та физической культуры и спорта СФУ) [Текст] / И.В. Коваль, А. Д. Какухин. - Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 359 с.
6. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] / Л.И. Лу-бышева. - Москва : Издательский центр «ACADEMA», 2001. - 240 с.
7. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека [Текст] / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 1996. - 280 с.
8. Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию - 2010 г. [Электронный ресурс] // URL : http://kremlin.ru/news/9637. - Дата обращения 30.06.2011.
9. Ридель, И.А. Конкурентоспособность выпускников вузов России [Текст] / И. А. Ридель, Е.Э. Лобанова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых по итогам Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной 80-летию Сибирского государственного технологического университета (13-14 мая 2010 г.). Т. 3. - Красноярск, 2010. - С. 31-33.
10. Сабиров, А. Г. Формирование отношения студентов к социальногуманитарным дисциплинам [Текст] / А.Г. Сабиров // Социологические исследования. -1998. - № 11. - С. 84.,
11. Сидорова, Е.Н. Физическая культура и спорт в системе образования [Текст] / Е. Н. Сидорова, В. А. Перушкин, О. Н. Доценко // Физическая культура и спорт : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 23-25 апреля / ред. К.П. Базарин. -Красноярск, 2010. - С. 474-476.
12. Тодосийчук, А. Условия перехода к инновационной экономике [Текст] / А. Тодосийчук // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 25-38.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922.1:37.025
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Эльмира Магомедовна Каримулаева, кандидат педагогических наук, доцент, Халун Дамадановна Дамаданова, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация
В порядке эксперимента во многих регионах Российской Федерации в школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. За прошедшие сто лет Россия дважды переходила от раздельного обучения в школах к совместному обучению, затем - обратно. Тема раздельного образования требует самого серьезного обсуждения, в котором решающее мнение принадлежит педагогам-практикам, психологам, администраторам школ, имеющим огромный педагогический опыт.
Ключевые слова: гендерное обучение, образование, эксперимент, раздельное обучение.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF GENDER TRAINING IN THE MODERN
EDUCATION SYSTEM Elmira Magomedovna Karimulaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Halun Damadanovna Damadanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
Annotation
"Male" and "female" classes are created as an experiment in many regions of the Russian Federation at schools, even separate groups in kindergartens are formed. For the last hundred years, Russia
moved twice from separate training at schools to joint, then - back. The theme of separate education requires the most serious discussion in which the determining opinion belongs to the teachers-experts, psychologists, managers of schools with vast pedagogical experience.
Keywords: gender training, formation, experiment, separate training.
Гендерное обучение имеет давние традиции в разных странах мира. До 1962 года в Швеции (начиная с пятого класса) существовало раздельное обучение. В то время считалось, что маленькие леди менее способны, и потому учить их нужно по облегченной программе. Феминистская волна смыла многие барьеры, созданные предрассудками, в том числе и девичьи школы. Раздельно-параллельное обучение успешно практикуется во многих развитых странах мира: в Великобритании, Франции, Германии, Японии, США, в исламском мире.
Например, в Англии раздельное обучение принято в частных элитных школах. Даже такие крупные вузы Британии, как Оксфорд и Кембридж ведут образовательный процесс по раздельному типу обучения. Из 30 наиболее престижных школ Британии, 25 используют раздельную форму обучения в школах.
Настоящий бум гендерного обучения переживает США, где с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе присоединятся тысячи новых учебных заведений.
В государственных школах Германии разделение по половому признаку категорически запрещено. Основные черты современной системы образования в Германии сформировались еще в 20-е годы прошлого века. Именно тогда возникли пять основных типов средних учебных заведений: гимназия, реальная, главная, профессиональная и общая школы. Во всех этих школах классы смешанные: мальчики и девочки учатся вместе. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий. Американский департамент образования ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предоставляющих раздельное обучение, возросло с 4 до 223. По несколько классов с раздельным обучением есть в 32 штатах, ожидается дальнейший рост их количества, что связано с обеспечением равных прав обоих полов на образование. [1, с. 55]
Как свидетельствуют приведенные материалы, гендерная педагогика становится все более востребованной. Социологи, объясняют это модой на «имперский стиль» жизни. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ - это гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Учеба в таких нетипичных образовательных учреждениях, по мнению психологов, позволяет самоутвердиться учащимся в плане «быть как все и не быть как все». [8, с. 19].
Во многих школах современной отечественной системы образования созданы классы для мальчиков и девочек. Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база - ГЭПы (городские экспериментальные площадки). Благодаря этому в последние несколько (5-6) лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах: в Республике Коми - 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае - больше 100, в Москве - полтора десятка.
Об эффективности эксперимента свидетельствуют результаты деятельности школ с гендерным обучением, например, школа №6 г. Воткинска (Удмуртия), которая получила президентский грант в 1 млн. рублей; школа №2 г. Гулькевичи (Краснодарский край) и т.д.
Опыт гендерного обучения практикуется в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде), где академиком А. Базарным создана лаборатория физиологоздравоохранительных проблем образования. В ней изучались учебные методики, режим и эргономика занятий школьников. Академик считает, что наше «равноправное» образо-
вание привело к тому, что девочки для мальчиков оказались духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которой стал подстраиваться чувственноподсознательный мир мальчиков. [2, с. 53].
Количество «разделенных школ» растет, так в 2002 году в Ставрополье на 35 территориях открыты опытные площадки, на которых действуют 62 гендерных класса. Педагогическая диагностика по нескольким параметрам в этих школах показала, что дети стали реже болеть; раздельные уроки физкультуры способствовали не только физическому оздоровлению, но и формированию мужественности у ребят.
Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях - № 628 и № 664, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. Однако дети не изолированы от противоположного пола - практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.
В Москве методику А.Базарного стали внедрять с начала 90-х годов ХХ века, в школе №760, которой присвоен статус образовательного центра-лаборатории. [4, с. 99].
В некоторых школах внедрены специальные учебные программы, которые основаны, как утверждают педагоги, на «гендерных» особенностях мозга: мальчиков ориентируют на изучение точных наук, а девочек - на гуманитарные науки. Мнение педагогов оспаривают психологи, утверждая, что при любой интеллектуальной деятельности ребенка в работу включаются оба полушария. Следовательно, половые различия не влияют на способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей, а индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.
Психологи по этому поводу склонны считать, что срабатывают не гендерные механизмы, а законы общественных групп. Эксперимент, проведенный в отдельных школах, состоял в распределении учащихся на «отличников», «хорошистов» и «троечников». Однако, вскоре, в классе «отличников» стали выделяться: и «отличники», и «хорошисты» и те, кто учится плохо. То же самое было и в других классах, то есть по законам группы всегда есть аутсайдеры и те, кто выбивается в лидеры. [4, с. 47]
Противники данной методики считают недопустимым деление детей по какому-либо признаку, так как это может привести к их дальнейшей дифференциации по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам.
Возрождение традиции раздельного обучения в современной системе образования импонирует представителям религиозных организаций, которые считают такое обучение традиционным для России. На самом деле, все дореволюционные учебные заведения работали по принципу раздельного обучения.
В современной России раздельно-параллельное обучение существует на базе, так называемой ГЭП (городская экспериментальная площадка), где дети учатся в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Такая форма обучения позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.
Отечественная педагогика накопила уникальный опыт, один из наиболее востребованного в мире, дававший нам долгое время высокий уровень образования. Главная задача в сегодняшних условиях - сохранить накопленный опыт лучших учителей, специалистов, тех, кто обладает качественными и современными знаниями, хочет и умеет работать с детьми. [8, с. 20].
Исследование истории народного просвещения дает возможность проследить на всех этапах развития процесс духовного роста регионального социума, определить закономерности этого роста, смены форм и содержания образования. На фоне этих изменений происходило и становление светского образования, которое постепенно вытеснило раздельное обучение и в школах Дагестана. Это обусловило зарождение направления научного поиска в области светского женского образования.
Основными предпосылками зарождения светского женского образования в Даге-
стане было присоединение Дагестана к России, которая к концу XIX века быстрыми темпами начала входить в капиталистическую стадию развития. После Кавказской войны зарождается светская система образования женщин.
Научная, историко-педагогическая мысль была подготовлена к восприятию женского образования населением Дагестана к началу XX века.
Особенностью зарождения женского светского образования является то, что оно происходило на фоне и параллельно с развитой мусульманской системой духовного образования. Серьезно мешало развитию народного образования религиозное духовенство, имевшее специальное влияние на местных жителей. Имелись факты, когда религиозно настроенные родители не хотели посылать в школу не только девочек, но и мальчиков. История становления и развития женского светского образования заложила основы и традиции для современных школ с раздельным обучением.
В женских гимназиях, которых в Дагестане было три: Темир-Хан-Шуринская, Дербентская и Порт-Петровская, в этот период времени училось 668 человек (сведений о числе горянок нет). До 1917 года в Дагестане насчитывалось всего 5 горянок, имевших среднее образование. Лишь одна женщина (Дженет Далгат) имела высшее образование. [5, с.20].
За просвещение женской части населения выступали такие известные дагестанцы как Саид Габиев, Махач Дахадаев, Уллубий Буйнакский, Гарун Саидов и др. Для них все яснее становилась мысль о необходимости изменения установленного в области военнополицейского режима, который явился основным препятствием в деле просвещения женщин.
В тех немногих женских школах преподавание вели учителя-русские, но есть и такие факты, что в Кумухе, Нижнем Казанище, Нижнем Дженгутае появились и первые учительницы-горянки - кумычка У. Абдуллаева, аварка П. Маликова.
Усиливалась тяга к светскому образованию даже в горных аулах Дагестана. В отчете начальника Аварского округа за 1886 год записано, что «в настоящее время многие из селения уже чувствуют необходимость знания государственного (русского) языка». [7, с. 19]. Об образовании женщин в Дагестане можно говорить всерьез только с 1920 г. Именно в это время стала проводиться большая работа по разъяснению законов о правах женщины, по привлечению женщин к работе в различных органах власти, и широкому обучению в школах.
Для сторонников женского образования открылись самые широкие возможности. Идя на помощь органам народного образования, каждому из них хотелось внести хоть маленькую долю своего труда для обеспечения успеха в этом начинании.
С целью ускорения подготовки женской интеллигенции, в городах Буйнакске и Дербенте, были открыты первые интернаты для девушек-горянок.
Большую работу по просвещению женщин-горянок проводили тогда видные деятели педагогической и общественной культуры А.А. Тахо-Годи, А.Г. Исаев и A.M. Алка-дарский. [5, с. 18]. В подготовке дагестанской интеллигенции, в частности женщин, большое значение имело открытие в 1925-1930 гг. ряда специальных учебных заведений: 6 педагогических учебных заведений, главным образом в сельской местности (индустриального, сельскохозяйственного, ветеринарно-зоотехнического, землеустроительного, акушерского, коврового, финансово-экономического, автодорожного, музыкального техникумов), педрабфаков, в которых уже в 1932 г. училось 1300 женщин.
С 1924 по 1928 гг. властью был принят ряд постановлений по вопросам просвещения женщин, в которых серьезное внимание уделялось правовому положению и просвещению женщин Дагестана.
В октябре 1927 г. состоялся первый Вседагестанский съезд женщин-горянок. Съезд был ярким показателем возросшей политической активности женщин-горянок. [3, с.9].
Большую роль в подготовке кадров сыграли комиссии по улучшению труда и быта горянок, женотделы, сельские женские клубы. Они оказали исключительное влияние на ликвидацию политической и азбучной неграмотности женщин и подготовку из их числа специалистов. За 5 лет с 1921 г. по 1926 г. в вузах Москвы, Ленинграда, Ростова, Краснодара и других городов, было подготовлено и направлено для работы в Дагестан 123 женщины.
Дагестанская интеллигенция, обученная и воспитанная в учебных заведениях республики, в крупных промышленных и культурных центрах нашей страны, приносила в свои родные края новое, передовое, активно боролась с рутиной, преобразовывала свой семейный быт и оказывала большое влияние на повышение культурного уровня населения.
Женщина-горянка становилась украшением любого коллектива и добросовестной работницей, получая за свой труд равную с мужчиной заработную плату.
Несомненно, за двенадцать лет (1903-1915) произошел заметный прогресс. Количество девочек в светских детских учебных заведениях увеличилось примерно в 3 раза (с 993-х в 1903 году до 2260 человек в 1915 году).
Безусловно, эти традиции легли в основу организации опыта раздельного обучения в условиях современной системы образования. Начался обратный отсчет - открытие школ для раздельного обучения призывает к изучению эволюции вопроса в историкопедагогической литературе и практике функционирования.
Несколько лет назад жители села Алходжакент Каякентского района, обратились в Министерство образования Дагестана с просьбой ввести в их сельской школе раздельное обучение.
В 2010 году в средней школе №1 села Нижнее Казанище, Буйнакского района республики Дагестан в качестве эксперимента было введено раздельное обучение в 11-х классах. Результаты эксперимента оказались настолько успешными, что было решено практиковать в дальнейшем раздельное обучение в указанной школе с 8-х классов.
Инициативная группа в составе Гамида Халидова, советника председателя ДНЦ РАН; Магомеда Эльдарова, президента Университета народов Кавказа, профессора; Магомеда Магомедова, директора Института языка и литературы ДНЦ РАН и Абдуллы Алишаева, журналиста провела в 2008 году акцию по сбору подписей в поддержку идеи введения раздельного обучения в существующих школах республики или создания новых школ (инициатива поддержана более 6,5 тысячами человек).
Учителя - практики считают, что раздельное обучение можно вводить в отдельных школах в качестве эксперимента и провести мониторинг успеваемости и других изменений.
Министерство образования Дагестана основывается на Законе «Об образовании», который оставляет за родителями право выбирать форму обучения своего ребенка - как смешанную, так и раздельную.
Ряд ученых придерживаются мнения о том, что раздельное обучение является наиболее оптимальной формой образовательного процесса, позволяющей добиваться более высоких результатов в усвоении учебных программ не только в школах, но и в вузах. Раздельное обучение влияет на учащихся таким образом, что учащиеся меняются психологически, они становятся более уравновешенными, лучше воспринимают тему урока, охотно общаются с педагогами, тогда как совместное обучение создает атмосферу неприятия, отчужденности и агрессивности между молодыми людьми. [2, С. 64].
Таким образом, в результате изучения проблемы раздельного обучения в теории и практике системы образования республики позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Преимущества. Позиция сторонников раздельного обучения - врачей, психологов, генетиков, педагогов основана на различиях интересов у мальчиков и девочек.
Ученые утверждают, что у мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. В процессе многолетних исследований, ученые пришли к выводу, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует. Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности.
Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения: повысилась успеваемость; выросла работоспособность; повысилась дисциплина; улучшилось психологическое состояние учеников.
Сторонники раздельного обучения утверждают, что парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественнонаучную направленность, т.е. в основном «мужской» уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве своем учителя-женщины, предъявляющие требования (прилежание, усидчивость, дисциплинированность), которые ближе девочкам. Школьные требования нацелены на тщательность выполнения заданий, проработку деталей, в заданиях велика доля исполнительства и мало творчества. Все это ставит в более выгодное положение девочек и заставляет мальчиков искать самоутверждения за стенами школы.
2. Недостатки: потеря навыка общения с противоположным полом со всеми вытекающими отсюда последствиями и измышлениями противников раздельного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гендерная реконструкция политических систем / под ред. Степанова Н.М., Кириченко М.М., Колчина Е.В. - СПб. : ИСПГ-Алетея, 2003. - 991 с.
2. Джуринский, А.Н. Педагогика России. История и современность / А.Н. Джу-ринский. - М. : Канон+, 2011. - 320 с.
3. Джуринский, А.Н. Школа Франции : пора перемен / А.Н. Джуринский. - М. : Знание, 1998. - 115 с.
4. Ерофеева, Н. Мальчики и девочки... Как учить их вместе? // Воспитание школьников. - 2001. - № 8. - С. 47-49.
5. Каймаразов, Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане / Г.Ш. Кайма-разов. - Махачкала : Дагучпедгиз, 1989. - 159 с.
6. Каймаразов, Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана / Г.Ш. Каймаразов. - М. : Наука , 1971. - 475 с.
7. Козубский, Е.И. Из истории Дагестанского конного полка / Е.И. Козубский. -Порт-Петровск : Петровск, типография Михайлова, 1909. - 775 с.
8. Рыков, С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. - 2001. - №
7. - С. 17-22.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.01:159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диана Сергеевна Каськова, аспирант,
Курский государственный медицинский университет (КГМУ)
Аннотация
Данное исследование представляет интерес для психологической подготовки спортивных