ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 3 (93). С. 7-28. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 3 (93). P. 7-28.
Научная статья УДК 373
doi: 10.24412/2224-0772-2023-93-7-28
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»: ЧТО ДУМАЮТ СТАРШЕКЛАССНИКИ О ДИАЛОГЕ С УЧИТЕЛЕМ О ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ЦЕННОСТЯХ?
Татьяна Павловна Афанасьева1, Ирина Михайловна Елкина2, Ирина Михайловна Логвинова3, Екатерина Николаевна Молодых4
1-4 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия
Аннотация. В системе общего образования в настоящее время стала острее проблема приобщения старшеклассников, испытывающих потребность в ценностных ориентирах для определения своих жизненных целей и приоритетов, к традиционным российским ценностям. Вкладом в решение этой проблемы стало нововведение в системе внеурочной деятельности — «Разговоры о важном», при осуществлении которого потребовалось изучение мнений старшеклассников о его результативности и предложений по ее повышению на основе системной обратной связи с ними. Цель исследования — разработать и реализовать способ оценки готовности старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях. Статья основана на результатах анонимных опросов старшеклассников, реализованных в сентябре — ноябре
Т. П. Афанасьева
И. М. Елкина
И. М.Логвинова
Е. Н. Молодых
© Афанасьева Т. П., Елкина И. М., Логвинова И. М., Молодых Е. Н., 2023
2022 года во всех субъектах Российской Федерации. В ней определены факторы, обуславливающие включение старшеклассников в диалог с учителем о традиционных российских ценностях и обеспечивающие его результативность. Выявлены ключевые проблемы недостаточной включенности старшеклассников в диалоговую деятельность, определены основные направления и актуальные, с точки зрения респондентов, меры повышения результативности «Разговоров о важном». Полученные результаты имеют существенное значение для решения в более широком контексте актуальных проблем, связанных с осуществлением нововведений в общем образовании.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, готовность к диалогу, диалог с учителем, «Разговоры о важном», старшеклассник, традиционные российские ценности, учитель, эмоциональная оценка занятия Финансирование: исследование выполнено в 2022 году в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ № 07300058-22-08 по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности».
Для цитирования: Афанасьева Т. П., Елкина И. М., Логвинова И. М., Молодых Е. Н. «Разговоры о важном»: что думают старшеклассники о диалоге с учителем о традиционных российских ценностях? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 3 (93). С. 7-28. doi: 10.24412/2224-0772-2023-93-7-28
Original article
"CONVERSATIONS ABOUT IMPORTANT THINGS": WHAT DO HIGH SCHOOL STUDENTS THINK ABOUT THE DIALOGUE WITH THE TEACHER ABOUT TRADITIONAL RUSSIAN VALUES?
Tatyana P. Afanasyeva1, Irina M. Elkina2, Irina M. Logvinova3, Ekaterina N. Molodykh4 1-4 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia
Abstract. In the system of general education at the present time the acute-ness of the problem of familiarizing high school students, who need value orientations to determine their life goals and priorities, with traditional Russian values has increased. An innovation in the system of extracurricular activities — "Talking about Important", the implementation of which required the study of high school students' opinions on its effectiveness and suggestions for
its improvement based on systematic feedback from them, has contributed to solving this problem. The purpose of the study is to develop and implement a way to assess the readiness of high school students to have a dialogue with a teacher about traditional Russian values. The article is based on the results of anonymous surveys of high school students implemented in September — November 2022 in all subjects of the Russian Federation. It identified the factors which condition the inclusion of high school students in the dialogue with the teacher about traditional Russian values and ensure its effectiveness. The authors identify the key problems of insufficient involvement of high school students in the dialogue activity, as well as the main directions and relevant, from the respondents' point of view, measures to improve the results of the "Talking about Important". The findings have significant implications for the broader context of current issues related to the implementation of innovations in general education.
Keywords: extracurricular activities, readiness for dialogue, dialogue with the teacher, "Talking about Important", high school student, traditional Russian values, teacher, emotional assessment of the class
Funding: the study was carried out in 2022 as part of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00058-22-08 on the topic «Psychological and pedagogical foundations for introducing students to traditional Russian values through extracurricular activities».
For citation: Afanasyeva T. P., Elkina I. M., Logvinova I. M., Molodykh E. N. "Conversations about important things": what do high school students think about the dialogue with the teacher about traditional Russian values? Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;l(3):7-28. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-93-7-28
Проблема, цель и гипотеза исследования
Модернизация школьного образования, осуществляемая на базе ФГОС, ставит во главу угла повышение качества образовательного процесса, усиливая акценты на деятельностном подходе и личностном развитии обучающихся, развитии их ценностно-смысловой сферы. Особое внимание к формированию ценностей и ценностных отношений связано с наличием разрыва между условиями совершения старшеклассниками жизненного выбора (неопределенностью будущего, быстрыми изменениями социальной и образовательной реальности, полифонией ценностей и критериев выбора, неограниченной свободой выбора) и несоответствующими этим условиям методами подготовки их к его различным видам (жизненному, образовательному, профессиональному, личностному) [13]. Одним из способов сокращения этого раз-
рыва является нововведение в системе внеурочной деятельности школ, направленное на приобщение обучающихся к ценностям, присущим российскому народу,— «Разговоры о важном» [5]. Масштабность этого нововведения, высокая степень новизны, большой коллектив разработчиков и преподавателей — все это еще на начальном этапе потребовало создания системной обратной связи с обучающимися, обеспечивающей получение их эмоциональных оценок каждого занятия, а также оценки результативности курса и возможностей ее повышения.
Анализ результатов опросов школьников и исследований по их готовности к обучению показал, что изучение мнения обучающихся в режиме системной обратной связи при осуществлении образовательных нововведений в рамках всей страны ранее не проводилось.
Необходимым условием успешного решения задачи приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям является их готовность к диалогу с учителем об этих ценностях и активное участие в нем, так как учитель только проводник необходимых каждому ценностных ориентиров, а открыть их для себя обучающийся должен сам.
Цель исследования состояла в разработке и реализации способа оценки готовности старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях, а также определении факторов, обуславливающих их включенность в диалоговую деятельность и обеспечивающих ее результативность.
Мы, опираясь на результаты исследований научной школы развития педагогических систем [8-10], предположили, что (рис. 1):
- степень включенности старшеклассников в диалог с учителем о традиционных российских ценностях существенно определяет различия в его результативности — степени присвоения этих ценностей;
- существует связь между включенностью старшеклассников в диалог и их готовностью быть его субъектами (активными участниками);
- существует обратная связь: включенность старшеклассников в диалог, в котором традиционные российские ценности становятся осознанными и личностно значимыми для них, способствует повышению их готовности быть субъектами диалоговой деятельности.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:
- определить факторы, обуславливающие степень готовности старшеклассников к диалогу с учителем;
- определить внешние возможности для включения старшеклассников в диалог;
- определить результативность диалога о традиционных российских ценностях для старшеклассников;
- выработать предложенияпо повышению результативности диалоговой деятельности.
Рисунок 1. Гипотетическая модель связимежду готовностью старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностяхирезультативностью диалоговойдеятельности
Методология и инструментарий исследования
Основными понятиями исследования являлись готовность старше-классниковк диалогу с учителем о традиционных российских ценностях, их включенность в диалог иего результативность.
«Готовностьстаршеклассников к диалогу с учителем» — их направленность на поиск и осознание значимости приобретаемых ценностей — обусловлена их удовлетворенностью различными аспектами занятий (интересом к обсуждаемым темам, новизной тем занятий, эмоциями и чувствами,вызваннымизанятиями). «Включенностьстаршеклас-сниковв диалог с учителем» — показатель их фактической диалоговой деятельностина «Разговорах о важном» — отражаетобъем прикладываемых ими усилий для решения задач овладения традиционными российскими ценностями, а также форму и уровень участия в диалоге. «Результативность «Разговоров о важном» — субъективное восприятие старшеклассникамистепени достиженияобразовательных результатов.
Включенность старшеклассников в диалог и его результативность зависят от готовности старшеклассников к диалогу и от внешних воз-
можностей (условий) его реализации. Ключевыми в данном исследовании для нас являются те из условий, на которые школа может влиять для повышения результативности курса «Разговоры о важном». Это личностные качества и профессиональная компетентность педагога как участника диалога, а также актуальность для старшеклассников обсуждаемых на занятиях тем.
Достижение цели и решение задач исследования включало:
- анализ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [11; 14], нормативных документов по внеурочной деятельности [6], концепции цикла информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» и выделение основных приоритетов, требующих отражения в программе исследования;
- анализ научных работ по данной проблематике [1; 4; 6; 7; 12; 15; 16], а также результатов ранее выполненных нами исследований [2; 3; 13];
- разработку инструментария для обратной связи с обучающимися в экспресс-формате, позволяющей получить быструю эмоциональную оценку каждого занятия, и инструментария для онлайн-опроса старшеклассников с целью выявления их мнения о прошедших занятиях и предложений по их совершенствованию.
Для определения готовности старшеклассников к диалогу использовался метод анализа эмоциональных оценок участников опросов, проводимых в экспресс-формате. Для оценки результативности курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» и предложений по его совершенствованию использовался метод анализа мнений старшеклассников, полученных в онлайн-опросе.
Инструментарий исследования включал: анкету для обратной связи, содержащую вопросы закрытого типа, предполагающие выбор одного или нескольких вариантов ответов из предложенного списка; анкету для онлайн-опроса с вопросами закрытого типа и вопросом полузакрытого типа, дающего возможность внести также свой вариант в поле свободных ответов.
В содержании анкет основной акцент сделан на эмпирических индикаторах, фиксирующих такие ключевые показатели, как «готовность старшеклассников к диалогу с учителем», «возможности включения старшеклассников в диалог», «результативность диалоговой деятельности» (рис. 1).
Решаемая задача Индикаторы Содержательное наполнение индикатора
Определение факторов, обуславливающих степень готовности старшеклассников к диалогу с учителем в курсе 1. Степень интереса к обсуждаемым на занятии темам Субъективная оценка обучающимися своего интереса к занятию
2. Уровень новизны материала занятия Субъективная оценка обучающимися новизны полученной информации
«Разговоры о важном» 3. Вызываемые занятием эмоции н чувства Субъективная оценка обучающимися чувств и эмоции, испытанных на занятпн
Определение резул ы аттшностп для старшеклассников диалога о традиционных российских ценностях Уровень результативности «Разговоров о важном» Субъективное восприятие обучающимися степени достижения образовательных результатов
Определение внешних возможностей для включения старшеклассников в диалог I. Действия педагога на занятиях Отношение обучающихся к предлагаемым средствам» методам и формам проведения занятий
2. Тематика занятии Субъективная оценка актуальности тем предлагаемых для обсуждения ма занятиях
Рисунок 2. Индикаторы, используемые в опросах старшеклассников Целевая выборка является качественно представительной для целей анализа, но не является статистически репрезентативной в отношении генеральной совокупности.
Результаты исследования Основные характеристики выборок Обратная связь. Готовность старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях определялась на основе обратной связи после каждого из первых десяти внеурочных занятий «Разговоры о важном». За это время ответы получены от 1 772 702 респондентов из 85 субъектов Российской Федерации, еженедельное участие которых в оценке занятий изменялось в диапазоне от 88 789 до 185 390 человек и в среднем составило 127 546 ответивших после занятия (рис. 3).
«День знаний» «Наша страна — Россия» 88784
«165-летие со дня рождения КЭ.Циолковского» 122264
«День пожилых людей» 13338"
«День учителя» 131298
«День отца» 122647
«День музыки» 109043
«Россия — мировой лидер атомной области» 120877
«День народного единства»
«Мы разные, мы вместе» 164894
Рисунок 3. Динамика активности старшеклассников — участников обратной связи в оценке внеурочных занятий «Разговоры о важном» (5 сентября — 14 ноября 2022 года)
В онлайн-опросе приняли участие 661 228 старшеклассников из 87 регионов, включая Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику. Десятка регионов, имеющих наибольшие доли респондентов в общей выборке: Ростовская область — 4,4%; Краснодарский край — 3,4%; Свердловская область — 3,2%; Московская область — 3%; Алтайский край — 3%; Иркутская область — 2,7%; Саратовская область — 2,6%; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 2,5%; Волгоградская область — 2,5%; Санкт-Петербург — 2,4% от выборки. Количество городских старшеклассников незначительно превышает количество, проживающих в селах и поселках, и составляет 62% от выборки. Среди респондентов 58% девушек. Доля «успешных» в учебе (учатся отлично — 17%, учатся без троек — 27%) — 44% от всей выборки, а «недостаточно успешных» (имеют некоторые проблемы с отдельными предметами — 46% и не могут назвать свою учебу успешной — 10%) — 56% (рис. 4).
46%
Рисунок4.Распределениеответов старшеклассниковнавопрос «Каковы твои успехи в школе?» (в % от числа опрошенных)
Для современных старшеклассников более значим комплекс жизненных ценностей, связанных (рис. 5) со здоровьем (63% выборов); с хороши-миотношениями с родителями(52%);с успешнойпрофессиональной деятельностью (43%); с наличием близких друзей (40%); со счастливой семейной жизнью (38%).
Впятерку жизненноважныхцелей, образующих ценностныеосно-вания их жизненных программ, вошли следующие (рис. 6): «Добиться успехов в профессиональнойилиобщественнойдеятельности» — 39% ответов;«Иметьинтересную работу» — 37%; «Добиться материального благополучия» — 36%; «Сохранить хорошее здоровье, не болеть» — 31%;
Здоровье
Хорошие отношения с родителями Успешная профессиональная деятельность Наличие близких друзей Счастливая семейная жизнь Независимость н самостоятельность Достижение материального благополучия Повышение уровня образования В озможно сть тв орческой деятельности Уважение окружающих Повышение культурного уровня Трудолюбие Путешествия, развлечения Духовное совершенствование
При ответах на этот вопрос респонденты могли выбирать несколько подходящихвариантов,поэтомуобщееколичество полученныхответов
превышает 100%.
Рисунок 5. Распределение ответов респондентов о наиболее значимых для них жизненныхценностях (в %отчисла опрошенных)
ШЗ&ыэтфесную ^ "
^Предел в лдофесснога^Фой кш
общественной деятельности
Доттооя мотонмиотофлогонол^1м Сокранкгь хорошее коровье, не болеть Путешествовать, видеть много нового, интересного Добиться духовного совершене ген Жить в согласии со своей совестью
Иметь хороших ¿рузей 22,1
Сошть хорошую сшис ^4.6
Восшггатъ хороших детей, обеспечить их будущее
При ответах на этот вопрос респонденты могли выбирать несколько подходящих вариантов, поэтому общее количество полученных ответов
превышает 100%.
Рисунок 6. Распределение мнений старшеклассников об особенно важной в жизни цели (в % от числа опрошенных)
«Создать хорошую семью» — 25%.
Оценивая свои жизненные перспективы, 66% старшеклассников «с уверенностью и оптимизмом» смотрят в завтрашний день; у 25% опрошенных «есть сомнения в том, что жизнь сложится удачно»; «с беспокойством» ждут завтрашнего дня 9% участников опроса.
Готовность старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях
Уровень готовности старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях определялся на основе обратной связи по их субъективным оценкам интереса к занятиям, новизны тем занятий, вызываемых занятиями эмоциями и чувствами. Сравнительный анализ занятий по этим характеристикам, полученный в онлайн-опросе, позволил определить направления их дальнейшего совершенствования.
Интерес к занятиям. Интерес, как известно, связанный с потребностью узнать что-то новое. Он активизирует, побуждает обучающегося к изучению, исследованию. Нами установлена очень высокая степень интереса старшеклассников к обсуждаемым на каждом занятии темам (рис. 7):
- безусловный интерес—«Да, очень интересно» — темы вызвали в среднем у 64% ответивших (в зависимости от занятия уровень интереса колебался от 56 до 68%);
- «Было интересно, но местами скучно» — еще в среднем 28% старшеклассникам (колебания составили от 24 до 35%);
- «Совсем неинтересны» темы занятий были примерно 9% респондентов.
60К 64» 65« 65» 6;и 65» £,БК 63К
№1, I, |, |, I. К' I? | |
. II. II: II. II. И:1 № II: II. II:
•День» 1ний» «Наша страна — «165-летие «День «День «День отца» «День музыки» «Россия — «День «Мы разные,
Россия» со дня рождения пожилых учителя» мировой лидер народного мы вместе»
К.Э.Циолковского» людей» атомной области» единства»
■ Да, очень интересны ■ Было интересно, но .«естаг/и скучно »Совсем неинтересны
Рисунок 7. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «Насколько тебе интересны темы, которые сегодня обсуждали в «Разговоре
о важном»?»
Сравнительный анализ интереса старшеклассников к занятиям в рамках онлайн-опроса показал, что наиболее интересными для них были занятия (рис. 8) «Наша страна — Россия» (19% голосов), «День музыки» (16%) и «День народного единства» (15%). Наименее интересными оказались «День пожилых людей» (7%) и «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» (5%).
«День знаний» 7,2
«Наша страна-Россия» 19.
«165-летие со дня рождения К. Э Циолковского» 5,2
«День пожилых людей» 6,5
«День учителя« 7,5
«.'День отца» I 13,2
«День музыки» 15,7
«Россия — мировой лидер атомной области» 10,4
«День народного единства» 15
Рисунок 8. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «Какое занятие из цикла «Разговоры о важном» было для тебя наиболее интересным?» (в % от количества респондентов)
Значительно различаются рейтинги интереса к занятиям у юношей и девушек. У девушек первые места занимают «День музыки» (19% выборов) и «Наша страна — Россия» (17%), а на последних строчках рейтинга — «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (7% выборов), «День знаний» (7%) и «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» (5%). В начале рейтинга у юношей «Наша страна — Россия (22%), «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (16%), а в конце — «День учителя» (6%), «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» (6%) и «День пожилых людей» (5%).
Рейтинги городских и сельских школьников различаются всего по двум позициям: у городских — на втором месте «День музыки» (17%), а на третьем — «День народного единства» (14%), у сельских, наоборот, «День народного единства» (16%) и «День музыки» (13%). По остальным позициям рейтинги совпадают.
Успешность в учебе на интерес к занятиям старшеклассников повлияла незначительно.
Новизна тем занятий. Новизна, неожиданность темы каждого занятия, как правило, является лучшим возбудителем творческой активности обучающихся. Выявлен высокий уровень новизны обсуждаемых тем: в среднем на занятии около 85% старшеклассников получали новую информацию (рис. 9):
- «Почти все для меня новое» — ответ (в среднем) 21% респондентов (колебания в зависимости от занятия составили от 17 до 39%);
- «Было что-то новое, но что-то я уже знал» — в среднем 64% обучающихся (колебания составили от 53 до 68%);
- ничего нового не узнали в среднем 15% старшеклассников (диапазон колебаний от 8 до 26%).
20« ■
I
¿ЛУЬ
19%
I
16% II
¡8* II
21% ■ 17%
II
21% ■ 14%
1.2% I
«День знаний» «Наша страна— «165-летие «День «День «День отца» «День музыки» «Россия — «День «Мы разные,
Россия» содня р°ждения пожилых учителя» мировой лидер народного мы вместе»
КЭ.Цшжшодаго» людей» ■ Было что-то новое, но что-то в уже энол
атомной области» единства» I Почти все дпвакнв новое »Ничего нового не узнал
Рисунок 9. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «Узнал ли ты сегодня в «Разговоре о важном» что-то новое?»
Анализ распределения оценок новизны показал, что участники онлайн-опроса узнали для себя больше нового на занятиях (рис. 10):«Россия — мировой лидер атомной отрасли» (19% голосов от всей выборки), «Наша страна — Россия» и «День народного единства» (по 17%). Мало нового было на занятиях «День пожилых людей» (5% голосов), «День учителя» (4%).
Рейтинги новизны занятий у юношей и девушек значительно различаются как по тройке лидеров, так и по другим позициям. Девушки узнали больше нового на занятиях «День народного единства» (19% выборов), «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (18%), «Наша страна — Россия» (16%). Самый низкий уровень новизны, по мнению девушек, у занятий «День учителя» (4% выборов), «День пожилых людей» и «День знаний» (по 6%). По мнению юношей, наиболее высокий уровень
новизны у занятий: «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (20%), «Наша страна — Россия» (19%) и «День народного единства» (14%). Меньше нового они узнали на занятиях: «День музыки» (7%), «День пожилых людей» (5%), «День учителя» (4% голосов).
«День знаний» 7.9
<чЕ1аша страна - Россия» 17.3
йбЗ-летие со дИ рождения К Э. Циолковского» 13,6
«День пожилых людей» 5,4
«День учителя» ¡^^^н 35
«День отца» 7,6
«День музыка» 7.9
«Россия — мировой лидер в атомной отрасли» 19.1
«Деньиародного едннсгва» —' 17.1
Рисунок 10. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «<На каком занятии из цикла «Разговоры о важном» ты узнал больше нового?» (в % от количества респондентов)
Рейтинги новизны занятий у городских и сельских старшеклассников различаются по всем позициям, кроме последних: «День пожилых людей» (4 и 5% голосов соответственно) и «День учителя» (по 4%).
Успешные в учебе старшеклассники больше узнали нового на занятиях «Россия — мировой лидер атомной отрасли» (22% выборов), «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» (17%). Самый низкий уровень новизны, по их мнению, у занятия «День учителя» (4%). По мнению недостаточно успешных в учебе старшеклассников, наиболее высокий уровень новизны у занятий «Наша страна — Россия» (20%), «День музыки» (16%), а самый низкий — у занятия «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» (4% голосов).
Эмоциональная оценка занятий. Приобщение старшеклассников к традиционным российским ценностям сопровождалось положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих их активность на занятиях. Эмоциональная оценка каждого занятия высокая. Чувства, которые испытали во время занятий большинство участников обратной связи положительны и разнообразны: это гордость, чувство патриотизма, вдохновение, чувство сопричастности чему-то великому, радость. Доля
респондентов, испытавших отрицательные чувства и эмоции — скуку/ усталость, сомнение, грусть и раздражение,—незначительна (рис. 11).
У большинства участников онлайн-опроса во время занятий также преобладали в основном положительные чувства: чувство патриотизма, гордость, спокойствие, вдохновение, восхищение, восторг, увлеченность, энтузиазм, радость, чувство сопричастности чему-то великому (рис. 12). В сумме положительные эмоции и чувства старшеклассники испытывали в четыре раза чаще, чем отрицательные (безразличие, усталость/скука, раздражение, дискомфорт, сомнение, разочарование, грусть).
В рейтинге положительных эмоций и чувств лидируют чувство патриотизма (39%), гордость (35%), спокойствие (27%), вдохновение (27%), восхищение и восторг (20%). Лидеры отрицательных — безразличие (16%), усталость/скука (13%), раздражение и дискомфорт (по 5%).
Эмоциональная оценка занятий имеет высокую зависимость от успешности старшеклассников в учебе: «успешные» испытывали на занятиях значительно больше положительных чувств и эмоций, а «недостаточно успешные» — отрицательных. В сумме девушки также испытали больше положительных эмоций (208% выборов), чем юноши (192%). Городские школьники лидируют по отрицательным эмоциям. Так, например, почти у каждого пятого из них на занятиях преобладало «безразличие».
Таким образом, результаты анализа линейного распределения ответов старшеклассников на вопросы обратной связи позволяют утверждать о высоком уровне их готовности к диалогу с учителем, определяемом очень высоким уровнем их интереса к занятиям, высокой степенью новизны обсуждаемых тем и высокой долей положительных эмоций и чувств, испытанных во время занятий.
Результативность занятий
Чтобы понять, состоялся ли у старшеклассников диалог с учителем о традиционных российских ценностях, рассмотрим, как они оценивают результаты прошедших «Разговоров о важном».
Уровень результативности «Разговоров о важном» немного выше среднего (рис. 13):
- «скорее положительное» отношение к курсу — у 59% участников;
- «скорее безразличное», характеризующееся полным отсутствием заинтересованности и равнодушием к данному нововведению,— у 33% респондентов;
Вдохновение
-л*-7
" 19
21,2 21,1
Гордость
Чувство патриотизма
Радость
Чувство сопричастности чему-то великому
Усталость/скука
Сомнение
Грусть
Раздражение
.ЯН
5
3 4.3
I 2,6
12:5
1а
I 2.3
«День знаний»
«Наша страна — Россия» «165-летие со дня рождения КЭДиолковского» «День пожилых людей»
«День учителя»
«День отца»
«День музыки»
При ответах на этот вопрос респонденты могли выбирать несколько подходящих вариантов, поэтому общее количество полученных ответов
превышает 100%.
Рисунок 11. Распределение ответов старшеклассников о настроении после «Разговоров о важном» в зависимости от занятия (в % от количества респондентов на занятии)
При ответах на этот вопрос респонденты могли выбирать несколько подходящих вариантов,поэтому общее количествополученныхответов
превышает100%.
Рисунок 12. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «Какие чувстваиэмоциипреобладали у тебя на занятияхизцикла «Разговоры о важном»? (в % от количества участников)
Рисунок13.Распределение ответовстаршеклассниковна вопрос «Как ты относишься к циклу внеурочных занятий «Разговоры о важном»?»
- «скорее отрицательное» — у каждого десятого старшеклассника.
Таким образом, при высокой готовности старшеклассников к диалогу о традиционных российских ценностях можно считать, что для 41% из них диалог в полной мере не состоялся, так как реализация себя как субъекта диалоговой деятельности зависит не только от готовности к диалогу, но и от возможности себя проявить, стать его субъектом. В противном случае присвоения ценностей не происходит и ожидаемый результат отсутствует.
В сельской местности оценивают это нововведение более позитивно, чем в городе: 65% оценок «скорее положительно» против 55%. У сельских школьников меньше оценок «скорее отрицательно» (9%) и «скорее безразлично» (26%). У городских — по этим позициям соответственно 12 и 33% голосов.
В группе «успешных в учебе» старшеклассников «скорее положительно» отнеслись к занятиям 64% участников, в группе «недостаточно успешных в учебе» — только 54%. У «успешных» в учебе меньше оценок «скорее отрицательно» (10%) и «скорее безразлично» (26%), у «недостаточно успешных» — за эти позиции проголосовали соответственно 12 и 34% участников.
Более позитивное отношение к занятиям у девушек: 60% из них выбрали вариант «скорее положительно» и только 10% — «скорее отрицательно» (у юношей соответственно 57 и 13%).
Возможности включения старшеклассников в диалог о традиционных
российских ценностях
Возникает вопрос об основных причинах несоответствия степени готовности старшеклассников к диалогу и его результативности для них. Уровень готовности старшеклассника к диалогу характеризует его внутренний потенциал реализации себя как субъекта диалога. Но для включения в диалог необходимы соответствующие внешние условия, главные из которых — личные качества, профессиональная компетентность педагога и актуальные для старшеклассников темы для обсуждения.
Чего ждут старшеклассники от педагога? Исследования показывают, что наиболее ценными для старшеклассников личностными качествами педагога являются его открытость, человечность, способность к безусловному приятию другого [4]. Если педагог обладает этими качествами, он способен вызывать доверие обучающихся. А каких действий ждут
от него старшеклассники, для того чтобы диалог состоялся, чтобы он располагал к размышлениям о традиционных российских ценностях, помогал в решении важных для них проблем?
Для результативности диалога участники опроса в первую очередь предлагали педагогу (рис. 14):
Рисунок14.Распределениеответовстаршеклассниковна вопрос «Чтобы ты посоветовал педагогу делать для того, чтобы занятия из цикла «Разговоры о важном» проходили успешнее?» (в%от количества участников)
- «Выстраивать дружеские, доверительные отношения с обучающи-мися»(38%голосов);
- «Приводить примеры из собственной жизни» (30%);
- «Находить в изучаемом материале интересные для обучающихся проблемы» (23%);
- «Открытовысказыватьсвоюточку зренияна обсуждаемыепробле-мы»(22%);
- «Давать возможность обучающимся высказывать свою точку зрения» (20%);
- «Проводитьзанятиявформедискуссии»(20%).
Рейтинги предложений по повышению успешности занятий у девушек и юношей различаются незначительно, но девушки были активнее: общая сумма их поддержки предложений составила 187% от их количества (у юношей — 163%). Каждая четвертая девушка советует педагогу
«Находить в изучаемом материале интересные для обучающихся проблемы», а юноша — «Проводить занятия в форме дискуссии». К юношам присоединяются городские и «успешные в учебе» школьники.
В ответах городских и сельских старшеклассников наблюдалась высокая согласованность, но поддержка предложений более активными сельскими школьникам и была «в есомее».
Рейтинги «успешных» и «недостаточно успешных» в учебе старшеклассников совпадают по трем первым и двум последним позициям, различаясьтолькодолямиголосов, поданных за каждую позицию.
Предложения старшеклассников по развитию тематики курса. Основанием для предложений старшеклассников по актуальной для них тематикезанятийвыступали важныедля них жизненныеценности и цели.
Пятерка наиболее актуальных для обсуждения тем, выбранных Иеслннделсеми,еллм>чает (рис. КС): «Успехвжизни» —ИеИК голосои; «Будущ еи ч ело»ечостао» — 34 %;«КмДж0а ли то в—ищ»ст во» — 38%; «Отношение к семье» — 26%; «Нравственный выбор» — 18%.
При ответах на этот вопрос респонденты могли выбирать несколько подходящих вариантов,поэтомуобщееколичество полученных ответов
превышает 100%.
Рисунок 15. Распределение ответов старшеклассников на вопрос «Какие еще темы для обсуждения на занятиях изцикла«Разговоры о важном» ты бы предложил?» (в % от числа опрошенных)
Анализгендерных различий показал,что в среднем каждая девушка поддержалаоколо двухтемдляобсужденияна занятиях:общая сумма
предложений составила 194% от количества девушек, в то время как у юношей — 177%.
Кроме того, каждый двадцатый старшеклассник в рамках позиции «Другое» сформулировал тему для обсуждения (всего 34 864 темы). Чаще других предлагались темы, связанные с выбором жизненного пути, собственным развитием и саморазвитием, решением проблем в семье и школе, с политической ситуацией в мире и стране. Городские школьники внесли более чем в полтора раза больше предложений, чем сельские, а юноши — в полтора раза больше предложений, чем девушки. Активность «успешных» и «недостаточно успешных» в учебе старшеклассников была примерно одинаковой.
Учет предложений старшеклассников по повышению результативности «Разговоров о важном» повысит не только их включенность в диалог с учителем о ценностях, опирающихся на нашу историю и традиции, но и уровень их готовности к будущим «Разговорам о важном».
Заключение
Результаты исследования готовности старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях показали, что она находится на высоком уровне и связана с их интересом к занятиям, новизной обсуждаемых тем, вызываемым занятиями положительными эмоциями и чувствами. Однако 41% респондентов не получили возможность включиться в этот диалог, стать его активными участниками. Установлена зависимость оценки результативности занятий от региональных, гендерных различий респондентов, их успешности в учебе. Следует отметить более критичный настрой городских школьников по сравнению с сельскими.
Повышение результативности своей диалоговой деятельности старшеклассники связывают с личностью, профессиональной компетентностью учителя, откровенностью диалога. Для того чтобы традиционные российские ценности становились осознанными и личностно значимыми для них, им необходимы дружеские, доверительные отношения с учителем, его помощь в решении важных для них проблем, его готовность включать их в развитие диалоговой деятельности.
Результаты исследования помогут развитию курса «Разговоры о важном», а разработанный инструментарий системной обратной связи с обучающимися может быть использован при осуществлении образовательных нововведений на всех уровнях системы общего образования.
Список источников
1. Андреева М. П. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5, ч. 2. С. 241.
2. Афанасьева Т. П., Логвинова И. М., МолодыхЕ. Н. и др. Удовлетворены ли старшеклассники содержанием школьного образования? // Обновление содержания общего образования: мнение участников образовательного процесса / Сборник аналитических материалов. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 58-90.
3. Афанасьева Т. П., Логвинова И. М., МолодыхЕ. Н. и др. Проблемы и современные инструменты выявления активности учащихся общеобразовательной школы во внеурочной деятельности // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов / Под ред. О. В. Гукаленко / М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 81-91.
4. Берестовицкая С. Э. Мировоззренческое самоопределение старшеклассников (в школьном образовании). СПб., 2016. 376 с.
5. Бермус А. Г., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. и др. Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям во внеурочной деятельности: от теории к практике // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 8. С. 31-42.
6. ДубовицкаяТ. Д., Гайсина Г. И., Андреева И. О. Жизненные приоритеты современных старшеклассников / Т. Д. Дубовицкая // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 1 (91). С. 72-87.
7. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 3. С. 3-13.
8. Лазарев В. С., Разуваева Т. Н. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ 2009. 195 с.
9. Лазарев В. С., Елисеева И. А. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 87-97.
10. Лазарев В. С. Начала теории развивающихся педагогических систем // Педагогика, 2015. № 6. С. 3-16.
11. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования») / Официальные документы в образовании. 2022. № 21.
12. Собкин В. С., Калашникова Е. А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 54-69.
13. Тюников Ю. С., Мазниченко М. А., Афанасьева Т. П. и др. Интеграция элементов образовательной, инновационной и научно-исследовательской деятельности в работе учителя // Школьные технологии. 2022. № 1. С. 115-125.
14. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 10.04.2023).
15. Furlong Л. Youth Studies: An Introduction. USA: Routledge, 2013. 300 p.
16. Puuronen V. Methodological starting points and problems of youth research // Helve H. (ed.). Mixed Methods in Youth Research. Tampere: Juvenes Print, 2005. P. 15-29.
References
1. Лпйгееуа M. P. Vospitatel'nyj potencial vneurochnoj dejatel'nosti v sovremennoj shkole v uslovijah
realizacii FGOS // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2016. № 5, ch. 2. S. 241. [In Rus].
2. Afanas'eva T. P., LogvinovaI. M., Molodyh E. N. i dr. Udovletvoreny li starsheklassniki soderzhaniem
shkol'nogo obrazovanija? // Obnovlenie soderzhanija obshhego obrazovanija: mnenie uchastnikov
obrazovatel'nogo processa / Sbornik analiticheskih materialov. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija
obrazovanija RAO», 2022. S. 58-90. [In Rus].
3. Afanas'eva T. P., Logvinova I. M., Molodyh E. N. i dr. Problemy i sovremennye instrumenty vyjavlenija aktivnosti uchashhihsja obshheobrazovatel'noj shkoly vo vneurochnoj dejatel'nosti // Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam v hode vneurochnoj dejatel'nosti: metodologija i praktika: sbornik dokladov i tezisov / Pod red. O. V. Gukalenko / M.: FGBNU «Institut strategii raz-vitija obrazovanija RAO», 2022. S. 81-91. [In Rus].
4. Berestovickaja S. Je. Mirovozzrencheskoe samoopredelenie starsheklassnikov (v shkol'nom obrazova-nii). SPb., 2016. 376 s. [In Rus].
5. Bermus A. G., Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. i dr. Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym ros-sijskim cennostjam vo vneurochnoj dejatel'nosti: ot teorii k praktike // Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie. 2022. № 8. S. 31-42. [In Rus].
6. Dubovickaja T. D., Gajsina G. I., Andreeva I. O. Zhiznennye prioritety sovremennyh starsheklassnikov / T. D. Dubovickaja // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2021. № 1 (91). S. 72-87. [In Rus].
7. Zubok Ju. A., Chuprov V. I. Smyslozhiznennye cennosti v kul'turnom prostranstve rossijskoj molo-dezhi // Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie. 2018. T. 4, № 3. S. 3-13. [In Rus].
8. Lazarev V. S., Razuvaeva T. N. Psihologicheskaja gotovnost' pedagogicheskogo kollektiva k innova-cionnoj dejatel'nosti. Surgut: RIO SurGPU, 2009. 195 s. [In Rus].
9. Lazarev V. S., Eliseeva I. A. Issledovanie pedagogicheskogo kollektiva kak sub#ekta innovacionnoj dejatel'nosti // Voprosy psihologii. 2015. № 1. S. 87-97. [In Rus].
10. Lazarev V. S. Nachala teorii razvivajushhihsja pedagogicheskih sistem // Pedagogika, 2015. № 6. S. 3-16. [In Rus].
11. Pis'mo Minprosveshhenija Rossii ot 05.07.2022 № TV-1290/03 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Informacionno-metodicheskim pis'mom ob organizacii vneurochnoj dejatel'nosti v ramkah realizacii obnovlennyh federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh stand-artov nachal'nogo obshhego i osnovnogo obshhego obrazovanija») / Oficial'nye dokumenty v obra-zovanii. 2022. № 21. [In Rus].
12. Sobkin V. S., Kalashnikova E. A. K voprosu o mezhpokolencheskih razlichijah v social'nom samochu-vstvii podrostkov: zhiznennaja pozicija i ocenka znachimosti ugroz // Psihologicheskaja nauka i ob-razovanie. 2021. T. 26, № 3. S. 54-69. [In Rus].
13. Tjunikov Ju. S., Maznichenko M. A., Afanas'eva T. P. i dr. Integracija jelementov obrazovatel'noj, in-novacionnoj i nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti v rabote uchitelja // Shkol'nye tehnologii. 2022. № 1. S. 115-125. [In Rus].
14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstven-noj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (data obrashhenija: 10.04.2023). [In Rus].
15. Furlong A. Youth Studies: An Introduction. USA: Routledge, 2013. 300 p.
16. Puuronen V. Methodological starting points and problems of youth research // Helve H. (ed.). Mixed Methods in Youth Research. Tampere: Juvenes Print, 2005. P. 15-29.
Информация об авторах
Т. П. Афанасьева — кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник
И. М. Елкина — кандидат педагогических наук, начальник управления научно-организационной деятельности
И. М. Логвинова—кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления по научно-образовательной деятельности
Е. Н. Молодых—кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Information about the authors
T. P. Afanasyeva — PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher
I. M. Elkina — PhD (Education), Head of the Department on the Scientific-Organizational Activity
I. M. Logvinova — PhD (Education), Associate Professor, Head of the Department on the Scientific-Educational Activity
E. N. Molodykh — PhD (Psychology), Senior Researcher
Статья поступила в редакцию 15.04.2023; одобрена после рецензирования 03.05.2023; принята к публикации 16.05.2023.
The article was submitted 15.04.2023; approved after reviewing 03.05.2023; accepted for publication 16.05.2023.