ISSN 2311-9403 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6773 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Вопрос. ФСС считает, что оформить бюллетень по уходу за ребенком имеет право любой родственник, однако в поликлинике заявляют, что кроме матери или отца больничный лист по уходу за ребенком могут оформить только бабушка или дедушка.
Может ли сотрудница, являющаяся родной сестрой матери ребенка, взять больничный лист по уходу за ребенком (6 лет), так как родители ребенка не могут брать больничный в связи с позицией работодателя?
Ответ. Указанное в вопросе лицо (тетя ребенка) вправе получить листок нетрудоспособности для ухода за больным ребенком без каких-либо ограничений.
Обоснование. В случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи застрахованное лицо обеспечивается пособием по временной нетрудоспособности (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; далее - Закон № 255-ФЗ). Для назначения и выплаты пособия необходимо представить листок нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ).
Согласно п. 34 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее - Порядок), листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.
Законодательство об обязательном социальном страховании не определяет, кто относится к членам семьи застрахованного лица, и не содержит указания на то, чем следует руководствоваться при решении этого вопроса.
Отсутствует в законодательстве и такое понятие, как близкие родственники. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Кроме того, по смыслу главы 15 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся братья и сестры, дедушка и
бабушка, внуки, пасынок и падчерица, отчим и мачеха. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержится понятие «близкие родственники» (п. 4 ст. 5 УПК РФ). Соответственно, к другим родственникам относятся все иные лица, за исключением близких родственников, состоящих в родстве. К числу других родственников отнесены и родные сестры матери ребенка (п. 2 ст. 1144 Гражданского кодекса РФ).
Отметим, что совместное проживание застрахованного лица и больного члена семьи в качестве условия выдачи листка
нетрудоспособности и получения пособия Законом № 255-ФЗ и Порядком не предусмотрено. Право застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности не зависит от того, была ли возможность осуществлять уход за больным у других членов семьи. То же самое касается и других родственников ребенка, в том числе и тети.
По смыслу п. 34 Порядка факт осуществления ухода конкретным членом семьи устанавливает медицинский работник при выдаче ему листка нетрудоспособности.
Представление застрахованным лицом каких-либо других документов (справок) для назначения пособия не требуется (письмо ФСС России от 29.04.2013 № 15-03-08/12-1042П).
Согласно п. 40 Порядка листок
нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи не выдается, если:
— больному члену семьи старше 15 лет -медицинская помощь оказывается в стационарных условиях;
— осуществляется уход за хроническим больным в период ремиссии;
— застрахованное лицо находится в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, отпуске по беременности и родам;
— застрахованное лицо находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, кроме случая, когда это лицо выполняет работу в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Таким образом, указанное в вопросе лицо (тетя ребенка) вправе получить листок нетрудоспособности для ухода за больным ребенком без каких-либо ограничений. Аналогичное мнение изложено и Т. Ильюхиной, начальником отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ (см. Вопрос: Мать ребенка не может оформить на себя больничный лист по уходу за ним. Может ли оформить больничный лист ее родная сестра (тетя ребенка) и будет ли ей выплачено пособие по временной нетрудоспособности? («Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение». № 11, ноябрь 2012 г.)). Указанная позиция ФСС РФ также отражена и в вопросе. Позиция же, изложенная соответствующими работниками поликлиники, не соответствует закону.
Котыло Игорь, Кудряшов Максим, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Можно ли зачесть переплату по налогу на прибыль в бюджет субъекта в счет погашения задолженности по земельному налогу?
В счет каких налогов можно зачесть переплату по НДС, кроме федерального налога на прибыль?
Ответ. Зачет переплаты по налогу на прибыль в счет недоимки по земельному налогу невозможен, так как налог на прибыль и земельный налог являются разными видами налогов (налог на прибыль - федеральный, земельный налог -местный).
В таком случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
Излишне уплаченный НДС можно зачесть в счет уплаты предстоящих платежей или недоимки по иным федеральным налогам (например по акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу).
Обоснование. Подпункт 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 НК РФ.
Как следует из вопроса, речь идет о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет погашения задолженности (недоимки) налогоплательщика по иному налогу.
Из п. 5 ст. 78 НК РФ следует, что такой зачет должен производиться налоговым органом самостоятельно. Соответствующее решение принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. При этом какого-либо заявления от налогоплательщика (равно как и его согласия на зачет) не требуется, сумма излишне уплаченного налога на погашение имеющейся задолженности может быть направлена налоговым органом без предварительного уведомления налогоплательщика.
Вместе с тем указанный порядок не лишает налогоплательщика права и на самостоятельное представление в налоговый орган заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности (недоимки).
В этом случае решение налогового органа о зачете принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Форма применяемого в настоящее время заявления утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9).
Однако, говоря о возможности проведения зачета, нужно учитывать положения абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, который предусматривает, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
— федеральные;
— региональные;
— местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).
Следовательно, переплата федеральных налогов может быть зачтена в счет уплаты федеральных
налогов, региональных налогов - в счет уплаты региональных, а местных - в счет уплаты местных.
Из ст. 13 НК РФ следует, что налог на прибыль относится к федеральным налогом, а из ст. 15 НК РФ следует, что земельный налог относится к местным налогам. В этой связи мы полагаем, что зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет задолженности по земельному налогу невозможен.
Схожая логика нашла отражение, например, в письмах Минфина России от 30.12.2011 № 03-0711/362, от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86.
В то же время в Вашей ситуации целесообразно учитывать следующее.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению,
представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, считаем, что в анализируемом случае Ваша организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением на возврат переплаты по налогу на прибыль. При этом, на наш взгляд, наличие задолженности по земельному налогу значения не имеет, поскольку налог на прибыль и земельный налог являются разными видами налогов (налог на прибыль -федеральный, земельный налог - местный).
Заявление на возврат подается по форме, утвержденной указанным выше приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 8).
По общему правилу заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
С учетом изложенного выше, получается, что излишне уплаченную сумму НДС можно зачесть, в частности, в счет уплаты предстоящих платежей или недоимки по акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу.
Кроме того, на основании положений п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ считаем, что излишне уплаченную сумму НДС можно зачесть, например, в счет уплаты ЕНВД (постановление ФАС СевероЗападного округа от 16.11.2012 № Ф07-6411/12 по делу № А13-12234/2011).
Завьялов Кирилл, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Организация заключила договор беспроцентного займа сроком на 1 год. По истечении срока было подписано дополнительное соглашение с продлением срока возврата. Можно ли в целях бухгалтерского учета учитывать такой заем как краткосрочную задолженность?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Если в результате пролонгации договора займа срок погашения задолженности на отчетную дату составит менее 12 месяцев, то такой заем следует и далее учитывать как краткосрочную задолженность.
Обоснование. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. При этом договор считается заключенным в момент передачи имущества или денежных средств заимодавцем (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Отношения по договору займа регулируются главой 42 «Заем и кредит» ГК РФ.
На основании п. 2 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (далее - ПБУ 15/2008, вступило в силу с 1 января 2009 года) в бухгалтерском учете сумма обязательства по займу отражается заемщиком как кредиторская задолженность.
При этом ПБУ 15/2008 не регламентирует учет основной суммы обязательств, а лишь устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расходах, связанных с выполнением организациями обязательств по полученным займам и кредитам.
В ПБУ 15/2008, в отличие от ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (действовало до 31.12.2008), не предусмотрено разделения задолженности по кредитам и займам на краткосрочную и долгосрочную.
Вместе с тем разделение задолженностей на краткосрочные (на срок не более 12 месяцев) и долгосрочные (на срок более 12 месяцев) предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Кроме того, деление обязательств на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока их погашения предполагает и структура бухгалтерского баланса. Пунктом 20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее -ПБУ 4/99) предусмотрено, что бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели:
— Раздел: «Долгосрочные обязательства». Группа статей: «Заемные средства». Статья: «Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты»; «Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты»;
— Раздел: «Краткосрочные обязательства». Группа статей: «Заемные средства». Статья: «Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты»; «Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты».
Согласно п. 19 ПБУ 4/99 в бухгалтерской отчетности активы и обязательства, в том числе и заемные средства, должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и
долгосрочные. Обязательства представляются как краткосрочные, если срок погашения по ним - не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные обязательства представляются как долгосрочные.
Исходя из вышеизложенного основным критерием классификации заемных средств при подготовке бухгалтерской отчетности является срок погашения, информация о котором подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации и в силу п. 17 ПБУ 15/2008.
Рекомендации Минфина России, касающиеся порядка подразделения задолженности в отчетности на краткосрочную и долгосрочную, также приведены в письме от 28.01.2010 № 07-02-18/01: «В соответствии с ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. Исходя из этого, в случае, если срок погашения заемных средств, ранее представленных в бухгалтерском балансе как долгосрочные обязательства, на отчетную дату составляет менее 12 месяцев, указанные обязательства
представляются как краткосрочные».
Учитывая сказанное, полагаем, что в бухгалтерском балансе информацию следует подразделять в зависимости от срока погашения обязательства на отчетную дату, а не от срока, установленного изначально договором. Поэтому обязательство по возврату долга следует отражать в зависимости от фактических обстоятельств (от планируемого действительного срока погашения).
В рассматриваемой ситуации ответ на вопрос о переквалификации задолженности из
краткосрочной в долгосрочную будет зависеть от того, что стороны пропишут в дополнительном соглашении (дату возврата займа). Если в результате пролонгации договора займа срок погашения задолженности на отчетную дату составит менее 12 месяцев, то такой заем соответствует признакам краткосрочной задолженности (несмотря на пролонгацию договора).
В ином случае он соответствует признакам долгосрочной задолженности и должен быть отражен на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
В бухгалтерском учете операция отражается следующим образом:
Дебет счета 66, субсчет «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Кредит счета 67, субсчет «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - краткосрочная задолженность переведена в долгосрочную.
Порядок перевода задолженностей из краткосрочных в долгосрочные и наоборот следует отразить в учетной политике организации.
Молчанов Валерий, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Строительство основного средства организации (опто-волоконной сети,
смонтированной подрядной организацией из материалов подрядчика) ведет подрядная организация (взаимозависимое лицо).
Как учитывать построенный объект в целях исчисления и уплаты налога на имущество (льготы по нему): как купленный у взаимозависимого лица или нет?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении имущества, созданного по договору подряда, возможно применение льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.
Однако не исключено, что такую позицию Вашей организации придется отстаивать в суде.
Обоснование. В силу п. 1 ст. 374 НК РФ по общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождается от налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
— реорганизации или ликвидации юридических лиц;
— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Однако НК РФ не определяет понятия «передача» и «приобретение».
Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету также не раскрывают данных понятий. В то же время согласно п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее - ПБУ 6/01) первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
К фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств отнесены, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам.
Пункт 1 ст. 702 ГК РФ определяет, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В свою очередь п. 2 ст. 703 ГК РФ устанавливает, что по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Таким образом, фактически по договору подряда заказчику передается имущество как результат работ. Так как в анализируемом случае заказчик и подрядная организация являются
взаимозависимыми организациями, то можно сделать вывод, что указанное в вопросе имущество попадает под исключение, предусмотренное абз. 3 п. 25 ст. 381 НК РФ и, соответственно, льгота на него не распространяется.
Однако, как следует из п. 2 ст. 218 ГК РФ, передано (отчуждено) подрядчиком может быть только имущество (право собственности на него), на которое у него имеется право, установленное законом или возникшее у него в силу договора. Подрядчик же, исходя из норм главы 37 ГК РФ, не приобретает право собственности, а также производные от него права (хозяйственное ведение, оперативное управление) на созданный объект.
Подобная логика рассуждений нашла отражение, в частности, в постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 № 03АП-282/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 № 18АП-2606/12.
Следовательно, на наш взгляд, право на оптоволоконную сеть, созданную по договору подряда, возникает у заказчика в силу норм ГК РФ. В этой связи мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемой ситуации возможно применение льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ, так как данное имущество не признается переданным или приобретенным в смысле абз. 3 п. 25 ст. 381 НК РФ.
В настоящее время мы не располагаем разъяснениями официальных органов
применительно к данной ситуации.
Косвенно в пользу нашей позиции свидетельствует письмо ФНС России от 20.11.2012 № ЕД-4-3/19531@, в котором отмечается, что нормы главы 37 «Подряд» ГК РФ в любом случае не предусматривают возникновения у подрядчика вещных прав на результат работ. Соответственно, поскольку подрядчик не обладает правом собственности на изготовленную вещь, он не может передать это право на возмездной основе иному лицу, в том числе и собственнику указанного сырья.
В то же время, в письме ФНС России от 14.01.2015 № ГД-4-3/149@ были сделаны противоположные выводы.
Учитывая данный факт, а также принимая во внимание мнение, высказанное господином А.В. Сорокиным, начальником отдела
имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, мы не исключаем, что применение льготы в отношении указанной Вами опто-волоконной сети может привести к налоговым спорам.
Обращаем Ваше внимание, что по мнению финансового ведомства (см. письмо Минфина России от 05.03.2015 № 03-05-04-01/11797, доведенное для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 13.03.2015 № 3Н-4-11/4037), изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица, объекты движимого имущества, учтенные в качестве объектов основных средств, не подлежат налогообложению в соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ.
В такой ситуации Ваша организация вправе обратиться за разъяснениями в Минфин России и/или налоговый орган по месту учета (пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Завьялов Кирилл, Королева Елена, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Учреждению необходимо
документально оформить списание группы пришедших в негодность (непригодных к дальнейшей эксплуатации) основных средств стоимостью до 3 000рублей каждое.
Каким первичным документом следует оформить списание именно группы однородных основных средств?
Ответ. По нашему мнению, учетной политикой учреждения для списания с забалансового счета основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно может быть предусмотрено применение унифицированной формы Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) или Акта, самостоятельно разработанного
учреждением, за основу которого может быть взят Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
Обоснование. Согласно п. 51 и п. 373 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается в учете на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - Актом (Актом приема-передачи, Актом о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.
При этом указаний о применении конкретной формы акта о списании объектов основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно Инструкция № 157н не содержит. Не содержат таких указаний и положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н.
Следует отметить, что согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н.
Таким образом, учреждению в составе учетной политики следует закрепить применяемую форму акта для списания основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно. Указанная форма может быть как унифицированной, так и самостоятельно разработанной в учреждении с содержанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Для государственных (муниципальных) учреждений формы первичных учетных документов утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н), который применяется при формировании учетной политики, начиная с 2015 года (п. 6 Приказа № 52н). Отметим, что учреждение самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм (см. письма Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 № 07-0405/02-374). Безусловно, эта дата должна быть согласована с вышестоящей организацией и утверждена локальным документом учреждения.
По нашему мнению, учетной политикой учреждения может быть предусмотрено для списания с забалансового учета основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно применение унифицированной формы Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
Отметим, что «Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (Приложение № 5 к Приказу № 52н) установлено, что Акт о списании (ф. 0504104) может оформляться на один или несколько объектов нефинансовых активов по одной группе государственного (муниципального)
имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное).
Напомним, что учреждение государственного сектора вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты, если иное не установлено действующим законодательством (п. 7 Инструкции № 157н), в том числе и графу для указания количества списываемых однородных объектов.
Сапетина Ирина, Миллиард Мария, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Организация (УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы») оплатила госпошлину (в размере 30 000руб.) в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Каков порядок бухгалтерского учета оплаченной госпошлины? Можно ли включить сумму госпошлины в расходы при исчислении налогооблагаемой базы?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Государственная пошлина, уплаченная за предоставление уполномоченным органом лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами, может быть учтена при определении объекта налогообложения.
В бухгалтерском учете расходы по уплате государственной пошлины учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Обоснование. В соответствии с частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 255-ФЗ) юридические лица, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие
предпринимательскую деятельность по
управлению многоквартирными домами, обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензию на осуществление данной деятельности. После 1 мая
2015 года управление многоквартирными домами без лицензии не допускается.
На основании п. 34 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Приложение к приказу Службы государственной жилищной инспекции
Ивановской области от 30.12.2014 № 73 (Ивгосжилинспекция)) с заявителя взимается государственная пошлина за предоставление государственной услуги в размере, установленном подп. 134 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
В свою очередь согласно подп. 134 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами уплачивается в размере 30 000 руб.
В силу подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
В п. 1 ст. 333.16 НК РФ определено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. При этом из п. 10 ст. 13 НК РФ следует, что государственная пошлина относится к федеральным сборам.
Учитывая изложенное, мы полагаем, что государственная пошлина за предоставление уполномоченным органом лицензии на право осуществления предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными домами может быть учтена при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Разъяснений уполномоченных органов, данных в отношении государственной пошлины,
уплаченной за предоставление данной лицензии,
мы не обнаружили. В то же время ранее работники финансового и налогового ведомств неоднократно приходили к выводу о правомерности признания расходов в виде госпошлины, уплаченной за предоставление лицензии на продажу алкогольной продукции (письмо УФНС России по г. Москве от 18.07.2011 № 16-15/070485@), или госпошлины, уплаченной за предоставление лицензии уполномоченными органами (письма Минфина России от 09.02.2011 № 03-11-06/2/16, от 23.01.2009 № 03-11-06/2/5).
Бухгалтерский учет
Пункт 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации в зависимости от их характера условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В свою очередь п. 5 ПБУ 10/99 определяет, что в составе расходов по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг.
Получение лицензии является необходимым условием для осуществления деятельности организации. Значит, затраты на оплату госпошлины за выдачу лицензии непосредственно связаны с основной деятельностью организации и подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления на основании п. 18 ПБУ 10/99.
Отражение на счетах бухгалтерского учета расчетов по уплате государственной пошлины осуществляется в корреспонденции со счетом 68, поскольку данные платежи перечисляются в бюджетную систему РФ.
В этой связи полагаем, что в учете организации в анализируемом случае будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 20 (26) Кредит счета 68, субсчет «Государственная пошлина» - признаны расходы по уплате государственной пошлины;
Дебет счета 68, субсчет «Государственная пошлина» Кредит счета 51 - уплачена государственная пошлина.
Завьялов Кирилл, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. У организации (ООО, применяет общую систему налогообложения) есть полученные займы от единственного участника общества (иностранное юридическое лицо).
Можно ли решением единственного участника направить сумму займа на увеличение имущества общества, освободив общество от обязанности по ее возврату?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Общество может быть освобождено от обязанности по возврату суммы займа путем зачета встречных требований, а именно требования общества к участнику о внесении вклада в имущество общества, если участником будет принято соответствующее решение, и требования участника к обществу о возврате займа, если эти требования являются однородными (денежными) и срок их исполнения наступил или определен моментом востребования.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (далее - Закон об ООО) участники общества с ограниченной ответственностью (далее также - общество, ООО) обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников вносить вклады в имущество общества. Такая обязанность участников общества может быть предусмотрена уставом при учреждении общества или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников, принятому всеми участниками общества единогласно. По общему правилу вклады в имущество общества вносятся всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 2 ст. 27 Закона об ООО).
Следовательно, общее собрание участников ООО вправе принять решение о внесении вкладов (вклада) в имущество общества. Поскольку при наличии в обществе единственного участника он вправе принимать решения по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества (ст. 39 Закона об ООО), полагаем, что такое решение может быть принято и единственным участником ООО. По смыслу приведенных норм внесение вкладов в имущество общества является обязанностью участников, если это предусмотрено уставом ООО. Однако в случаях, когда в обществе имеется единственный участник, он, с нашей точки зрения, вправе
принять решение о внесении вклада в имущество этого общества и внести соответствующий вклад независимо от содержания устава, поскольку закон его в этом праве не ограничивает (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 66.1 ГК РФ вкладом участника хозяйственного общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Отметим, что к хозяйственным обществам относятся в том числе общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 27 Закона об ООО предусмотрено, что вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников общества.
В настоящей ситуации единственный участник передал денежную сумму обществу в качестве займа. Для того чтобы увеличить имущество общества на указанную сумму, освободив общество от обязанности по ее возврату заимодавцу, необходимо, чтобы обязательство заемщика прекратилось по одному из оснований, предусмотренных гражданским законодательством.
В частности, согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может прекращаться полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Отсюда следует, что участник общества вправе принять решение о внесении вклада в имущество общества на основании ст. 27 Закона об ООО и если в настоящей ситуации срок возврата займа наступил или этот срок определен моментом востребования, заявить о зачете требования к обществу о возврате займа в счет исполнения своей обязанности по внесению вклада в имущество (при условии однородности требований, что достигается в случае, если будет принято решение о внесении вклада в имущество общества деньгами). В этом случае обязанность общества по возврату суммы займа прекратится,
равно как будет считаться прекращенной и обязанность участника по внесению вклада в имущество ООО. Отметим, что ни ст. 411 ГК РФ, ни Закон об ООО не запрещают прекращение обязанности по внесению вклада в имущество общества путем зачета встречного требования участника к обществу. Заявление участника -иностранного лица о зачете требования к обществу на основании ст. 410 ГК РФ согласуется и с положением ст. 1217.1 ГК РФ, согласно которой прекращение обязательства зачетом определяется по праву страны, подлежащему применению к отношению, из которого возникло требование, против которого заявляется о зачете встречного требования.
В рассматриваемом случае требование общества к участнику о внесении вклада в имущество возникнет из корпоративных отношений, которые, поскольку речь идет о российском юридическом лице, подчиняются российскому праву (подп. 7 п. 2 ст. 1202 ГК РФ).
Участник и общество также вправе заключить соглашение о зачете встречных требований (о возврате займа и о внесении вклада в имущество ООО). В этом случае стороны могут выбрать право, применимое к их правам и обязанностям по этому соглашению (ст. 1210, 1217.2 ГК РФ).
Также отметим, что в настоящей ситуации с точки зрения российского законодательства заимодавец не лишен права освободить общество от
обязанности по возврату займа путем прощения долга (ст. 415 ГК РФ).
Однако если иностранный участник ООО является коммерческой организацией, такая сделка может вступить в противоречие с подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ, который запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями. В этом случае прощение долга будет правомерным при условии, что исходя из конкретных обстоятельств можно будет установить отсутствие у кредитора (заимодавца) намерения одарить должника, о чем может свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между теми же лицами (п. 3 Обзора практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств, направленного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.12.2005 № 104). Кроме того, следует учитывать, что исходя из правил ст. 1217 ГК РФ к сделке прощения долга вероятнее всего будет применяться право страны заимодавца, следовательно, возможность прощения долга в этой ситуации необходимо рассматривать во взаимосвязи с нормами иностранного права.
Ерин Павел, Золотых Максим, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ