ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РАВНОМЕРНОЕ ПРИЗНАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: РАСХОДЫ НА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЮ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Гражданское законодательство запрещает осуществление некоторых видов деятельности без наличия соответствующего разрешения
— лицензии. Помимо этого, для отдельных видов товаров предусмотрена обязательная сертификация. Рассмотрим, как учесть расходы налицензирование и сертификацию в бухгалтерском и налоговом учете.
Лицензирование. Прежде всего необходимо отметить, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством РФ, организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), что установлено ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее
— ГК РФ). Аналогичные правила применяются и в отношении предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, поскольку на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ к их деятельности применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Вопросы лицензирования в РФ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 128-ФЗ).
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий,
аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2 Федерального закона № 128-ФЗ).
Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ. Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить специальное разрешение, перечислены в ст. 17 указанного закона, причем лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также положения о лицензировании согласно ст. 5 Федерального закона № 128-ФЗ определяются и утверждаются Правительством РФ.
Следует обратить внимание на то, что в п. 2 ст. 1 Федерального закона № 128-ФЗ перечислены виды деятельности, на которые действие названного закона не распространяется.
Для получения лицензии организация или индивидуальный предприниматель, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину. Статьей 15 Федерального закона № 128-ФЗ определено, что за рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за их предоставление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
В общем случае в соответствии с п. 71 ст. 333.33 НК РФ (далее — НК РФ) госпошлина взимается в следующих размерах:
— за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
— за предоставление лицензии — 1 ООО руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии — 100 руб.
Статьей 8 Федерального закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на 5 лет, по окончании этого срока по заявлению лицензиата срок может быть продлен.
Реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, в соответствии с подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Рассмотрим, как отражаются расходы на получение лицензии в бухгалтерском и налоговом учете организации — лицензиата.
Информация о расходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами, по законодательству РФ формируется в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России ot06.05.1999 № ЗЗн (далее - ПБУ 10/99).
Расходы, связанные с получением лицензии, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности, что следует из п. 5 ПБУ 10/99. Признаются расходы на лицензирование согласно п. 18 ПБУ 10/99 в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
Поскольку срок, на который выдается лицензия, не может быть менее 5 лет, то можно предположить, что организация будет получать доходы от осуществления лицензируемого вида деятельности в течение всего этого времени.
Когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может
быть определена четко или определяется косвенным путем, то на основании п. 19 ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках такие расходы признаются путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
Обратимся к п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Из названного пункта следует, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Списываются такие расходы в порядке, устанавливаемом организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся. Используемый метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов бухгалтерского учета), для отражения расходов будущих периодов предназначен балансовый счет 97 «Расходы будущих периодов».
Учтенные на счете 97 расходы списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и другие счета.
Пример 1. Организация в июне 2008г. получила лицензию на осуществление негосударственной (час -тной) охранной деятельности. При получении лицензии организация уплатила государственную пошлину в сумме 1 300руб., т. е. за рассмотрение заявления
— 300руб., за выдачулицензии — 1 000руб.
Приказом по учетной политике организации установлено, что списание расходов на лицензирование производится в течение срока действия лицензии равными долями.
В бухгалтерском учете охранной организации расходы, связанные с получением лицензии, отражаются следующими записями:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 1300руб. — произведена уплата госпошлины за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 1300руб. — учтены в составе расходов будущих периодов расходы на лицензирование;
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 97«Расходы будущих периодов» — 21,67руб. -уч-
тена в составе расходов текущего отчетного периода часть расходов на лицензирование (1300руб./60 мес.) (аналогичную запись следует делать ежемесячно до окончания срока действия лицензии).
Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы по этому налогу руководствуются гл. 25 НК РФ.
Для признания доходов и расходов НК РФ предусмотрены два метода — метод начисления и кассовый метод. Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — ст. 273 НК РФ.
Следует напомнить, что расходами согласно абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Поскольку определенные виды деятельности организации могут осуществлять только при наличии лицензии, то расходы на получение лицензии, вне всяких сомнений, являются экономически обоснованными.
Государственная пошлина в соответствии с п. 1ст. 333.16 НК РФ представляет собой сбор. Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой признания доходов выступает дата их начисления, что следует из подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Таким образом, у организации есть возможность в целях налогообложения прибыли учесть расходы на лицензирование единовременно.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 по делу № А28-3289/2006-109/21 сказано, что уплаченный обществом лицензионный сбор не относится к расходам будущих периодов и подлежит единовременному списанию в качестве уменьшающих налоговую базу расходов (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Однако нередко сотрудники налоговых органов обращают внимание налогоплательщиков на п. 1 ст. 272 НК РФ, в котором указано, что если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не пре-
дусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов и требуют учитывать расходы на лицензирование равномерно.
В частности, в письме Минфина России от 16.08.2007 № 03-03-06/1/569 сказано, что для целей налогообложения прибыли государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и государственная пошлина за предоставление лицензии учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение срокадействия лицензии.
По мнению автора, данное требование не основано на законе. Однако в связи с тем, что иной порядок списания расходов на лицензирование организации ведет к необходимости применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02», утвержденного приказом Минфина России от
19.11.2002 № 114н, то организации стоит согласиться с мнением проверяющих органов и закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок списания расходов на лицензирование аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
То, что организация может самостоятельно выбрать порядок учета лицензионных расходов и закрепить этот порядок в приказе по учетной политике в целях налогообложения, подтверждает и постановление ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 по делу № А49-7142/2006. В постановлении, в частности, сказано, что согласно принятой учетной политике и положениям п. 1 ст. 318 НК РФ расходы по приобретению лицензии являются косвенными расходами, подлежащими в соответствии с п. 2 ст.318 НК РФ отнесению в полном объеме к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
При использовании кассового метода признания доходов и расходов расходы на лицензирование учитываются в составе прочих расходов единовременно после их фактической оплаты и получения лицензии, на что указывает ст. 273 НК РФ.
В некоторых случаях процесс лицензирования включает в себя проведение так называемой предлицензионной подготовки. С такой подготовкой связано получение лицензии на освоение природных ресурсов. Особенности учета расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами установлены ст. 325 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно. К расходам,
осуществляемым в целях приобретения лицензии, вчастности, относятся:
— расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
— расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
— расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
— расходы на приобретение геологической и иной информации;
— расходы на оплату участия в конкурсе.
Если по результатам конкурса налогоплательщик получает лицензию, то расходы, связанные с оплатой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензии. Такая лицензия учитывается в составе нематериальных активов и списывается посредством начисления амортизации в порядке, установленном ст. 256 — 259 НК РФ. Следует отметить, что такой порядок применялся только до конца 2008 г.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 325 НК РФ внесены изменения, вступающие в силус01.01.2009.
С 01.01.2009 в случае получения налогоплательщиком лицензии расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, также формируют стоимость лицензии, но учитываются иначе. Такие расходы учитываются в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст. 256 — 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.
Иными словами, с 01.01.2009 при заключении налогоплательщиком лицензионного соглашения на право пользования недрами (получает лицензию) расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая не только учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, но, если данное положение предусмотрено в учетной политике для целей налогообложения, то в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равномерно в течение двух лет.
При переходе налогоплательщика на порядок учета расходов на получение (приобретение) лицензии на право пользования недрами не как не-
материальных активов, а в составе прочих расходов расходы на приобретение лицензий, не учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль организаций по состоянию на 01.01.2009, учитываются равными долями в течение 2009 и 2010 гг.
Если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет.
Если после осуществления предварительных расходов, направленных на приобретение лицензий, налогоплательщик принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение пяти лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Аналогичный порядок применяется для учета расходов, осуществленных в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.
Сертификация. Сертификация в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификация может носить обязательный или добровольный характер, что установлено ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ.
Добровольная сертификация осуществляется на основании договора, заключаемого между заинтересованным лицом и органом по сертификации, которым может быть как организация, так и индивидуальный предприниматель.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, атакже иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Статьей 22 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что объекты сертификации, серти-
фицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии и в форме обязательной сертификации.
Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия согласно ст. 23 Федерального закона № 184-ФЗ имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
Список товаров, при ввозе которой на территорию РФ требуется подтверждение проведения обязательной сертификации, содержится в письме Федеральной таможенной службы от 19.12.2006 № 06-73/44906 «О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации».
Документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований и измерений продукции, полученные за пределами РФ, согласно ст. 30 Федерального закона № 184-ФЗ могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.
Если же ввозимые товары не имеют сертификата соответствия или же имеющийся сертификат не признается в РФ, то импортеру необходимо получить сертификат в РФ. На импортные товары, ввозимые на территорию РФ, распространяются те же правила обязательного подтверждения соответствия, что и нароссийские товары.
Работы по обязательному подтверждению соответствия осуществляются на платной основе на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и
(или) места ее происхождения, атакже лиц, являющихся заявителями. Оплата работ по сертификации производится в соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 23.08.1999 № 44 «Об утверждении правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг».
Помимо оплаты услуг сертифицирующего органа, заявитель должен уплатить государственную пошлину за выдачу сертификата соответствия, размер которой на основании подп. 78 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 100 руб.
За свидетельствование подлинности копии сертификата соответствия согласно подп. 26 п. 1ст. 333.33 НК РФ взимается госпошлина в размере 100 руб.
Как сказано в письме Минфина России от
16.05.2005 № 03-06-03-03/29 госпошлина взимается независимо от того, является ли сертификация добровольной или обязательной.
Расходы на проведение сертификации в бухгалтерском учете отражаются аналогично расходам на лицензирование. Для проведения сертификации органу по сертификации передаются образцы товаров и продукции, что отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».
Оказание услуг по сертификации в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения НДС. На стоимость оказанных услуг орган по сертификации выдаст заявителю счет-фактуру. Сумму налога, уплаченную за проведение сертификации, налогоплательщик НДС имеет право принять к вычету на основании ст. 171 и172 НК РФ по мере принятия услуги к учету.
Пример 2. Производственная организация осуществила обязательную сертификацию производимой продукции.
Стоимость работ по проведению сертификации согласно условиям договора составила 21 830 руб. (в том числе НДС). Стоимость продукции, переданной в качестве образцов, — 3 420руб. Госпошлина за выдачу сертификата соответствия составила 100руб.
Сертификат соответствия выдан сроком на 2 года.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с сертификацией производимой продукции, отражаются следующими записями:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 21 830руб. — произведена оплата услуг по сертификации продукции;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по госпошлине» К-т сч. 51 «Расчетные счета» — 100руб. — уплачена сумма государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 18 500руб. — учтены в составе расходов будущих периодоврасходы на сертификацию продукции;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по госпошлине» — 100руб. — госпошлина учтена в составерасходов будущих периодов;
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 76 «Расчеты сразными дебиторами и кредиторами» — 3 330руб.
— учтен НДС;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
— 3 330руб. — принят к вычету НДС;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» К-т сч. 43 «Готовая продукция» — 3 420руб. — списана стоимость продукции, переданной в качестве образцов для проведения сертификации;
Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» — 917,50руб. — списаны расходы по обязательной сертификации продукции, приходящиеся на текущий месяц ((18 500руб. + 3 420 руб. + 100руб.)/24мес.).
В целях налогообложения прибыли расходы на сертификацию продукции и услуг в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией.
По поводу момента признания расходов на сертификацию существуют разные мнения. Одни специалисты считают, что расходы на сертификацию можно признать единовременно, по мнению других, расходы на сертификацию следует признавать в налоговом учете в течение срока действия сертификата.
В частности, в письме Минфина России от
02.11.2006 № 03-03-02/268 указано, что расходы на сертификацию, проводимую в соответствии с действующим законодательством, учитываются в течение срока, на который выдан сертификат. При этом специалисты Минфина России ссылаются на п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Аналогичное мнение высказано и в письме Минфина России от 25.05.2006 № 03-03-04/4/96. Помимо этого, в названном письме сказано, что подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает при-
знание расходов на проведение сертификации только продукции и услуг, производимой налогоплательщиком продукции и оказываемых налогоплательщиком услуг. То есть в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при налогообложении прибыли, не учитываются расходы на сертификацию, осуществленные организацией, реализующей товары, производимые сторонними организациями.
Мнения, содержащиеся в приведенных письмах, подтверждаются и постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2006 по делу № А56-14268/2005. В постановлении сказано, что ст. 318 НК РФ устанавливает порядок определения суммы расходов на производство и реализацию и должна применяться в системной связи с положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов.
Расходы на получение сертификатов направлены на возможность их использования для получения дохода в течение срока действия сертификатов. При таких обстоятельствах расходы на получение сертификатов общество должно было равномерно учитывать при исчислении налога на прибыль в течение срока ихдействия, а не списывать единовременно.
Но существуют и противоположные судебные решения.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 по делу № А56-10798/2006 сказано, что гл. 25 НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика распределять расходы на сертификацию продукции в течение всего времени действия сертификата. Судом установлено, что общество заключило с органом по сертификации соглашение, согласно которому органом сертификации выполнялись единовременно в одном налоговом периоде и не предусматривались отношения, длящиеся более одного налогового периода.
Пункт 1ст. 318 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль относит расходы на сертификацию продукции к косвенным расходам. Пунктом 2ст. 318 НК РФ определено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает правильным вывод о том, что расходы на сертификацию являются косвенными и на основании п. 2 ст. 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик, принимая решение о порядке учета в целях налогообложения расходов по сертификации продукции и услуг, должен помнить
о следующем. Если порядок учета расходов на сертификацию, принятый в целях налогообложения, будет отличаться от порядка, применяемого в бухгалтерском учете, возникнет необходимость применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от
19.11.2002 №114н.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ.
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.082001 №128-ФЗ.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.
6. Письмо Минфина России от 02.11.2006 № 03-03-02/268.