Стригуненко Юлия Владимировна
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: www.strigunenkjulija.ru)
Разделение труда как фактор профессиональной деформации личности
Аннотация
Работа посвящена вопросу о разделении труда, рассматривается профессиональная деформация личности, рассматривается влияние умственного и физического труда на формирование личноти человека.
Annotation
Work is devoted a question on a division of labour, professional deformation of the person is considered, influence intellectual and physical work on formation person the person is considered.
Ключевые слова: труд, личность, деформация личности, разделение труда, профессия.
Key words: work, the person, deformation of the person, a division of labour, a trade.
Возникшая в древности и продолжающаяся углубляться дифференциация профессионального труда - это характерная черта человеческой цивилизации. Подобное явление кроме известных положительных моментов заключает в себе и ряд существенных противоречий, которые оказывают негативное влияние на личность и взаимоотношения между людьми. О соотношении двух противоположных процессов -специализации труда и его универсализации -издавна имелись разные точки зрения.
Как считают некоторые социологи, древневосточная цивилизация дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует и по сегодняшний день. Прежде всего, это отделение умственного труда от физического. "Часть профессий выделилась в социально привилегированные, а часть стала считаться профессиями второго сорта. Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения самого древнего института мотивации труда - понижения в должности. Стали использовать менее престижные формы в качестве негативного мотиватора" [1, с. 9-10].
Действительно, классовый подход к социальным организациям и деятельностным кооперациям противоречит требованиям культуры. Насильственное, искусственное провозглашение максимальной престижности
одних профессий за счет принижения других ведет к неправильным профессиональным ориентациям и личностным самоопределениям людей.
Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель и другие мыслители Древней Греции отмечали прогрессивную функцию разделения труда (социальная стратификация, специализация людей, повышение качества труда и т. п.). Но издавна существующая тенденция редукции труда - сведение сложного труда к простому -порождает и многочисленные проблемы, связанные с человеком. Об этом много писали К. Маркс, А. К. Гастев и др.
В частности, К. Маркс отмечал в "Капитале": "Различные операции, попеременно совершаемые производителем товара и сливающиеся в одно целое в процессе его труда, предъявляют к нему разные требования. В одном случае он должен развивать больше силы, в другом - больше ловкости, в третьем - больше внимательности и т. д., но один и тот же индивидуум не обладает всеми этими качествами в равной мере. После разделения, обособления и изолирования различных операций рабочие делятся, классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям" [2, с. 361]. Ряд социологов согласны с К. Марксом: "Действительно, возникновение
профессиональных групп есть социальное следствие разделения труда. Оно возникло в результате технологического деления труда и появления новой формы бытия продуктов как товаров. Для индивида профессия, т. е.
179
принадлежность к какой-либо социальнопрофессиональной группе, означает ограничение его трудовой деятельности определенным кругом специфических функций" [3, с. 221].
По мнению К. Маркса, социальный эффект разделения труда часто бывает противоположен экономическому. Расчленение труда, увеличивая его производительность, препятствует гармоническому развитию индивида, человек становится "частичным".
Платон первым сформулировал закон "гармоничного разнообразия" труда, в котором увязывал разнообразие потребностей людей и разнообразие видов труда. Позднее о законе возвышения потребностей много писали К. Маркс и другие философы. Платон считал, что чем дольше человек специализируется в своем ремесле, тем больших успехов он достигает, и поэтому предлагал узаконить пожизненное закрепление работника за данной профессией. Но как показало дальнейшее развитие цивилизации, один только профессиональный стаж работника не является достаточным фактором улучшения его деятельности. Нужны еще многие социальные, психологические, политические, культурные и прочие факторы.
Именно поэтому во многих сферах профессионального труда сейчас принято побуждать работников менять содержание своей деятельности каждые пять-шесть лет. Например, английский полицейский обязан на протяжении своей карьеры несколько раз переходить из одной службы в другие.
В противоположность Платону, призывавшему к профессиональному закрепощению, Ш. Фурке много писал о человеческом факторе в деятельности. Он сформулировал принцип перемены труда как средство компенсации за редукционизм, рутинность узкой специализации субъекта.
Подвергалось критическому анализу древнее противопоставление умственного и физического труда на полюсах социальной престижности во многих работах мыслителей. Дифференциация видов труда по такому критерию не очень плодотворна, противоречит современным психофизиологическим теориям трудовой деятельности. Уже стало ясным, что в так называемых физических видах труда тоже имеется свой немалый умственный компонент.
Э. Дюркгейм предложил позитивистский тезис общественной жизни: не борьба представителей разных классов, а солидарное бытие. Он говорил о существовании аморальных последствий разделения труда - конкуренции, эксплуатации, деградации рабочей силы. Само сведение
человека-субъекта деятельности лишь к понятию "рабочая сила" идет от непонимания психологической сущности деятельности. Э. Дюркгейм считал, что разделение труда - это источник и морального развития, надеясь на то, что профессиональные группы сыграют большую роль в "социальной организации современных народов". Вслед за Токвилем, Э. Дюркгейм отвергал всякую моральную ценность дилетантизма: "По мере того, как принцип разделения труда получает все большее п р и м е н е н и е , р ем ес л о п рог р е с с и р у ет, а ремесленник-регрессирует". Он скептически относился к идее общего образования как к средству нейтрализации вредных последствий разделения труда: "Такое лекарство делает специализацию безвредной, только сделав ее невыносимой и, следовательно, более или менее невозможной"[4, с. 267].
Ф. У. Тейлор (1856-1915) разделял весь мир профессий на два принципиально разных класса - управленцев и исполнителей - и считал, что сначала управленцы должны захотеть и суметь хорошо управлять, а потом уже требовать добросовестного труда. Действительно, трудовое поведение и мотивы трудовой деятельности -важные факторы профессиональной деятельности, особенно в тех областях, где трудно контролировать процессы и результаты деятельности.
О. Конт считал, что одно из негативных последствий узкой профессиональной специализации связано с такими явлениями, как специализация личности. Возникновение корпоративной, профессиональной
(эгоистической) морали, пренебрежительное, враждебное отношение к представителям других цеховых объединений, профсоюзов - это все следствия социального разделения труда.
Продолжающаяся и углубляющаяся дифференциация профессионального труда и, соответственно, обслуживающих его многочисленных наук с их специфическими предметами, методическими инструментариями и "собственными" идеологиями, методологиями и мировоззрениями является мощным фактором не только формирования личности, но и в ряде случаев деформирования ее.
Можно считать, что объективно разделенный профессиональный труд, с одной стороны, и принципиальная ограниченность внутреннего потенциала и всех ресурсов отдельного человека, с другой, - это два общих фактора профессиональной деформации личности. Наличие и действие этого общего фактора профессиональной деформации приводит к
___________________________________18Q
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4
определенным изменениям личности работников, которые частично уже осознаны в общественном сознании.
Е. Ю. Артемьева и Ю. Г. Вяткин, изучая субъективные миры профессий, пришли к выводам, что "профессионалы, принимающие свою профессию как образ жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особое отношение к ряду объектов, а часто и особые свойства перцепции, оптимизирующие взаимодействие с этими объектами. (...) Субъективная модель мира профессионала формируется в результате взаимодействия со специфическим объектом труда, зависит от способа участия в распределенном труде" [5, с. 128-133].
Справедливо пишет Г. В. Суходольский об особенностях внутреннего мира профессионала, подчеркивая именно "долговременность" тех образно -понятийных концептуальных моделей, которые формируются у человека в процессах труда [6, с. 11].
Е. А. Климов точно пишет о "тех особых внутренних мирах, которые открыты профессионалам и закрыты непосвященным": "У стороннего наблюдателя порой просто нет слов-названий для всего того, что существует перед профессионалом, перед сторонним наблюдателем открывается "пустота" там, где для профессионалов существуют богатые и разнообразные миры впечатлений, материалов для размышлений и практических действий" [7, с. 12].
Г. П. Щедровицкий, рассуждая о специфике профессий, профессиональных подходов и м и р о в о з з р е н и й, у п отребл я л в ы р а же н и е "профессиональный империализм":
"Представители каждой профессии трактуют смысл и содержание (...) соответственно своим профессиональным образцам. Каждая профессия осуществляет своеобразный империализм, стремясь освоить и ассимилировать весь материал (...) в специфических для нее формах мышления и деятельности" [8, с. 1].
Именно в профессионализации мировоззрения человека проявляются наиболее общие эффекты профессиональной деформации личности. Мировоззрение - это определенная процедура, система перцептивных, мыслительных, душевных и физических действий, имеющая свои технологии. Чтобы субъект смог сформировать свое мировоззрение, он должен иметь критерии сравнения и эталоны оценки. Этому всему человек должен обучаться специально. Глубинное обучение происходит именно в профессии. Только профессионализация
мировоззрения способна обеспечить его глубину. Но глубинность взгляда на мир жестко связана с его узостью, аспектностью. Человек как личность способен "мировоззреть" только в соответствии с какой-то усвоенной в процессе обучения технологией восприятия мира. Только в этом аспекте он способен заметить какое-то существенное несовершенство мира и, соответственно, захотеть изменить окружающий мир сообразно своим приобретенным умениям.
Различные характеристики человека -индивидные, личностные, субъектные - во многом обусловливают характер и динамику профессиональной специализации и деформации. Этот субъективный фактор действует даже и в сфере преступной деятельности. Как пишет А. И. Гуров, "при выборе того или иного вида преступлений (кража, мошенничество, разбой, вымогательство) степень и характер знаний, подготовки преступника, его физические возможности обусловливают более узкую специализацию, определяют его своеобразную квалификацию. Профессионально-преступные практические навыки, нередко доведенные до автоматизма, обеспечивают оптимальность достижения цели при наименьшем риске быть разоблаченным. Этим объясняются дифференциация и многообразие спецификаций в преступной деятельности, постоянное совершенствование ее приемов и способов" [9, с. 103].
Р. М. Грановская, много изучавшая влияние профессий на человека, пишет: "Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения". И далее: "Когда зрелый специалист сталкивается с новым человеком и создает свое представление о нем как о личности, его собственная профессия неизбежно откладывает свой отпечаток, п р е д о п р е д е л я я п оним ан ие и о т р а же н и е внутреннего мира воспринимаемого человека. Осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой степени характеризуется
181
системой усвоенных ролей. Например, каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека" [10, с. 293].
Р. М. Грановская отмечает влияние профессиональной роли на общение субъекта: "На профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту.
Упроченные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение не замечается. Одна из форм деформации п р о я в л я е т с я в в о зникновен ии л о жн о г о представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, быстрыми и бессознательными [11, с. 202].
Многие признаки, явления профдеформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предотвращать именно путем осознания их деятелем. Необходимо обсуждать на совещаниях, в ходе бесед установки деятелей - сотрудников МВД, руководителей, врачей и т. п. - на правонарушителей, пациентов, обучаемых и т. п. А также проявлять эти установки, делать их видимыми, гласными, чтобы можно было их своевременно корректировать. Установку "Это только пациент, клиент, осужденный и т. п." менять на установку "Это и человек, и личность". Данная конкретная рекомендация обеспечит коррекцию взглядов, отношений, ценностей.
Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность. М. И. Бобнева,
обсуждая формирование внутреннего мира личности, подчеркивает роль профессии: "В ряде случаев решающим фактором является "профессионализация" личности. Отмечено, что люди различных профессий по-разному склонны оценивать экспликацию внутренних переживаний" [12, с. 241]. Из-за разделения профессиональных миров возникают "профессиональный характер личности" и "профессиональный тип личности", где очень большое значение имеет профессиональный опыт. Профессиональная деятельность оказывает огромное формирующее влияние на личность. Иногда это влияние приводит к профессиональной деформации.
Как известно, профессиональная деятельность человека есть стержневая, ведущая характеристика личности. Именно в процессе работы человек развивает собственные задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и запросы. На работе, на службе зрелый человек проводит большую часть своей жизни (примерно одну треть), и притом лучшую.
Сущность профессиональной деформации заключается в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у человека изменяются те или другие свойства личности, возникает профессиональный тип личности, который проявляется и вне профессиональной сфер [13, с. 177]. Это коренное изменение человеческих свойств под влиянием профессии можно наблюдать в разных специальностях. Но особенно остро оно проявляется у представителей тех специальностей, которые имеют дело с людьми: работники сферы обслуживания, медицинский персонал, официанты, продавцы, стюардессы и т.п.; руководители коллективов, учителя, судьи и в том числе сотрудники МВД (ИТУ).
Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить
положительный или отрицательный характер. Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, в углублении интересов, в творчестве и т. п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного поведения людей [14, с. 11]. Отрицательные изменения в личности специалистов под влиянием их профессиональной роли проявляются, например, в бюрократизме чиновников-служащих, в поучающем тоне преподавателей,
__________________________________182
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4
эмоциональной черствости медперсонала.
В когнитивно-бихевиоральной концепции профессионального стресса подчеркивается роль хронического напряжения, способствующего возникновению профессиональной деформации личности. Различные формы негуманного отношения к людям, выступающим объектами профессиональной деятельности, потеря смысла и желания вкладывать усилия на рабочем месте и другие негативные изменения складываются в целостный синдром, расценивающийся как выработанный личностью механизм защиты от рабочих стрессов (Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко и др.). Если в этой теории главный источник стресса, приводящего к профессиональной деформации личности - несоответствие между профессионально-организационными требованиями и возможностями (личностными ресурсами) работника, то иная точка зрения, развивающаяся преимущественно в разных вариантах деятельностного подхода, заключается в том, что основной механизм профессиональной деформации, напротив, состоит в отождествлении человеком своего "Я" с профессиональной ролью.
Таким образом, профессиональная деятельность и профессиональная роль "захватывают" личность, "овладевают" ею, что обусловливает формирование специфического, заведомо ограниченного взгляда на мир и может приводить к развитию профессиональных акцентуаций - чрезмерно выраженных профессионально важных качеств, "жесткого ролевого поведения", утрате гибкости и т.д. (С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Е.И. Рогов и др.). Сторонники личностно-деятельностного и экзистенциально-гуманистического подходов полагают, что деструктивную либо продуктивную реализацию в труде обусловливает жизненная и профессиональная позиция - результат выбора личности (А.К. Маркова, Н.Б. Москвина, Л.М. Митина, С.В. Кривцова и др.).
Другое мнение высказывается представителями разных научных направлений, сходящихся в том, что выбор позиции определяется теми или иными ограничениями личности, которые складываются задолго до начала трудовой деятельности. То есть, профессиональная деформация личности рассматривается как развертывание в условиях п р о ф е с с и о н а л ь ной д ея т ел ь н о с т и у же существующих предпосылок (Н.А. Аминов, Л.Н. Собчик, Л. Сонди и др.).
Многообразие точек зрения на природу и сущность профессиональной деформации личности является отражением сложности
объекта изучения, многомерности личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь и др.).
Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, в углублении интересов, в творчестве и т. п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного поведения людей. .Отрицательные изменения в личности специалистов под влиянием их профессиональной роли проявляются, например, в поучающем тоне преподавателей, эмоциональной черствости медперсонала и повелительно-приказном тоне начальников, который проявляется даже и в кругу друзей, семьи и. т. п.
Таким образом, продолжающееся разделение труда, с одной стороны, и фундаментальное влияние профессии на личностные свойства специалиста, с другой, вынуждают общество создавать специальные модели личности работника, строго приспособленные к той или иной профессиональной сфере. Возникает необходимость говорить о некоем базисном типе личности профессионала.
Литература
1. Социология/Под ред. ГА. Гриненко. СПб., 1994.
2. Макаренко А. С. Соч. Т. 5. М., 1966. Т. 23.
3. Социально-психологический портрет инженера/Под ред. проф. В. А. Ядова. М.: Мысль, 1977.
4. Заемлянский И. Я., Заемлянская Л. И. Деонтология в психиатрии. Киев: Здоровье, 1979.
5. Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю.Г., Психологические методы описания профессии //Вопросы психологии. 1965. № 3.
6. Суходальский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности// Личность и деятельность. Л., 1982.
7. Климов Е. А. Психология
профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
8. Шестак А. И. В погоню за цифрой//Комсом. правда. 1988. № 19157.
9. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1973.
183
регуляция поведения. М., 1978.
13. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
14. Борисова СЕ. Профессиональная д е ф о р м а ц и я л ич нос т и с от ру д н и к а // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М.Столяренко. М., 2003. С.
11.
___________________________________1М
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4
10. Домов А. С. Опыт изучения некоторых показателей деонтологической подготовки студентов до и после субординатуры и методов ее верификации // Территориальный архив. 1965. № 10.
11. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1973.
12. Бобнееа Я. Я. Социальные нормы и