Раздельное обучение как педагогическая проблема Новиков С. И.
Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье анализируется раздельное обучение как педагогическая проблема. Следует отметить, что в научной литературе поднимался вопрос, что повысить эффективность процесса личностного и, в частности, гендерного развития ребенка можно путем осуществления раздельного обучения мальчиков и девочек. Предпочтение такого типа обучения ученые видят в возможности организации образовательного процесса с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола. Ведь развитие ребят имеет свои особенности, дети разного пола обычно имеют разные интересы, игры и преимущества.
Ключевые слова: раздельное обучение, гендерная культура, гендерная идентификация.
Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case - «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [15, с. 114]. Следует констатировать, что длительное время характерным признаком отечественной педагогики была «бесполость», когда в образовательной сфере функционировал единый унифицированный подход в воспитании, не учитывая психологических и социально-ролевых различий между мальчиками и девочками. Итак, несмотря на трансформационные тенденции, современное украинское общество характеризуется гендерными стереотипами об основном назначении мужа - обеспечивать семью и профессионально самореализовываться, а женщины - заботиться о семье и воспитывать детей. Устаревшие гендерные стереотипы сводятся до уровня установок, что в значительной степени влияет на стиль жизни мужчин и женщин, независимо от их социально-профессионального статуса. Начиная с младшего школьного возраста, индивидом усваиваются гендерные представления и стереотипы, в результате чего появляется система оценок и самооценок, которые становятся основой гендерного самоопределения индивида и его дальнейшего стиля гендерного поведения [1].
В свою очередь, недостаточный учет вопросов гендерной проблематики в обществе не позволяет современной молодежи реализовать потенциальные возможности полоролевого поведения. Как следствие, молодые люди склонны к демонстрации номинальных патриархальных стереотипов. Большей частью именно юноши не признают равенство полов, что противоречит всем идеям равных в сферах дальнейшей деятельности как в социальном плане (карьера, самореализация, позиция в обществе), так и в профессиональной реализации, когда мужчины преобладают на руководящих должностях, политических, предпринимательских и правовых сферах деятельности. Сферой деятельности женщины считается воспитание, уход, обслуживание и семья.
Также ученые отмечают необходимость учителя-мужчины в классах для мальчиков при раздельном обучении, вследствие негативного влияния на развитие поведения именно представителей мужского пола. Кроме того, в начальных классах именно девушки имеют большую успешность благодаря их исполнительности и аккуратности, что способствует возникновению комплекса неуспеваемости у ребят. И наоборот, процесс раздельного обучения способствует формированию у мальчиков таких сугубо мужских качеств, как: свобода, смелость и решительность.
По мнению некоторых родителей, путем введения раздельного обучения в школах для ребят можно повысить эффективность не только учебного процесса, но и личностного и, в частности, гендерного развития ребенка. Ведь в этом случае организация образовательного процесса происходит с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола.
Из негативных сторон раздельного обучения ученые выделяют тот факт, что распределение по полу будет иметь негативные последствия для личности и социума. По их выводам, раздельное обучение способствует сужению восприятия многообразного мира, вследствие однобокости восприятия. Отсутствие опыта общения с представителями противоположного пола негативно влияет на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры. На основании этого И. Кльоцина основной задачей учебных заведений видит в формировании дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечения развития и взаимообмена положительными качествами [9, с. 164]. И. Кон, говоря о раздельном обучении, тоже отмечает большую функциональность совместного обучения, чем раздельного. По словам ученого, назначению учебных заведений является дополнением гендерных знаний личности, а не усиление ее гендерных стереотипов [17].
Тот факт, что учебные заведения должны играть важную роль в формировании гендерной культуры личности, отражен и в Законе Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». В частности, в статье 21 этого нормативного документа указывается, что учебные заведения в Украине обеспечивают: равные условия для женщин и мужчин при поступлении в учебные заведения, оценки знаний, предоставления грантов; подготовку и издание учебников, учебных пособий, свободных от стереотипных представлений о роли женщины и мужчины; воспитание культуры гендерного равенства, равного распределения профессиональных и семейных обязанностей. Кроме того, центральный орган исполнительной власти по вопросам образования и науки обеспечивает проведение экспертизы учебных программ, учебников и учебных пособий для учебных заведений в соответствии с принципом обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин [31].
С целью выполнения Государственной программы по утверждению гендерного равенства в украинском обществе и внедрения гендерных подходов в образование было рекомендовано провести ряд соответствующих мероприятий, а именно: организовать исследования психолого-социальных аспектов гендерного воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях и состояния гендерного насилия в молодежной среде; проводить в
общеобразовательных учебных заведениях уроки гендерного равенства; проводить внеклассную работу с молодежью по формированию у нее гендерной культуры.
Необходимость обеспечения эффективного педагогического воздействия на формирование гендерной культуры учащихся отмечается во многих научных трудах. Так, И. Кон подчеркивает, что самостоятельное биологическое развитие не может обеспечить осознание собственной половой принадлежности. По мнению ученого, становления мужской или женской индивидуальности формируется под влиянием биологических и социальных факторов (воспитание, общение, круга социальных условий) [18, с. 73]. Поэтому состояние гендерной культуры личности в значительной мере обусловлено действенностью процесса воспитания в школе.
Анализируя материалы школьных учебников в гендерном аспекте, Л. Попова и Н. Орешкина обнаружили, что 66 % иллюстраций отображают только мальчиков и мужчин, 13,6 % - только девочек и женщин, и тех и других вместе - 20,4 %. В 81,2 % рассказов, упражнений и задач присутствуют только мальчики и мужчины, девочки и женщины - в 17,9 %, и те и другие вместе - в 0,9 % [1].
Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [2, с. 118]. Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [23, с. 117]. На основании сделанных нами исследований считаем, что преимуществ от раздельного обучения намного меньше, чем отрицательных последствий. В частности, как свидетельствуют результаты исследований, ограниченность опыта общения ребят со своими ровесниками пола негативно влияет на процесс их гендерной идентификации и на развитие гендерной культуры.
В нашем понимании мотивационно-ценностный компонент включает следующие критерии: ценностные ориентации, учебно-познавательные мотивы, профессиональные мотивы; регулятивно-деятельностный компонент включает: способность к управлению жизнедеятельностью и способность к управлению поведением;
рефлексивно-оценочный компонент включает способность к анализу и самооценке профессиональной и образовательной деятельности [13, с. 100].
Итак, считаем, что одним из назначений учебных заведений является дополнение гендерных знаний личности, а не усиление ее гендерных стереотипов, формирования дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечения развития и взаимообмена положительными качествами. По нашему мнению, раздельное обучение не будет способствовать расширению восприятия многообразного мира, накопления опыта общения с представителями противоположного пола, который будет влиять на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры [1].
Меру ответственности за подрастающее поколение, нельзя ни в коем случае игнорировать, а тем более ломать сложившуюся веками систему классического образования, надеясь только на автоматизированный подход и красочность мультимедийных презентаций. Бросаясь из одной крайности в другую, а именно: значительно увеличивая влияние информационных технологий на учебный процесс - необходимо соблюдать баланс между достижениями классического образования и технического прогресса, которыми по праву гордится человечество [24, с. 93].
В современных условиях углубления процессов гуманизации и демократизации общества, когда значительно возросла функция образования, связанная с ее культурным аспектом, потребность в обеспечении целенаправленной гендерной социализации еще больше обострилась, причем центральное место в этом процессе отводится формированию гендерной культуры молодежи. В свою очередь, формирование в учебных заведениях гендерной культуры у представителей подрастающего поколения обеспечит постепенное повышение и уровня гендерной культуры в обществе в целом.
Литература
1. Байдала В. В. Раздельное обучение как педагогическая проблема // SCI-ARTICLE.RU 2014 № 9.
2. Бледных О. И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.
3. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.
4. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.
5. Вальцев С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
6. Вальцев С. В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.
7. Вальцев С. В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования.
2012. № 1 (1). С. 8-12.
8. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования.
2013. № 3 (17). С. 166-169.
9. Гендерная психология: практикум / ред. И. С. Клецина. - 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Пб: Питер, 2009. - 496 с.
10. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.
11. Дайкер А. О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.
12. Игошина Н. М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.
13. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.
14. Калиуллина С. А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.
15. Калякина И. М., Чумакова М. Н., Филатова А. И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.
16. Колкова Н. А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116
17. Кон И. С. Совместное и раздельное обучение: научно-теоретические основы / И. Кон. - Режим доступа: http://sexology.narod.ru/info 157.html
18. Кон И. С. Введение в сексологию / И. Кон. - М.: Медицина, 1989. - 336 с.
19. Лепшокова М. А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.
20. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.
21. Лубенко В. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119
22. Лубенко В. В., Юркина Г. А., Ильина О. Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.
23. Минякова И. В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.
24. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-learning технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94
25. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.
26. Полякова И. А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.
27. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
28. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.
29. Шеншина А. П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.
30. Закон Укра!ни «Про забезпечення рiвних прав та можливостей жшок i чоловтв» (Вщомоел Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2005, № 52,ст. 561) {1з змшами, внесеними зпдно iз Законом № 4719-VI (4719-17) вщ 17.05.2012, ВВР, 2013, № 15, ст. 97}. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2866-15.
31. Мирсанова Е.А. Дифференцированная работа на уроках истории // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 112-114.
32. Здор Е.В., Шабанов А.Г. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического вуза // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 115-117.
33. БеляковаМ.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
34. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
35. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.