Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Людмила Николаевна, Сериков Владислав Владиславович

В статье рассмотрены теоретические основы метода педагогических ситуаций и особенности его практического применения при реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации, обоснованы возможности применения ситуативной педагогики в условиях реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование» и описаны особенности моделирования ситуаций, способствующих бесконфликтному межэтническому взаимодействию обучающихся. Источниками анализа стали научные труды по этнопедагогике, теории и стратегии развития современной системы воспитания. Прослежена история становления концептуальных положений о сущности и структуре ситуаций в педагогике с целью характерологической конкретизации понятий «ситуация», «событие», «ситуативный метод». В исследовании выделены следующие коммуникативные ситуации в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности: ситуация актуализации интереса к другому этносу, ситуация вхождения в диалог с представителями другого этноса, ситуация преодоления собственных этнокультурных стереотипов, ситуация интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении. Представлено содержательное наполнение педагогических коммуникативных ситуаций как инновационного метода воспитания, способствующего эффективному решению проблемы формирования культуры межэтнического общения старшеклассников, результатом которой должны стать развитость мотивационной, когнитивной, деятельностной сферы личности учащихся, сформированность базовых компетенций: культурной и социальной грамотности, умения общаться, адаптироваться в полиэтническом социальном окружении. Основные положения исследовательской работы могут применяться в качестве содержательного и методологического компонентов программ внеурочной деятельности, этнокультурного образования, педагогических и ученических проектов. Дальнейшее исследование данной проблемы предполагает описание авторских технологий моделирования и применения обозначенных педагогических ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Людмила Николаевна, Сериков Владислав Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF PEDAGOGICAL SITUATIONS IN THE PROCESS OF FORMING THE CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION AT SENIOR SCHOOLCHILDREN

The article addresses the theoretical foundations of the method of pedagogical situations and features of its practical application in the implementation of the basic educational program of the educational organization; justifies the possibility of using situational pedagogy in the implementation of the priorities of the national project «Education» and describes the features of modeling the situations that contribute to conflict-free interethnic cooperation of students. The sources for the analysis were scientific works on ethnopedagogy, theory and strategy of development of the modern system of education. The paper traces the history of the formation of concepts about the intension and structure of situations in pedagogy in order to specify the characterological concepts «situation», «coexistence», «situational method». The study highlights the following communicative situations in the process of forming the culture of interethnic communication among senior schoolchildren in extracurricular activities: the situation of actu-alization of interest in another ethnic group, the situation of entering into a dialogue with representatives of another ethnic group, the situation of overcoming their own ethnocultural stereotypes, the situation of integration of business and interpersonal component in interethnic communication. The article also presents the content of the pedagogic communicative situations as an innovative method of education that supports an effective solution of problems of formation of culture of interethnic communication of pupils, the result of which should be the development of motivational, cognitive, activity sphere of personality of students, formation of basic competences: cultural and social literacy, the ability to communicate, to adapt in a multi-ethnic social environment. The main provisions of the research work can be used as substantive and methodological components of extracurricular activities, ethnocultural education, pedagogical and student projects. Further investigation of these problems involves the description of the authors’ technologies of modeling and application of the above-mentioned pedagogical situations.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 373.5.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2022.115.2.024

1Л. Н. Данилова, 2В. В. Сериков

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Институт стратегии развития образования Российской академии образования,

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы метода педагогических ситуаций и особенности его практического применения при реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации, обоснованы возможности применения ситуативной педагогики в условиях реализации приоритетных направлений национального проекта «Образование» и описаны особенности моделирования ситуаций, способствующих бесконфликтному межэтническому взаимодействию обучающихся. Источниками анализа стали научные труды по этнопедагогике, теории и стратегии развития современной системы воспитания. Прослежена история становления концептуальных положений о сущности и структуре ситуаций в педагогике с целью характерологической конкретизации понятий «ситуация», «со-бытие», «ситуативный метод». В исследовании выделены следующие коммуникативные ситуации в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности: ситуация актуализации интереса к другому этносу, ситуация вхождения в диалог с представителями другого этноса, ситуация преодоления собственных этнокультурных стереотипов, ситуация интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении. Представлено содержательное наполнение педагогических коммуникативных ситуаций как инновационного метода воспитания, способствующего эффективному решению проблемы формирования культуры межэтнического общения старшеклассников, результатом которой должны стать развитость мотивационной, когнитивной, деятельностной сферы личности учащихся, сформированность базовых компетенций: культурной и социальной грамотности, умения общаться, адаптироваться в полиэтническом социальном окружении. Основные положения исследовательской работы могут применяться в качестве содержательного и методологического компонентов программ внеурочной деятельности, этнокультурного образования, педагогических и ученических проектов. Дальнейшее исследование данной проблемы предполагает описание авторских технологий моделирования и применения обозначенных педагогических ситуаций.

Ключевые слова: метод, ситуация, педагогические ситуации, культура межэтнического общения старшеклассников, способы создания педагогических ситуаций, формирование культуры межэтнического общения

1L. N. Danilova, 2V. V. Serikov

APPLICATION OF THE METHOD OF PEDAGOGICAL SITUATIONS IN THE PROCESS OF FORMING THE CULTURE

OF INTERETHNIC COMMUNICATION AT SENIOR SCHOOLCHILDREN

1I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary

2 Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education,

Moscow, Russia

Abstract. The article addresses the theoretical foundations of the method of pedagogical situations and features of its practical application in the implementation of the basic educational program of the educational

organization; justifies the possibility of using situational pedagogy in the implementation of the priorities of the national project «Education» and describes the features of modeling the situations that co ntribute to conflict-free interethnic cooperation of students. The sources for the analysis were scientific works on ethnopedagogy, theory and strategy of development of the modern system of education. The paper traces the history of the formation of concepts about the intension and structure of situations in pedagogy in order to specify the characterological concepts «situation», «coexistence», «situational method». The study highlights the following communicative situations in the process of forming the culture of interethnic communication among senior schoolchildren in extracurricular activities: the situation of actualization of interest in another ethnic group, the situation of entering into a dialogue with representatives of another ethnic group, the situation of overcoming their own ethnocultural stereotypes, the situation of integration of business and interpersonal component in interethnic communication. The article also presents the content of the pedagogic communicative situations as an innovative method of education that supports an effective solution of problems of formation of culture of interethnic communication of pupils, the result of which should be the development of motivational, cognitive, activity sphere of personality of students, formation of basic competences: cultural and social literacy, the ability to communicate, to adapt in a multi-ethnic social environment. The main provisions of the research work can be used as substantive and methodological components of extracurricular activities, ethnocultural education, pedagogical and student projects. Further investigation of these problems involves the description of the authors' technologies of modeling and application of the above-mentioned pedagogical situations.

Keywords: method, situation, pedagogical situations, culture of interethnic communication of senior schoolchildren, ways of creating pedagogical situations, formation of culture of interethnic communication

Введение. Воспитание личности, подготовленной к жизнедеятельности в открытом поликультурном пространстве, является одной из приоритетных задач российского образования, что утверждается Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10]. Согласно целевым ориентирам современного российского образования определилась тема исследования - применение педагогических ситуаций в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников. В статье представлено решение проблемы моделирования и описания особенностей применения педагогических ситуаций в процессе воспитания поликультурной личности в условиях кросс-культурной глобализации.

Вопросы воспитания школьников в поликультурном обществе описаны в современных исследованиях психологических механизмов воспитания (Л. И. Божолвич, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев), приемов смыслообразования в воспитательном процессе (Е. Г. Белякова, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев), потенциала образовательной среды (Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Ясвин). Исследование проблемы моделирования и применения педагогических ситуаций в воспитании обучающихся уходит корнями в народную педагогику (Г. Н. Волков) и находит новое осмысление в научных трудах П. В. Векленко, Л. Н. Даниловой, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. В. Серикова, И. Ю. Шустовой и др.

Целью данной статьи является изложение результатов исследования теоретических основ выявления и использования воспитательного потенциала педагогических ситуаций в процессе формирования культуры межэтнического общения у обучающихся старших классов.

Актуальность исследуемой проблемы. Ментальное своеобразие опыта межэтнических коммуникаций исключает возможность механической «передачи» воспитаннику культурных образцов и норм поведения в полиэтнической среде, минуя актуализацию процессов адекватного переживания этих отношений, приводящих к образованию ценностно-смысловой позиции воспитанника. В связи с этим данное исследование актуально своей практической направленностью и обусловлено необходимостью поиска новых

содержательно-методических ресурсов решения воспитательных задач в работе с современными старшеклассниками. В полиэтническом коммуникативном пространстве становятся актуальными такие приемы педагогического сопровождения развития коммуникативной сферы личности, как диалоговые формы установления субъект-субъектных отношений, методы управления живыми ситуациями, «взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия - со-бытия» [17, с. 54], которые содержательно наполняют структуру воспитательной системы.

Материал и методы исследования. Исследование проведено с опорой на основные положения личностно ориентированного подхода, позволяющего рассматривать опыт межэтнических коммуникаций старшеклассников как особый результат воспитания, органически связанный со становлением нравственной целостности личности; метод педагогических ситуаций как системообразующий элемент целостной структуры процесса воспитания. Обращение к принципу культуросообразности воспитания позволило осуществить содержательное наполнение данного метода: конструирование тех коммуникативных событий, которые легли в основу личностно-развивающих ситуаций с этнокультурной направленностью.

Приоритетными методами исследования являются анализ философской, психолого-педагогической литературы; систематизация, конкретизация и интерпретация отдельных положений существующих исследований, рефлексия имеющегося опыта организации процесса воспитания старшеклассников.

Результаты исследования и их обсуждение. В своих этнопедагогических исследованиях Г. Н. Волков, характеризуя народную педагогику, отмечает ее личностно-развивающую направленность, событийность, внимание к значимым фактам и явлениям в жизни формирующейся личности, ситуациям, оставляющим след в ее сознании [3, с. 70]. Анализ трудов академика АПН и РАО Г. Н. Волкова позволяет утверждать, что народная система воспитания строится на использовании ситуаций - явлений народной жизни - в целях воспитания нравственного сознания и поведения, развития интеллекта, привычки и любви к труду, формирования здорового образа жизни, положительных качеств личности. В контексте же нашего исследования важно отметить направленность народной педагогики на воспитание позитивного отношения личности к иным культурам и этносам с применением метода педагогических ситуаций. Необходимым условием освоения культурных норм в отношениях и взаимодействии представителей этносов, как утверждает И. Ю. Шустова, является обеспечение нравственной направленности, атмосферы взаимопонимания в структуре «со-бытийной детско-взрослой общности» [17, с. 54], сущностной характеристикой которой является единое ценностно-смысловое пространство [17, с. 55], которое составляет основу педагогической ситуации.

В толковом словаре русского языка ситуация рассматривается как «совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение» [9, с. 709]. Теоретическое обоснование понятия «ситуация» находим в исследовательских работах П. В. Векленко, который описал структуру, динамику, взаимосвязанность и взаимообусловленность различных ситуаций [2, с. 9]. М. Н. Солодухо понимает под ситуацией совокупность условий, внешних и внутренних факторов, которые создают особенную обстановку, определяют состояние и развитие как самих элементов, образующих ситуацию, так и тех объектов, которые погружены в ситуацию [14, с. 53].

В. В. Сериков определяет педагогическую ситуацию как реальность, побуждающую индивида к осознанию дефицита личностного опыта и необходимости принятия самостоятельного выбора поведения, действий и установок. Результатом проживания педагогических ситуаций становится совокупность смыслов, определяющих жизнедеятельность человека [13, ^ 179]. К сущностным характеристикам педагогической ситуации

мы относим целенаправленность, которая проявляется в отношениях, требующих определенного проявления личности, в применении педагогических приемов, которые создают условия для появления ожидаемых новообразований в опыте личности, в нашем случае в опыте межэтнического общения.

Н. Л. Селиванова обосновывает педагогическую ситуацию как специфическую форму организации деятельности и общения детей в классном коллективе [12, с. 127], метод управления отношениями (их формирования и корректировки) [4, с. 167]. Представители научной школы Л. И. Новиковой (В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова, А. М. Си-доркин, И. Ю. Шустова и др.) выделяют ситуации: свободного выбора, авансирования доверием, непринужденной принудительности, эмоционального заражения, успеха, соотнесения, творчества, новичка, конфликта и др. [12, с. 28]. А. С. Белкин описывает технологию «создания ситуации успеха» [1]. И. Ю. Шустова рассматривает событийные ситуации: со-бытие как порождение значимой идеи, мысли; со-бытие как общее переживание; со-бытие как новый значимый опыт деятельности и его осмысление [17, с. 60].

В исследованиях зарубежных авторов аналогом метода педагогической ситуации выступают феномены, описываемые понятиями «конструктивистская среда обучения» [20], «педагогическая контекстуализация» [23], «коллективное созидание» [22], «сценарии» [19], «тренинг» [21] и др.

В отечественной педагогике (В. А. Караковский, А. С. Макаренко, И. Ю. Шустова и др.) бытует представление о том, что метод педагогических ситуаций наиболее эффективен при работе со старшеклассниками в силу их особенностей развития и неизменных потребностей в самопознании и самопрезентации. По этой причине моделирование ситуаций позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе их воспитания и развития, создавать условия для рефлексии - фиксации «реакции на ситуацию».

Современная школа представляет собой поликультурное пространство, в котором школьник развивается, удовлетворяя свои потребности. Согласно А. В. Мудрику, важнейшими потребностями старшеклассников являются: потребность в общении, связанная с расширением круга интересов и ростом желания познать мир, и потребность в деятельности, вызванная необходимостью самореализации. Потребности в признании и понимании при общении с разными людьми, в чувстве уверенности в себе; потребности в уподоблении тождественности с другими людьми, в обособлении появляются при осознании собственного «Я» как похожего, но в то же время отличного от окружающих. Потребность в уединении возникает, во-первых, в связи с изучением основ предметных знаний и опыта мирового культурного развития, во-вторых, со стремлением погрузиться во внутренний мир и познать себя, выработать самооценку; потребность в достижении обусловлена стремлением добиться успеха в деятельности [8, с. 246]. Потребность в общении, как считает А. В. Мудрик, достигает высокого уровня в старшем школьном возрасте [8, с. 243]. И в центр всех тем общения выдвигается «Я» старшеклассника и потребность в понимании окружающими, другими [8, а 132]. Смоделированные учителем или естественно возникающие педагогические ситуации и есть условия для реализации указанных потребностей обучающихся в процессе межэтнического общения.

Дефиниция «межэтническое общение» в научном обиходе появилась вслед за понятием «межнациональное общение» 1990-е гг. В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» понятия «национальный» и «этнический», «межнациональный» и «межэтнический» не разграничиваются, употребляются как взаимозаменяемые [15]. В этнопсихологическом словаре находим следующий термин: «межнациональное общение - взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители различных этнических общностей» [18, с. 131].

Определение отражает общение на личностном уровне. Авторы словаря для обозначения межгруппового процесса выделяют отдельно «национальное общение» как обмен результатами психической деятельности (информацией, мыслями, суждениями, чувствами, оценками, установками) людьми разных национальностей.

Межэтническое общение в нашем понимании - это взаимодействие представителей этноса на личностном уровне, в результате которого происходит осознание индивидом своей этнокультурной идентичности. Межэтническое общение осуществляется в двух планах: во-первых, внутри этнической группы, где коммуниканты объединены общим языком, культурой, бытом, психикой, самосознанием и др.; во-вторых, взаимодействие между представителями разных этносов. Анализ литературы по вопросам межэтнического взаимодействия (М. И. Еникеев [6], М. С. Каган [7], А. П. Садохин [11]) позволяет делать следующее обобщение. Межэтническому общению способствуют: полиэтническая среда (общность территории проживания, соседство вынуждают людей на взаимодействие); социально-экономические связи; совместная деятельность; потребность в самоутверждении, сохранении этнокультуры; потребность в признании; потребность в тождественности с другими. Мотивами межэтнического общения служат: интерес к неизвестному, новому; эйфория и эмпатия от первичного восприятия другой культуры; готовность познать традиции, обычаи, язык, историю и т. д. «чужого» этноса; ценностное отношение к этническим стереотипам и др.

Впервые необходимость обучения культуре общения между другими народами обосновали Э. Холл и Б. Тагер (1954) [16, а 5]. Учитывая закономерности формирования этнокультурного сознания человека, возрастные особенности развития и общения обучающихся старших классов, мы определяем педагогические ситуации ведущим методом формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников.

Ситуационная модель воспитательного процесса, представленная в программе воспитания образовательной организации, нацелена на выработку положительной мотивации и потребности старшеклассников в овладении опытом межэтнического общения и развитие у них отношения к культуре других народов как к ценности. Предлагаем перечень апробированных нами педагогических ситуаций, которые коррелируют с моделью освоения чужой культуры М. Беннет [11, с. 131-134]. Мы выделяем следующие педагогические ситуации: «ситуацию актуализации интереса к другому этносу, ситуацию вхождения в диалог с представителями другого этноса, ситуацию преодоления собственных этнокультурных стереотипов, ситуацию интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении» [5, с 45]. Данные ситуации выбраны исходя из результатов экспериментального исследования и на основе описанной М. Беннет логики вхождения личности в другую культуру. Ситуации создаются в рамках урочной и внеурочной деятельности, в ходе которых решаются проблема познания этнокультурных особенностей народов, вопросы преодоления стереотипности восприятия и оценочности суждений, рассматриваются основы бесконфликтного диалога. Содержательным наполнением педагогических ситуаций выступают традиционные мероприятия, предусмотренные программой воспитания образовательной организации: в 1 -й четверти - фестивально-конкурсное движение, завершающееся мероприятием межрегионального масштаба «Хавхалану»; во 2-й четверти - исследовательская деятельность «Ценности народов», погружающая в диалог (очный и дистанционный) с представителями этносов ближайшего социального окружения; в 3-й четверти - подготовка и проведение дня родного языка; в 4-й четверти - декада чувашской письменности. Формами создания педагогических ситуаций можно определить творческие коллективные дела, проектно-исследовательскую, художественно-творческую, фестивально-конкурсную, олимпиадную деятельность обучающихся и др.

Результативность и эффективность применения педагогических ситуаций в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников доказаны в ходе апробации ситуационной модели воспитательного процесса на базе МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары. На основе метода педагогического наблюдения, анкетирования, анализа индивидуальных достижений и активности участия обучающихся в ситуационных мероприятиях ведется мониторинг сформированности культуры межэтнического общения. В мониторинговых мероприятиях принимали участие учащиеся 9-11-х классов в количестве 97 человек.

Количественный и качественный анализ результатов применения педагогических ситуаций в воспитательном процессе образовательной организации свидетельствует об эффективности данного метода. В экспериментальной группе количество респондентов с высоким уровнем сформированности культуры межэтнического общения, определенного нами как способность и готовность вступать в коммуникацию с представителями народов ближайшего социального окружения на основе общепринятых норм общения и толерантных контактов, с учетом ценностей этнокультуры, менталитета, этнопсихологии, увеличилось на 16,0 %, тогда как в контрольной группе наблюдались незначительные изменения (на 1,8 %) [5, с. 29]. Показатель количества учащихся со средним уровнем сформированно-сти культуры межэтнического общения в экспериментальной группе увеличился на 35,7 %, в контрольной группе - на 1,9 %. Количество представителей низкого уровня культуры межэтнического общения у старшеклассников в экспериментальной группе значительно понизилось (на 51,7 %), в контрольной группе уменьшилось незначительно (на 3,7 %). В качестве критериев и индикаторов определены следующие: мотивационно-ценностный (ярко выраженный интерес к культуре и обычаям другого этноса, желание овладеть знаниями об истоках национальных культур и языка, осознание ценности этнокультурного разнообразия); когнитивный, который определялся на основе ответов анкетирования о знании истории, культуры народов ближайшего социального окружения, содержания литературных и фольклорных источников, роли известных личностей в развитии этноса; дея-тельностный, который определялся методом наблюдения наличия показателей (открытость, непринужденность в процессе коммуникации при решении познавательных, коммуникативных, жизненно-бытовых задач, при участии в общественных, научных, культурно-массовых мероприятиях).

Выводы. На основе вышеизложенного можно заключить, что метод педагогических ситуаций применяется в урочной и внеурочной деятельности и служит инструментом реализации программы воспитания школы. Коммуникативные ситуации позволяют учитывать индивидуальные особенности старшеклассников, их потребности и возможности. Моделирование ситуаций актуализации интереса к другому этносу, вхождения в диалог с представителями другого этноса, преодоления собственных этнокультурных стереотипов, интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении позволяет педагогам добиться эффективности в решении воспитательных задач и достижении цели основной образовательной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать : книга для учителя. - М . : Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Векленко П. В. Ситуационный подход в познании : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.01. -Барнаул, 2013. - 31 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия. - Элиста : КалмГУ, 2009. - 576 с.

4. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под общ. ред. Н. Л. Селивановой. - 2-е. изд., доп. и перераб. - М . : Пед. общ-во России, 2000. - 252 с.

5. Данилова Л. Н. Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности старшеклассников / под ред. В. В. Серикова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. - 171 с.

6. ЕникеевМ. И. Общая и социальная психология : учеб. для вузов. - М. : Норма : Инфра-М, 1999. - 624 с.

7. КаганМ. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.

8. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие. - М. : Пед. о-во России, 2001. - 320 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 72500 сл. и 7500 фразеол. выражений. - М. : Азъ, 1994. - 928 с.

10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г., № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения : 17.08.2021).

11. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие. - М. : КНОРУС, 2014. - 254 с.

12. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М. : УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.

13. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2008. - 256 с.

14. Солодухо М. Н. «Ситуация» как концепт и понятие в философском знании // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 53-56.

15. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 19 дек. 2012 г., № 1666 (ред. от 06.12.2018). -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения : 11.03.2022).

16. Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А., Ткаленко Д. Э. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учебное пособие. - М. : ВШЭ, 2019. - 294 с.

17. Шустова И. Ю. Воспитание в событии: ситуативная педагогика // Педагогика. - 2018. - № 1. -С. 53-61.

18. Этнопсихологический словарь / Г. Н. Волков и др. ; под ред. В. Г. Крысько. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 1999. - 342 с.

19. An integrative approach to evaluating the implementation of social and emotional learning and gender-based violence prevention education / H. Cahill, M. L. Kern, B. Dadvand et al. // International Journal of Emotional Education. -2019. - № 11(1). - Р. 135-152. - URL : https://search.proquest.com/docview/2216859638?accountid=30386 (дата обращения : 18.03.2022).

20. Harjali H. Building constructivist learning environment at senior high school in Indonesia // The Qualitative Report. - 2019. - № 24 (9). - Р. 2197-2214. - URL : https://search.proquest.com/docview/2289532475?accountid=30386 (дата обращения : 11.03.2022).

21. Mignosi E. Bridges between people: Nonverbal mediation in an intercultural perspective and training proposals // Studi Sulla Formazione. - 2019. - № 22 (1). - Р. 265-281. - URL : https://oajournals.fupress.net/index.php/sfarticle/view/9507 (дата обращения : 18.03.2022).

22. Pedagogical Kiva: transforming the school-community relationship into a key to cultural dialogue / D. A. Velasquez-Mantilla, M. Y. Cuineme Rodriguez, A. F. Castiblanco Roldán, A. B. Ramírez-Cabanzo // Prisma Social. - 2019. -№ 25. - Р. 225-247. - URL : https://repositorio.ibero.edu.co/bitstream/001/845/5/KIVA/Pedag/transformando /escuela/comunidad/cultural.pdf (дата обращения : 16.03.2022).

23. Rodriguez-Sosa J., Hernandez-Sanchez K. Problematization of teaching practices and teaching contex-tualization // Propositos y Representaciones. - 2018. - № 6 (1). - Р. 525-541. - URL : http://www.scielo.org.pe/pdf/ pyr/v6n1/en_a11v6n1.pdf (дата обращения : 19.03.2022).

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

REFERENCES

1. Belkin A. S. Situaciya uspekha: kak ee sozdat' : kniga dlya uchitelya. - M . : Prosveshchenie, 1991. - 176 s.

2. Veklenko P. V. Situacionnyj podhod v poznanii : avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk : 09.00.01. - Barnaul, 2013. - 31 s.

3. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Elista : KalmGU, 2009. - 576 s.

4. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teoriya i praktika shkol'nyh vospitatel'nyh sistem / pod obshch. red. N. L. Selivanovoj. - 2-e. izd., dop. i pererab. - M . : Ped. obshch-vo Rossii, 2000. - 252 s.

5. Danilova L. N. Etnokul'turnyj komponent vo vneurochnoj deyatel'nosti starsheklassnikov / pod red. V. V. Seri-kova. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2021. - 171 s.

6. Enikeev M. I. Obshchaya i social'naya psihologiya : ucheb. dlya vuzov. - M. : Norma : Infra-M, 1999. - 624 s.

7. Kagan M. S. Mir obshcheniya: problema mezhsub"ektnyh otnoshenij. - M. : Politizdat, 1988. - 319 s.

8. Mudrik A. V. Obshchenie v processe vospitaniya : ucheb. posobie. - M. : Ped. o-vo Rossii, 2001. - 320 s.

9. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka : 72500 sl. i 7500 frazeol. vyrazhenij. -M. : Az", 1994. - 928 s.

10. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Elektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g., № 204. - URL : http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (data obrashcheniya : 17.08.2021).

11. Sadohin A. P. Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnoj kommunikacii : ucheb. posobie. - M. : KNORUS, 2014. - 254 s.

12. Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike. - M. : URAO ITIP, 2010. - 168 s.

13. Serikov V. V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj deyatel'nosti : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M. : Akademiya, 2008. - 256 s.

14. Soloduho M. N. «Situaciya» kak koncept i ponyatie v filosofskom znanii // Vestnik Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2015. - № 3. - S. 53-56.

15. Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Elektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 dek. 2012 g., № 1666 (red. ot 06.12.2018). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (data obrashcheniya : 11.03.2022).

16. Taratuhina Yu. V., Cyganova L. A., Tkalenko D. E. Mezhkul'turnaya kommunikaciya v informaci-onnom obshchestve: uchebnoe posobie. - M. : VShE, 2019. - 294 s.

17. Shustova I. Yu. Vospitanie v sobytii: situativnaya pedagogika // Pedagogika. - 2018. - № 1. - S. 53-61.

18. Etnopsihologicheskij slovar' / G. N. Volkov i dr. ; pod red. V. G. Krys'ko. - M. : Mosk. psihol.-soc. in-t, 1999. - 342 s.

19. An integrative approach to evaluating the implementation of social and emotional learning and gender-based violence prevention education / H. Cahill, M. L. Kern, B. Dadvand et al. // International Journal of Emotional Education. - 2019. - № 11(1). - P. 135-152. - URL : https://search.proquest.com/docview/2216859638?accountid=30386 (data obrashcheniya : 18.03.2022).

20. Harjali H. Building constructivist learning environment at senior high school in Indonesia // The Qualitative Report. - 2019. - № 24 (9). - P. 2197-2214. - URL : https://search.proquest.com/docview/2289532475?accountid=30386 (data obrashcheniya : 11.03.2022).

21. Mignosi E. Bridges between people: Nonverbal mediation in an intercultural perspective and training proposals // Studi Sulla Formazione. - 2019. - № 22 (1). - P. 265-281. - URL : https://oajournals.fupress.net/index.php/ sf/article/view/9507 (data obrashcheniya : 18.03.2022).

22. Pedagogical Kiva: transforming the school-community relationship into a key to cultural dialogue / D. A. Velasquez-Mantilla, M. Y. Cuineme Rodriguez, A. F. Castiblanco Roldán, A. B. Ramírez-Cabanzo // Prisma Social. - 2019. -№ 25. - P. 225-247. - URL : https://repositorio.ibero.edu.co/bitstream/001/845/5/KIVA/Pedag/transformando /escuela/comunidad/cultural.pdf (data obrashcheniya : 16.03.2022).

23. Rodriguez-Sosa J., Hernandez-Sanchez K. Problematization of teaching practices and teaching contex-tualization // Propositos y Representaciones. - 2018. - № 6 (1). - P. 525-541. - URL : http://www.scielo.org.pe/pdf/ pyr/v6n1/en_a11v6n1.pdf (data obrashcheniya : 19.03.2022).

The article was contributed on March 29, 2022

Сведения об авторах

Данилова Людмила Николаевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-4366-5136, [email protected].

Сериков Владислав Владиславович - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по науке Института стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-5872-3979, vladislav.serikoff@ yandex.ru

Author Information

Danilova, Lyudmila Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Senior Researcher of the Research Institute of Ethnopedagogy named after Academician of RAE G. N. Volkov, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-4366-5136, [email protected]

Serikov, Vladislav Vladislavovich - Corresponding Member of the RAE, Doctor of Pedagogics, Professor, Deputy Director for Science, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0002-5872-3979, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.