УДК 347.191.1
Захаренко Диана Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права Кубанского государственного университета
НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Zakharenko Diana Sergeevna
PhD in Law, Lecturer, Civil Law Department, Kuban State University
THE NEW CIVIL LAW REGULATIONS CONCERNING NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Аннотация:
В статье рассматриваются современные подходы регламентации деятельности некоммерческих организаций в связи с внесенными в Гражданский кодекс РФ изменениями. Автором изучено понятие некоммерческой организации сквозь призму измененного понимания ее признаков, определено соотношение понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности. Критически оценены нововведения относительно органов управления, создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций. Рассмотрена практическая целесообразность легальной классификации некоммерческих организаций.
Ключевые слова:
гражданское право, юридические лица, некоммерческие организации, предпринимательская и приносящая доход деятельность, цели деятельности некоммерческих организаций, органы управления, устав организации, классификация некоммерческих организаций, изменения гражданского законодательства.
Summary:
The article considers the modern approaches to the legal regulation of non-profit organizations' activities in connection with the new amendments in the Civil Code of Russia. The author analyses the non-profit organization concept in the context of the changed understanding of its characteristics, the comparison between entrepreneurial and income-generating activities. The amendments regarding management, development, reorganization and liquidation of non-profit organizations are critically assessed. The expedience of the legal classification of non-profit organizations is studied.
Keywords:
civil law, legal entity, non-profit organizations, entrepreneurial and income-generating activities, objectives of non-profit organizations, management body, corporate charter, classification of non-profit organizations, amendments in civil law.
Нашему государству организации, имеющие цели, связанные с удовлетворением общественных, духовных, социальных и иных, не связанных непосредственно с извлечением прибыли потребностей, известны довольно давно. Однако официально своему появлению термин «некоммерческая организация» обязан Основам гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 [1]. Реформа гражданского законодательства последних лет, затронувшая юридические лица, показала актуальность темы некоммерческих организаций и оказала серьезное влияние на регламентацию данного вида юридических лиц. В рамках совершенствования гражданского законодательства Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ) [2] были внесены обширные изменения, касающиеся и некоммерческих организаций.
Полагаем важным изучить эти нововведения, их связь с доктринальными концепциями о конструкции и сущности некоммерческих организаций и влияние на разрешение практических проблем в деятельности таких организаций.
Понимание некоммерческой организации складывается из определений, данных в п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], которые по своей сути идентичны. Определение некоммерческой организации дается из указания отрицательных признаков: цели деятельности некоммерческих организаций не должны быть связаны с извлечением прибыли и запрет на распределение прибыли, полученной в результате деятельности такой организации, между членами (участниками).
Среди нововведений отметим тот факт, что в нормах ГК РФ законодатель отказался от применения понятия «предпринимательская деятельность» по отношению к некоммерческим организациям. Данное понятие заменено термином «приносящая доход деятельность» (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Аналогичный отказ можно проследить и в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [4], где указано, что к хозяйствующим субъектам относятся некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
Вместе с тем понятие «предпринимательская деятельность» применяется в отношении автономных некоммерческих организаций (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ), также данное понятие упоминается в п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. В связи с этим остается неясным соотношение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
понятий «предпринимательская деятельность» некоммерческих организаций и «приносящая доход деятельность».
Полагаем, что термин «приносящая доход деятельность» является более широким и включает в себя предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, а также получение некоммерческой организацией несистематического дохода. Тогда получается, что законодатель более строго подошел к доходам некоммерческой организации. Любой доход, как систематический, так и несистематический, должен быть получен только в ходе деятельности, которая должна быть предусмотрена уставом некоммерческой организации и должна соответствовать целям создания такой организации. Такая новелла, на наш взгляд, вполне логична, поскольку вопросы доходной части не должны быть на первом месте, прежде всего должны достигаться общественные блага. А за какой счет, это уже вопрос второй.
Данный аспект очень важен и неоднократно поднимался как в научной литературе, так и в судебной практике. Авторами не раз подчеркивалось, что ведение подобной деятельности приводит к частичной коммерциализации института некоммерческих организаций [5, с. 93; 6, с. 92]. Так, Т.В. Сойфер высказано мнение о том, что «предоставление некоммерческим организациям возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях, когда ограничивающие ее рамки не являются достаточно четкими, приводит к тому, что многие из них изначально ориентируются на извлечение прибыли» [7, с. 21]. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, ведь зачастую арбитражным судам приходится решать вопрос о том, какая цель деятельности для некоммерческой организации является основной, а какая неосновной, и о соответствии осуществляемой предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческих организаций [8; 9].
Ряд нововведений коснулся органов управления некоммерческой организацией. Законодательством установлены особенности для некоммерческих корпораций с числом участников более ста. Так, в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ высшим органом для таких организаций может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций допускается одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов управления, например для фонда (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).
Помимо высшего и исполнительного органов управления в некоммерческих организациях могут также создаваться органы, осуществляющие контроль и надзор за их деятельностью. Например, согласно п. 4 ст. 123.19 ГК РФ в фондах обязательно создание такого органа, как попечительский совет. В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [10] установлено, что некоммерческая организация, формирующая целевой капитал, обязана создать совет по использованию целевого капитала.
Некоторые изменения коснулись вопросов создания и реорганизации юридических лиц, в том числе и некоммерческих. Согласно изменениям, внесенным в ст. 52 ГК РФ, любое юридическое лицо (за исключением хозяйственных товариществ) будет действовать на основании устава, тогда как ранее учредительными документами некоммерческих организаций являлись устав, учредительный договор, общее положение об организациях данного вида или сочетание двух из указанных документов. Теперь же для некоммерческих организаций не предусмотрено специальных положений, касающихся учредительных документов, что является положительным моментом, так как, по нашему мнению, образует единую практику применения норм гражданского права. Также согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы. Как отмечает Д.И. Степанов, такое положение в ближайшем будущем приведет к тому, что уставы большинства юридических лиц будут все более стандартизироваться и сокращаться в объеме, то есть содержать наиболее принципиальные положения, идентифицирующие и конституирующие конкретную организацию как юридическое лицо [11, с. 36].
Одно из принципиальных нововведений заключается в том, что образовывать ассоциации (союзы) теперь вправе и физические лица, а не только юридические, как было установлено ранее. Однако не могут считаться ассоциацией (союзом) объединения граждан, имеющие целью защиту трудовых прав членов или связанные с их участием в трудовых отношениях. Данное положение выступает важным критерием отграничения данных юридических лиц от общественных организаций, поскольку цели создания последних во многом идентичны целям создания ассоциаций. Кроме того, следует отметить, что подобная практика образования ассоциаций не только юридическими лицами, но и гражданами давно известна во многих европейских странах, например Австрии и Германии [12, с. 257].
Важное изменение коснулось реорганизации некоммерческих организаций в форме преобразования. Из анализа норм гл. 4 ГК РФ, и в частности норм, регулирующих правовое положение отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, следует вывод, что теперь установлен запрет на преобразование некоммерческих организаций в коммерческие. Необходимость введения подобной нормы давно назрела. На практике зачастую некоммерческая ор-
ганизация создавалась формально для некоммерческой деятельности, но фактически занималась деятельностью предпринимательской, а впоследствии преобразовывалась в коммерческое юридическое лицо и, ликвидируясь, распределяла имущество между своими членами [13, с. 35].
Отдельно хотелось бы затронуть действующую классификацию некоммерческих организаций. Согласно ст. 65.1 ГК РФ все юридические лица теперь подразделяются на две группы: корпоративные и унитарные. Основными критериями такого деления выступают наличие или отсутствие участия (членства) и право участников (членов) формировать высший орган управления. Подверглось изменению и деление юридических лиц в зависимости от имущественных прав, приобретаемых учредителями при образовании организации.
Согласно данному критерию все юридические лица делятся на две группы: 1) на имущество которых их учредители имеют вещные права и 2) в отношении которых их участники имеют корпоративные права (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Из некоммерческих организаций к первой группе относятся учреждения, а ко второй соответственно все корпоративные некоммерческие организации. Однако данная классификация является неточной и не охватывает все формы некоммерческих организаций. Так, вне рамок данной классификации остаются такие некоммерческие унитарные юридические лица, как фонд и автономная некоммерческая организация, так как их учредители не сохраняют прав на переданное им имущество и в то же время не имеют корпоративных прав.
Одной из наиболее значимых новелл является закрепление в п. 3 ст. 50 ГК РФ исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций (на сегодня их 11). Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а именно товарищество собственников недвижимости. Вместе с тем как отдельная организационно-правовая форма прекратили свое существование некоммерческие партнерства, которые теперь являются разновидностью ассоциации (союза). Кроме того, предполагается упразднение таких форм некоммерческих организаций, как государственная корпорация и государственная компания, которые теперь будут охватываться понятием «публично-правовая компания».
Следует отметить, что вопрос о необходимости установления закрытого перечня неоднократно обсуждался в научной литературе и вызывал дискуссию. Одни авторы высказывались за ограничение допустимых форм некоммерческих организаций [14, с. 8; 15, с. 58], другие, наоборот, считали такое ограничение неоправданным [16, с. 34; 17, с. 6-7]. Мы поддерживаем первую группу авторов и полагаем, что это позитивно скажется на правовом положении некоммерческих организаций как участников гражданского оборота. Правовые вопросы их деятельности теперь регулируются ГК РФ, а порядок осуществления некоммерческими организациями своей основной деятельности, не относящейся к предмету гражданского права, определяется специальным законодательством (п. 6 ст. 50 ГК РФ). На наш взгляд, это позволит исключить коллизии норм ГК РФ и специальных законов, а также остановит процесс появления новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Таким образом, мы видим, что институт некоммерческих организаций не потерял своей актуальности. Реформа ГК РФ, на наш взгляд, в целом устранила имевшиеся противоречия в законодательной регламентации и, следуя развитию современной доктрины, разрешила накопившиеся практические споры и разногласия по правовым вопросам деятельности некоммерческих организаций.
Ссылки:
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик: утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. 26 июня. Ст. 733.
2. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
3. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
4. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.
5. Гросул Ю.В. Правоспособность некоммерческих организаций как основа реформирования законодательства // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.
6. Блошенко М.В. Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Общество и право. 2011. № 5.
7. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации в России: гражданско-правовой аспект. М., 2010.
8. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.05.2009 по делу № А32-14334/2008-26/227 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2008 по делу № А56-51808/2006 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций : федер. закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). 1 янв. Ст. 38.
11. Степанов Д.И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах // Закон. 2014. № 7.
12. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014.
13. Крылова Ю.А. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Юрист. 2010. № 2.
14. Суханов Е.А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. № 1.
15. Гутников О.В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота // Там же. 2011. № 1.
16. Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Там же. 2010. № 1.
17. Турбанов А.В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 7.