5 См.: Воронина Н.П. Гражданско-правовые «новеллы» в статусе кооперативов: per aspera ad astra? // Юридическая наука. 2014. № 4. С. 78-84.
6 См.: Куликов А. Аграрии ПФО объединяются, чтобы действовать эффективнее // Российская газета. Экономика Поволжья: Региональное приложение к «Российской газете». 2014. 8 июля.
7 См: Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: mcx.ru (дата обращения: 21.02.2015).
8 См.: Лескова Ю.Г. К вопросу о модернизации правил ГК РФ о юридических лицах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского ГАУ. 2014. № 102(08). С. 145. URL:http://ej.kubagro. ru/2014/08/pdf/006.pdf (дата обращения: 21.02.2014).
9 См.: Цыбуленко З.И. Новое в гражданском законодательстве России о юридических лицах // Власть закона. 2014. № 3 (19). С. 84-85.
10 См.: Суханов Е. Указ. раб. С. 22.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50, ст. 4870; 2014. № 45, ст. 6154.
12 См.: Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
13 См.: Гущин Н.Э., Кузнецова И.Ю. Сельскохозяйственный кооператив: развитие законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6. С. 88-89.
О.Н. Ермолова
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья посвящена исследованию предпринимательской деятельности коммерческих организаций и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций. Анализируются особенности правового регулирования, вытекающие из разграничения этих видов деятельности.
Ключевые слова: коммерческие организации, некоммерческие организации, предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, правовое регулирование.
O.N. Ermolova
DIFFERENTIATION OF ENTREPRENEURIAL AND INCOME-GENERATING ACTIVITIES: SUBJECTS AND LEGAL REGULATION
The article investigates the entrepreneurial activity of commercial organizations and income-generating activities of non-profit organizations. The author analyzes the features of legal regulation arising from the differentiation of these activities.
Keywords: commercial organizations, non-profit organizations, entrepreneurial activities, income-generating activities, legal regulation.
Реформирование гражданского законодательства существенным образом коснулось категории «субъекты предпринимательской деятельности». Традиционно к их числу относились коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Такой вывод следовал из анализа положений ст. 2, 50 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), на основании которого формирова-
© Ермолова Ольга Николаевна, 2015
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
лись доктрина и специальное законодательство. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»1 под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»2 содержит понятие «хозяйствующий субъект», близкое анализируемому по смыслу. В соответствии со ст. 4 данного Закона хозяйствующими субъектами являются: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Несмотря на то, что в данной статье не говорится о предпринимательской деятельности, а называется только один из ее признаков, в теории и правоприменительной практике сложилось устойчивое представление об осуществлении коммерческими организациями именно предпринимательской деятельности. Анализ судебной практики свидетельствует, что все действия коммерческой организации судами априори признаются связанными с пред- е
п
принимательской деятельностью. Так, суд признал необоснованным утверж- и
дение ЗАО «Пенсионер» о том, что при расчете арендной платы истец применил а
коэффициент категории арендатора, предусмотренный для коммерческих о
организаций, в то время как фактическая деятельность ЗАО «Пенсионер» свя- §
зана не со строительством, а с предоставлением услуг по эксплуатации гаражей а
и носит некоммерческий характер. В постановлении констатируется: в силу |
своей организационно-правовой формы ответчик является коммерческой орга- е
низацией, преследующий извлечение прибыли в качестве основной цели своей о
деятельности (статья 50 ГК РФ)3. р
Помимо аргументации положениями ст. 50 ГК РФ, такой подход обусловлен Ч
также следующими обстоятельствами: неполучение прибыли не дисквалифи- о
цирует деятельность как предпринимательскую, т.к. направленность на ее по- К
лучение присутствует; а кроме того, в законодательстве нет норм, регулирующих м
иную - некоммерческую деятельность коммерческих организаций4. I
Понятие «некоммерческая деятельность» в законодательстве не раскрывается, ¡§
с
а в литературе5 и в судебной практике6 привязывается к основной деятельности 00 некоммерческих организаций. В таком же значении оно использовано в подп. 2 ^ п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). 5
Согласно ГК РФ, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»7 конкретизирует, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и 41
управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Осуществление некоммерческой, в т.ч. благотворительной и меценатской, деятельности является для коммерческой организации делом добровольным, поскольку законодательством не предусмотрено ее специального правового режима, особых правил регламентации. Урегулированы лишь отдельные действия: осуществление пожертвований (ст. 582 ГК РФ) и освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость безвозмездная при передаче товаров (выполнение работ, оказание услуг), передаче имущественных прав (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). В связи с отсутствием правовой регламентации некоммерческой деятельности коммерческих организаций, недопустимостью применения льгот при ее фактическом осуществлении (пример с ЗАО «Пенсионер») коммерческим организациям предлагается самим учреждать соответствующие некоммерческие организации.
Такое целенаправленное ориентирование законодателем коммерческих организаций на осуществление прибыльной деятельности, а некоммерческих - деятельности в целях достижения общественных благ, не прибыльной в качестве основной цели, нейтрализуется разрешением некоммерческим организациям осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Следует подчеркнуть, что деятельность некоммерческих организаций в ГК РФ больше не называется предпринимательской. В целом это соответствует тенденциям специального законодательства - п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 21 июля 2014 7.)8, п. 16 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2014 г.)9, ст. 47 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», п. 3.7 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 4 ноября 2014 г.)10, подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 6 апреля 2015 г.)11; п. 8 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2014 г.)12.
Такое изменение означает, что на деятельность некоммерческих организаций не распространяется режим, установленный для субъектов предпринимательской деятельности. По смыслу новой редакции ст. 50 ГК РФ к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, некоммерческие организации теперь не относятся, следовательно, нормы, устанавливающие особенности правового регулирования гражданско-правовых отношений в зависимости от связи договоров и обязательств сторон с осуществлением ими предпринимательской деятельности, к ним не применимы.
Вероятно, в Закон «О саморегулируемых организациях» также будут внесены соответствующие правки, и в новой редакции участие некоммерческих организаций в экономической сфере будет определено аналогично понятию «хозяйствующий субъект». Тогда возникает необходимость изменения и самого термина «субъекты предпринимательской деятельности», а также его упразднения как основного в законе.
Выведя некоммерческие организации из-под режима, предусмотренного для субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ не предусмотрел никакой специфики правового регулирования «приносящей доход деятельности». Если на деятельность некоммерческих организаций распространяются общие правила регулирования, то вводить новый термин нет необходимости. Вероятно, это означает, что теперь возмездные сделки, заключаемые некоммерческой организацией, не обязательно образуют предпринимательскую деятельность. А тогда какую - уставную некоммерческую? Нет, поскольку согласно ГК РФ приносящая доход деятельность должна соответствовать уставной, т.е. они различны. Таким образом, в настоящее время законодательством различаются предпринимательская деятельность и приносящая доход деятельность. Однако специфика правового регулирования деятельности, приносящей доход, не усматривается. Отсутствует такая специфика в налоговом и бухгалтерском законодательстве. Все особенности деятельности некоммерческих организаций в этих отраслях законодательства регулируются через призму их правового статуса. Осуществление доходной деятельности имеет значение для определения уровня конкуренции на товарном рынке. В этом случае некоммерческие организации рассматриваются как конкуренты коммерческих структур. е
т
Специальное законодательство, использующее термин «приносящая доход и деятельность», как правило, лишь фиксирует возможность ее осуществления в а конкретных случаях либо указывает направления использования полученных о
в
от нее доходов. о
Заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли, некоммер- а ческие организации могут только в ограниченном объеме. Ограничение касается 1
Во о
правовой литературе по этому поводу е
отмечается, что фактически «определять, насколько занятие той или иной о
предпринимательской деятельностью соответствует заявленным организацией р
целям, будет сама организация в лице ее органов управления. Фактически это ч
означает отсутствие каких-либо ограничений для предпринимательства неком- |
мерческих структур»13. к
Момент соответствия целям зачастую игнорируется. Сложилось убеждение, м
что «законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься I
предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на до- ¡§
__со
стижение уставных целей»14. Примеры судебной практики демонстрируют учет 00 несоответствия предпринимательской деятельности уставной в силу опреде- 2 ленных сложностей, а уровня финансирования основной деятельности за счет 15 прибыли от предпринимательской15.
Интерес вызывает и сама формулировка п. 4 ст. 50 ГК РФ: «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям». Что «это» имеет в виду законодатель? Если - деятельность, то почему поменял 43
оборот «соответствующую этим целям», с очевидностью к ней относившийся? Вероятно, подразумевается «осуществление деятельности», хотя в уставе должно быть закреплено право на осуществление, а не оно само.
В целом следует констатировать сохранение тенденции законодательства на ориентацию некоммерческих организаций к осуществлению именно своей основной деятельности, в т.ч. на возмездных условиях реализации ее результатов. Однако не появилась и более строгая формулировка, ограничивающая приносящую доход деятельность предметом основной деятельности. Так что проблема «соответствия» остается на усмотрение самих организаций, а выявление несоответствия - на налоговых органах.
В правовой литературе, как уже отмечалось, имеет место тенденция сближения правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций16. Новая редакция ст. 50 ГК РФ подтверждает эту позицию в аспекте появления п. 5 данной статьи: некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
Однако нормы о подчинении деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих приносящую доход деятельность, правилам, регулирующим деятельность коммерческих организаций (аналогичной п. 3 ст. 23 ГК РФ) в Кодексе никогда не было, поэтому неудивительно, что практика выявляет особенности правовой регламентации такой деятельности. В частности, осуществление а доходной деятельности некоммерческими организациями базируется на иных ? принципах ценообразования. Некоммерческие организации вправе устанав-з ливать дифференцированные цены на свои услуги: по возрастному признаку | (дети, школьники, студенты, пенсионеры), по отдельным категориям потреби-I телей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские | граждане, а также отдельные лица и группы) и уровню дохода (российские и ! иностранные граждане)17.
1 Согласно положениям гражданского законодательства исполнение договора
I возмездного оказания услуг оплачивается по цене, установленной соглашением | сторон (ст. 424, 781 ГК РФ). Право реализации своей продукции, товаров, услуг >з: разным потребителям по разным ценам ограничивается кодексом в случае, когда | заключаемый договор по своей природе является публичным: при заключении | такого договора цены на услуги, а также иные условия устанавливаются одина-| ковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда нормативными | правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий | потребителей (ст. 426 ГК РФ). Но поскольку положения данной статьи адресованы | только коммерческим организациям, во-первых, и распространяются на случаи ^ оказания услуг, которые такие организации по характеру своей деятельности | должны осуществлять в отношении каждого, кто к ним обратится (перевозка ^ транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.), поскольку некоммерческая организация не подпадает под сферу регулирования данной статьи.
Таким образом, согласно гражданскому законодательству некоммерческие организации вправе устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию разным категориям потребителей и, более того, отдельным клиентам. В экономи-44 ческой литературе такое явление получило название ценовой дискриминации18.
Однако, будучи налогоплательщиком, некоммерческая организация подпадает под контроль за ценообразованием - правильностью применения цен по сделкам - со стороны налоговых органов в случаях, предусмотренных законом, в частности, при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). В этом случае налоговые органы вправе доначислить налоги, исходя из рыночных цен реализуемых товаров (работ, услуг). Сами по себе споры сложные, а с участием некоммерческих организаций еще и редкие19.
Применение правил ст. 40 НК РФ осуществляется к отношениям по реализации, определенным в ст. 39 Кодекса, т.е. к отношениям по передаче на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг. Получение некоммерческой организацией оплаты по возмездным договорам соответствует понятию «реализация», определяемому по правилам ст. 39 НК РФ: сама плата является ценой, определяемой в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 40 НК РФ. Исключения в понятии «реализация» применительно к некоммерческим организациям не сделано, следовательно, они на общих основаниях могут быть подвергнуты проверке по контролю за правильностью применения цен по сделкам. Однако при определении рыночной цены товара учитываются обычные при заключении сделок надбавки к цене или скидки, вызванные в т.ч. маркетинговой политикой организации (п. 3 ст. 40 НК РФ). Закрепление в локальном акте, определяющем основы маркетинговой политики организации, возможности предоставления льготы при оказании платных услуг своим членам служит единственным основанием для обоснования различных цен по договорам реализации одного и того же товара (работы, услуги) согласно налоговому законодательству.
Очевидно, что в этой ситуации проявляется единство статусов коммерческой и некоммерческой организаций: коммерческая организация, хоть и имеет право, но должна обосновать свою ценовую политику при осуществлении приносящей доход деятельности.
В связи с отношениями по налогообложению возникает еще один вопрос, демонстрирующий неувязку отечественного законодательства: почему деятельность названа доходной, хотя некоммерческие организации, так же как и коммерческие, уплачивают налог на прибыль, а не налог на доходы?
Как представляется, проблема заключается в отсутствии нормативного акта, определяющего единые правовые основы осуществления предпринимательской, приносящей доход, и профессиональной деятельности.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст. 6076.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. I, ст. 3434.
3 См.: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2014 г. № Ф06-15392/13 по делу № А12-31759/2013. Здесь и далее материалы судебной практики взяты из справ.-правовой системы «Гарант».
4 Законы, посвященные благотворительной и меценатской деятельности, не регулируют данный вид деятельности коммерческих организаций, лишь закрепляют право на ее осуществление на основании договора и устанавливают запрет на воспрепятствование ей.
5 См., например: Кузьмин Г.В. Предпринимательская деятельность НКО: учет и налогообложение // Бухгалтерский учет. 2011. № 3-5; Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. 2009. № 1 и др.
6 См.: Обзор судебной практики по делам, рассмотренным Арбитражным судом Липецкой области в марте 2012 г.; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. № Ф07-7566/14 по делу № А42-7699/2013; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2014 г. № Ф06-6620/13 по делу № А65-19000/2013; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 апреля 2013 г. № Ф10-756/13 по делу № А54-4097/2012.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3434; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4266.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598; 2015. № 1, ч. 1, ст.72.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 45, ст. 4626; 2014. № 45, ст. 6147.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652; 2015. № 14, ст. 2022.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29, ст. 3582; 2015. № 1, ч. 1, ст. 52.
13 Габов А.В. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 10.
14 Бухгалтерский и налоговый учет НКО. Материалы круглого стола от 19 марта 2007. URL:http: //www. nko-ural.ru/additional/1/5 (дата обращения: 20.02.2015).
15 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. № 1809/10.
16 См.: Габов А.В. Указ. раб.
17 См.: Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебное пособие. СПб., 2003.
18 См.: Там же.
19 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2011 г. № Ф04-1947/11 по делу № А03-7333/2010.
Ю.А. Зайцева
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ЛИКВИДИРОВАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В настоящей статье рассматриваются изменения, внесенные в ГК РФ, касающиеся банкротства юридического лица, в частности, если имущество обнаружено после исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (в т.ч. в результате признания его банкротом).
Ключевые слова: юридическое лицо, кредитор, банкротство, арбитражный управляющий, арбитражный суд, единый государственный реестр юридических лиц, обнаруженное имущество.
J. A. Zaitsevа
THE POSSIBILITY OF COMPLETE SATISFACTION OF CREDITORS' CLAIMS
Liquidated Legal Entity
This article discusses the changes made to the Civil Code relating to the bankruptcy of a legal entity. In particular, if the property of the debtor is found after the exclusion of legal persons from the Uniform State register of the legal persons (including as a result of the recognition of his bankrupt).
Keywords: legal person; creditor; bankruptcy; arbitration manager, court of arbitration, Uniform State register of the legal persons, the discovery of property.
С принятием ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) прошло более 10 лет и конечно за такой период времени изменилось многое. На сегодняшний день ГК РФ нуждается в приведении норм в соответствие с рыночной экономикой, в совершенствовании существующих классических гражданско-правовых институтов, поэтому
© Зайцева Юлия Алексеевна, 2015
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]