УДК 343.955
Е.В. Камнева, канд. психол. наук, доц., (Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ),
Е.И. Скороделова, соискатель (Россия, Москва, ВНИИ МВД РФ)
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Рассматриваются социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами как факторы формирования профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: профессиональная деформация личности, объективные факторы, причины социально-экономического характера, имидж органов правопорядка, организационные факторы, профессиональная корпоративность, экстремальные условия службы.
Трудовая деятельность, как правило, положительно влияет на человека и его личностные особенности. Субъект, останавливающий свой выбор на той или иной профессии, в начале «трудового пути» должен обладать специфическими психологическими качествами для того, чтобы не оказаться профессионально непригодным. В дальнейшем законы корпоративности начинают предъявлять требования и навязывать индивиду оригинальный профессиональный стереотип поведения, отклонения от которого могут блокировать профессиональный рост [1]. Профессиональное развитие может быть и регрессивного характера. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций, под которыми понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер [2]. Таким образом, профессиональные деформации рассматриваются как деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности.
Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами - объективными и субъективными.
К объективным факторам можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и
общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).
За последние двадцать лет граждане России пережили и продолжают переживать немалое количество изменений и перемен (Перестройку, экономическую программу 500 дней, события августа 1991 и октября 1993 годов, приватизацию: зарождение идеи приватизации, ее реализацию и последствия, включая идею пересмотра результатов приватизации, экономический кризис 1991 и 1999 годов и многое другое). Только количество и частота изменения законодательной системы является ярчайшим примером нестабильности российской экономики (имеется в виду, в первую очередь нестабильность с точки зрения индивидуума, а не с точки зрения системы (в т.ч. государственной системы) как таковой).
Нестабильная экономико-политическая ситуация оказывает значительное влияние на особенности менталитета жителей нашей страны, что с новой силой обнаружилось в условиях последнего мирового экономического кризиса [3].
Нестабильная жизнь порождает большое количество людей, у которых наблюдается слабость и расплывчатость их предпочтений в выборе между альтернативами (будь то альтернативы, касающиеся профессиональной деятельности человека или экономических выборов в целом, закономерность остается той же самой). Согласно данным исследования Н.В. Аннековой [3], данная ситуация, в свою очередь, определяет более высокий уровень эгоцентризма/эгоцентрической направленности личности у жителей России, который проявляется в направленности человека на то, чтобы: удовлетворять свои собственные желания, принимать в расчет и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих желаний с другими людьми.
Неспокойный характер российской жизни и необходимость постоянного переосмысления в целом ряде областей жизнедеятельности, способствует увеличению числа индивидуумов, избегающих принятия новых обязательств и решений и пребывающих либо в так называемом диффузном состоянии, либо людей, утвердившихся в своих основных ориентациях, при отсутствии признаков какого-либо переосмысления своих обязательств и решений. Люди, находящие в этом статусе (по отношению к внешним изменениям) имеют следующее проявление эгоцентризма: они переживают ощущение собственной неуязвимости. При данном состоянии человек чувствует, что что-то плохое может случиться с кем угодно, только не с ним.
Таким образом, к объективным причинам социально-экономического характера относят последствия масштабного кризиса, переживаемого Россией с начала 90-х годов, который породил резкую поляризацию различных слоев населения по уровню доходов, низкий уровень социальной защищенности сотрудников, дискриминацию в справедливой
оплате их труда [4]. Отсутствие экономических стимулов привело к оттоку квалифицированных специалистов, ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра. В этой ситуации в отсутствие подлинного конкурса началось спешное комплектование служб и подразделений ОВД лицами, не имеющими соответствующих профессиональных навыков и морально-деловых качеств. Так, по данным анкетирования, проведенного среди 500 сотрудников ОВД, высшее юридическое образование имеют 40 % респондентов, 8 % - среднее юридическое образование, 36 % - высшее не юридическое, 16 % - среднее специальное (не юридическое).
Финансовые проблемы, которые постоянно испытывают сотрудники органов внутренних дел, унижают их профессиональное достоинство и вызывают неудовлетворенность своим трудом. Результаты проведенного нами опроса показали, что из 500 респондентов только 12 % удовлетворяет их заработная плата, у 56 % сотрудников существуют проблемы с жильем (38 % - живут с родителями, 18 - на съемных квартирах). Все опрашиваемые (100 %) на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно предпринять руководство МВД для повышения эффективности Вашей работы», ответили, что необходимо улучшить материальное и социальное обеспечение сотрудников. Неуверенность в завтрашнем дне и беспокойство по поводу материального благополучия своей семьи содействуют развитию профессиональной деформации личности.
К детерминантам, не зависящим от системы прохождения службы в органах внутренних дел, относятся низкий уровень взаимодействия между сотрудниками ОВД и обществом, его институтами, сложность привлечения населения к правоодобряемому поведению, низкий рейтинг органов внутренних дел в глазах населения и невысокий уровень общественного доверия, формирование средствами массовой информации негативного образа сотрудника органов внутренних дел.
К объективным причинам развития профессиональной личности сотрудника ОВД относится негативный имидж органов правопорядка. Как свидетельствует из опросов общественного мнения, образ милиционера в сознании россиян, как правило, ассоциируется с коррупцией и злоупотреблениями служебным положением. Анализ результатов опроса, проведённого Центром изучения общественного мнения, показывает, что 56% россиян боятся милиции и считают её неуправляемой. Согласно опросу, проведённому Центром Левады, 68% граждан не испытывают доверия к сотрудникам правоохранительных органов. Устойчивое словосочетание «пьяный милиционер» стало одним из самых часто встречающихся в поисковых системах русского сегмента интернета [5].
Следствием недоверия к сотрудникам правоохранительных органов стало то, что большинство россиян, подвергающихся криминальным посягательствам, не сообщают об этом в правоохранительные органы.
Только 39% из числа пострадавших от преступности в течение последнего года обращались в органы внутренних дел [6].
Негативное отношение к органам внутренних дел усиливается неадекватной реакцией органов правопорядка на обращения граждан. Более четверти обращений не фиксируются, не отражаются в отчетности органов внутренних дел: 16% обращавшихся в ОВД за последний год вообще не подавали письменных заявлений, еще 12% - утверждают, что их заявления не были зарегистрированы. В среднем 28% от числа обратившихся в ОВД удовлетворены мерами, принятыми в связи с их обращениями. Прочие либо недовольны этими мерами, либо утверждают, что вообще ничего не было сделано. Потерпевшие, не обращающиеся в ОВД, чаще всего объясняют это неверием в то, что там им помогут, а также желанием сэкономить время и поберечь нервы - полагая, что контакты с органами внутренних дел отнимут у них немало и того и другого.
В своем отношении к органам внутренних дел общественное мнение довольно сильно поляризовано. 34% считают, что ОВД «хорошо» защищают их интересы, 37% - что «плохо» (28% затруднились ответить)
[5].
Представления граждан о том, почему ОВД плохо защищают их интересы, имеют выраженную смысловую доминанту, связанную с критической оценкой «человеческого материала», формирующего эти органы. Личное знакомство с сотрудниками органов внутренних дел -фактор, оказывающий заметное влияние на установки российских граждан в отношении ОВД. Так, у граждан, сталкивающихся с сотрудниками ОВД, часто создается впечатление, что те не заинтересованы в помощи со стороны населения.
В формировании отрицательного имиджа органов внутренних дел «большой вклад» вносят СМИ. По мнению 40% опрошенных российских граждан и 10 % сотрудников ОВД, средства массовой информации необъективно освещают работу милиции, приукрашивая реальное положение дел. Убеждение в том, что СМИ «лакируют» действительность, чаще других высказывали те, кто в последнее время становился жертвой преступления. По мнению же 78 % опрошенных нами сотрудников ОВД, средства массовой информации также необъективно освещают работу органов внутренних, очерняя их работу.
Репортажи СМИ на криминальную тему часто вызывают у населения чувство страха, личной незащищенности перед преступным миром, а также возмущение по поводу неэффективной работы органов правопорядка и нарушения ее сотрудниками прав граждан. Граждане, получающие представление о работе ОВД из интернет-источников, часто настроены по отношению к их деятельности еще более критически [5].
Репортажи СМИ на криминальную тему вызывают у 100 % опрошенных нами сотрудников чувство обиды, возмущения тем, что «опять сделали во всем милицию виноватой». 22 % опрошенных сотрудников ОВД отмечают необходимость работы по созданию позитивного имиджа органов правопорядка.
Причины профессиональной деформации, вытекающие из особенностей деятельности милиции, неоднородны. С одной стороны, это причины, объективно проистекающие из самой специфики служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Они существовали во всех странах и во все времена и будут иметь место всегда, пока будет существовать данный вид профессиональной деятельности. С другой стороны, разновидностью причин данной группы являются причины, обусловленные субъективными особенностями развития и деятельности органов внутренних дел в нашей стране на данном этапе их формирования
[7].
Рассмотрим более подробно группу факторов, обусловленных спецификой деятельности правоохранительных органов, анализируя и дополняя их характеристики, представленные в научной литературе [8; 9; 10; 11; 12; 13].
Детальная правовая регламентация деятельности сотрудников ОВД означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, приказами, служебными инструкциями и т. д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности. С другой стороны, необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма и способствовать возникновению профессиональной деформации.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел, нуждается в совершенствовании. Поэтому при возникновении некоторых служебных ситуаций сотрудники ОВД часто сталкиваются с тем, что эти ситуации или не урегулированы законом, или не согласуются с действующими нормами. По данным анкетирования, проведенного нами среди 500 сотрудников ОВД, 24 % респондентов считают, что для повышения эффективности работы органов внутренних дел необходимо повысить нормативно-правовое обеспечение их деятельности. В результате, недостаточно продуманная, с правовой точки зрения организация деятельности подразделений органов внутренних дел приводит к появлению формального отношения сотрудников к своим функциональным обязанностям, ориентации на
отчет, а не на улучшение содержательной стороны профессиональной деятельности.
Особые властные полномочия предоставлены сотрудникам ОВД для возможности более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благополучия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям относятся, например, возможность применения санкций принуждения, выяснение подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению, что порой проявляется в злоупотреблении властными полномочиями.
Профессиональная корпоративность возникает в ответ на вызовы окружающей среды, враждебные и угрожающие и без того «хрупкой» системе. Такая корпоративность в основе своей опирается на негативную солидарность, возникающую в ответ в форме протеста. Другой тип корпоративности, который условно можно обозначить как меркантильный, проявляется в тот момент, когда возникает необходимость добыть достаточное финансирование для деятельности системы и соответственно требуется предъявить властям весомые аргументы для обоснования запрашиваемого бюджета. Корпоративность деятельности сотрудников ОВД может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества. Организационное давление проявляется в наличии своеобразной «братской субкультуры» среди сотрудников внутренних дел, для которых характерна преданность по отношению к коллегам, сокрытие их проступков. Упрочению обозначенной круговой поруки способствуют многие обстоятельства, включая враждебность общества к сотрудникам как представителям власти [14].
Следующий фактор, способствующий развитию профессиональной деформации сотрудников ОВД, - повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристального внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.
Сотрудник ОВД взаимодействует с людьми, обратившимися за профессиональной помощью и возлагающими на представителей органов правопорядка свои надежды. Осознание профессионалом важности принимаемых им решений и учет возможных отрицательных последствий этих решений вызывают у него состояние напряжения и тревоги. В свою очередь каждый успешный шаг ставит новые задачи и цели. В результате степень ответственности сотрудника милиции и нагрузка в трудовой
деятельности возрастают, что создает предпосылки для формирования характеристик профессионально деформированной личности.
Психические и физические перегрузки порождаются профессиональным стрессом. Стресс - это состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия. С точки зрения Р. Лазаруса [15], стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет.
Стресс, однако, не неизменный конструкт: то, что сильно влияет на одного человека, может иметь минимальное воздействие на другого. Выраженность воздействия стрессора на человека зависит, прежде всего, от двух факторов: характеристик стрессора и характеристик индивидуума. Характеристики стрессора включают его величину, продолжительность воздействия, новизну, предсказуемость и временную последовательность событий. Среди стрессов, возникающих в трудовой деятельности, различают следующие их виды: рабочий, профессиональный, организационный [16].
Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, - ее места, времени, условий. Причины профессионального стресса связаны с профессией, родом или видом деятельности. Негативное влияние на субъекта особенностей организации, в которой он работает, приводит к возникновению организационного стресса.
Психические и физические перегрузки связаны с нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает вероятность травматизма и происшествий. У сотрудников ОВД часто не бывает возможности расслабиться и избавиться от накопившейся усталости. Состояния физического и умственного переутомления, которые нередко приходится переживать представителям органов правопорядка, постепенно приводят к снижению координации действий, ошибкам в умозаключениях, ухудшению мускульной и рефлекторной реакции, что дезорганизует их деятельность и порождает чувство собственной бесполезности.
Служба в органах внутренних дел сопряжена с определенным риском и постоянным ожиданием опасности. Она характеризуется
информационным дефицитом для решения профессиональных задач, неопределенностью и непредсказуемостью событий. Сотрудник ОВД, выполняя служебные обязанности, подвергает опасности свое здоровье, а иногда и жизнь. Деятельность подразделений милиции характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Отрицательные эмоции сотрудникам приходится подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на длительный период времени [10].
Постоянное пребывание в экстремальных условиях приводит к психическому и физическому истощению, вызывает возбуждение и раздражительность, что приводит, в одних случаях, к снижению трудоспособности, эмоциональной неустойчивости, быстрой психической истощаемости, в других, к агрессивным действиям. Усиливается негативное самовосприятие в профессиональном плане, возникают тенденции злоупотребления табаком, кофе, алкоголем [9; 17; 18; 19].
Сотрудники многих служб постоянно общаются с контингентом граждан, отличающихся друг от друга социальным положением, культурным и интеллектуальным уровнем, жизненным опытом и индивидуальными особенностями. Эти люди могут находиться, например, в возбужденном или беспомощном состоянии либо в сильной степени опьянения, что нередко служит поводом для конфликтов с окружающими и оказания сопротивления сотрудникам милиции. Частые столкновения представителей милиции с подобными явлениями не являются актом однонаправленного воздействия.
Одним из факторов, обусловленных спецификой деятельности правоохранительных органов, является необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями. Будучи связанным, с деятельностью, предполагающей предупреждение и пресечение преступных деяний, совершаемых лицами криминальной сферы, сотрудник ОВД испытывает сильнейшее психоэмоциональное давление. Так, не только сотрудник ОВД влияет на преступника, но происходит и обратный процесс. Каждодневно взаимодействуя с подозреваемыми и обвиняемыми, сотрудники ОВД концентрируют свое внимание на их личностях, анализируют их поступки и действия, изучают мотивы их поведения, нравственные ценности, чувства и обстоятельства жизни. Чтобы раскрыть преступление, сотрудник ОВД вынужден хорошо знать психологию рецидивистов, их привычки, манеры и жаргон. Он обязан «вжиться» в личность преступника, уметь поставить себя на его место и прожить какой-то период времени в образе другого, учитывать, логику мышления преступника, мысленно следовать за ней. Данный процесс «вживания», по словам С.П. Безносова [8], может привести не только к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т. п.), приобретению
преступного опыта, но и идентификации с ним и формированию качеств деформированной личности.
Одной из организационных причин возникновения профессиональной деформации представителей правоохранительных органов является наличие неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть расценено как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.
Одной из основных причин профессиональной деформации, выражающейся в нарушении законности, является постановка перед органами внутренних дел объективно невыполнимых задач, которые не могут быть реализованы законными средствами при существующем уровне организации, технической вооруженности, материальной обеспеченности, кадровом потенциале, правовом обеспечении и регламентации деятельности [7]. Опрос сотрудников органов внутренних дел в Краснодарском крае, проведенный Ю.В. Стригуненко, показал, что в числе причин нарушений законности лидирующее место, по их мнению, занимает «процентомания» (69%). Другими обстоятельствами, способствующими совершению нарушений законности и тесно связанными с «процентоманией», респондентами называются стремление достичь результата любым путем (48%). На вопрос «Случалось ли Вам получать от своего руководства задачу о повышении процента раскрываемости преступлений?» утвердительно ответили 81% респондентов. «Процентомания» как явление порождается комплексом причин, в ряду которых главенствующее место занимает сложившаяся система оценки результатов работы органов внутренних дел [7]. Для системы управления, основанной на формальных количественных показателях, характерны постоянные корректировки планов на всех уровнях, забота зачастую о валовых показателях, что наносит ощутимый урон реализации принципов добросовестного отношения к служебному долгу.
Организационной предпосылкой профессиональной деформации является и отсутствие должного психологического сопровождения жизнедеятельности сотрудников ОВД: обеспечения психологической грамотности, индивидуального и группового консультирования, реабилитационной и терапевтической работы [20]. Названные мероприятия могли бы значительно снизить текучесть кадров в органах внутренних дел, сократить количество суицидальных попыток, нарушений законности и служебной дисциплины представителями охраны порядка, позволить выявлять лиц с признаками профессиональной деформации с целью оказания им психологической помощи.
Таким образом, к факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, относят: детальную правовую регламентацию деятельности; наличие властных полномочий по отношению к гражданам; профессиональную корпоративность; повышенную ответственность за результаты своей деятельности; психические и физические перегрузки; экстремальность деятельности; организационные факторы; необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями; отсутствие должного психологического сопровождения жизнедеятельности сотрудников ОВД.
Список литературы
1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпрес, 2001. 432 с.
2. История советской психологии труда (20-30 гг. XX в.): Тексты / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М.: Изд-во МГУ, 1983. 360 с.
3. Анненкова Н.В. Особенности российского менталитета в условиях нестабильности // Научный вестник МГИИТ. М., 2009. № 2. С. 817.
4. Мирнова Л.И. Превенция деликвентного поведения сотрудников органов внутренних дел: теоретико-прикладные аспекты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2007. 34 с.
5. Сотрудники правонарушительных органов attachment:/485/ logotype.png
6. Результаты изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности милиции органов внутренних дел Российской Федерации // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал», 1(93), 2010. С. 6-15.
7. Стригуненко Ю.В. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции как угроза правовому порядку в современном Российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. 24 с.
8. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. ... док. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1997. 35 с.
9. Буданов A.B. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. - ГУК МВД России, 1994. 46 с.
10. Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб.: Питер, 2005.
11. Медведев B.C. Профессиональная деформация личности как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1 (3). С. 15-17.
12. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Некоторые особенности служебной деятельности, способствующие профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов // Работа с кадрами: Теория, практика, проблемы. Труды Академии управления МВД России. - М.: Академия управления МВД России, 1998. С. 43-54.
13. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Изд-во ВШ МООП СССР, 1967. 290 с.
14. Гаджиев С.Н. Коррупция в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. - Москва, 2009 . - № 1. С. 84-89.
15. Lazarus R.S. Emotion and Adaptation, New York: Oxford University Press, 1991, p. 98.
16. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психический состояний: Сб. статей. Вып.3 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - Казань, Набережные Челны: Пзд-во КГПУ, Изд-во Института управления, 2001. С. 245-255.
17. Булденко К.А., Лемешко П.М. Улучшение нравственно-психологического климата в органах милиции - важнейшее средство повышения эффективности их деятельности // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: Сб. научн. трудов МВД СССР. Минская высш. школа; под ред. А.Н. Сапогина. - Минск, 1991. С. 128-132.
18. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - 2-е изд.
- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 560 с.
19. Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура // Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в ОВД и ВВ: Сборник научных трудов.
- СПб.: Высшее училище внутренних войск МВД России, 1991. С. 50-54.
20. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. 216 с.
E. V. Kamneva, E.I. Skorodelova
OBJECTIVE FACTORS OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSON OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
Social and economic conditions of the ability to live, the raised legal regulation of work, multilateral social control are considered from the state and public bodies, private disputed character of interactions of the worker with citizens as factors of formation of professional deformation of the person of employees of law-enforcement bodies.
Key words: professional deformation of the person, objective factors, the reasons of social and economic character, image of bodies of the law and order, organizational factors, professional corporationism, extreme conditions of service.
УДК 343.1
Н. В. Миронова, соискатель, па18916611 @уапёех.ги (Россия, Москва, МосУ МВД России)
КОНТРОЛЬ ЗА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА
В статье рассматривается история становления процессуального контроля в органах внутренних дел, что приобретает особое звучание в условиях реформирования правоохранительной системы современной Российской Федерации. Предлагается авторская периодизация развития этого института.
Ключевые слова: уголовно-процессуальный кодекс, процессуальный контроль, органы внутренних дел, предварительное расследование.
На протяжении всего существования органов внутренних дел в России одним из актуальных был вопрос о правомерности наделения ОВД процессуальными полномочиями, что приобретает особое звучание с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции». Будет ли по-новому скроенная полиция наделена правом осуществлять полноценное следствие и дознание - покажет время. Наша задача проследить как наряду с развитием процессуальных функций и полномочий органов внутренних дел развивался контроль за их осуществлением со стороны вышестоящих должностных лиц и органов, также относящихся к этому ведомству.
Отличие контроля за уголовно-процессуальной деятельностью в органах внутренних дел от иных форм контроля заключается в том, что как правовой институт близкий, но не идентичный в смысловом значении к процессуальному контролю и надзору в досудебной части уголовного судопроизводства и ведомственному процессуальному контролю за деятельностью в органах внутренних дел, данный вид контроля имеет самостоятельное историческое развитие. Это объясняется не только особенностями организации системы органов внутренних дел, но и спецификой их деятельности, в частности делегированием им со стороны государства важных правомочий по осуществлению дознания и следствия в рамках уголовно-процессуальной деятельности [1, С.12].