С.А. Петрушенко
РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любой процесс подготовки к принятию эффективного решения связан с разрешением некоторых проблем, то есть с рациональной деятельностью в условиях некоторых неопределённостей. Принять рациональное решение - это означает выбрать некоторую линию действий из ряда возможных. Подлежат подобному выбору самые разные элементы рациональной деятельности, то есть и цель, и средства, и элементы социальной программы действий в целом. Можно выделить ряд факторов, которые образуют ситуацию, в которой принимаются рациональные решения:
- субъект, принимающий решение; его функция заключается в выборе основной стратегии действий, которая ведёт к желательному результату, т. к. к эффективному результату или к достижению поставленной цели;
- средства для достижения поставленной рациональной цели; обычно они представляют собой, так называемые, управляемые переменные и сам социальный субъект, принимающий решение может их изменить в зависимости от сложившихся обстоятельств и в связи с изменением намеченных целей в рамках достижения общего эффективного результата;
- условия, в рамках которых принимается рациональное решение; социальному субъекту рациональной деятельности следует считаться с объективными условиями, как со своеобразными неуправляемыми переменными, которые могут существенно влиять на сами результаты рационального выбора;
- ограничительные требования, исходящие от наличия средств или объективных условий; речь идёт о том, что существуют возможности, которые могут повлиять на выбор рационального решения;
- ситуация принимаемого рационального выбора, который обеспечивает различные возможности в стратегии поведения; подобная ситуация предполагает, что должно существовать несколько подобных возможностей или альтернатив. В ином случае проблемы не возникает, т. к. сама линия рационального поведения уже на начальном этапе предопределена;
- необходимо также рассматривать возможные результаты, они будут зависеть как от объективных обстоятельств, так и от выбора самой стратегии рационального поведения; при этом необходимо иметь как минимум два возможных результата, они должны быть неравноценны, так как в противном случае не имеет значения: какое решение принимается социальным субъектом.
В рамках принятия рационального решения необходимо разделять решения на надёжные, рискованные и безосновательные. В рамках надёжного решения социальный субъект должен быть хорошо осведомлён о ситуации и объективных условиях достижения целей, что даёт ему возможность уверенно и точно предсказать последствия своих рациональных действиях. В рамках безосновательных решений социальный субъект владеет ситуацией плохо и неспособен адекватно оценить последствия своих действий. Что касается рискованных решений, то они не дают возможности субъекту полностью ориентироваться в последствиях, контролировать и предвидеть их, но у него есть возможность дать им, вероятную оценку, что в последнее время является достаточно модным в рамках социально-философских исследований [4].
С другой стороны, в рамках рассмотрения рискованных рациональных решений есть смысл говорить о возможности рассмотрения понятия полезности и ценности такого решения. Можно сказать, что сама стратегия поведения с точки зрения полезности и ценности зависит от многих факторов, но, в конечном счёте, все сводится к тому, что социальный субъект выберет ту ситуацию, в рамках которой наиболее ценится само его время для принятия подобного решения. Для социальных субъектов предпочтительней рациональное поведение с наименьшей потерей времени, так как потеря времени - это и потеря эффективности. В этой связи обратим внимание на то, что процесс принятия рационального решения связан с системой самих ценностей рациональной
деятельности. Поскольку социальная деятельность имеет дело с рискованным решением, постольку принято считать, что социальный субъект способен оценить вероятность наличия объективного обстоятельства принятия этого решения и способен найти определённый алгоритм, который позволит ему рассмотреть данное обстоятельство и определить пути его преодоления.
Сам социальный субъект, который принимает решение, должен выбрать наиболее эффективную линию достижения поставленной цели. Подобный процесс выбора наилучшего варианта из имеющихся возможных, называется оптимизацией рациональной деятельности.
Решение проблем связанное с рациональной деятельностью в любом случае процесс творческий, требующий нестандартности мышления, импровизации, фантазии и изобретательности. В этом смысле, указанные методы фактически едины в главном, т. к. направлены на реализацию поставленной задачи, но дают с другой стороны различные варианты подхода к общей проблеме и наиболее эффективны при реализации рационально-эффективного решения.
Следует иметь ввиду, что принятие рационального решения и рациональное поведение достаточно глубоко связаны друг с другом и это позволяет сказать, что это единый процесс в рамках рациональной деятельности. Обратим внимание на то, что действия по выработке рационального решения, когда они выступают на уровне определённого алгоритма, конечно, не требуют своеобразного осознания, а требуют лишь корректировки с учётом места, времени, отношений и ряда других обычных факторов. Само социальное сознание в данном контексте включается только тогда, когда происходит изменение определённого сложившегося стереотипа, причём в этой ситуации становится невозможным продолжение изначально начатого действия. В современной литературе подобную ситуацию, связанную с ограничением подобного действия принято называть «текущей» проблемой. При этом само появление проблемы, в рамках рационального поведения фактически характеризует появление определённого акта сознательного выбора в рамках социального поведения нацеленного на эффективное средство её решения. Подобное средство решения обычно связано с тремя основными параметрами:
- определяется поставленная проблема;
- конструируются альтернативные способы решения этой проблемы;
- из имеющихся проблем выбирается лучшая альтернатива.
Определить саму проблему в рамках социальной деятельности обычно означает некий выбор того, что связано с изучением условий, которые препятствуют эффективному решению. После того, как причина подобных ограничений рациональной деятельности уже установлена, начинается своеобразный этап конструирования спектра возможных действий, которые в итоге направлены на решение возникающей проблемы. Это как раз является одним из самых сильных творческих моментов в рамках мыслительной деятельности, и в рамках тех показателей, которые в итоге характеризуют эффективность мышления социального субъекта. В этом контексте следует сказать о том, что большинство рациональных решений, связанные с принимаемыми в рамках социальной деятельности инновациями всё же следует разделять с точки зрения его содержания, выделять моменты творческого и нетворческого этапа.
Любое возможное действие в рамках социальной деятельности обычно направлено на решение возникшей проблемы, которое в рамках современной философии науки обычно называется альтернативой или альтернативной ситуацией, или возможными мирами и т. к. Сами объективные условия оптимального решения, так или иначе, связаны с проблемой вероятности. Так, иногда вероятности самих объективных условий известны, но иногда они являются и неизвестными. В последнем случае социальному субъекту как субъекту, принимающему решение, приходится давать субъективные, личностные, вероятностные оценки. В той же социально-рациональной деятельности подобная ситуация тем не менее зависит от того, известны ли объективные или субъективные вероятности той или иной ситуации или же - нет, поэтому следует говорить о том, что принятие решения происходит в условиях риска неопределённости или определённости, что, естественно, будет является лучшим позитивным результатом. обратим внимание на то, что заключи-
тельный этап принятия решения обычно состоит в выборе наилучшей альтернативы из имеющейся в данном случае у социального субъекта. Для того чтобы сделать выбор разумно субъект, принимающий решение, должен знать к каким следствиям, последствиям и результатам приводит каждая альтернатива, и какова полезность этих альтернатив для него.
Для социального субъекта следует обращать внимание на то, что выбор той или иной альтернативы, которая обладает наивысшей полезностью - это основное правило начала принятия эффективного решения. То есть фактически оно означает, что из всех возможных рациональных решений сам социальный субъект должен выбрать именно то, что с его точки зрения в это время и при данных обстоятельствах является наиболее эффективным.
Для того, чтобы принять эффективное решение нужно обладать определённой информацией. Если говорить об обобщённом варианте, то принятие этой информации означает следующее:
- следует принять множество альтернативных действий, каждое из которых указывает на один из возможных вариантов решения поставленной социальной проблемы;
- следует принять множество объективных, не зависящих от социального субъекта принимающего решение обстоятельств или условий, влияющих на исходы возможных направлений деятельности или альтернатив, при этом одна из альтернатив обязательно должна осуществиться;
- следует принять множество вероятностей или вероятностных оценок как объективных ситуаций влияющих на исходы альтернативных действий;
- следует принять, что множество субъективных значений, результатов для лиц, принимающих вместе с субъектом рациональное решение, рассматривается с точки зрения его полезности.
Однако следует иметь в виду, что социальный субъект как субъект, принимающий решение не всегда обладает надёжными объективными данными о вероятностях событий и полезностях результатов в рамках его рационального решения. Но при этом, имея даже такие данные, социальный субъект, так или иначе, вынужден интерпретировать их со своей точки зрения, исходя из существа рассматриваемой проблемы, своих интереса, опыта и влияния на позитивные решения. То есть подобному субъекту, в подавляющем числе случаев, приходится давать свою оценку всех элементов возможных вариантов в движении к решению. Если подобные ситуации, в конечном счёте, включают события, наступление которых не зависит от субъекта, то он, конечно, желает знать их вероятность [2], [3].
Классические модели принятия рациональных решений всегда являются оптимальными, так как нацелены на максимизацию результата. Они построены таким образом, чтобы можно было использовать оптимизационный алгоритм и получить оптимально-эффективный результат. Их недостаток заключается в вынужденном упрощении социальной действительности, поскольку определение параметров модели должно быть ориентировано на обеспечение возможности выработки решений. Поэтому полученные рекомендации часто теряют практическую ценность. Тем не менее, оптимизационные модели по сравнению с интуитивными умозрительными моделями социальных субъектов имеют значительные преимущества: не допускают логических ошибок, так как могут быть математически проверены на наличие нарушений логики; являются бескомпромиссными и не содержат ничего лишнего, сводят проблему к ее сути и содействуют выражению основополагающих взаимосвязей целей и средств.
Математические модели обеспечивают систематическое осмысление проблем и позволяют одновременно учитывать все влияющие на них факторы. Вместе с тем, раскрывая все предпосылки, они становятся более уязвимыми для критики по сравнению с умозрительными моделями, где исходные пункты рассуждений формулируются их создателями.
Близкие к практике рекомендации могут быть получены, если при построении модели принятия решений изначально отказаться от применения оптимизационных алгоритмов и придать большее значение учету существенных структурных элементов наблюдаемого фрагмента реальности. В результате формируется имитационная модель принятия решений. Она решается не аналитически, а экспериментально или эвристически, что вследствие резкого увеличения расчетов тре-
бует использования электронно-вычислительной техники. Благодаря компьютерным технологиям неожиданно для многих возрождается и математическое модельное мышление. С помощью имитации могут быть найдены удовлетворительные решения сложных проблем, тогда как оптимизационные модели позволяют получить оптимальные решения только для проблем с простой структурой.
Широкие возможности имитационного моделирования приводят к разработке все более сложных конструкций моделей. Это порождает дополнительные проблемы не только для программиста, но и для пользователя. Количественное определение параметров модели сталкивается с все большими трудностями. Поэтому часто приходится обращаться за недостающей информацией к экспертам, что при масштабных моделях со многими параметрами существенно усиливает спекулятивную природу практических рекомендаций.
Модели принятия решений могут лишь ограниченно отразить действительность не только из-за дефицита данных и несовершенства теорий, но, прежде всего, ввиду огромного разнообразия явлений и связей в реальной социальной жизни. Многие исследователи видят в этом их существенный недостаток и повод для критики. Для них предпосылки моделирования равнозначны далекой от практики науке [1].
Конструкционный принцип, т. к. возможность абстрагироваться в интересах точного анализа от «мешающих величин», существующих в реальности, делает модели принятия решений открытыми для совершенствования. Они ни в коем случае не отнимают инициативы у лиц, ответственных за решения. Математические модели усиливают интеллект, но не заменяют его.
Наконец, модели принятия решений должны постоянно подтверждать свою полезность как дополнение к чисто умозрительной модели. Это удается все чаще, но пока не всегда. Однако в принципе модели имеют все предпосылки, чтобы служить социальным субъектам в качестве вспомогательного средства, а не как «абсолютное знание». Они способствуют лучшему пониманию реальных проблем, помогают при разработке альтернатив, упрощают их проверку и облегчают оценку интуитивных проектов и существующих моделей поведения [5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коган А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности // Психология. Вып. 3. Киев, 1999. С. 212-221.
2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
3. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2000.
4. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.
5. Черткова Е. Л. Свобода и рациональность // Рациональность на перепутье. М., 1999. С. 152-171.
Вл. В. Попов
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В КОНТЕКСТЕ ПОЗНАНИЯ СОЦИУМА
С 80-х годов прошлого века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже XIX - XX веков, сменяется постнеклассической наукой с выходом на понятие постнеклассической рациональности. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой или наукой Нового времени.
В рамках постнеклассической науки исследуются не только сложные и саморазвивающиеся системы, но и сверхсложные системы, которые со всех сторон открыты к самоорганизации. При этом объектом науки становятся, естественно, проблемы, связанные не только с человеком и человеческой деятельностью, но и с теми проблемами, которые возникают в рамках исследования социальной реальности в целом. На смену таким постулатам классической рациональности в рамках