, обучающихся по новым ФГОС. В этом смысле он ближе структуре самоотношения подростков.
Во-вторых, по результатам наблюдения за работой класса, можно сказать, что большинство учителей, сопровождающие классы, обучающиеся по новым ФГОС, проявляют высокую требовательность, повышенное внимание к успеваемости учащихся. Это, безусловно, способствует поддержанию дисциплины на уроках, высокой успеваемости учащихся. Однако при этом может приводить к потере интереса учиться, а так же высокому уровню тревожности. Это, в свою очередь, может быть причиной сравнительно более низкой самооценки учащихся, обучающихся по новым стандартам по сравнению с учащимися, осваивающими программу по прежним стандартам.
Так или иначе, полученные результаты позволяют предположить, что проблема развития Я-концепции учащихся начальной школы в рамках внедрения новых стандартов тре-
бует более детального изучения, поскольку оказываются до конца не ясными причины ее сравнительно низкой сформированное™.
Библиографический список
1. Денисова Л. М., Кузьмин М. Ю. Особенности Я-концепции детей младшего подросткового возраста в сравнении с младшими школьниками // Материалы докладов XII Юбилейной всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 20-тилетию факультета психологии ИГУ - Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. - С. 121-124
2. Каменкова Н. Г., Синельникова В. М. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки. - Герценовские чтения. Начальное образование. - СПб., Изд-во: ВВМ., Том 5, 2014. - №1.- 147-152 с.
3. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 34 с.
4. Кузьмин М. Ю., Мухаметова Т. Ю. Влияние гендерной принадлежности на различия в Я-образе у младших школьников и подростков: материалы докладов XII Юбилейной всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 20-тилетию факультета психологии ИГУ. - Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. - С. 257-260
5. Лебедев О. Е. Образовательная программа школы: ресурсы повышения качества естественнонаучного образования. - СПб.: Образовательный центр «Участие», 2010. - 136 с.
6. Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. - М.: Новый хронограф, 2010 - 440 с.
7. Румянцева Т. В. Проблема социально-психологической адаптации и трансформация идентичности в меняющихся общественных условиях // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2010. - №2. - С. 42 - 49
8. Румянцева Т. В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 28 с
9. СтолинВ. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Российская газета, № 5409 от 17 февраля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// edu.Ütsu.ru/sites/site.php?m.. (дата обращения: 05.05.2014).